Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Святые острова (Валаам, Кижи, Соловки, Кронштадт)

Мне хотелось прокатиться на настоящем паровозе. Неожиданно, но в России очень много таких возможностей в разных точках страны. Можно заплатить пять тысяч за паровозный тур выходного дня, а можно, удивительно, просто проехаться из пункта А в пункт Б за обычную стоимость перевозки. Один из таких маршрутов возит из карельского городка Сортавала в горный парк Рускеала, созданный на месте бывшего мраморного карьера. Сайт парка мне понравился сам по себе как неожиданно европейский для отечества проект, посмотреть на мраморные подземные ходы было очень заманчиво, поэтому поездка в Рускеалу на паровозе стала плановым делом. Но это значит, снова ехать в Санкт-Петербург, а оттуда затевать путешествие по Карелии: что же ещё можно посмотреть в этих краях? Ответы пришли при взгляде на карту сами собой из знакомых с детства слов: Валаам, Кижи. Всё это связанные с религией острова. Валаам в Ладожском озере, Кижи в Онежском. Какие ещё острова сразу приходят на ум? Соловки. Они чуть дальше, но не далеко – в Белом море. Так родилась концепция путешествия "Святые острова". А в Петербурге к ним добавился Кронштадт – тоже остров, и на нём один из самых больших соборов России.

Я обожаю путешествия, но всё сильнее ощущаю, что отпуск – это бытовой стресс. Каждый раз надо ранейшим утром добираться в аэропорт. И заселение в отель не люблю из-за напряжённой бытовухи и новшества. Вот занесли сумки в петербургский отель, а там душно и жарко, что вызвало у меня ворч на весь день. Но по возвращении в отель всё стало нормально: в коридоре работал кондёр, в комнате открывалось окно, компаньон сказал мне высунуть в окно своё дышло. Так слово «дышло» вошло в мой активный лексикон (хотя потом оказалось, что дышло – это не дыхательный аппарат организма, а часть крепления лошадей к повозке!). Поразительно, в прошлые разы вот просто не находились в поиске те активности, что всплыли только сейчас, хотя существуют в городе годами! И по совпадению набранный список мест для посещения в Петербурге сплошняком оказался на островах! В итоге концепция "Святые острова" продолжилась, и жили мы поближе к местам досуга тоже на островах – Васильевском и Петроградском.

В первый день мы отправились в Зоопарк, чтобы посмотреть на бобров, которые так завоевали наши сердца в воронежском бобронариуме. Боброки – вечерние сумеречные животные, мы были готовы ждать сумерек, чтоб взглянуть на них, или посмотреть через специальное окошко внутрь хатки. Но окошко, к сожалению, было грязное и не показывающее… На долгое время бобры выходили именно тогда, когда мы единственный раз в день отправились ужинать, что стало понятно по появившимся мокрым следам. И после удалось посмотреть выныривающих из воды боброчков только несколько секунд в итоге. Зато кормление белого миши – это было шоу! В этом сезоне меня поразило кормление белых медведей в Красноярске, и то как они купались в бассейне. Здесь же медведь исполнял прыжки в воду с подиума за каждой бросаемой ему рыбиной или свёклой.


"Ленинградский зоопарк" не сменил название на "Петербургский" в память о блокаде. И мне было интересно это место не столько из-за зверей, сколько из-за истории. Люди, страдавшие сами, пытались спасти зверей. Разрабатывали способы кормить их смесью из опилок, выхаживали каждого по-своему. И животные, оставшиеся в зоопарке, выжили, а эвакуированные погибли. Особенно меня трогает история о бегемотихе Красавице, которую спасала во время блокады сотрудница зоопарка Евдокия Ивановна Дашина. Бегемота нужно было не только кормить, но и дважды в день купать, иначе растрескается кожа и начнутся болезни. Приходилось носить с Невы бочки воды и обтирать бегемота. Какой огромный труд, какая забота, какое добро по отношению к беспомощному. Красавица, прибывшая в зоопарк в 1911, дожила до 1951 года. В зоопарке работает выставка о днях блокады. И всегда играет классическая музыка, вносящая дух культурного петербургства, а точнее для меня именно ленинградства. Понравилось, как в зоопарке сотрудник просто выгуливал лису на поводке (и приговаривал, что недоволен образом лисы в детских сказках). Не понравилось, что постоянно шумят вертолёты, вьющиеся у Петропавловской крепости. Понравилось, что в отеле жил кролик, продолжая тему зоо-дня.

На утро мы отправились на экскурсию на ледокол "Красин". Его история знакома мне не так давно в масштабах жизни (хоть что-то я знаю не "со школы"), но она потрясающа! Знаю её из фильма "Красная палатка" по реальным событиям: в 1928 году итальянец Нобиле отправился на дирижабле в полёт к северному полюсу. На обратном пути дирижабль потерпел крушение в Арктике, часть команды пропала без вести, часть установила палатку и покрасила её в красный цвет для заметности среди снегов. Сигнал бедствия был принят не сразу, его уловил русский радиолюбитель. Многие страны отправили свои экспедиции спасения, в одной из них погиб великий путешественник Руаль Амундсен! Другому самолёту удалось найти палатку и забрать со льдины самого Нобиле (на следующий рейс самолёт сломался и пилоту пришлось самому присоединиться к жителям палатки). Россия отправила свой самый-самый ледокол "Красин", самолёт с него также застрял на льдине, но отказался от спасения, пока не спасут палаточников и тех, кто ушёл из неё в попытке выбраться на землю самостоятельно. В итоге "Красин" нашёл и спас всех жителей палатки и всех остальных разбросанных по округе участников событий.


История той экспедиции наполнена множеством подробностей, опасностей, случайностей, связей. Но в итоге "Красин" – супергерой, сейчас стоящий как музей. Для меня поразительно видеть внутри картины, инсталляции и диорамы с той самой красной палаткой из истории и из фильма. Только не могу понять, зачем в фильме много в чём отошли от реальности, при том что это старый советский фильм с международным сотрудничеством, а не современная поделка. Реальным личностям изменили личность: лётчика-героя сделали злодеем, а погибшему исследователю Арктики придумали несуществующую любовную линию в вымышленным женским персонажем. От советского фильма неожиданно совершенно. Советской продукции хочется всегда документально верить, а тут такая подстава. 

Но и помимо той миссии "Красин" – корабль великий, это единственный в мире ледокол, совершивший кругосветное плавание. Сам корабль воспринимается как масштабный плавучий город-дом-учреждение. Веет духом фантастического "Энтерпрайза", который находится в путешествии, но представляет собой дом одновременно. Интересно ощущать, что весь этот дом может попадать в различные условия, например, в качку, в крен во льдах до 50 градусов. У простых матросов было совсем мало места, а вот у капитана – огромная капитанская ванная, даже с отдельной от ванны раковиной, широкая кровать. И это как раз играло шутку, вынуждая капитана при качке спать в ванне, ибо на широкой кровати невозможно было зафиксироваться. Ещё сейчас на корабле забавно расставлены всякие вазы, скульптуры белых медведей, но понятно же, что в настоящем походе они бы просто упали. Мило, что каждое воскресенье в 12 часов "Красин" издаёт гудок, и это случилось именно перед моей экскурсией.


Смешно, на входе в "Красин" мы сперва показали билет в другой музей (перемешались распечатки), но привратный мужик/женщина понял, что это квиток в музей городского транспорта, хотя там не было написано. Неужели по рисунку логотипа понял? Музейные работники знают всё про окружающие музеи? А вот для нас этот трамвайный музей нашёлся совершенно случайно, и просто поражает, как всё новое и новое может обнаруживаться в городе, где уже был. Информацию про музей принёс мой компаньон-любитель трамваев, и туда мы направлялись сразу после ледокола, поэтому чтобы пообедать, выбрали экскурсию не на 14, а на 15 часов. При этом в 16 часов забронировали поездку на ретро-трамвае! И вот тут случилась небольшая накладка, а именно наложилось время отправки трамвая на завершение экскурсии. Необходимость убежать с кусочка лекции о трамваях расстроила моего компаньона, и на ретро-трамвае он катался не в полной жизнерадостности. Мне же в трамвае не было слышно гида из-за трамвайного громыхания и не было прямо видно достопримечательности из окон. Но было огромное ощущение, что меня окружает питерство, и нравились чистые лакированные деревянные ретро-сидения. Такие куда лучше современных мягких пачкающихся сидений, гладкое дерево легко мыть. Не понимаю, почему их теперь не устанавливают, неужели в угоду мягкости. Лучше уж чистое твёрдое лакированное сидение, чем грязное засаленное вонючее мягкое кожаное или махровое.


На следующий день паломничество по транспортным средствам продолжилось посещением подводной лодки Д-2 "Народоволец". Подумать только, можно зайти в настоящую подлодку и буквально полазать по её люкам из отсека в отсек. Внутри очень маленькие подвесные лежаночки для матросов, некоторым приходится буквально спать в обнимку с торпедами! На осмотре мне понравился совсем мелкий ребёнок (малёк), который узнал на фотографии Сталина и спорил с бабушкой о назначении рубки.


Пусть Питер называют серым и промозглым, но здесь всегда жарко, когда приезжаю. Безумную жару повезло скоротать в тени на шезлонгах на территории бывшего завода "Севкабель", переделанного в культурное пространство. Я, как охотничий кот, захватил эти лежаки, а потом котовился на своём и даже поспал незаметно для себя, чем был превелико доволен! Потому что другого делать было нечего. Я очень люблю антураж и использование бывших индустриальных кирпичных мест для какого-то нового искусства, но меня вгоняет в растерянность новое назначение этих мест. Из понятных целей только кормление в ресторанах и фотографирование на красивых видах, а остальное всё называется и является каким-то бессмысленным арт-пространством, у которого нет чёткой цели существования. Не музей, не магазин, не выставка. Не понятно, на что выживают. Еда дорогая, но обеспечивает ведь только заведения еды. Лично мне не хватает центральной идеи, как, например, у Гелереи Тейт, иначе можно прямо называть пространство не арт-пространством, а торговым центром, раздавая по кусочкам разным лавочкам и кафешкам. Но в любом случае, несмотря на этот ворч, впечатление от бывшего индастриала у меня всегда строго положительные вплоть до обожания.

Ростральные колонны из кабельных барабанов

В Карелию поехали на вечерней "ласточке", углубляясь всё дальше и дальше в северные леса. И уже в ночной темноте при прибытии на вокзал за окнами проплыли деревья в праздничных огнях, ёлка, поезд Деда Мороза, всё в европейском стиле. И тут же ласточка остановилась на платформе прямо посередине озера! Луна, планета, праздничная подсветка отражались в ночной воде. Мы будто приехали в сказку! Поезд знатно гуднул на весь город, возвещая об этом. Домики спящего ночного городка на пути в отель стояли один-в-один как коттеджики в Европе, вывески магазинов и кафе были стилизованы под Скандинавию и север. В этой сказке мне сразу захотелось провести больше дней! На входе в отель впервые в жизни свершилось нечто под названием "дистанционное заселение" (когда администратор смотрит по камере, как ты заходишь в отель и платишь деньги переводом). Гиперкомфорт отеля авторства некоего ОКРщика продолжил полную сказочность происходящего.

В первое же утро в Сортавале мы направились к причалу, который находился всего в сотне метров от отеля, и взошли на борт "метеора" к острову Валаам. Непривычно, что поездка по озеру может исчисляться часами. Ладожское озеро – безграничное на вид, как море, это самое большое озеро Европы и второе в России после Байкала. Когда плывёшь по нему, не видно никакой земли на горизонте, так почему только про Байкал говорят о том, что у него не видно берегов? У Ладоги точно так же! Следующий роднящий с Бакалом факт – что в Ладогу тоже впадает множество рек, а вытекает только одна. А ещё один роднящий факт самый сильный – существование ладожской нерпы. Она тоже эндемик одного озера, тоже пресноводная, тоже охраняется. Почему такой фактище так мало распиарен в сравнении с аналогичным байкальским? 

Кататься на метеоре было интересно, а вот посещение Валаама сразу в тот день меня не тронуло, и я осознаю его настоящий дух только сейчас постфактум. Возможно, тогда в моменте для меня была не проникновенная экскурсия, слишком много туристов (вереницы экскурсионных групп, как в музее, ждут друг друга), недостаточно времени и простора. Тогда не ощутилась святость места, храм не отличился от других храмов. На острове в ларьке продавали пиво, в обратный путь его почти все накупили. На конвейерном кормлении в трапезной был неприятен дикий перерасход еды. В общем, мои впечатления смазались и никакого погружения в тему не получилось, хороша была только природа и интересен переплыв. Гораздо больше для меня значит Валаам в документальных исторических фильмах и статьях о том, как туда прокладывали подводный кабель, чем в этот реальный собственный день. В тех источниках я его правильно чувствую.

Нет глубины

Необходимость повязывать платок и обвязываться юбкой при входе в храм снова вызвала у меня думы про дискриминацию женщин. Обычно могу лояльнее относиться, но в этот раз прямо возмутило, что и так обычно одетые женщины должны были быть дополнительно обмотаны сверху тряпкоюбками, а при этом стоящие рядом мужчины и мальчики в шортах и футболках с черепами – это нормально и никаких претензий не вызывало. Я за адекватность правил. Чем небольшой кусочек ткани поверх штанов меня улучшит? Лучше вот этим мужикам в шортах замотать этой тряпочкой ноги и блэк метал на майке.

От этого задумываюсь дальше, что вот монахов не должен соблазнять вид женщин, которых в монастыри совсем не пускают. Но пусть лучше монахи в голове сами отключают соблазн, а не считают соблазном просто вид женщины. Какая тем более разница, насколько полно закрыты её руки и ноги. Вот если женщина выглядит укутанно или обычно, то монах не соблазнится, а если женщина открыто одета, то монах как раз должен проявить увеличенную волю, чтоб не соблазниться, это же даже на пользу – усмирить себя и не отвлекаться в любых условиях. А так смотрится, будто человек настолько слабоволен, что необходимо буквально убирать с глаз всё, на что он может сорваться. Ислам вообще мне непонятен: полоска кожи женщины может соблазнить мужчину. Что он за человек бесконтрольный такой и что за обвинение жертвы? Заняться нужно не развешиванием покрывал на других людей, а своей головой.


Вот что-то такое, далёкое труднодоступное убежище посреди суровой природы мне и хотелось найти на Валааме. А нашлось только современное и искажённое. Но это – именно для меня и именно в этот день. На самом деле я верю, что документалки не врут о святости того самого истинного Валаама. И тронула меня в итоге сложенная из валунов дорога, а не всякие отремонтированные УГМК церкви. Ведь эти валуны таскали вручную. Как сдвинуть хоть один? И сложена целая трасса. Сколько времени должно уйти? Вот это – созидание, чудо, смирение. И слева даже мостик специальный сделали, чтобы можно было пройтись не по дороге, а рядом, и узреть сбоку мощь гигантских камней.


Европейская ночная Сортавала при свете дня потеряла сказочность и прекратилась в недоразумение. Неремонтированная, разбитая, мелкая, дух обжитости именно российский. А путь на вокзал и вовсе как в пыльном старом ПГТ и полу-промзоне. Безумно преодолевать такое, чтобы попасть к основной туристической точке города с ретро-поездом и поездом Деда Мороза. Этот пятачок, где даже надписи начинаются на английском, смотрится будто вырванным из действительности. Можно было не тащиться к вокзалу, а подсесть в поезд на той платформе посреди пруда (тоже будто из иной реальности), но хотелось чётко и полностью воспользоваться билетом, и именно до отправления с вокзала было время осмотреть и пофотографировать настоящий дымящий паровоз!


Ретро-поезд призван погружать пассажиров во времена империи. Иногда его называют Николаевским экспрессом. Но у меня очень много очень занудных мыслей на этот счёт, например, были ли во времена империи такие костюмы со шляпками женщин-проводниц, были ли сами такие женщины, почему поезд изображает царские времена, если паровоз у него выпуска советских 1950-х? Вместо погружения в сказку фентезийного косплея я начинаю зря задумываться об исторической связности. Но такая бессвязность и не дала мне правильно погрузиться в тему, потому что не удалось прочувствовать, в какую надо погружаться. Винтажность оформления купе тоже не создавала именно царский период, вот зелёные библиотечные лампы скорее напомнили СССР, да и бахрома и сидения могли быть оттуда, был же при Союзе Большой театр.

Мозг решил просто "пусть темой будет индастриал и стимпанк!", и впечатлений от технической составляющей паровоза было хоть отбавляй. Хотя внутри купе наличие паровоза никак не ощущаешь, по прибытии можно вновь полюбоваться на шоу испускания пара, гудков и шипений. И тут происходит самое великолепное: паровоз отцепляется от вагонов и разворачивается на поворотном круге, чтобы быть готовым ехать в обратную сторону. Поворотный круг, как у машины Бэтмена, придумали для паровозов!


Парк Рускеала тоже именно индустриальной темой меня поразил, а не оторванной от неё красотой ландшафта. Восхитило то, как посреди лесов, далеко от населённых пунктов люди нашли мрамор, а потом добывали его, вынимая такой тяжёлый из земли. На месте карьера сейчас голубое озеро, окружённое ровно резаными скалами. Рядом горные породы выглядят, как каменный пластилин, от которого отрезали кубики ножичком. Захватывает знание, что мрамор отсюда использовали при строительстве Петербурга (от Исаакиевского и Казанского соборов до станций метро Приморская и Ладожская).


На территории парка нечем заниматься бесплатно, кроме лицезрения и фотографирования. Экскурсия по подземным туннелям была бы мне интересна, если бы не стоила, как самолётный перелёт (2 т.р. зимой Екатеринбург-Москва с возвратом). Но сожалений о её отсутствии не было, потому что можно и бесплатно зайти в небольшую шахточку и получить впечатления от пути сквозь сырую глыбу. А также мы получили бонус в виде неспециального отдыха возле гигантского провала в земле, из которого восходит музыкальное сопровождение протекающей внизу экскурсии, и видно её участников – очень атмосферно. Также парк предлагает катание на лодках, акваланги и тарзанки над озером. Собственно, и тарзанка стоит так же, как самолётный перелёт, но поток тарзанящихся людей не прекращается весь день. Тарзаны летят по двое и чаще, чем раз в минуту, и если один билет стоит 2 тысячи рублей, то Рускеала гребёт деньги просто гигантской лопатой. В сравнении со среднемесячной зарплатой выручка даже одного дня неимоверная. Это ж надо так делать деньги!


Этот отпуск отличен тем, что все перемещения между городами состоялись на поездах. Необычно то, что на данных маршрутах совсем не ходят плацкартные вагоны, только купейные! Пришлось "шиковать" в купе даже в дневной переезд от Сортавалы до Петрозаводска. Петрозаводск основан Петром Первым в тот же год, что и Санкт-Петербург. В городе очень по-карельски от местных тематических вывесок, названия улиц продублированы на карельском (хот это по большому счёту просто память об истоках), осознаёшь сразу, что это не просто колоритная область России, а республика! Чувствуется соседство с огромным северным озером – Онежским. Улицы наклонены к нему, обрамлённому недавно реконструированной набережной. Обновили – отлично. Но по идейному смыслу работы у меня много недовольства! На длиннющей набережной практически нет скамеек, получается, на пространстве для отдыха невозможно отдыхать. Нет и деревьев, которые отбрасывали бы тень на скамейки. Предполагается, что люди должны шагать вдоль берега туда-сюда на солнцепёке, дополнительно отражённом от воды? Так себе отдых, вот и провал идеи рекреационной зоны. Деньги освоены – результат новый чистый красивый, но пользоваться невозможно.

Авторы реконструкции посчитали, что расставить на набережной всякие скульптурки современного искусства – нужнее для отдыха населения, чем скамейки и тень деревьев. Одна из скульптур – пирамида – вынесена на искусственный полуостровок с длинным перешейком. Пока идёшь к ней, думаешь, что ею отметили особенное историческое место или вложили какую-то философию об окружающей природе и озере. Кажется, это некое культовое место города, ведь художественную фотографию с этой пирамидкой мы видели в рамке на борту метеора до Валаама. Но, к моему шоку, на пирамидке оказались написаны юридические названия фирм, проводивших реконструкцию набережной! Сделали городскую среду так бездумно, да ещё и такой нарочитый памятник себе поставили. Мне кажется, что всякие "ООО" вообще кощунственно писать в подобной обстановке. В общем, смотрится дико и бредово, как памятник "чиновничьей" глупости.


Онежское озеро тоже не имеет видимых границ, как и Ладога. Называя это озеро Онегой, понимаешь, что тут может быть как-то примешан Евгений Онегин… А Петрозаводск на самом деле Петро-so_what-ск. А КижИ на самом деле КИжи, вот это для меня неожиданность. Местные говорят КИжи, а остальная страна КижИ, что считается менее правильным, но я буду продолжать говорить КижИ, потому что описываю их как "деревянные ежи, на крыше церкви крепежи". Пусть мне это простится, как простилось бы ударение посетителям-французам. Кстати, ещё об именах: Сортавала когда-то называлась Сердоболь (как Herzeleid от Rammstein, идеально эквиритмично).

На Кижи нас повёз катер-комета. Вообще это то же самое, что катер-метеор, поэтому при бронировании вносит смущения разница объявлений, будто тур на комете и тур на метеоре – это какие-то разные вещи. Совершенно случайно в этот день был 1) день Кижской волости 2) праздник Преображения Господня 2) Кижский благовест – фестиваль колокольных звонов. От всего этого комбо у меня было волнение, что билетов нам не достанется, но по факту никакого ажиотажа не было, да и на экскурсии никто ни разу не обмолвился ни об одном из пунктов! Лишь только на острове кое-где стояли корзины с бесплатными яблоками в честь яблочного спаса (который и есть преображение), но даже это гид никак не прокомментировала. Гидша была юна и говорила заученные слова слишком заученным образом, и от них не отвлекалась. Когда тургруппа пришла в часовню, где обычно демонстрируют колокольный звон, оказалось, что все звонари ушли из часовни в большую колокольню, но гид причины не пояснила (хотя даже мне как посетителю было понятно, учитывая третий пункт). Про яблоки же мне удалось случайно узнать от другого туриста – женщина в качестве благодарности за сделанную мной фотку дала мне яблоко ("меня угостили, а я вас"). Вот она.


Сами Кижи понравились монументальностью деревянной архитектуры. Напомнило ставкирки. Принято говорить, что они без единого гвоздя, но есть слухи, что то ли при реставрации где-то нашли некие гвозди, то ли при реставрации оставили внутри гигантский гвоздь с надписью "единый гвоздь". Это вот смешно! Но странно и скучно смотрится, что остров совсем пустой и посреди него стоят эти сооружения. И пустой – это значит, что нет скамеек, нет тени, нет зон отдыха, где можно сидеть и любоваться этими сооружениями. Будто они выдернуты из жизни и даже присесть возле них на природе не выйдет, надо именно, как в музее, стоять на ногах и идти по экскурсионному пути. Опять не доделан банальный комфорт созерцания и ходишь по пустому острову, как по сковородке, под солнечными лучами.

Вот и на судне было душно, потно, при выходе мне пришлось проявить инициативу и самолично открыть окошки-иллюминаторы, чтоб проветривалось. На обратной дороге от этого стало великолепно свежо! Но… по озеру иногда шла такая большая волна, что она заплёскивалась в иллюминатор и орошала водой в лицо, как из ведра! Впрочем, было весело и приключенческо. Гиды рассказывали поговорки про эти озёра: "Кто по Онеге не ходил, тот бога не молил", "Ладога не море, но ходить по ней горе". Говорили, что кораблям на этих озёрах отказывались выдавать страховку. В общем, эта поездка скорее впечатлила меня катаниями на кораблях и достигаторством картинки из учебника, чем чем-то ощущаемым на месте.


Вечером начиналась самая волнительная связка в путешествии: вечер без отеля и ожидание поезда в 03:21 ночи. Хорошо, что в этом отеле не пришлось жить дольше одного дня, он был странный. С самого начала оказалось, что в нашем номере разбили окно, за что нам предложили переселение или скидку. Мы выбрали скидку, но так как было заранее оплачено, выходил просто возврат части суммы. И нам забывали и забывали перевести его, и перевели только через много дней после выписки, после кучи напоминаний. Прямо с вещами мы потащились коротать время в вечернее кино, а потом на вокзал, и удивительно, даже не дремали в ожидании, спокойно дождались поезд! Вот что значит тихонечко, пошагово и спокойно делать дела. Это была моя первая поездка в двухэтажном поезде! В нём был кулер с холодной водой, идеально! Сна хватило. С утра спокойно прибыли в Кемску волость и встретились с турфирмой для путешествия на Соловки. Нашими соседями по тургруппе стали супруги Андрей и Наталья из Санкт-Петербурга, которые были интеллигентны настолько, что Андрей не мог оладушку съесть без ножа и два раза сходил за ножами для каждого за столом, это было типа легче, чем съесть оладью без ножа.


Недавние переплывы по озёрам длиной в часы казались мне удивительными (разве может озеро быть такого размера!), но сейчас плыть по настоящему морю два часа до острова было ещё более необычно! Как люди в древности находили эти острова in the first place? Они же крошечные в масштабе моря-океана и не видные ниоткуда. Боцман Илья произнёс забавную речь о безопасности на борту в стиле КВН. Забегая вперёд, на обратном пути он говорил то же самое. Видимо, любит быть в центре внимания и аплодисменты. На соловецком берегу сразу начались пейзажи романтической заброшенности, как в Териберке. Невиданные названия локаций вроде "бухта Благополучия" и "Святое озеро" добавляли антураж. Дорог здесь толком нет, все постройки просто находятся на земле среди природного ландшафта.

И, с ума сойти, люди до сих пор живут в бараках времён лагерного периода. Но никому из них будто до этого нет дела в моральном плане, живут и всё, квартиры у них там устроены. В них установлены пластиковые окна и современное убранство. Село не выглядит, как тюрьма, и воспринимается как переработка территории без тягостных смыслов. Поражает, что деревянные дома, бывшие бараками, всё ещё в хорошем состоянии, а в нашем климатическом поясе такие постройки уже все покосились и сгнили. На переднем плане – бараки, на заднем – двухэтажная администрация лагеря:


Несмотря на то, что один из бараков – музей, про лагерную тему никто не говорит. Мне кажется интересным фактом: ни в описании турпоездки, ни от гидов – нигде не звучало ничего про лагеря, только про монастырь. Монастырь просто потрясает своей мощью, это восторг! Потрясающе. Впечатление от него такое же мощное и массивное, как сами эти толстенные тяжеленные монастырские крепостные стены и постройки. Это древность, мощь, сила зданий. Огромность валунов стен, рва, пола. Пять веков этому всему. Просто не верится, что такая постройка существует в реальности, настоящий средневековый замок, а ведь сложен из этих громадных глыб без современной техники. И количество глыб поражает ещё сильнее, чем дорога на Валааме. Умопомрачительно. Мне так понравилось, что Соловки переименовались в SoLove'ки.


Нас повели на основательную экскурсию по монастырю, и она была воистину проникновенна и прекрасна. Гид Марина – тоже молоденькая, как София на Кижах, говорила выученную речь совершенно иначе, душевно, со знанием, качественно. Будто в Кижах гид не знала ничего, кроме заученных фраз, а здесь глубоко и с любовью знала весь материал и просто отработала свою речь в темпе, чтобы уложиться в три часа. 
Даже не знаю, как формально описать то отличие, которое моментально считывается в подходе к подаче информации, может, дело в естественности, тоне, манерности? Как будто София играла роль гида в театре, а Марина истинно и вовлечённо, как популяризатор науки, горит своим делом, умничка. На время экскурсии меня окружила средневековая сказка. Так что это была лучшая экскурсия ever. Нас провели по монастырю везде, где только можно: в стенах, в подземельях. Пронзающее впечатление.




Вновь совпадение: мы прибыли на Соловки 20 августа. Накануне был праздник Преображения. А назавтра исполнялось ровно 20 лет переносу мощей основателя монастыря. Далее 21-22-23 августа тоже были соловецкие праздники. А настоятель этого монастыря – сам Патриарх! И он приезжает сюда на эти праздники раз в год. Лишь один раз он не приехал из-за пандемии коронавируса, и вот в нынешний раз – не приехал второй раз. А если бы он приехал, то… все наши экскурсии бы обломались! Потому что всё было бы ради него закрыто-перекрыто.


Про монастырь рассказывали тонны интересных историй. Во-первых, как он попал в пушечную перестрелку с англичанами. Монахи не знали военных традиций и, когда к ним подошли английские корабли, выстрелили в них боевыми ядрами, а не холостыми. Разразился обстрел монастыря, в котором он выстоял, от чего стал популярен и привлёк паломников. Во-вторых, была осада монастыря, державшаяся много лет, и провалившаяся только из-за предателей. В-третьих, некоторые заключённые в тюрьме монастыря сбегали оттуда, несмотря на те самые огромные валуны, из которых всё сделано. Но их ловили и сажали обратно. В-четвёртых, на некоторых валунах в храмах видны отпечатки ладошек строителей… такое прикосновение древности… И ещё супер-история про Петра Калнышевского – последнего кошевого атамана Запорожской Сечи. Он пожил в трёх веках: родился в 1691 и умер в 1803. Сидел в тюрьме Соловецкого монастыря, был помилован императором в возрасте 110 лет и остался там жить свободно, так как "привык к нему совершенно".

Ещё интересный факт о том, что на банкноте 500 рублей изображён Соловецкий монастырь, но сначала он был изображён там без крестов! А без крестов – значит, времён лагеря, что неморально. Поэтому позже, когда поняли, кресты дорисовали. А мы от этой истории в принципе вспомнили, что на 500-рублёвке красуется это место, так что поспешили делать знаковое фото. То, что у нас была наличкой эта купюра, – само по себе мега-совпадение. Ещё и случайно пробрались на нужный фото-пойнт, тоже совпадение. И здесь к нам подошла общительная семья Серёдкиных (мы выучили их с корабля: родители, три ребёнка и кот). Они спросили, что я делаю с бумажкой, какое отношение имеет купюра к этому месту. Мой ответ был: "Самое прямое!" (и указание присмотреться к изображению на банкноте). Они так прониклись, что начали шарить по своим карманам в поисках наличной пятисотки, ну и в итоге мы им арендовали нашу деньгу на минутку для их собственного фото.




Пейзаж с красными домиками даже похож на Норвегию, не так ли? Садящееся солнце начало окрашивать монастырские окрестности в оранжевый цвет вечернего упоения. Мы поспешили через небольшой лесок на берег Белого Моря, где, как узнали, находятся некие лабиринты. Закат на пляже северного моря у магических лабиринтов и северной природы был до слёз прекрасен. Вообще я обожаю северную природу и лесную траву с разноцветными листиками, а не нашу средней полосы высокую прямую.


На следующий день нас повезли на экскурсию на автобусе (именно этот выезд накрылся бы особенно медным тазом в случае приезда патриарха). Первое место назначения было – гора Секирная. Её назвали так, потому что ангелы высекли тут женщину, защищая землю монахов. Это называется чудом. У меня случился диссонанс глубокий: как могут добрые ангелы избить невиновную женщину, просто жену моряка, который приплыл на остров, где живут монахи, чтобы этим избиением продемонстрировать защиту земли монахов. Вот, по-моему, бред какой-то, а не чудо, как верующие могут считать это возможным и правильным? Глаза просто выпучились от шока такое слышать.

На горе Секирной с нами впервые на Соловках поговорили про лагеря. Тут раньше было жестокое место с холодным смертоносным бараком. В рассказах об ужасах соловецких лагерей меня поразил случай с Максимом Горьким, который приехал на Соловки, а затем написал пропагандистский отзыв, как тут всё хорошо. При этом по рассказам, хоть от Горького пытались скрыть непотребства, к нему сумел подойти мальчик и объяснить, как всё на самом деле. После этого, говорят, Горький плакал! А мальчик исчез (понятно, с какой помощью). У меня к личности Горького теперь искажённое отношение. Сейчас на горе Секирной единственная церковь-действующий маяк, очень символично. И рядом кладбище узников лагеря, но экскурсия туда не заходит. Мы сбегали мимолётно на обратной дороге, пока группа медленно спускалась с горы. Очень страшно тут, страшно оказаться на соловецком краю света без вины и так тут и сгинуть, страшно, что такое может быть возможным. Люди, помогайте друг другу.

Церковь-маяк 

Далее нас свозили в ботанический сад. Он удивителен тем, что тут в северном климате растут растения, которые не приспособлены для жизни в таком климате. В общем, сплошное чудо. Здесь на меня залезла ящерица, она поднялась по штанине и перебралась на руку, где так и сидела, пока не спрыгнула в том же месте сада, где забралась. Это выглядело, как дружба разумной ящерицы и человека, но я думаю, тут повлияло то, что ей было тепло на моей нагретой тёмной одежде и стало холодно при входе в тень.


Именно природа и её волшебство для меня главное в северных местах. Нравится. А смотреть на неё летом – это такое же ощущение передышки от чего-то сурового и опасного, как передышка ночью в Вегасе от раскалённой дневной жары или передышка дома тёмной спокойной ночью от белого напряжённого дня. Северное лето даёт почувствовать разносторонность жизни, ощутить, что тебя впустили в северный мир в безопасных условиях.

Но самое разглавнейшее на Соловках для меня, безусловно, монастырь – его постройка из огромных камней. Видимо, земля Соловков состоит из таких гигантских валунов, потому что их специально не дробят ведь, а просто откапывают и укладывают. Даже лесная баня здесь собрана из этих титанических камней. В голове не укладывается, какой нужен труд и время, чтобы ворочать камни размером с машину. И собрать из них кремль. Это памятник человеческому труду.


На пути с Соловков проводник поезда спросил нас, ездили ли мы когда-нибудь на двухэтажном поезде. И мы сказали "да", ведь как раз впервые проехались на нём пару дней назад по пути к Соловкам. Проводник посетовал, что кого ни спросит на этом поезде, все уже ездили. Смешно! Ну конечно же, ездили, ведь тут на этом пути ездит только один этот купейный и двухэтажный поезд! Никакого плацкарта. По прибытии в Санкт-Петербург мы поискали на вокзале "платформу Гарри Поттера" по типу лондонской, но оказалось, что это была временная инсталляция, которую убрали. Ничего, день продолжился куда более интересными железнодорожными зрелищами в музее железных дорог России. Здесь можно увидеть паровоз в разрезе, пройтись под паровозом, узреть вагон-церковь, целое собрание поездов-демонов и выставку их разномастных друзей под открытым небом. Один из них похож на поезд "Баргузин", из которого встаёт ракета! Люблю историю про этот поезд, который замаскированно ездит по железнодорожной сети России и может находиться где угодно, готовый к запуску ракет.

Анатомия поезда-демона

В кои-то веки в Петербурге пошёл небольшой дождик, стало приятно и не жарко прогуляться. Мы шли в галерею купить определённую картинку с питерским котом, но она оказалась закрыта по понедельникам – удивительно, как можно было не проверить расписание заранее? Потому что казалось, что это просто магазин… Но зато по пути нам встретились целых восемь настоящих! Из них семь чёрных! И один домашний. Снова совпадение, это был день Российского флага, и у Исаакиевского собора собиралась (sic!) сцена с толпами. Но мы постояли не в этой толпе, а в очереди за пышками, куда хотелось бы ходить традиционно в каждую поездку в Питер. Напоминаю, старейшая пышечная на Большой Конюшенной, пышки по 15 рублей. Нынче очередь аж вываливалась на улицу, а внутри была духота (в прошлый раз её не было), но трофеи того стоили. А на пути из пышечной случилось очередное чудо – моё гранд-падение на скользком поребрике (или бордюре) с фотоаппаратом на шее и телефоном в руке. Рука с телефоном ударилась прямо кистью об асфальт, коснувшись его кожей пальцев в миллиметре от телефонной кромки! Земля была близко, но никто из технических приборов, да и меня, не пострадал. Чудо.


Следующий остров к посещению – Кронштадт. По пути туда логистически удобно было зайти в буддийский храм Петербурга! Оказалось, что это не просто буддийский храм, что само по себе интересно, а храм, освящённый самим ламой Итигэловым. И там хранится его статуя. Узнать такое было для меня совпадением, поскольку обнаружилось совсем немного опосля знакомства с самой историей Итигэлова (эффект Баадера-Майнхоф в действии). А история потрясная. Удивляет теперь то, что в моей небуддийской среде она совсем не известна. По легенде в 1927 году этот лама собрал учеников, сел перед ними в позу лотоса и сказал читать ему молитву для умершего (они боялись делать это по отношению к живому и тогда он начал делать это сам и умер). Согласно его наказу "навестите моё тело через 75 лет", в 1955 году захоронение открыли и увидели неизменность тела. В 1973 году это сделали снова. А затем знание обо всём утеряли и обнаружили саркофаг случайно в 2002 году, тогда тело перенесли в храм, где оно хранится до сих пор (в Бурятии).

Так вот, "нетленность" тела вызвала такие вопросы и разнонаправленные суждения у учёных и верующих, что некоторые полагали, будто лама до сих пор жив, просто недвижим внутри своей оболочки. Кто-то наблюдал редкий пульс, кто-то изменения веса, кто-то остальные процессы присутствия жизни. Затем у людей начали появляться ментальные связи с ламой, пошли случаи магических исцелений его помощью, и сейчас даже "официально" он диктует через посредника изречения "с того света". Так что это гигантский буддийский феномен. И на слух всё тут волшебно, но… при слушании этой истории мне представлялось, что тело реально неотличимо на вид от живого спящего человека. Но по факту "нетленность" тела сейчас выглядит, как мумия. Даже если, как утверждается, мумифицировалось оно уже после эксгумации, оно и сначала всё равно выглядело далеко не живым. Все колебания веса тела, выступающий "пот" и прочие процессы, в которых видят "жизнь", объясняются изменением влажности помещения и тем, что тело хранилось в гробе с солью.


В Кронштадте главной моей целью был форт Константин и конкретно расположенный там музей маяков. На его сайте заявлялось, что дотуда ходит бесплатный автобус из центра Кронштадта, но мы зря его прождали, он не приехал, пришлось ракошелиться на такси. Подумалось, вдруг старая инфа на сайте, часто же бывает, что сайт не курируется после создания, но нет: на брошюре с входными билетами в форт была та же инфа (написали отзыв об этом, вот удивительно, почему никто не указывает на такое, мы же точно не первые, кто попал в данную ситуацию).

На подходе к музею мне издали показалось, что сидящий на скамейке возле входа человек вдруг лёг на эту скамью. И тут компаньон сказал мне: "Дяденька упал". Ноги понесли меня вперёд, и вблизи оказалось явно, что полулёгшая поза человека явно корява, шея криво выгибается и он явно находится без сознания. Это побудило меня немедленно начать поддерживать голову в менее страшном положении и сказать компаньону вызывать скорую. Вместо звонка он сделал ещё более просто – зашёл в музей и передал это администратору, они тут же вышли из музея уже втроём. Человек почти сразу очнулся, но под ним растеклась лужа, одна сотрудница звонила в скорую, а вторая несколько раз повторила "это инсульт", при этом человек ответил на вопрос, что ему 73 года.

Нас быстро загнали в музей и присоединили к экскурсионной группе, отделяя от произошедшего инцидента, контроль над которым перешёл к сотрудникам. Но вся экскурсия прошла для меня под не стихающим волнением от пережитой ситуации, в голове многое не отразилось. Для нас точно было бы комфортнее не прыгать с корабля на маяк, а подождать и психологически переключиться. Ещё и случилось дополнение к неотпускавшей теме: сотрудник попросил женщину и мальчика из этой группы выйти наружу (ясно, что это были близкие того человека). К счастью, когда мы вышли из музея, мы поняли, что у дяди оказался не инсульт, ведь приехавшая скорая не стала его госпитализировать, он лежал на скамье с подушкой и компрессом на голове и отдыхал. Возможно, это был тепловой удар. Вот такую жару всё время застаём в Питере, говорю же! Всё обошлось хорошо, но моя совесть укоряет меня за недостаточно быстрый бег всё равно.


Из форта Константин видны морские пейзажи с другими фортами, в том числе совсем близок "чумной форт" (Александр I), похожий на форт Боярд. Видно прореху в трассе через залив для выхода кораблей, там же, я знаю, находятся сооружения по защите Петербурга от наводнений. Все эти конструкции (форты, мосты, заслоны, каналы) в заливе нравятся мне тем, что показывают инженерную мысль человека и способность встраиваться в природу. Нравится, как вода становится прямым путём для перемещения между Петербургом и другими местами залива. 

В самом Кронштадте мы успели посмотреть гигантский храм – Морской Никольский собор, являющийся главным храмом Военно-морского флота России. Очень необычно для меня то, как вписана во внешность собора морская тема. На огромной площади перед ним выложен плиткой огромный якорь! Прямо внутри стоит макет подводной лодки! Правда собор является филиалом морского музея и там есть уголок исторических стендов и экспонатов, но лодка стоит отдельно от той зоны и смотрится с окружением контрастно! Ещё один встреченный мной суперконтраст – это икона святых юристов. Иван Ковшаров и Юрий Новицкий жили в 20 веке и приняли мученическую смерть, защищая церковь от советской власти. На иконе они изображены в костюмах-пиджаках. Это перевернуло моё представление о том, кто такие православные святые. Вдруг ко мне пришло осознание, что святыми могут быть "простые люди", а не мифологические персонажи древности. Раньше мне была непонятна и вызывала отрицание канонизация семьи Николая II. Мне казалось неуместным, что люди, жившие в современном мире, называются святыми. Мы имеем даже видеозаписи из их жизни, как же они могут быть так возвышенны, как легендарные апостолы, персонажи библии? Сейчас до меня дошло, нужно перевернуть сознание. Это не современные люди "менее легендарны, чтоб становиться святыми", это те древние люди "не из мифа, а так же реальны, как наши современники". И сама канонизация в святые – это не причисление к ангелам каким-нибудь, а способ церкви оказать особое признание реальному человеку за его достоинства.

Святые юристы

Пришла пора посетить самое попсовое, что с детства известно – Кунсткамеру! Мне было понятно, что самое популярное, заспиртованные уродцы, занимает всего одну небольшую комнату во всём здании, а остальное множество залов представляет собой обычный этнографический музей. Посещение нужно было именно для лёгкой совести от бывалости во всех попсовых достопримечательностях Санкт-Петербурга, ради чего пришлось на входе постоять в очереди. И… в итоге внутри мне не понравилось! Уродцы показались не интересными, а противными. Люди в эту комнату набились толкучкой, а было и без того душно, жарко и потно. Даже в остальных залах стояла жара, не помогали даже остановки под кондиционером. Ну и поход, ох уж эти Уродские Уродцы! В итоге, быстро глянув уродский зал, мы пронеслись мимо всей этнографии на выход. А на выходе к тому времени собралась гигантская-прегигантская очередь, стоящая под прямым солнцем, в то время как наша входная очередь успела зайти в такое время, когда люди ещё не накопились и солнце ещё не выглянуло из-за здания. Ещё и начало откровенно вонять г-ном во всём квартале. И вот даже жаль всех людей в очереди, совпадает ли Кунсткамера с их ожиданиями? Вдруг они по незнанию считали, что она вся про уродцев и разочаруются мелкой комнаткой. В итоге для меня соседний сувенирный магазин оказался лучше Кунсткамеры (с его низкими старо-кирпичными купольными сводами).

Тем не менее из похода в Кунсткамеру у меня прибавилось новых интересных знаний. Например, что Пётр I сам рвал зубы разным людям. Ящик зубов нарвал! Интересно, неужели стоило у какого-нибудь служки заболеть зубу, сразу кто-то бежал к императору с докладом, что можно идти зуб выдирать? И император шёл и делал, потому что ему нравилось рвать зубы и это было его увлечение? Вообще повсюду есть какие-нибудь предметы, которые Пётр сделал сам. Каким разносторонним он был и как много разного сделал, гигантская личность. Всем интересовался. И как всё успевал? В итоге мне в голову пришла мораль, что я хочу просто музей Петра. Вот бы Кунсткамеру разделить на два музея, этнографию оставить в одном, а из второго сделать музей Петра Первого и показывать там все железки, которые он сам выковал, все выдернутые им зубы, его паспорт, использовавшийся во время великого посольства. Рассказывать там про всё новое, что Пётр сделал (как первую российскую газету), и вообще про все реформы, про всю политику, про всё-всё-всё, что делал этот крутой царь. Его жизнь такая насыщенная событиями и делами, что если каждому выделять витрину, музей получился бы ог-ром-ный. А поле для сувенирки, развлечений и кормёжки было бы безграничное. Да тут нужен целый тематический познавательно-развлекательный парк Петра. PeterLand.


В этот же день второй туристической достопримечательностью из топ-списка был крейсер "Аврора". Про свой поход туда мне даже преподавательница французского в универе аж на паре рассказывала. И в него вела огромная очередь, ещё длиннее, чем в Кунсткамеру! Так что получился не только день попсовых мест, но и день двух очередей. В другие дни поездки ни одной очереди не было. А сейчас нам пришлось выстоять на жгучем солнце ровно час, благо тут помог мой зонт – тьмак спас нас! Без него мы бы не выдержали. До кучи мы пропустили обед, не сумев найти пропитание до постановки в очередь, поэтому этот поход дался нам с объективными испытаниями! На корабле мне понравилось так же, как понравилось на подводной лодке. Интересны такие плавучие сообщества, такие поселения-путешественники. С палубы классные ближние виды на сам крейсер, флаг на носу, широкую реку. А экспозиция внутри рассказывает историю корабля полностью, было необычно узнать о его плаваниях по странам мира до знаменитого залпа революции. Пласты истории! Матросы этого крейсера позже прошли через ВОВ, а родились ещё во времена лошадиных экипажей.

Хоть крейсер "Аврора" и суперпопулярен у туристов, это не самая основная достопримечательность Санкт-Петербурга. Так что не знаю причину, по которой такое особое внимание уделяет ему Пауль Ландерс (из Раммштайна), который сфотографировался на фоне "Авроры" в старые добрые времена, а затем 20 лет спустя – и специально в повторяющейся позе. Наверно, сказывается проживание Пауля в Москве в детстве, когда советское воспитание с пелёнок знакомило детишек с символами революции. Мы устроили фотосессию уважения к этой истории.


И видимо, этот день был особым днём закрытия гештальтов, ибо вечерком мы специально поехали на автобусе в парк аттракционов "Диво Остров", чтобы закрыть Трёхлетний гештальт: покатать меня на аттракционе "Великолукский мясокомбинат 2". Он запал мне в душу при изучении сайта парка аттракционов, потому что невозможно было не обратить внимание на это божественное название! О, как мне нравится то, что американская горка с экстремальными петлями и переворотами называется мясокомбинатом, да ещё и Великолукским, ещё и с цифрой два. Это смешно безумически. (Чёрный юмор заключается в неожиданности названия и в том, что в этом диком аттракционе люди прекращаются в фарш.) По факту оказалось, что комбинат просто спонсор парка, поэтому там всюду его лого и т.д. Но это лишь немного сгладило впечатление от оторванности названия. На пути в автобусе мы читали интернет-комменты об огромных очередях парка, и думали, что нас ждёт третья очередь за день, но по факту её вообще не было. А также был будень, когда вход бесплатный (по выходным платный вход).

К самому аттракциону мы подошли так быстро, что у меня не было даже времени ощутить тревогу или волнение по поводу его экстремальности. На старте боязливых чувств совсем не было, а вот при первом же перевороте у меня просто закрылись глаза. Это был настоящий рефлекс, то ли от вида приближающейся земли, то ли от чувства переворота себя вниз головой. А с закрытыми глазами катиться по петлям ну совершенно не страшно. Приходилось заставлять себя открывать глаза, как только закроются, чтобы "окупить" билет.

Великолукский мясокомбинат 2

После катания меня не пришлось ни отлёживать, ни отпаивать водичкой. И в итоге мне жаль, что в билет входит только один проезд по аттракциону. Делали бы два проезда, за один не успеваешь понять, маловато. Зато необычно много в этот день пришлось проехаться на общественном транспорте, ещё и наземном, целых четыре раза. Мне очень понравилась транспортная реформа Петербурга: куча больших голубых автобусов и троллейбусов, также трамваи, очень частое расписание и маршруты от двери до двери. Проезд только через безнал. Нет маршруток. С таким комфортом мне наземная сеть понравилась даже больше, чем метро: можно смотреть на город, не пересаживаться, не идти до станций, ещё и дешевле.

Следующим утром нужно было ехать на электричке. Хорошо, что проверили её расписание накануне (новая мораль), оказалось, что запланированный утренний рейс в этот день не состоится, есть только дневной, поэтому освободилось утреннее время на внеплановый поход в место, которое иначе не влезало в план, а тут и дойти до вокзала от него можно было пешком – Анненкирхе. Словами с её собственного сайта: "Анненкирхе – это та самая знаменитая обгоревшая церковь в Петербурге" (лютеранская). У здания трёхвековая история, здесь была церковь, кинотеатр, рок-клуб и пожар. И сейчас его отреставрировали только снаружи, а внутри оно выглядит как фотостудия мрачного стиля или заброшенный замок. И этот вид прекрасен. Его дополняют художественные элементы выставки (колоссальные макеты Земли и Луны под сводами, каскады цветов или яблок с потолка, рука Бога в облаках, живопись и надписи на стенах, декор, гирлянды). В полумраке помещений выставка меняет цветовую подсветку и сопровождается звуковыми эффектами грома, дождя, птичьего щебета. Главный зал наполнен кресло-мешками. Можно было бы лежать там целый день в захватывающей атмосфере места.


При этом церковь – действующая. Такая нестандартность помещения подчёркивает свободу и отличие лютеранской церкви от православной. Экскурсовод выставки рассказывала про религию тоже так, будто откидывала все буквальности, на которые обычно нападают обвинители религии в неправоте. Например, было сказано, что Земля не буквально создалась за 7 дней. Объяснялось, что Бог общался с Моисеем на доступном ему языке и в рамках его понимания мира и тогда не мог рассказать, что есть кварки, фотоны, большой взрыв, эволюция, клетки и так далее. Мне понравилась эта идея.

Развивая этот взгляд, я думаю, что вся Библия – написанный в древнее время "Домострой" о том, как жить так, чтобы было лучше. Все правила в ней написаны актуальным в то историческое время языком, но направлены на вечные ценности. Например, написано, "не возжелай раба ближнего своего", но нигде не сказано, что рабство – это плохо. Значит, так и надо воспринимать, что Библия видит: в данном обществе есть рабство. Но исторически с этим ничего не поделать, развитие цивилизации не может прямо сейчас отменить рабство. Тогда надо вести учение о добром отношении к рабам. Или другой пример про патриархальность. Библия видит, что в древнем обществе нет равенства прав мужчин и женщин, но прямо сейчас поделать с этим ничего нельзя, так что просто ведётся учение, что только достойным мужи могут стать пасторами. То есть написано, что только мужчина может быть пастором не от того, что женщина по природе своих хромосом этого делать не может, а от того, что в данном обществе только мужчины исторически занимаются такими профессиями.

От такой экскурсии, которая для меня служила и презентацией лютеранской веры, складывалось впечатление, что лютеране как раз все подобные религиозные правила толкуют либерально, и главным для них служит идея, а не буквальность. Обряды и традиции тоже вторичны: главное просто быть хорошим и нравственно правильным человеком, а молиться можно и на пуфике в тёмном обгоревшем зале с современным искусством и инсталляциями. Моему компаньону так приглянулась вся эта внезапная свободность и адекватность лютеранства, что по возвращении из отпуска было решено даже посмотреть онлайн-курс Анненкирхе об основах христианской веры. И… это было разочарование. На том курсе шаг за шагом порушились все идеи, преподанные во время экскурсии. Хоть лютеране и верят в "разговор на языке Моисея", они всё-таки толкуют буквально "чти день субботний", и вот если ты не уделил один день недели Богу по любой причине, то ты уже не живёшь по заповедям. Толкуют буквально и запрет на женщин-пасторов. И много чего ещё, что, на мой взгляд, как раз являлось пережитками прошлого и языком древнего "Домостроя". Так что лютеранство в итоге сначала обнадёжило меня мудрой идеей толкования записанных древними людьми правил, а затем оттолкнуло меня своей нелогичностью в виде неследования этой мудрой идее. Опять буквальность подмяла смысл.

Сотворение бобра: "А ты будешь бобёр!"

На электричке мы поехали до конечной станции "Ладожское озеро". Мне такие поездки очень нравятся своим маршрутничеством – тем, что можно знать, где и куда ходит определённый транспорт, прийти на него и поехать в место, кажущееся удалённым и недоступным. Так мы оказались на настоящем историческом месте "Дороги Жизни". Мне нравится бывать истинно в местах, где происходили исторические события. Я непросто перевариваю то, что написанное в книжках вдруг предстаёт передо мной в настоящем мире, и у меня возникает восторг неверия. Или даже восторг от слишком обыденной своей же реакции на историческое место. Но всё же за неверием следует то самое нужное осознание, что все книги и документальные фильмы – правда про вот эту реальность. Это даёт мне ощущение того, что о произошедшем нужно ещё сильнее помнить. Кажется, что если бы все люди побывали бы на таких местах, они бы по-другому воспринимали историю и жизнь. Кто-то говорит, что ездить везде нет смысла, никакой пользы не добавляет постоять ногами на том же камне, что и условный Цезарь, лучше про него книжку почитать. Ну а мне добавляет. Может, это чувство лежит в основе моих познавательных отпусков в принципе – попасть туда, о чём знал и считал, что туда не попадёшь.

Поездка в музей "Дорога жизни" именно тем мне и понравилась – местом. Здесь дорога жизни в блокадный Ленинград, пролегавшая зимой по льду Ладожского озера, выходила на берег и превращалась в железную дорогу. У станции стоит истинный паровоз, ходивший по Дороге. В павильонах музея настоящие машины, пересекавшие лёд. На стендах настоящий "кабель жизни", проложенный по дну озера (который оборачивали денежной бумагой за неимением другой и после войны переложили под Невский проспект). Погода наконец показала нам своё грустное Питерское настроение, Ладога была бескрайня и хмура. У территории музея сновала целая куча котов и котят, много именно полностью чёрных.

Блокада

В этом насыщенном путешествии даже утром выселения из отеля (с оставлением в нём сумок) было запланировано культурное мероприятие – экскурсия на киностудию "Ленфильм". Самым волнительным тут оказалось – заранее записаться. Из соображения планирования отпуска мы написали очень заранее, но Ленфильм ответил писать не раньше, чем за две недели. Во время следующего контакта за две недели он не ответил никакой закрепляющей фразы, т.е. не сказал, что записал нас, и никаких данных не спросил. Сказал вместо этого, что зал Шерлока Холмса закрыт на время (как выяснилось позже, его арендовали под мероприятие некоей молодёжи). Накануне экскурсии мы уже не выдержали и задали вспомогательный вопрос, чтоб понять, записаны ли! Тогда Ленфильм наконец сказал "да" и ответил, куда приходить. Вот кто-то из общительных экстравертов и не обратит внимание на затрудняющую неконкретность такой коммуникации, а для меня подобное – основное препятствие любых договорённостей.

Напротив, когда мы зашли на киностудию, всё там оказалось отлично организованно, ладно, чисто, довольно. Такой организации под стать был бы сайтик с самостоятельным бронированием мест на экскурсии, а не эта свистопляска со звонками и переписанными номерами телефонов в тетрадочку. Гидша снова снизила градус ладности, ибо обладала очень ленным тоном, в котором смотрелись искусственно заученными подобранные слова. То есть она говорила, как столетний библиотекарь с лекцией наизусть, где все фразы выстроены в нужном порядке. Из интересного мне прозвучало, что на костюме человека-амфибии каждая чешуйка была покрашена лаком для ногтей. И что на территории Ленфильма был первый публичный киносеанс в России. И как покадрово снимали кино-заставку с логотипом Ленфильма.

В конце каждого куска речи у очередной локации она говорила, что начинаются выделенные несколько минут на пофотографироваться. Это мне казалось странным, обычно все в своём режиме делают фото во время речи или чуть позже, пока группа на пути к следующей остановке. Было даже неловко, вдруг никто не хочет фоткаться. Я вот не хочу фоткаться на фоне макета замка Золушки и её плоской ростовой фигуры, стоящих в обычном случайном коридоре. Зато в самом интересном месте экскурсии – в настоящем съёмочном павильоне с синим экраном – гид произнесла, что там фотографироваться нет смысла (типа скучно и неприбранно, ибо прямо в процессе технические работы для съёмок). Да там интереснее всего, дама! А не в гараже с машинами-актёрами и тем более в галереях с костюмами актёров – что показывали мне на каждой из уже трёх посещённых киностудий.


Только в конце проживания в Петербурге мы нашли для себя булочные Ф. Вольчека. Это идеальное место, чтобы покормиться: широкое разнообразие вкуснятины, а цены ниже, чем где-либо. А привлекают взгляд они тем, что их около двухсот и они расположены по всему городу под вывесками "Булочная №…" и дальше номер. Даже думали, это древняя сеть с историей, но нет, проект современный, раскрутившийся до двухсот точек, благодаря своей достойности. Я уже предвкушаю составление какого-нибудь следующего плана путешествия в Санкт-Петербург, где в логистику будут вписаны кормёжки в этих булочных.


И вот финальная достопримечательность отпуска, куда мы направились уже с рюкзаками и целью скоротать время до самолёта, "Гранд Макет Россия". Сначала мне казалось неинтересным туда идти, мол, ну что такого особенного мне ещё не показывали все эти многочисленные диорамы и макеты, посмотренные в Москве. Затем проснулось любопытство о том, как из миниатюр сложат не конкретный кусок города, а всю страну. А потом местоположение макета, его время работы и наличие сумкоприёмника просто идеально вписались в досуг перед полночным вылетом. В результате макет просто ошеломил меня!

Макет настолько большой, что мы обошли вокруг него ровно один раз, и этот осмотр продолжался с 16:30 до 19:45 (пошли собираться на выход за 15 минут до закрытия). До осмотра очень удачно как раз стартовал получасовой фильм об истории создания макета и процессе работы над ним. Эта документалка сразу же захватила меня, ведь такое замечательное это творчество, именно созидательное творчество, художественное воплощение из фантазии! Но тут применяют не только художественные способности, но и технические! Сотрудники имеют самое разное образование и профессии. Есть те, кто находит решения математических-физических-инженерных задач. Например, нужно на минимальной площади сделать перепад высот путей железной дороги. И придумали воронкообразный спуск, который спрятан под поверхностью макета. Или нужно, чтобы поезда на макете одномоментно были разные – придумали комбинирующее устройство. Естественно, нет такого университета создателей макетов, поэтому персонал собрался из разных сфер других профессий. И это восхитительно – что люди пошли работать в проект, где цель "просто строить макет". Кто-то не понимает, зачем строить макет. Я считаю, что эта цель – искусство. Особая форма искусства, собравшая в себе разные техники, но по цели такая же, как живопись, скульптура, литература, музыка.


Интересно, от чего отталкивался масштаб макета. Вот машинки и люди на нём, они же какого-то заданного масштаба. И смотрится так, будто их не делают тут, а берут готовые исходные элементы. А они в одном масштабе с поездами, которые ещё сложнее делать самостоятельно, ну точно же используются готовые. Неужели есть некие правила мира моделирования, где все миниатюрки выполняются в совпадающем друг с другом соотношении, чтобы можно было расширять свою коллекцию в единообразии размеров.

Макет представляет собой собирательный образ страны, а не буквальное повторение её территории (естественно, иначе он занял бы в своём масштабе огромное место, в котором было бы много пустого места (sic!)). В этой стране есть разные природные зоны и культурные области: здесь условная Камчатка с вулканами, Кавказ с горами, Калининград, снежный север, тропический юг, Москва-сити, деревни, атомные станции, аэропорты, церкви, заводы... Удивила мини-копия гостиницы "Исеть", правда тут она воздвигнута не на Урале. А постройка киностудии дала создателю возможность включить в макет модельки выходцев с других планет и из других исторических периодов. Можно запускать движущиеся детали макета нажатием многочисленных кнопок по периметру. А поезда и машины на трассах всегда в пути сами по себе. Раз в 15 минут наступает "ночь", свет гаснет и зажигаются ночные подсветки построек на макете. Вулкан периодически извергается с текущей лавой и сверкающими молниями. Паровозы дымят настоящим дымком. В таком большом разнообразии представленного то и дело попадаются маленькие прикольчики вроде сидящего на скамейке ждуна, маленького прозрачного купола "пандемия", митинга игрушечных человечков, подземного разреза в бункер под гаражом, скачущего на спине медведя Путина посреди полей… Одним из таких прикольчиков стал постер концерта Раммштайна на циллиндре для афиш. Именно тот питерский концерт, посещённый мною!


Это проект увлечённого человека, тем меня и привлекает. И люди горят своим делом, нравится на такое смотреть. Любуясь придуманными ситуациями, локациями и деталями, воплощёнными на макете, чувствуешь воодушевление творчества, созидания, свободы. А ещё именно здесь чувствуется, какая большая у нас страна, в ней есть Всё! Будто этот зал действительно вместил упоминания Всего. Как может хватить времени, чтобы посетить все части этой страны в отпусках? По мере возможностей, я продолжаю, но кажется, она такая большая, что до многих мест просто не дотянуться. Не страна, а целый мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий