Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Байки с Байкала

На Земле случилась пандемия коронавируса, государственные границы закрылись, поэтому запланированный отпуск пришлось отменить. Какая же случайная удача, что это был план отдохнуть на курорте по путёвке (что случилось бы в истории этих путешествий аж второй раз), поэтому в итоге уплаченная стоимость поездки была возвращена компанией. А если бы было запланировано стандартное путешествие своим ходом с многочисленными стыковками транспортов, отелей и стран, то все расходы были бы утеряны безвозвратно. Закрытые границы диктовали проводить время в России и в следующем сезоне. Но не только они: на самом деле именно в этот сезон у меня закончился загранпаспорт и моей задумкой было не оформлять новый сразу, а посмотреть Россию (а время действия нового паспорта тогда бы зря не пропадало).

Перелёт был походного плана с вызывавшим тревогу пятичасовым ночным привалом в аэропорту Новосибирска. Объективно это было не идеальное спаньё, но оно неожиданно хорошо переносилось: каждую мою отключку в кресле наступал настоящий сон. А по прибытию в Иркутск, где был основной опорный пункт по исследованию Байкала, был заложен пустой день для отсыпания в отеле. Мы сходили за продуктами, поставили будильник и получили информационное письмо от экскурсовода. Со всем этим стало уже совсем спокойно и адаптационно.

Экскурсия была в обсерватории Тункинской долины (между хребтами Восточные Саяны и Хамар-Дабан). По факту это оказалась долина ветра и кизяка. Кизяк – для меня новое слово, означающее коровьи лепёшки, и про обилие кизяка предупреждали прямо в экскурсионной памятке! Тогда это вызвало у меня смех, мол, что за нежнятина, неужели кто-то из туристов жаловался, увидев разок коровью какаху. Но по факту оказалось, что лепёхи покрывают всю долину равномерно, отстоя друг от друга на десятки сантиметров. Так что пройти между ними действительно стоит концентрации.

Удивительно, что прямо посреди такого пейзажа раскиданы многочисленные металлические коробки с космическими приборами за миллионы. Гид сначала разыграл туристов, назвав эти коробки позницами (для меня это ещё одно новое слово, "позы" – национальное блюдо, похожее на хинкали). Много кто повёлся на эту шутку, но мне было сразу понятно, что коробочки неспроста распространены  по всей долине, а не стоят возле поселения, странно же было бы ходить далеко в поле варить кушание. Коробочки удивительно контрастно окружены полуразвалившимися деревянными ограждениями, направленными, видимо, только на коров. Никто из людей не вандалит и не трогает эти жестянки, не защищённые ничем в абсолютно сельской местности. А все вместе они образуют комплекс по улавливанию космических сигналов TAIGA. Некоторые уловители выглядят вовсе как старые деревянные столбы с проволочными обручами сверху, в которых невозможно признать научные приборы, а не деревенский хлам.


По-настоящему космически выглядит только особенный телескоп с многочисленными зеркалами. Опять же, он тоже стоит прямо в поле, окружённый только символическими прутьями, и никто не калечит его зеркала. Может, это не большой город, а добрая долина соседей, поэтому так? Меня поражает и радует такое искреннее любовное соседство дорогущей аппаратуры и кизяка. Недалеко в будто бы коттеджном домике сидит персонал с другими приборами, где нам прочитали лекцию обо всех обсерваториях долины. Одна из них, "Солнечная", очень эффектная на вид, представляет 256 тарелочных телескопов, выстроенных крестом размером с километр. К сожалению, сейчас она была на ремонте за высоким забором, иначе нас бы свозили к ней и даже спустили в её подземные туннели! Это обидно, но перекрывается знакомством с двумя посещёнными волшебными местами.

До второго места "Бадары" нам пришлось пережить странный обед в дорожном кафе, который несли до столика ровно час (без преувеличения), несмотря на заказ при покупке экскурсии. Здесь же на моего компаньона страшно капнул бухлёр (ещё одно новое слово, местный суп). После пережитых испытаний голодом и ветром мы были вознаграждены тем, что нас сводили "туда, куда не водят экскурсии" (так обозначено на воротах в "Бадары", видимо, исключение делается только для научной фирмы, что привезла нас сюда). Здесь мы узрели настоящий гигантский телескоп, как в кино. А второй поменьше, даже крутился при нас в разные стороны.



На следующий день нас снова ждал ранний выезд – экскурсия на Ольхон – крупнейший остров Байкала, его сердце, обязательное место к посещению. Он примечателен своим сакральным значением и природой, здесь собраны все природные зоны Байкала. Гидом была возрастная Марина, пронизанная идеей "служить" Байкалу, читавшая стихи, подготовившая папку изображений про историю, флору, фауну. Немного по-местному косноязычная ("осталися"), но до костей искренняя в своей работе, хотела пройти в сотудники на Землю Франца Иосифа, но там был конкурс 6 человек на место. По словам Марины, она не работает, а живёт всем этим Байкалом и его презентацией для приезжих, и ей важно сделать всё по совести, ведь важно правильно прожить день.


Разъезжая к обсерваториям накануне, мы видели издали кончик Байкала ("Култук"), где на воде вдалеке плавал небольшой колотый лёд, а к вечеру он вообще уплыл. Приехав же сейчас к байкальскому берегу на более северной широте, мы снова увидели покрошенный лёд на пути парома к острову. (Кстати, паром перевозит пешеходов бесплатно.) Лёд шуршал особенным звуком и был очень мил, но вместе с ним холода нагонял сильный ветер. Когда же мы достигли другой стороны острова, то были поражены зрелищем монолитного льда, сковывающего воду прямо вместе с полосой прибоя. Оказывается, на Байкале лёд стоит до июля. Лишь в августе он полностью растаивает, так что в августе такого зрелища, что открылось перед нами сейчас, не увидишь. По визуалу природа ледяного океана выглядела даже более по-северному, чем в Мурманске, и очень непривычно, ведь на воде был лёд, а на суше при этом совершенно не было снега. Лёд также удивлял тем, что он не покрыт сверху снежным слоем. 

Путешествовали мы по ветреному бездорожью Ольхона на машинах-буханках. На одной остановке полезли на скалы, где вовлечённая Марина поиграла на варгане, а вернувшись, увидели, что наша буханка размножилась, отпочковалась. Ещё из быта ольхонцев удивило то, что питьевая вода тут завозная, байкальскую использовать нельзя, и у всех деревенских домиков в заборе есть дырка для засовывания шланга из машины, развозящей воду.




Самой главной достопримечательностью Байкала считается ольхонская скала Шаманка – его визитная карточка. Она священна для, собственно, шаманов, распространённых здесь, так что окружена особо почитаемой зоной, не рекомендованной к посещению, но полюбоваться с соседней скалы доступно всем.


Здесь в холодном ветре начался даже микро-снег. Но в самый момент ухода к машине ветер, не прекращавшийся до этого ни на секунду с самого утра, вдруг полностью и резко стих. Это выглядело как магия и вызвало у меня припадочек восхищения волшебством момента, хоть до того из меня так и сыпались подтрунивания над шаманизмом. Ещё на Шаманке ко мне подошёл иностранец арабской внешности и попросил сфотографировать его компанию друзей на прекрасных фонах. Мило, что он терпеливо подождал сначала, когда я освобожусь от своих собственных фотографий и социальных взаимодействий. Арабский турист хорошо говорил по-русски, сказал мне "хорошего дня" и "с праздником". С каким же? А с днём победы, ведь это был день 9 мая! По такому случаю у моего компаньона была припасена с собой георгиевская ленточка, но он никак не мог её употребить, сложив в карман. И здесь мне пришла в голову гениальная идея повязать её на специальный столб, череда которых красуется на пути к Шаманке. Обратный паром с Ольхона сыграл при высадке "День победы" Лещенко из рупора. А вечером в гостинице мы ещё послушали тематические песни под звук праздничного салюта над Иркутском.


На третий день путешествия пришло время ознакомиться с городом, в котором мы живём. Оказалось, что в Иркутске есть туристический пешеходный маршрут "зелёная линия", о котором мне вот не удалось заранее узнать в интернете. Впрочем, он как раз пролегал через большинство достопримечательностей, намеченных в план самостоятельно. Впечатления от линии не идеальны: на ней странные перерывы, легко потерять путь, тупики с возвратами, зато есть информационные стенды. Так на улице с памятником русско-японской дружбе мне посчастливилось узнать потрясающую историю о том, как японские мореплаватели потерпели крушение на русских берегах и только через 10 лет, когда капитан добился личного приёма у Екатерины II, смогли вернуться на родину (никакие более низкие чины все эти годы не могли помочь, что меня очень пугает). Притом на родине действовал японский закон о казни для всех, общавшихся с иностранцами, но в итоге получилось сделать исключение, и с этого случая и начались дипломатические отношения России и Японии.

Иркутской особенностью можно назвать многочисленность деревянных домов, по размеру многоквартирных. Они изящные, не обычные, украшенные каждый своим зодчеством, большинство в хорошем состоянии и чистоте. Недавно в городе создали квартал "130-й квартал" из живописных деревянных домов, куда свезли некоторые исторические постройки, а также возвели много деревянного новодела в том же стиле. Получилась приятная колоритная зона отдыха. Здесь же расположен планетарий с обсерваторией (снова вездесущие байкальские обсерватории!), но фильм был стандартный, а прогулка по небу монотонная и с отсутствием вопросов от публики в финале, даже жалко сотрудника, встречающего такую аудиторию. Этот планетарий не сравнить с тем, что мы посетили в один из следующих дней. "Большой планетарий" находится в школе. В сверхсовременной продвинутой школе возле академгородка. Поэтому он воистину большой, на куполе не видно вертикальные стыки, и он самый качественный из всех, что мне встречались. И это чудо, которое затыкает за пояс все планетарии страны, встроен в школу, как просто класс. У них есть предмет астрономия что ли? Или они сами только "по праздникам" посещают купол? Хвала богам, что кто-то захотел по выходным проводить показы для людей извне (а билеты онлайн так и не проверили).

Меня уносит бабр

На входе в 130-й квартал красуется символ Иркутска – бабр. У появления этого странного гербового животного забавная история: изначально символом был тигр, а на местном наречии тигр – бабр. Но когда чиновник в Петербурге читал описание гербов, он поменял "бабр" на "бобр", думая, что исправляет ошибку. Почему бобр на гербе должен быть хищным и держать в зубах соболя, видимо, его не волновало – чего только не бывает на гербах. В результате сейчас на гербе красуется мифическое животное с головой тигра, перепончатыми лапами и плоским хвостом. Ещё интересно, что на гербе Иркутска бабр бежит направо, а герб Иркутской области – это зеркальное изображение с бабром налево.

В целом памятники Иркутска почти все поставлены в 21 веке. Кроме, разве что, памятника Ленину. Удивительно удачно мы приехали в эти края именно сейчас: будто бы раньше не было ни одного памятника посмотреть! Нынче же есть и памятник основателям города, и памятник Александру III, восстановленный после снесения при Союзе. Много лет его постамент был увенчан стелой в честь "первопроходцев Сибири", но затем Александра отлили заново, а стелу разломали и раздали обломки желающим, как куски Берлинской стены.


Далее мы совершили самостоятельный выезд в музей мусора. Он расположен на настоящей действующей мусорной свалке (интересно, но там совсем не пахло), куда каждую минуту заезжают громыхающие грузовики с мусором (и выезжают порожние). На этой свалке её рабочие создали на чистом энтузиазме и мастерстве своих рук творческое пространство, занимающее несколько крытых помещений-ангаров и просторы под открытым небом. Названию "музей мусора" первоначально отвечает один из ангаров, в котором накоплены особенные вещи, извлечённые со свалки. Больше всего тут предметов советского времени, и помещение напоминает сборник реквизита ретро-винтажной тематики. Меня эти ряды экспонатов заставили задуматься о том, как сперва твои вещи нужны тебе, а потом становятся не нужны, жизнь идёт, и ты своими руками относишь их на помойку.


А на открытом воздухе стоят бесчисленные "воплощения из мусора" разных персонажей в натуральную величину. Встречают они ещё на входе в комплекс, где возведены настоящие бревенчатые стены крепости, на которых дежурят металлические крестоносцы. Два полноразмерных корабля с крестоносцами на борту раскинули паруса рядом. Здесь есть отряд металлических терминаторов, гигантские трансформеры, битва крупной группировки чужих и хищников в сражающихся позах. И целые две огромные армии: орки против крестоносцев на лошадях в латах! Всё это сварено, скреплено, сколочено из металлических деталей, проводов и прочего материала. Одних крестоносцев кругом будто бы целый миллиард, а ведь собрать всего одного из металлических вырезок само по себе объёмное долгое дело!

Поражают одновременно масштаб деятельности и её кропотливость: нужно немало потрудиться и иметь особый талант и мышление по компоновке деталей, по проектированию схемы тела всех персонажей из составных шестерёнок, винтов, пластин. Насколько быстро или как долго работал автор? Притом вокруг так много дополнительных оформлений, над которыми тоже нужно было потрудиться. Например, в одном из залов колонны, держащие крышу, окружены бревенчатыми "идолами", которых нужно было выстругать, дать им щиты с металлической окантовкой, орнаментом и клёпками, сварить копья. На одного идола должно уйти значительное время, но их так много, а используются для необязательного украшения. Каково же желание автора всё обустроить, это огромная работа просто ради желания души. Такое же желание видно на примере туалетных кабинок. Домики с дырой в полу забавно оклеены изнутри обоями разных стилей (вроде французских  видов), а в одном туалете даже работает диско-подсветка. Этими приколами автор очень близок ко мне.

А кроме мусора и скульптурных фентезийных воплощений, большие поля музея отданы под реконструкцию сражения Великой Отечественной Войны с самой настоящей техникой красной армии и фашистов. Танки, самолёты, машины – можно трогать и лазать по ним. Инсталляция произвела на меня большее впечатление, чем аналогичный пятачок в московском парке "Патриот"! Но здесь самодельная сборка на энтузиазме, а там федеральный парк ВС РФ. На моих глазах один из танков завели и перегнали в другую позицию, какой восторг, эта техника ещё и работает. Впечатление от всего было выше во сто крат, потому что на всей обширной территории играла музыка через мегафоны. Ещё на подходе к музею стали доноситься военные песни, задававшие особый настрой! А затем оказалось, что в каждой локации играет своё музыкальное сопровождение: саундтрек к Варкрафту в зоне орков с крестоносцами, инопланетные звуки чужих и хищников, военные песни на реконструкции боя и в помещении "Зал Славы", где собраны военные экспонаты-реликвии, классические мелодии в ангаре спасённого мусора. Гениальная сила музыки, увеличивающая впечатление, в действии! Восхитительно, что автор догадался и организовал это.


С детских рассказов о Байкале я знаю, что в него впадает множество рек, а вытекает всего одна – Ангара, очень примечательно. В Иркутске можно наблюдать Ангару с набережных, она прозрачная, ведь состоит из байкальской воды, и очень быстрая, потому что имеет очень значимый уклон. Из-за такого уклона на протяжении Ангары построен целый каскад электростанций (четыре действующие и три проектируемые). В Иркутске Ангара интересно поворачивает, не сбавляя скорости. На набережных всегда резкий ветер, в то время как за десяток метров в стороне может вовсе не быть ветра.

В Иркутске мы посетили одноимённый ледокол "Ангара", поставленный на вечную стоянку как музей (а до этого практически затонувший). Это один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире. Был изготовлен в Великобритании и доставлен к берегу Байкала, где в 1900 начал ходить и ломать лёд перед паромом "Байкал". До строительства железной дороги в обход озера паром перевозил локомотив с вагонами на другой берег, где они снова ставились на рельсы. Ледокол "Ангара" и паром "Байкал" – вот это "неоригинальная" подборка названий!


В целом у меня сложилось впечатление, что Иркутск – город пыли и ветра. После похода по городу обувь оказывается в таком состоянии, будто ходил по пляжу, и у меня возник вопрос, как же поступают местные, неужели основательно моют обувь каждый день? Думают ли они, что пыльные улицы таковы везде в мире? Также от этого пылеветра к вечеру пылают губы и устаёт голова. Словом, ходить по Иркутску, за исключением приятных впечатлений от красивой архитектуры центра, непросто. А центр – лишь капля посреди неинтересной промзоны или одноэтажной деревня-зоны. Дойти до какой-нибудь удалённой локации означает скучно и трудно пересечь эту местность.

Мы проделали такой усталый путь до иркутского дацана (буддийский храм), интересно же посмотреть, как в России существует неправославная религия. А буддизм – религия соседней с Иркутской областью Бурятии. Подходили мы к дацану, ориентируясь по карте, и не зная, где главный вход. Как вдруг впереди сквозь кусты показался человек в оранжевом одеянии монаха, направлявшийся к одинокой постройке типа сортир… Человек-монах резко спросил нас: "Чё надо?" – наше испуганное молчание. Он продолжил: "Куда идёте?" – мой испуганный мах рукой. И резюмировал: "Здесь закрытая территория!" – мы испуганно ретировались.

Данное событие чуть не отпугнуло нас совсем, но чуть обойдя вокруг, мы обнаружили забор с воротами и калиткой, и этим путём проследовали внутрь. У меня случился завороток мозгов от непонимания, что имел в виду сортирный человек-монах: "закрытая территория" имеет забор только с одной стороны, а там, где мы пришли первоначально, этот забор отсутствует. Плюс даже через истинный вход сквозь забор люди беспрепятственно проходят внутрь. Можно дойти и до того самого "сортира". Расстояние между первой точкой входа и второй – десятки метров. Вообще не понимаю повода резко прогнать нас в начале. И совсем не понимаю, почему так повёл себя монах-миролюб. В храм мы так и не зашли, потому что в главном "домике" внутри неожиданно оказался не храм, а какие-то кабинеты… зато покрутили барабаны, которые при повороте звонят в колокольчик.


До следующего достопримечательного и тоже религиозного места (Казанская церковь, она просто очень красивая) снова пришлось идти походом через пром-деревенскую зону. Особенность Иркутска в том, что посреди такой непрогульной зоны песчинками разбросаны интересные и ухоженные места. Даже в монастырь к месту убийства Колчака нужно было бы добираться сквозь район промзоны. В итоге нам хватило посмотреть на эту локацию из окна автобуса. Но голова биографией Колчака всё-таки заинтересовалась и пополнилась. Интересно, что он всё же был "верховным правителем России", а сейчас разве молодёжь это знает?

Казанская церковь

Недалеко от Иркутска расположен музей под открытым небом Тальцы – собрание деревянных исторических строений под открытым небом. Это такое искусственное село, куда свезли избы и усадьбы с затопленных водохранилищем при строительстве ГЭС территорий. При выходе из автобуса (междугородний от Иркутска останавливается на трассе возле музея) здесь сразу же ощущается свежесть воздуха и отсутствие пыли. Дышать тут по-природному легко, что увеличивает ощущение перемещения в старые времена. Деревянные домики тоже стоят такие чистые и прибранные, даже слишком прямые и ухоженные, что скорее выглядят сказочным миром, чем реконструкцией реальной истории. Внутри дома слишком пустые или по-музейному обставленные, в каждом сидит надзором специальная женщина, и это смущало мою сущность интроверта. Кстати, междугородние автобусы из Иркутска можно купить онлайн, это эпически удобно. На обратной дороге мы с заранее купленным онлайн-билетом сели в автобус на трассе, правда его так никто и не проверил и заплатить тоже не попросили, хотя оказалось, что это был предыдущий по расписанию автобус, то есть не наш!

Кот мимикрировал в Тальцах


На следующий день наконец пришла пора посетить иркутский нерпинарий. Байкальские нерпы – эндемики Байкала. На Байкале вообще очень часто выстречается слово "эндемики". А вот слово "непринарий" мало кто нездешний слышал. В этом месте содержатся нерпы, не способные выжить в дикой природе, в основном выросшие спасённые от охотников детёныши. Обычно я настороженно отношусь ко всяким заведениям, эксплуатирующим животных. Но касательно нерпинария моя душа спокойна. Во-первых, его жители действительно погибли бы, если бы не попали сюда. Во-вторых, создатель нерпинария – учёный-биолог, он развил этот комплекс не ради наживы. В-третьих, раньше считалось, что нерпы глупые и необучаемые, но именно здесь выяснилось, что их интеллект не уступает дельфиньему, и нерпы с удовольствием коммуницируют с людьми и учатся трюкам. Хотя нерпы – самые пугливые тюлени в мире, в нерпинарии взаимодействовать с человеком для них необходимо и интересно, они воспринимают это как развлечение и тренировку, и даже сами "предлагают" новые трюки. А иначе бы скучно сидели в "клетках" и было бы их жаль. Можно сравнить такую "эксплуатацию" с выгулом игривой собаки, которая рвётся приносить мячик ради собственного удовольствия, а не по диктатуре человека.

Сначала мы были в нерпинарии одни, и было неловко ожидать начала представления, но, к счастью, нас спасла огромная организованная группа детей! Помещение с бассейном для выступлений не очень большое, но его камерность как раз создаёт эффект близкого контакта с животными. Выступают две нерпы (из большого населени нерпинария по очерёдности), перед нами была пара: Лила и Винни-Пух. Чего только нерпы не вытворяли: множество различных движений ластами и головой, перевороты, прокаты по подиуму, даже прыжки в обруч (а ведь в природе нерпа из воды вообще не прыгает). С реквизитом были игры в мяч (нерпа забивает гол в ворота), сидение в обруче (статический трюк – тоже трюк), танец с цветами, рисование картины и даже дудение в дудки! Нерпы дудели в пластмассовые дудки своими носиками, пищалки в трубках издавали яркий звук! Все трюки тюлени делают по символам рук дрессировщика. И мне безумно интересно, как объяснить животному, что нужно, например, покрутиться вокруг своей оси, когда я рисую в воздухе кружочек пальцем. Мне это кажется нереальным, потому что у меня нет опыта общения с настолько интеллектуальными животными.


И вот мы покинули Иркутск на электричке, случайно попав в вагон с мягкими сидениями – отпадный подарок судьбы, учитывая время поездки три часа. Планировалось пойти по известному маршруту выходного дня: сойти на остановочном пункте "Тёмная падь" и идти 50 минут через лес до посёлка Старая Ангасолка на берегу Байкала. Сойдя с поезда, мы обнаружили ещё двоих вышедших людей. Девочки-иркутяне как раз хотели пройти стандартный турмаршрут с возвращением на станцию (в то время как мы намеревались остаться в жилье Ангасолки). Поразительно, но эти иркутяне приехали без карты и не знали, куда идти, просто "купились на красивое название станции" (цитата) и слышали о возможности дойти до берега Байкала. Мы, приезжие, дали им сфотографировать нашу карту и отпустили вперёд в лес.

Чуть погодя мы сами пустились в путь и тут же нас остановили двое мужчин в камуфляже, сообщив, что проход закрыт по причине ЧС. У меня вырвалось удивлённое "что за ЧС?", представились всякие природные катаклизмы вроде "весь берег Байкала обвалился в Байкал". Но на самом деле суть была в пожароопасной погоде, из-за которой закрыли проход по Прибайкальскому национальному парку. В голове резко обострилось планирование: если нельзя идти 50 минут через лес, то нужно несколько часов ждать поезд до Слюдянки, а оттуда ехать в Ангасолку другим поездом в неизвестно какое время, наверное уже на следующее утро. Но времени на развитие этих мыслей не хватило, ведь мужчины сами завели разговор о том, что по доброте пропускают нас пройти, только лишь попросили сфотографировать паспорта. Моя голова занялась новым вопросом: вот буду я идти по лесу и из-за куста начнёт на меня бежать огонь, как фото моего паспорта поможет этим людям найти меня в лесу и спасти от пожара? И только через неделю уже в Красноярске до меня дошло: они фоткали наши паспорта не для того, чтобы спасти нас от пожара, они фоткали их для того, чтобы обвинить нас в поджоге, если пожар разгорится! При понимании этого заранее у меня была бы совершенно другая тактика разговора с ними.

А пока что мы быстренько рванули в лес, боясь, что смотрители передумают, а мысли так и зациклились на том, что из-за кустов вот-вот выпрыгнет огонь. К счастью, ничего не случилось, тайга была солнечна, широкая тропа живописна, а на подходе к финишу очень резко начало ощущаться освежающе холодное дыхание Байкала. Так мы впервые добрались до самой его кромки. И узрели, что "Байкал без границ": во-первых, не видно противоположный берег при взгляде в длину, во-вторых, почти сливаются вода и небо в бесконечной синеве.


Ангасолка – это поселение в десяток строений, где нет жилья для брони через интернет. Здесь нет даже продуктового магазина, вместо него частная лавка обычной жительницы с перекупленными товарами долгого хранения. Однако на этом пятачке оказалось целых два учреждения, где можно остановиться на ночлег, дозвонившись по телефону: детский лагерь альпинистской подготовки, он же турбаза, и музей Рериха, который единственным современным учреждением затесался посреди деревни. Мы договорились о ночлеге в лагере, и на месте стало ясно, что это не твёрдо официально, никаких вам прайсов и чеков. Такое проживание доступно до начала смены у детей, до которой удачно оставалась всего неделя. Ответственная за наше проживание женщина с гипер-радушием выдала комнату с бельём, показала туалет и столовую, даже по своей инициативе сделала скидку от озвученной ранее стоимости.

Но дальше начались для меня экстремальные условия по коммуникациям. По телефону было сказано, что доступно кормление в столовке, и назван тариф за посещение, ну и мы все представляли этот процесс как явку к определённому часу и покупку питания. По факту мы так и не поняли, как кормиться, хотя наша женщина завела нас на кухню и показала персоналу. Но кухонная сотрудница строго ответила в стиле "на сытный завтрак рассчитывайте, что сами едим, то и вам дадим" (хотя чего такого нам может быть нужно большего, чем они сами едят?). Определённого часа для завтрака, обеда, ужина тоже не существовало! Я и так не люблю заселяться просто из-за процесса выяснения новых условий и адаптации, а тут совсем стало не по себе: всё кругом не официально, не регламентировано, нужно договариваться со строго ответившей хозяйкой столовки, никому не до нас, им надо готовиться к смене.

В общем, мы решили поискать счастья в том частном магазине, но там меня ждала истерика от компаньона на тему "я не буду есть Дошираки", и мы ничего не купили, ведь там только они. Мы погуляли до вечера и, готовые на разговор,  вернулись в столовую, а она уже была закрыта. Тогда мы через тернии истерик всё-таки снова пошли в магазин, а он уже тоже был закрыт! В итоге легли спать без ужина. Но… за ночь компаньон переосмыслил свои ценности и с утра было разрешено купить Дошираков на все приёмы пищи в Ангасолке! А магаз был всё ещё закрыт. Пришлось позвонить по номеру в его окошке магазина, чтоб хозяйка пришла с огорода и выдала нам еды. И потом вместо капризной истерики ещё звучало счастливое "Как вкусно в Ангасолке кормят!" Так что еду добыли, а остальные условия были отличны – комната без посторонних, туалет не на улице, питьевая вода есть – вот душ только не показали (но по расписанию не требовалось мыться), и в окно налетела деревенская куча мух. Справедливости ради сказать, на закрытой двери столовки день спустя в итоге появился листок со временем завтрака, обеда и телефоном некоей Кати, но времени ужина там всё равно не было. Ещё справедливости ради сказать, следующим вечером к нам в комнату постучалась женщина с кухни и сказала, что нас вспоминали в течение дня, но мы заверили её, что пропитались сами.


Зачем же мы приехали в Ангасолку? Ещё и с ночлегом? Чтобы использовать её как опорный пункт для исследования Кругобайкальской Железной Дороги. КБЖД – это чудо человеческого труда и памятник истории. Раньше мне казалось, что слово "кругобайкальская" должно означать, что дорога продолжена по всему берегу озера, как по периметру, охватывая его в кольцо. На самом деле "круго" означает "в обход", и дорога идёт вдоль берега сравнительно малой части озера (на сегодняшний день 89 км). Раньше путь транссибирской магистрали лежал прямо через воду и через лёд Байкала (когда ледокол "Ангара" ломал лёд, а паром "Байкал" перевозил ж/д-составы), но именно строительство КБЖД замкнуло по суше рельсовый путь. День прогулки по КБЖД был квинтэссенцией дня на Байкале, ведь мы с утра до вечера шли вдоль его берега по однопутным рельсам, всё проникаясь этим сочетанием природной уникальности озера и рукотворной уникальности инженерного и строительного искусства железной дороги.

Красота дороги в её туннелях и виадуках, они сложены из камней в 1911-1913 годах и несут собой царственность царской архитектуры. Арочные своды один-в-один похожи на Дидинский туннель, видимо, в те времена был такой стандарт архитектуры. И красота дороги в сложности её создания, когда ещё не существовало современного оборудования. Говорят, что КБЖД – золотая пряжка на поясе Транссиба, имея в виду не только живописность и значимость этого пути, но и затраты труда и денег на строительство. Я восхищаюсь строителями прошлого, как они могли без компьютеров просчитать все наклоны и нагрузки, а рабочие вручную рубили проходы в скальной породе, воплощая в реальность по камешку проекты туннелей и галерей. А по насыщенности инженерными сооружениями КБЖД занимает одно из первых мест в мире. Когда идёшь по путям, всегда в поле зрения какой-нибудь туннель! А вода Байкала плещется прямо внизу склона с дорогой. Виды КБЖД так необычны, что погружают в какую-то сказочную страну, где паровоз увезёт тебя через эти туннели в волшебные горы, в которых стоит такой же каменный и изящный королевский замок.




За весь день пешие люди встретились только один раз в самом конце. Ещё два раза проезжал одновагонный технический поезд, рабочие нам погудели и помахали! В остальном мы весь день были сами по себе наедине с природой. Гулять посреди такого чуда истории, культуры, природы было идиллически, эстетически восхитительно. Было не жарко и не холодно (а меня волновала перспектива ветра на берегу Байкала после ветрищ Ангары и Тункинской долины). "Байкал без границ" весь день оставался сбоку огромным тяжёлым исполином из воды и неба. Горы, видимые на противоположном берегу, плавно уходили в прозрачность с расширением озера. При этом, когда я смотрю на карту мира, всякие "Великие озёра" в Северной Америке кажутся мне значительно больше Байкала по площади, что всегда вызывает вопрос, почему он  самый большой? Остаётся ответом только байкальская глубина – 1642 метра. Для сравнения, например, крупнейшее озеро Европы Ладожское глубиной "всего" 230 метров. А какой-нибудь Шарташ и вовсе в глубину жалкие 3 метра!

Букет прострелов

Уделив целый день пешему исследованию КБЖД, на следующее утро мы должны были прокатиться по ней на поезде! Всего нам уже встретился не один поезд этой ветки. Первый стоял на станции "Старая Ангасолка", когда мы из лесу вышли. Он был четырёхвагонный, современный и недвижно ждал очень долго, пока все его пассажиры посещали музей Рериха. (Этот музей – единственный оплот цивилизации в Ангасолке, то есть выглядит не как деревня, а как усадебный коттедж за забором. Он создан здесь энтузиастами потому, что Чета Рерихов была тут проездом во время Центрально-азиатской экспедиции. Это единственное, что можно посмотреть в Ангасолке, но мы внутрь так и не сходили из-за своей асоциальности, не было группы, в которой можно было спрятаться. Но в этом музее всё равно только репродукции! А мы сделали больше: побывали на самом пути Рериха.) А обычные поезда на КБЖД одновагонные, хоть рейс всего 2 раза в день. Основной народ предпочитает турпоезда за много денег, среди которых есть даже ретро-паровозные мажорные поезда. Билет на эти туры стоит около 5500 рублей, а на обычную электричку 131 рубль, естественно догадаться, что именно второй вариант был избран для Working Class Travel.


Мы видели одновагонную электричку вечером в день прибытия и вечером после гуляния. Но как только пришла пора ехать самим, вместо виденного раньше обычного вагона приехал тоже одновагонный, но специальный поезд "Нерпочка" – стилизованный, с рисунком нерпочки на борту, снабжённый сувенирами, оснащённый аудиогидом! Мы такой не видели, потому что, оказалось, он ходит только утренним рейсом, а все прежние поезда встречались нам по вечерам. Мы вообще не знали о таком составе! В моём понимании должна была приехать обычная электричка, как вечерние, а приехала "Нерпочка" за обычную цену 131 рубль. Я в шоке! Помимо туристических поездов за большие деньги, создали проект дешевле в сто раз, равный наполнением по туристичности! Разве что гид не живой, а записанный, вот и всё. А остальной уровень комфорта, прямо как в Швейцарии. Четыре часа этой восхитительной "Нерпочки" по берегу Байкала не просто дешевле спецпоезда для туристов, а даже дешевле, чем два часа обычной электрички Иркутск-Тёмная Падь. Как может быть так дёшево ехать по железной дороге значимости КБЖД! А ещё мне казалось, слово "нерпочка" почти что придумано нами, а оказалось, оно официально существует и используется.

В "Нерпочке" персонал сам предлагает посмотреть кабину, ту, что в данный момент в хвосте состава. А ещё, когда поезд въехал в очередной туннель, вдруг включилась громкая связь и прозвучало взбудораженное: "Серёга, там медведь бежит!" – и тут же резко оборвалось. Потом ещё раз "Серёга, медведь!" Поезд начал тормозить, мы сидели в замешательстве. Ехали медленно, как улитка. И наконец снова включился громкоговоритель с уже размеренным тоном объявления: "Внимание, сейчас слева по курсу будет медведь". У меня получилось успеть к противоположному окну и сфотографировать его на выезде из туннеля! Видимо, медведь находился в туннеле и поезд его оттуда "прогнал". Ох не зря накануне мой компаньон боялся длинного страшного туннеля. (Но на самом деле нормально, медведь в часах езды от вчерашних мест был). Затем кто-то сказал, что этого медведя видели накануне в другом месте, на 84-м километре КБЖД, и что это медведь-подросток.


После "Нерпочки" случился перепад сервиса и возвращение в быт российской глубинки на пароме из Порта Байкал до Листвянки. Главная претензия: можно было сделать место посадки на паром очевиднее, хватило бы просто щита с заголовком, а пользы немерено. Паром переплыл исток Ангары, где мы ожидали прямо посреди переправы увидеть живописный Шаман-камень (не путать со скалой Шаманкой). По факту это оказался еле заметный "буёк" вдалеке, и единственное, что было о нём интересно – что при Союзе была мысль взорвать всю подземную гору для увеличения хода воды на ГЭС, но это бы тогда обмелило Байкал. В Листвянке, типичном поселении курортного построения, мы впервые увидели на берегу Байкала прямо-таки морской прибой! Заселились в дом с частной территорией, из которой половину занимала территория десятка хаски на привязях к индивидуальным будочкам. Хозяева разрешали их гладить, и псы жутко возбудились при приближении человека, поднялся лай выше гор, а один пёс так лез обниматься своими лапами, что вовсю запылил меня ими. При нас купили и привезли нового пса по имени Север в женихи собаке Тайге. Мне было прикольно, как бесплатный аттракцион, но как отнесутся постояльцы с фобией собак, не понятно, о псах при бронировании не предупреждается.

В Листвянке находится Байкальский музей, и мы взяли полную программу посещения: экспозиции, аквариумы с байкальской водой, микроскопы, симуляция батискафа, дендрарий. Очень познавательно. И интересно было подслушивать жетскую экскурсию, где экскурсовод говорила таким особенным тоном и лексиконом с детьми, что ей бы в театр с таким талантом. А вот и Байкал с Ангарой и ГЭС в разрезе, очень научно:


Научность продолжилась поздним вечером, когда пришла пора отправиться на экскурсию "Ночной дозор" в настоящую обсерваторию! Да, это был для меня основной пункт культурной программы, за который были все переживания, ведь всё могло отмениться из-за пасмурной погоды. Предусмотрительно мы забронировали дату прямо на день приезда в Листвянку, чтобы при необходимости переносить на каждый следующий вечер. И первая бронь действительно перенеслась из-за туч! Однако в течение нового дня тучи разлетелись и открыли ясность. Также во время сбора ещё не успела взойти Луна, и по итогу экскурсовод сказал, что такие благоприятные условия не случались уже целый месяц, вот как всё у нас совпало удачно. Идти до обсерватории к 23:00 по деревенским улицам было экстримом. Последний отрезок был вообще без фонарей, и мы светили себе телефоном. Это сгущало ауру приключения, и выглядело каким-то таинством, когда мы пришли на место сбора, встретились с гидом и его борзым псом Ярым. Пока ждали группу в магии тёплой и тёмной звёздной ночи, Ярый сбегал прогнать в лес лису.

Как же мне давно хотелось в настоящую обсерваторию на ночные наблюдения! Я фанат астрономии и космоса с выпускного из третьего класса в школе, когда мне подарили астрономическую книгу. Позже папа подарил мне подзорную трубу на штативе (которая дома называется "телескоп"), в которую мне удавалось видеть разные пятна: пятна на Солнце и планеты в виде пятен. Солнце, конечно, не голым глазом, а проекцией на стене. А планеты – Юпитер, Марс, Венеру, Сатурн. Эти крошечные пятнышки производят впечатление умственно, а не визуально, в целом ни звёзды, ни планеты сильно не видимого невооружённым глазом не отличаются.

Лишь раз у меня возникло особенное эмоциональное восприятие увиденного – с Туманностью Андромеды. Это галактика, соседняя с нашей, везде пишут, что её видно без приборов, но хоть я и знаю, в какой она части небесной карты, никогда в жизни у меня не получалось её увидеть, потому что я живу в городе, где световое загрязнение, и даже млечный путь не просматривается. Но вот однажды летней ночью было так темно и ясно-звёздно, что захотелось для теста направить трубу в нужное место. И там было маленькое бледное белое пятнышко! Не та прекрасная фотография из интернета, а просто белая размытая точка, чуть пожирнее и побледнее нескольких звёзд. Но в том и суть, что это подтверждало мою способность при всём дилетантстве видеть туманность. Ко мне пришло ощущение чуда, что я вижу такой далёкий объект, что он в принципе существует. И тогда у меня появилось невероятное и резкое чувство абсолютной и не требующей никаких доказательств уверенности, что люди ни в коем случае не одни во вселенной. До этого у меня было такое же мнение, но в тот миг оно подкрепилось собственными ощущениями и опытом того, какой гигантский масштаб у вселенной. А это ведь взгляд всего-то на крошечный путь до соседней галактики. Есть целые скопления галактик. Есть целые области галактик, которые роятся в них, как звёзды внутри самих галактик. Разумеется, во вселенной есть другие жизни. Неописуемо глупо думать, что никого больше нет, это как думать, что больше во вселенной нет воды или камней.


Мне хотелось на настоящем телескопе посмотреть космические объекты в большем качестве, чем в трубу с увеличением в 40 раз. Но экскурсовод развеял мои мечтания, рассказав, что все фото из интернета обработаны и цвет там добавлен искусственно. Неожиданным открытием это для меня было, понятно, что фото обрабатывают и делают цветовую палитру, снимая в разном спектре и т.д., но чтобы цвета вовсе не было, как так... Ведь даже голубые и красные звёзды блестят по-разному, нет? Но поняв, что шикарных космических красот с подсвеченными облаками межзвёздного газа мы тут не увидим, мне пришлось переключить свой интерес с визуала на общеобразование и жизненное достижение.

Не каждый бывал ночью в телескопе, мне, как астрофанату, было очень интересно! На вопросы экскурсовода мне всегда был известен ответ, и он даже дал мне пару раз показать созвездия на небе указкой. Крутая указка, лазерная, светила так, будто луч в самом деле касается небесной сферы, – тоже для меня поразительное открытие. Была атмосфера ночных посиделок пионерлагеря в снятом напрокат научном устройстве. Сначала телескоп направили на двойную звезду, и мне вот кажется, что от кипиша даже не удалось рассмотреть её двойственность, больно уж второй компонент висел в сторонке. Наверно, надо было сильнее присматриваться. Зато дальше всё было очевидно: звёздное скопление, взорвавшаяся звезда (светила днём в 1054 году и стала Крабовидной туманностью), взошедшая оранжевым шаром Луна. Но эффекта поражающей далёкости, как тогда с туманностью Андромеды, в этот раз не случилось.

Бонусом к и так классному совпадению видимости и погоды стал пролёт МКС, выпавший на время экскурсии! По будильнику экскурсовода мы повернули вырез в крыше телескопной башни в нужную сторону и смотрели, как МКС пересекает за пару минут всё небо. Она выглядит, как мегаяркая звезда, тускнее у горизонта и максимально блестящая в зените. В итоге это ночное бдение комплексно так сильно зачаровало моего компаньона, что он после таких нецветных и мелких видов в окуляре загорелся идеей купить собственный телескоп. Эх, если бы всё было так просто, ведь с купленным телескопом нужно ещё ездить куда-то за город, где не мешает засветка.


Ночная астрономия закончилась так поздно, что были бытовые сомнения, идти ли утром смотреть в солнечные телескопы. Правильное решение при столкновении познания и быта всегда – конечно, идти! Тем более забранные при выселении из гостиницы вещи разрешили сложить в машине, на которой во время экскурсии нас возили с места на место. На солнце смотрели не через проекцию, а реально глазом в окуляр с фильтром. Когда запускают солнечный телескоп, соседний обычный даже физически накрывают крышкой, чтобы даже случайно никто не глянул в него и не выжег глаз. Как и не цветные и мелкие ночные объекты, солнце выглядело простецки, как ровный круг. Но гигантский протуберанец увидеть удалось!

Затем нас подняли на видимую отовсюду вершину Листвянки, которая увенчана гигантским белым телескопом в форме буквы Λ. Это самый большой в Евразии солнечно-вакуумный телескоп, он знаменит, здесь бывал знакомый мне Кип Торн. У подножия телескопа установлен шаманский гонг, чей диаметр равен диаметру зеркала телескопа. На само зеркало тоже дали взглянуть (пеший подъём на высоту 25 метров), и меня огорчило, что зеркало начало портиться от чьих-то неосторожных прикосновений. На этой экскурсии также присутствовали две девушки из СМИ, одна записывала на диктофон, а вторая фотографировала. В финале мы выведали, что их СМИ называется "Верблюд в огне" (в честь события, когда шаманы сожгли верблюдов), и затем нашли статью-репортаж с экскурсионного события, в котором участвовали.


До отъезда из Листвянки мы посидели на берегу Байкала, в этот прежаркий день у самой воды стало даже холодно, что заставило укутаться в кофты, а зонт тем временем защищал от жгучего солнца – необычное сочетание. На подъезде к ж/д-вокзалу Иркутска у меня случился припадок от того, что автобус не доехал до дверей, когда у меня тяжёлые вещи, пыль, шум и жара (в общем, среда Иркутска меня пресытила). На следующий день поезд торжественно въехал на мост через Енисей в Красноярске, и моему взору открылись просто титанического размера буквы на склоне горы: ЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ. Эта очередная "голливудская" надпись стала первой из всего их множества, которая действительно произвела на меня впечатление и передала дух местности.

Красноярск сразу же показался мне значительно моднее Иркутска. Здесь нет пыли. Улицы широкие. Тротуары просторные и полностью покрыты плиткой, а не только перед входами в заведения. Современные многоэтажные высотки для пущей высоты воздвигнуты на горах и очень многоэтажны. Помпезные дома-сталинки красиво штукатурены и покрашены. В центральном районе буквально каждый дом – объект культурного наследия. Здания очень привлекательные, ухоженные, по качеству фасадов они как новые, но при этом не новодел, а история. В моём городе я шокируюсь, если один старый дом от пыли почистят, а тут историческая застройка целыми районами полностью приведена в вид, равный новострою. Гулять по центру Красноярска – как по бульварам в Париже! Прекрасная архитектура прошлого, европейский уход за ней, очень много зелени. Путешествие пришлось на майское цветение яблонь и прочих цветочных деревьев, а здесь ими засажены целые улицы, весь город утопает в цветах, это сказка! Видно, что горожане берегут достигнутую ухоженность: на земле совершенно нет мусора! А администрация старается сделать город ещё уютнее: на остановках общественного транспорта в мегафон играет инструментальная музыка.

Красноярск большой. И ширь его улиц вторит шири Енисея и общей раскинутости города по берегам и островам. Целый длиннющий остров Татышев размером с городской район посвящён рекреации и оборудован современным благоустройством. На этом острове живут суслики, которых можно подкормить, но у нас, к сожалению, не было времени исследовать эту природную зону. Также, к огромному сожалению, основной гвоздь программы пребывания в Красноярске выпал из неё: красноярские столбы оказались закрыты из-за пожароопасной погоды. В итоге в городе посетили краеведческий музей и места, изображённые на десятирублёвке. Так как бумажные десятирублёвки уже заменены монетами, пришлось специально найти раритет для фото заранее (он был выменян у кондуктора).

Путешествие в десяточку

Кораблик проплыл для полного сходства

Рядом с Красноярском на Енисее стоит городок Дивногорск, куда мы направились на электричке, чтобы посмотреть на Красноярскую ГЭС. Электричка едет час и стоит 28 рублей, а по городу транспорт стоит 32 рубля, забавно. Попутно с нами на электричке поехал будто бы весь Красноярск, особенно семьи с детьми: оказалось, что Дивногорск славен своей набережной, и все желают отдохнуть там в выходной. Эта недавно созданная современная набережная выиграла международный конкурс дизайна. Теперь её называют местом притяжения всего Края. Жители городка на 29 тысяч жителей должны быть счастливы от того, что на них свалилась такая удача и красотища. Но… они недовольны, что теперь много туристов.


Мама сказала, что была в Дивногорске и видела Дивные горы и ГЭС, когда их возили сюда на экскурсию из стройотряда в Ачинске, где они штукатурили в ССО после третьего курса. Нам, чтобы добраться до ГЭС, пришлось нанять такси дважды. Мы выбрали некую смотровую точку в лесу, отмеченную на карте и описанную в путеводительной информации, вышли из такси на трассе, а затем прошли по лесной тропине. Мне казалось, со смотровой точки откроется очень близкий вид на ГЭС, но в реальности он был далековат, прямо даже можно было так далеко не ехать, а посмотреть настолько же удалённый вид с ближайшего моста. Но как мероприятие было интересно именно так в одиночку из леса посмотреть на ГЭС. Жаль, конечно, что не было водосброса, но в целом имидж мощный. Водитель обратного такси не понял, почему мы вызываем его в точку посреди трассы, да и вообще не знал, что можно смотреть на ГЭС и подъезжать в лес на машине. Странно, он же местный. Плотина тоже изображена на десятирублёвке, но фото с купюрой у меня получилось такое, будто на нём плотина смотрится в бумажное зеркало (такой попался берег…). Поэтому я выставляю фото из другой серии – "электростанции сквозь листочки", где первым номером коллекции идёт фото Баттерси в Лондоне.


Поездки со странными водителями и остановками продолжились: мы задумали посетить смотровую площадку "Царь-рыба" на высокой горе над Енисеем по пути из Дивногорска в Красноярск. Это очень странно, но остановки общественного транспорта у этой площадки нет (что даже вынудило написать запрос на госуслуги!), хотя комплекс немаленький, снабжённый  местами для отдыха, магазинами, кафе, парковкой. Пришлось попросить водителя автобуса высадку на трассе напротив площадки. А он странно вёл в голове какие-то расчёты о том, сколько людей может взять ехать стоя, а сколько нет, типа это будет нелегально, надо, чтобы все стоящие вовремя вышли, а остальные сели, и он приехал на финиш вообще без стоящих. В общем, на фоне его расчётов мы едва не проехали мимо "Царь-рыбы", спасла нас бабушка, слышавшая обсуждение, докуда нас везти, и окликнувшая водителя, что он не тормозит около рыбы. Вот тот случай, когда общительные и вмешивающиеся люди рулят! 

Царь-рыба – это осётр. Для меня неожиданно, что осётр живёт в Енисее. Ассоциативно его связываю с Волгой. Скульптура осетра была установлена в честь писателя Виктора Астафьева, который родом из села Овсянка под данной горой и написал произведение "Царь-рыба". Про памятник говорят, что он является одним из главных символов Красноярска и одним из самых популярных туристических мест в Восточной Сибири. В таком случае в тысячу раз непонятнее, почему там нет остановки у проезжающего мимо общественного транспорта. Ответ с госуслуг был в стиле "не предусмотрено", "обращайтесь в нужное ведомство". Так зачем мне искать, куда конкретно обратиться, если на госуслугах есть специальный "всеотвечающий" сервис? Ни разу ещё не ответил по теме, всегда переадресовывает.


Вместо закрытых из-за пожароопасности Столбов было решено отправиться в зоопарк "Роев ручей". Было бы ничего гипер-особенного, если бы не купание белых медведей – вижу такое в первый раз! В других зоопарках ну никогда мне не встречалось, чтобы медведь купался в своей водичке. А тут в каждом из трёх вольеров каждый медведь купался, плавал, плескался, нырял и даже покушивал своё мяско в бассейне! Восхитительно! Также интересно было посмотреть на устройство для кормления хищников живым кормом – это дверки-калиточки, которые ведут на пол или в воду. И по сухопутным дверкам запускают кроликов на растерзание мишкам, а по водным дверкам закидывают им рыб в бассейн. Но мы кормлений не видели, только многократные водные процедуры.

Сибирь показала мне много нового. Это было моё первое настолько восточное по географии путешествие. Это было моё первое путешествие с переводом часов вперёд. Это была встреча с заочно глубоко знакомым глубоким чудом природы – Байкалом. И это был первый отпуск, после которого прямо на следующий день нужно было выйти на работу, но работать оставалось до выходных всего три дня (так сыграло присоединение отпуска к майским праздникам, перед ним была сокращённая неделя тоже). Мне понравилось так меньше работать после отпуска, втягиваться легко!

Комментариев нет:

Отправить комментарий