Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Мурррманск

В пандемию коронавируса связываются с поездками за границу только странные авантюрные люди, а я продолжаю исследовать Родину. Выбор пал на Мурманск по трём причинам. Во-первых, в детстве мама рассказывала мне о разных городах, и над названием "Мурманск" мы шутили, что это потому, что в Мурманске мурлыкают кошки, и он запал мне в душу. Во-вторых, он всегда был для меня символом далёкой инаковости за полярным кругом, на бытие российского города в глубине заполярья посмотреть интересно. А в-третьих, уже побывав в Исландии, мне интересно узнать, насколько похожа на неё природа русского севера. Более того, оказывается, Мурманск даже севернее Исландии, это же ещё интересней!

Но сначала внутридневная пересадка в Москве, очень уж длинный для неё список дел, нужно пользоваться случаем. В этот раз закрылось длительное, висящее ещё с самого первого московского плана дело – музей Булгакова. Забавно и путано: в одном доме сосуществуют два учреждения, в которых можно запутаться, это государственый музей и коммерческий музей. При этом второй сразу виден, пышет экскурсиями на автобусах и статуями у входа, а второй нужно ещё поискать в тени первого, узнавая об экскурсиях и посещении только на сайте. Тем не менее, конечно, в первую очередь мне хотелось именно в нормальный официальный музей, расположенный в квартире, где жил сам писатель, а не в соседнем подъезде. Но экскурсия меня не особо восхитила, так, поставилась просто галочка о посещении. Экскурсовод пересказывала какие-то факты, но делала это с использованием неожиданного речевого оборота – говорила о прошедших событиях в будущем времени – это сбило моё восприятие, вся экскурсия оказалась смущена в голове, было ожидание, что дальше подробно раскроются в речи события, о которых сначала сказали в будущем времени, но нет, к ним позже не вернулись.

Запомнилось, что Булгаков не только называл своё жильё "нехорошая квартира", но и выделял в ней "проклятый коридор" и "гнусную комнату". Писатель! А ещё то, что по дороге в музей попалось монументальное странное здание, оказалось, это МХАТ, и на экскурсии пошёл разговор про то, как Булгаков работал на МХАТ. Но в итоге больше квартиры поразил подъезд: весь в настенных надписях, которым никто не противоборствует и при которых в подъезде в соседних квартирах функционируют всякие юр. лица и живут жильцы.

Шарик нарисованный

По прилёту в Мурманск давило на голову, что я не сплю уже больше суток (подъём в 3:45), но по пути в отель даже для сонного мозга сразу же случились необычные впечатления. Для начала ночь и поздний час совершенно не ощущались, потому что небо было светлое, как на закате, это была настоящая белая ночь! Кстати, многие путаются и неправильно говорят словосочетание "полярная ночь", имея в виду светлость ночи, но "полярная ночь" – это полгода без солнца, когда оно не всходит, то есть тёмная ночь. А светлая ночь – это полярный день (если солнце не заходит вообще) или белая ночь (если заходит, но светло). Итак, из-за белой ночи не ощущалось прилёта в недоброжелательную тьму, в которой нужно ещё и искать отель (моё самое нелюбимое событие в отпуске).

Впервые мы сами вышли из самолёта по трапу и прошли в здание аэропорта без автобуса или рукава, просто по полю аэродрома! Самолёт был на взлётном поле один. Аэропорт удивил своей микроскопичностью, но ощущение от него было всё равно лучше аэропорта Минеральных Вод, потому что север недоступный и в нём это ощущается не как местечковость, а как домашнесть. Она продолжилась по пути, когда водитель маршрутки через окно сообщил встречному, что там самолёт прилетел. По дороге были видны аккуратнейшие русские кладбища, впервые вижу такие. В общем, кругом домашнее устройство, открытость и прибранность своего маленького участочка земли, позитивное впечатление.

На следующее утро началось знакомство с городом. Мы готовились к гораздо большей провинции. Например, в видео в интернете были сюжеты, что в Мурманске прямо из окон выбрасывают мусор, мусор лежит горами, к домам пройти невозможно из-за размытой в грязь земли. Мы крепились, но всё оказалось нормально, чисто и без мусора! Стоило только выйти за порог и оказаться возле центрального здания города – отеля Азимут на площади Пять Углов, который видно с любой точки города – как ко мне во время фотосьёмки лиловых северных цветочков подошли репортёры местного 21-го телеканала. Взяли небольшое смешное интервью, в котором у меня получилось уместить многое: что эти цветочки не ядовитые, что мы с Урала, взяли пуховики с собой (хотя в этот день погода была до 30 тёплых градусов, но мы на самом деле и не пуховики взяли, а осенние куртки), что мне в детстве говорили про мурчащих в Мурманске кошек, что я знаю о памятнике коту в Мурманске и мы сегодня идём смотреть на него. Ведущий хотел меня проверить и спросил, на каком озере этот памятник коту Семёну. "На Семёновском", – не удалось меня подловить, я подготовленный турист!

Похож на Иван-чай, но нет

Погода действительно была не по-северному тёплая, встретила солнечным днём (не как морось в Исландии), гулять по городу и знакомиться с его уличными отдыхательными местами было приятно, впечатление автоматически складывалось положительное. Мне сходу понравилось, что у города есть бренд: порт, рыба, север. В другую "провинцию" без бренда ехать было бы не так интересно. Меня привлекает именно осознание, что приезжаешь на "русский север". Поэтому и город я воспринимаю не как застройку с кусками природы в парках, а как одну большую природу с добавленным городом поверх. Сразу непохожим на Исландию оказалось наполнение деревьями: в Исландии вообще их нет, а тут берёзы, рябины – жирные, как гидры. Нет и тополей, что необычно для меня, удивительно видеть сплошь бестополиную засадку города "элитными" деревьями.

Город внезапно не сер и не уныл! Будто именно чистота и ухоженность предотвращают впечатление серости. Да, тут дома-коробки, горы усыпаны панельными 9-этажками, которые будто стоят на склонах слоями. Но это воспринимается как особенность, а не недостаток. Улицы не грязны, поэтому не вызывают неудобный контраст с Европой. Контраста старого жилого фонда с редкими новостройками тоже нет.

А транспорт весь новый, светофоры только современные, остановки с прозрачными стенами от ветра не обклеены объявками, не исписаны маркерами, стёкла эти чистейшие, будто их моют с очистителем каждый день. Кстати, в Мурманске самая северная троллейбусная линия в мире. А ещё тут самый северный Макдоналдс в мире. Наверное, если присмотреться, то тут про очень многое можно сказать "самое северное в мире". И при этом оно русское, а не в какой-нибудь Исландии, здорово и так необычно! Вообще всегда на карте потрясает географическая широта Мурманска.

Памятник ждущей

Вписанность города в природу подкрепляют сильные перепады высоты (сопки) и шикарный Кольский залив. Подумать только, у кого-то вид на залив открывается из окон их девятиэтажек. Даже когда залив не видно с улицы, чайкин крик напоминает, что это морской город. Ещё одно особенное явление Мурманска – поле гаражей. Гаражи всегда покрашены зелёным, чистые, прибранные и расположены целыми полянами тут и там, в каждом районе. И обширны, потому что каждому домохозяйству нужно уместить здесь свою машину. А без гаража зимой машина не заведётся, поэтому вместо дворовых стоянок – сгруппированное и централизованное на окрестности поле гаражей.

Алёша

Памятник солдату ВОВ, который называют Алёшей, огромный и возвышается на горе. Для меня было неожиданно узнать, что фашизм оказался и в России так далеко на севере, да ещё и в самый первый день войны! Всё логично: Мурманск очень стратегичен. Его и построили тут, чтобы иметь незамерзающий(!) северный порт (досюда добивает Гольфстрим). И оборона была длинной и героической. Долина противостояния с вражьей армией к западу от города называлась после этого Долиной Смерти, а сейчас зовётся Долиной Славы. А сам город разбомбили так, что всё сгорело и от каждого дома остались только печные трубы: при взгляде на город были видны тысячи печей и больше ничего. От того и воздвигли тут памятник такой печной трубе. А с вершины горы от Алёши виден порт, занимающий всю береговую линию, и были слышны очень-очень громкие железные удары. Мы думали, это какой-то грузовой механизм в порту звучит так на весь город! Но затем оказалось, что это звук удара вагонов при сцепке на ж/д-вокзале. Непрекращающийся и громкий на весь город удар вагонов – неожиданно…

Гуляя вокруг Семёновского озера (оно названо в честь рыбака, а не кота Семёна), мы брели от памятника к памятнику по облагороженной набережной с новенькими дорожками для катания, игровыми зонами, образовательными стендами про полярное сияние и другие визитки севера. Благостно, совершенно не провинциально, радостно за нестоличную Россию. В Мурманске каждый мемориал связан с морем (за исключением, разве что, кота Семёна, который связан с тем, что уехал с хозяевами в отпуск и потерялся в Москве, откуда сам пришёл домой через 6 лет). Один из современных мемориалов – погибшим морякам в мирное время, это настоящая поднятая с глубин рубка подводной лодки "Курск", видеть её ошеломительно грустно. Рядом часовня в виде маяка. Впервые вижу в России часовню не в форме часовни, это уникально и восхитительно.

Часовня в виде маяка

Мне было интересно видеть устройство города на сопках. Что озеро находится на горе гораздо выше уровня моря-залива, при этом не стекает никуда, потому что лежит на твёрдом камне скалы. А также вдруг дошло, что город заполярный, но дома не стоят на сваях, как требуется при постройках на вечной мерзлоте. Получается, здесь нет вечной мерзлоты? Оказалось, и правда нет, причина снова в Гольфстриме. Он же "виноват" в том, что в Мурманске природная зона не чисто "тундра", а лесотундра, так что тут есть лесистость с небольшими деревцами. И это единственный район Евразии, где лес так далеко заходит за границу полярного круга. 

Осознавая все эти аспекты, я всё-таки в сравнении с уральским и сибирским лесом вижу в этой северной "тайге" больше черт "тундры", так что позволю себе говорить про неё тундра, хоть это научно не так. И вот мы внезапно забрели просто на кусочек необработанной земли на холмике у озера. И… это было прекрасно, восхитительно, великолепно, в свободно растущих травах открылся кусочек истинной природы, на которой стоит город, эти супертундровые разноцветные травки и растеньица. Все цвели разными цветами, как на подбор, некоторые были даже с ягодками, все маленькие и прелестные! В сочетании с суровыми могучими камнями эти растеньица так душевно нравятся мне. Их буйство цветения производит такое особенное впечатление, что даже на севере в пустоши они живут и процветают. Вот обожаю такую природу пустошей, а не пальмы тропические какие-нибудь.

Буйство тундры

Буйство тундры в моих руках

После увиденного мы пообедали пирогами с капустой и брусникой – прямо такой же, какая росла на холме, чудесно (вот и славно, что в очереди к шашлыку не смогли выстоять) – и отправились в следующее заведение, Енотошную! При подготовке плана отпуска я всегда осматриваю город на наличие интересных заведений, и дом енотов попался на глаза и сразу привлёк внимание, ведь выглядел круче всяких столичных заведений: отдельный вход с улицы, шикарная вывеска, супердизайн и убранство помещения. Сразу видно серьёзность и ответственность  проекта, вложения в обустройство. Даже удивительно, как он может с такими затратами жить и процветать в Мурманске, не таком большом городе.

Но главное, в "Енотополисе" помимо внешнего оформления, чистоты и красоты, сразу видна забота о самих зверях. Они все привитые, здоровые, обласканные, можно быть уверенным, что они содержатся в ответственных и заботливых руках. В середине дня для енотов устроен сончас, и когда мы пришли ко времени записи, нас попросили подождать, потому что енотики ещё не до конца проснулись. Ожидание не внесло никакого недовольства, ни в коем случае, наоборот утвердило уверенность в том, что енотов здесь не эксплуатируют, и это не они наше развлечение, а мы их гости, мы должны ждать, пока им будет комфортно нас принять.

Одного из енотов зовут Локи, он самый спокойный и самый жирненький, лежит, как крёстный енот, на своём месте, и ничем его не сдвинуть, пока остальные еноты суетятся вокруг. Но Локи так заинтересовали мои хромовые часы, что он скрёбся за них, захватывая руку мёртвой хваткой, и на ней остались царапки от острых коготков – но мне это только понравилось, ведь ко мне проявил интерес енот! Шерсть у енотов оказалась не такая мягкая, как представлялось, а пожёстче, щетинистая, и она не оставила никаких волосков на одежде. Погладить енотов было не мягко (поэтому в итоге коты мне ближе), но интересно. И интересно, как они по-человечески взаимодействуют, например, встают в позу "дай еды", берут еду ручками с цепкими ловкими пальцами, осознают, что еда может быть в кармане. Еноты залезли мне в карман кофты, в карман джинсов и… на меня!

Товарищи!

В Мурманске на каждом углу устроен какой-нибудь мемориальный уголок (sic!), памятники стоят тут и там, иногда даже без всякого сквера возле (как мозаика на стене краеведческого музея в честь "Ермака", прадедушки русского ледокольного флота). Скверики тоже раскиданы на каждом шагу, иногда умилительно крошечные и тем уютные и домашние. Есть и масштабные широкие аллеи, сопровождаемые новыми детскими площадками и достопримечательностями. Одна из таких аллей вела к отелю, и мы каждый день видели, как меняется ассортимент книг в уличной библиотеке! Каждый день наполнение изменялось полностью! Кто-то вот настолько ответственно занимается опекой этого ящичка, поразительно.

Уличная библиотека с муми-троллями

А дальше памятник треске, главной северной рыбе, которой славится Мурманск. И вот что странно. Узнав, что треска так важна, что ей аж ставят памятники, мы загорелись мыслью съесть блюдо из неё в ресторане, чтоб было питание как тематическое развлечение, но найти блюдо из трески было практически невозможно! То же самое в магазине – нет трески! Только один вид консервы с икрой трески, её и съели. Но странно же. Опять эти рыбные "тёрки", что в современном мире политика и экономика таковы, что рыбаки не могут сами потреблять свой улов, отдающийся на экспорт и т.д.

Памятник треске

Следующий день был выделен под поездку в какой-нибудь соседний городок. Мне было без разницы, куда ехать на обычном рейсовом автобусе с вокзала, чтобы просто посмотреть природу по дороге и морские берега по прибытии, так что единственным критерием выбора города было наличие в нём моря. Компаньон выбрал город Полярный, объясняя, что это "романтическое" название, а мне понравилось, что очень простое и тематическое название. Мы сели в микроавтобус (маршрутку) и очень долго ехали по единственной в округе трассе, пока вдруг впереди не замаячил КПП. До меня сначала не дошло, что происходит, никаких границ субъектов федерации тут не было, как вдруг разъяснилось, что Полярный – закрытый город, и нас без пропусков туда не пустят! Женщина в форме заглянула в салон автобуса и сразу же на глаз узнала в нас "нелегалов", потому что все остальные ездят постоянно и примелькались. А водитель автобуса при этом ведь видел, что мы туристы с огромным фотиком наперевес, но ничего не сказал при посадке… Я не жалуюсь, это не его дело, в конце-концов, проверять, знают ли все "общеизвестное знание" о закрытости города. Я вот знаю, что Североморск рядом закрытый, а про другие города даже не пришло в голову подумать, будто хватит и одного местного закрытого города.

Вот так нас и высадили на КПП посреди трассы, а автобус уехал вперёд. Но мне было не обидно и не грустно, потому что творилось крутое приключение поинтереснее, чем съездить в какой-то городок, и женщина-служащая относилась к нам юморно. Она с улыбкой сказала, что каждый день высаживает тут кого-нибудь, потому что все едут посмотреть Полярный из-за того, что существует такой русский сериал. (Хм, но тогда у меня всё-таки есть повод пустить претензию в адрес водителя.) Относительно повезло, что КПП был не на въезде в сам город, а в начале прямой трассы к нему, так что весь этот длинный финальный кусок дороги ехать туда и обратно уже не понадобилось. В итоге этого приключения я называю Полярный "Биполярный", потому что мы ехали в него, но не приехали, были в этой поездке или не были.

Дальше свершился просто королевский сервис: сотрудница КПП сама поймала нам встречную машину с каким-то военным в форме за рулём и указала увезти назад в Мурманск. Вот это да. С этим морячком мы проехали почти весь путь назад, но попросили высадить нас чуть раньше – на другом берегу залива напротив Мурманска, в местечке Абрам-мыс. Парень сказал, что каждый день мимо ездит, а что там смотреть в Абрам-мысе, не знает. В принципе, там ничего и нет, посёлок на десять домов, а славен тем, что можно посмотреть панораму Мурманска со стороны залива и насладиться живописным кусочком прекрасной северной природы. В этой природе мы увидели чернику и ели её прямо с тундры, а ещё нашли грибочки, но их не ели и не трогали.

Мне нравится, как Мурманск всюду пытается подчеркнуть северную идентичность, поддержать бренд. На высокой красно-белой трубе оформлены светящиеся деления гигантского градусника. На газоне возле филармонии и отеля растут почти в человеческий рост "грибы арктического авангарда". За забором какого-то учреждения выставлена прямо на улице нижняя челюсть синего кита. Мы пришли искать такую же небольшую достопримечательность – памятник "Морской волк" в виде небольшой фигурки моряка на восьмиметровом шесте. Задумано, что фигурку можно рассмотреть в бинокль, будто моряк возвращается издалека. Памятник в итоге нашёлся не без труда, потому что оказался запрятан в деревья на газоне, а не установлен посреди открытой площадки, очень это необычно придумано! А на площади стоит другой памятник – рыбакам тралового флота. И вот у него случилось сразу два совпадения, первое, что мы пришли именно в тот момент, когда колонна начала петь патетические песни: об этом её свойстве нам не было известно заранее, мы сильно удивились и восхитились, что попали вовремя (музыка включается каждые 4 часа). Второе – что к нам подошла бабуля-мурманчанка, опознавшая в нас туристов и хотевшая подсказать, как найти моряка на шесте.

В какое же правильное время мы пришли, эта бабуля рассказала так много нужного сердцу! Для неё этот разговор был мимолётным событием, а для меня он теперь жизненная память. Ей 80 лет, но назвать её старушкой нельзя, она милая пожилая леди в изысканной одежде, причёске, украшениях и светлом уме, бодрая, красивая, интеллигентная. Сказала, что по возрасту "догоняет" Мурманск (ему 105 лет), внук её уходит в море, есть два правнука, сама работала на железной дороге и вросла тут в землю на 12 километров (как Кольская сверхглубокая скважина), поэтому подошла разделить любовь к городу с туристами. Именно она пояснила нам про стелу, поющую раз в 4 часа, а затем перечислила ещё места с необычными памятниками: дама с собачкой на Театральном бульваре, трио Трус-Балбес-Бывалый. Но особенно рассказала, что была на открытии памятника Николаю Чудотворцу, и спросила, видели ли мы его.  Да, мимо этого памятника мы ходили каждый день, но по превратностям судьбы иначе могли бы пропустить его!

Если о веренице других памятников мы узнали при подготовке поездки по интернету, то монумент Николаю Чудотворцу стал для нас сюрпризом. Его не было ни в одном прочитанном мной списке достопримечательностей, видимо потому, что он сравнительно новый. Подумать только, мы могли так и не узнать о таком значимом месте! Просто чудо, что именно по этой лестнице лежит путь от центра города к отелю, поэтому сразу же в ночь приезда памятник встретил нас своими раскинутыми руками. Николай Чудотворец носит здесь имя Мысгорнский. Оказалось, он воздвигнут по рисунку Фёдора Конюхова, нарисованному при прохождении им у мыса Горн. Мне было известно, что Фёдор Конюхов не только путешественник, но и священник, но вот то, что он художник, стало для меня открытием. Его искусство пока представлялось мне именно религиозным: он нарисовал икону, и скульптуру создали по её проекту. (По совпадению, кстати, нарисовал ещё и Варлаама, в честь которого назван Абрам-мыс!) И эта скульптура стала первой в большом замысле Конюхова – поставить такие памятники по всей России, чтобы они образовали крест. Мурманский памятник стал первым в этой цепи, а остальными точками креста задумываются Москва, Севастополь, Калининград и Находка.

И тут пожилая мурманская леди выложила совсем бомбическую информацию, что прямо сейчас в Мурманске проходит передвижная выставка картин Фёдора Конюхова! После такого случайного столкновения с памятником, которого не было в программе, и непредвиденного разговора с общительной мурманчанкой на улице, было решено пойти посмотреть выставку. Правда у меня сначала ещё были сомнения, ведь по всем признакам мне казалось, что отец Фёдор, будучи священником, пишет именно иконы, а иконопись как вереница портретов мне не очень интересна. Но слишком большое выходило самовольное вторжение Фёдора Конюхова во всё это путешествие, Конюхов будто преследовал нас и звал, так что было необходимо идти. И внезапно на выставке оказалась не иконопись, а картины! И какие! Восхитительные!

Картины яркие, чувственные. Они нашли отклик в моей душе. Великолепное искусство и родной мне подход. Тема путешествий. Фёдор Конюхов, как я теперь знаю, начал рисовать ещё в детстве, много учился по всему миру, является членом академии художеств, и он не разделяет творчество и путешествия, для него они едины. Работы наполнены личным переживанием, иногда кричащим от боли (когда на картине страдания и превозмогания себя в походе), иногда взрывающимся восхищением (когда на картине восхищающая автора краса Земли), иногда умиротворённой радостью (когда время думать о вечном и прекрасном). Конюхов путешествует, чтобы открывать мир, и выражает свои чувства в картинах. Очень точно сам сказал об этом. "Если кто-то захочет узнать мой мир, пусть смотрит мои картины. Они ему расскажут о многом. Ведь я отдал многие ночи штормам, я мёрз на пути к полюсу для того, чтобы именно так провести ту или иную линию на бумаге или холсте. Я не был равнодушен, создавая их. Так и вы будьте внимательны к ним. Не каждому суждено идти к полюсу или плыть вокруг света, но каждый может увидеть то, о чём хотел сказать побывавший там художник".

Выставка была не очень большая, всего один зал, но дала представление о творчестве Конюхова полно. Сначала были представлены ранние графические работы, очень богатые мелкими проработанными деталями, насыщающими сюжет. А далее живопись в технике крупных ярких цветных форм. Фёдор Конюхов хотел, чтобы каждый унёс с выставки одну открытку. Но, увидев, как я внимательно рассматриваю его картины, и узнав, что мы приехали с Урала, смотрители музея дополнительно подарили нам большой настенный календарь с листами-репродукциями. Вот это дар! Отпуск пропитался духом Конюхова ещё сильнее, ведь теперь мне пришлось собственноручно носить не влезающий ни в одну поклажу календарь по всем следующим городам отпуска, а после Мурманска была задумана кое-какая цепочка… Мы стали обращаться к календарю "Фёдор Филиппович" и следить за тем, чтобы он нигде не отставал от компании и не терялся.

Также мы посетили краеведческий музей Мурманска, он съехал в другое здание на время ремонта, и экспозиция сократилась, но так получилось даже лучше, ведь всё самое главное прошло перед глазами выжимкой интересных фактов. Здесь жили саамы, для которых великая битва могла означать драку нескольких человек (ведь тут малочисленно). Мурманск – последний город, основанный в Российской империи. Мурманск назывался Романов-на-Мурмане. Царь указал строить самую северную железную дорогу. "Мурман", возможно, происходит от "норманн". Буровую установку для Кольской сверхглубокой скважины делал Уралмаш. Пока были в музее, чётко прошёл дождь, и на гору Горелую приняли решение по мокрому не брести. В итоге поднялись наверх городской застройки, где узнали, что 9-этажки на самом деле 10-этажки, и насладились прекрасным видом на бытовые устройства города на холмах, как то двухэтажные гаражи с въездами с двух сторон на склоне.

И вот наконец мы отправились на край земли, на берег Северного Ледовитого Океана. А точнее, в Териберку на берег Баренцева моря. Здесь уже начинается настоящая тундра, въезд в неё ощущался прямо на трассе, когда деревья совсем стёрлись и на земле стал просматриваться ягель. Прекрасный тип природы. И само осознание окрайности этого края (sic!) так манило меня. В первоначальной идее хотелось приехать зимой. Посмотреть на северный ледовитый океан. На такой мифический, холодный дикий мир первозданного сурового холода. Стоять на этом краю мира, где начинается что-то совсем другое, чужое, опасное. Эти гигантские льды, острые тяжёлые льдины, содержащие силу крушить корабли. Какой-то простор ужаса и смерти, в то же время являющий красоту планеты, природы, мира. Сказочный и пугающий. Когда можно видеть его с берега и понимать, что это полоска земли, где его ещё можно потрогать, как простую водичку, и затем спастись обратно в тёплый мир живых. Но это всё равно как прикоснуться к тому большому телу бесконечной холодной непригодной для нас пустыни. Хотелось поехать в Мурманск, чтобы знать, что вот там за поворотом начинается ОН (океан), а мы тут в поселении в тёплой гостинице можем закутаться в плед. Но потом во мне стало зарождаться недовольство, что зимой прекрасные виды тундры покроет снег, да ещё и полярная ночь, и я пропущу их. Так что идея одного путешествия на север развилась в отдельные поездки зимой и летом.

Сейды – это священные камни, которым поклоняются саамы, считая, что их создали высшие силы. Этот сейд держится на трёх маленьких камешках и не падает. Меня он тоже восхищает, но как раз тем, что его случайно создала природа, а не какие-то духи; я верю, что это ледник полз и тащил камни, а потом растаял и оставил их в таком положении. Вообще если подумать, то само существование любых камней в мире меня уже достаточно удивляет (это же такое долгое время нужно, чтобы горы раскололись на камни). В геологии Кольского полуострова мне ещё нравится бесчисленное множество озёр. То ли ледники сделали такой рельеф с углублениями, то ли ещё как-то сложилось, но озёр тут более 111 тысяч!

Кладбище кораблей

Сам посёлок Териберка раньше процветал, будучи богатым рыбным промыслом, был и завод по обработке рыбы, и всё для жизни. Позже после распада СССР посёлок пришёл в упадок настолько, что почти вымер, и даже была запущена программа переселения жителей. Но кладбище кораблей самопроизвольно скопилось тут без привязки к экономическому упадку, один корабль вовсе стоит с царских времён, остальные, возможно, остались из-за особого отношения к кораблю, как к кормильцу рыбака, который нельзя разломать и уничтожить.

А затем в Териберке сняли фильм "Левиафан", и в посёлок вернулась жизнь через туризм. Режиссёр хотел там, где природа прекрасна до слёз, показать человеческую душу с пустотой внутри. Сюжет у фильма драматичный, тяжёлый и дискуссионный, и природа в него не вписана, она служит только как фон. Но, видимо, это настолько яркий и необычный фон, что зрители заметили и прониклись так сильно, что стали паломничать в это место, чем возродили село! Я удивляюсь, как может съёмка такого разового и неблокбастерного фильма спровоцировать поток туристов достаточного масштаба, чтобы поднять вымершее село и поддерживать его далее на постоянной основе. Технически для меня это не понятно, не ясно, на что именно тратятся тут туристы и кем работают жители (ресторанов тут всего пара, какой-нибудь частный покатун на лодке или продавец рыбы тоже не каждый житель). Однако факт: туристы каким-то чудом обеспечивают жизнь села, так что власть это видит и построила школу, детсад, ещё дом (и это в посёлке, который хотели вообще расселить). На пляже сооружают арт-объекты, выкупили у частника выброшенный штормом на берег корабль, просто чтобы он продолжал красиво стоять на берегу. А через месяц после моего путешествия Териберке дали статус природного парка.

Драконьи яйца

Одна из достопримечательностей – берег с драконьими яйцами. Это берег Баренцева моря. Трогательное сочетание слов для моей мамы, связывающей его со своей девичьей фамилией.­­­­­­­­­­­­­­­­

В териберской тундре вода ручьёв, озёр, моря обжигает пальцы холодом, но будто несёт святое очищение. Есть во мне понимание этой северной природы, красота которой сурова и пропитана древней магией. Такой арктической природе нужно показывать уважение и восхищение, ведь она запросто может убить тебя жестоким холодом. И когда присутствуешь здесь, чувствуешь благодарность и благоговение, будто прикоснулся к вечному и высокому, что пустило тебя на свою территорию и отпустит назад.

Король пляжа

Царь-качель

И только на этом пляже мы наконец получили своё – нашли треску в меню ресторана и съели аж два варианта: варёную и жареную. Также попили чай с ягелем от гида. И поели ягод, которые в тундре растут уже бескрайней россыпью, а не штучно. Почему-то север богат на ягоды и грибы. Чем им тут лучше средних широт? Грибы просто машинами вывозят из леса, чуть ли не камазами. 

На обратной дороге гид рассказывал кому-то про легендарный ледокол Ленин, пришвартованный на вечную заслуженную стоянку в порту Мурманска, и то, что он закрыт из-за коронавирусных ограничений. Мы удивились, ведь в исследованиях по интернету видели, что он уже некоторое время был закрыт, но затем открылся, поэтому подумали: информация гида устаревшая. Однако оказалось, что информация как раз самая актуальная, потому что ледокол закрылся снова! Вот таким образом мы и не попали на экскурсию на его борт. (Стоит отметить и подчеркнуть нелогичность того, что ледокол затем вновь открылся и продолжал принимать посетителей в самый на тот момент высокий пик пандемии, ну и ну.) Отдельный великолепный факт, что на борту ледокола-атомохода находится штаб Информационного Центра по Атомной Энергии. Мне нравится этот центр, имеющий отделение и в моём городе, он проводит бесплатные лекции и события на научные темы любых сфер и отраслей, не только по атомной энергетике. В нашем городе ИЦАЭ сидит в обычном здании учебного заведения, а тут – на настоящем, легендарном, так тематически заполученном месте. И получается, что приходя на научные встречи в Мурманске, можно автоматически посетить ледокол Ленин бесплатно. Со всех сторон восхитительный шанс.

На фото у меня и у ледокола одинаковые горизонтальные слои цветов: чёрный верх, красная середина, синий низ (водичка).

А дальше мы собрались в Долину Славы на 75 км к западу от Мурманска. По маршрутам с сайта автовокзала узнали, какие автобусы имеют остановку "Долина Славы", и пришли ко времени их отправления. Но оказалось, что на "вокзале" нет ни кассы, ни хоть какого-то табло с расписанием и информацией: просто площадка. Благо были на ней нужные номера автобусов и даже почти соблюдали время отправки с сайта (из выборки один номер присутствовал на месте в час отправки, а другой так и не появился…). При этом люди, садившиеся в автобус, имели некие "брони", а именно записались, позвонив по телефону заранее. Звонили, видимо, напрямую маршрутчику по телефону на борту маршрутки, и о необходимости это сделать не было сказано нигде на сайте автовокзала, тем более не было нигде размещено этих телефонных номеров.

Пропустив так пару часов ожидания и один автобус, который был полностью забронирован, мы упали духом перед и так непростой поездкой. Ведь над нами нависала ещё непонятная перспектива обратной дороги, с которой было тоже всё не ясно, и ещё более не ясно с учётом вскрывшихся трудностей с отсутствием мест. Всё-таки дождавшись автобуса со свободными местами, мы угрюмо доехали до Долины, где увидели, что нет вообще никакого остановочного комплекса, а только прямая трасса и на поляне рядом мемориал. В таких обстоятельствах пришлось аж договориться с водителем, чтоб обратный рейс автобуса подхватил нас с этого места через 4 часа. Но так долго на пятачке мемориала было делать нечего, поэтому через час мы начали ловить на трассе маршрутки. Остановилась одна жёлтая газель с надписью "Вован", но оказалось, что это не маршрутка, а грузовушка, и есть только одно свободное сиденье, что было для нас отмазом не ехать с "Вованом". На счастье следом остановилась и рейсовая маршрутка с на счастье ровно двумя свободными сиденьями. Это было воспринято нами, как волшебство. И только меня грызёт до сих пор мысль, что "договорной" рейс в итоге мог помнить, что кто-то в него сядет на трассе, но так нас и не нашёл. Обо всей ситуации с отсутствием кассы и существованием предварительной записи по телефону мы написали обращения во все контакты транспортной системы Мурманска, но в ответ получили странное, мол, касса где-то там есть, а про запись по телефону никто не знает. Но как касса может быть, если маршрутки ездят за наличку без билетов и с бронями по телефону?

Эта транспортная история отвлекла меня от настоящих глубоких мыслей о Долине Славы. Но всё моментально встало на свои места, когда мы оказались там одни, в этом пространстве мемориала посреди природы, откуда 75 км сквозь лес просто по трассе до цивилизации. Тут совершенно иначе ощущался смысл слов "здесь была война". У меня впервые появилось такое собственное полное восприятие, что война была не в каком-то городе, а просто на обширной территории Земли. Именно на свободной природе между городами бились танки и армии пехоты. И мы пришли на такое место.

Небо повторяет мотив противостояния двух армий

В Мурманске особенно интересно было посетить "южные" развлечения. Например, "тропическую купальню за полярным кругом" – фактически бассейн с горкой и несколькими бурлящими эффектами. Несмотря на скромность, купальня привнесла в путешествие разнообразие и радость по соотношению цена-эффект (спец. цена всегда была на среду, но затем вдруг добавилась в нашу пятницу). Ждали автобус до места около часа, пересилили устройство общей переодевалки, пригодился для купального скарба пакет из московских "самых лучших булочек с корицей", и в итоге мой подопечный здорово насладился мероприятием. Остаток дня дотусили в мурманском ТРЦ с кино, шаурмой, мятной пепси и мороженкой за малые деньги.

Следующим "южным" развлечением была страусиная ферма за полярным кругом. Сюда тоже было интересно добираться, по дороге через зону частных домов на нас напсели псы! Сами страусы оказались самым неинтересным на ферме, просто меня они внешне не привлекают, ещё и опасаюсь, что клюнут, даже кормить их советуют с пластиковой крышки, а не с руки. Сначала у меня была идея купить яйцо страуса и приготовить из него яичницу в отеле, мне почему-то по старым рассказам знакомых казалось, что яйцо стоит 80 рублей, по факту оказалось, что стоимость яйца начинается от 1000 рублей. Но так или иначе снесённых яиц в продаже не было, так что и решать вопрос, как его жарить без подсолнечного масла, тоже не пришлось. И не пришлось решать вопрос, как его есть, ведь одного яйца хватает на 40 человек вроде бы.

Зато северные олени, живущие на ферме, стали для меня главным в программе – можно было покормить настоящих северных оленей настоящим ягелем! (Удачно, что мы пришли утром, когда все животные ещё не наелись за день и хотели кормиться.) Так что для меня это южное развлечение в итоге стало северным.

А вот планетарий Мурманска оказался бестолковым по содержанию фильма, хотя и очень оборудованным и оформленным помещением. Очень тут следят, чтобы всё было качественно: вывеска никогда не может быть полотном с напечатанной надписью, это всегда спецзаказанные светящиеся буквы без подложки, на стенах всегда тематические картины, звучит тематическая музыка – всё производит впечатление солидности. За сим подошло время покинуть столицу Арктики и вернуться в Москву. Здесь нас ждал один день пересадки перед путешествием в – внезапно – Воронеж. Зачем  – статья ниже, но нужно иметь в виду, что рассказ о похождениях в Мурманске на этом заканчивается.

В Москве к нам присоединился друг из Ярославля и привёз с собой бутылку кваса, чтобы сделать сюрприз нашему общему товарищу. У меня бы не получилось купить квас в Мурманске или на месте в Москве незаметно от этого человека, а тут помощь извне подключилась идеально. Суть сюрприза заключались в том, чтобы привести человека на улицу Губкина и выпить там квас за здоровье Пауля Ландерса – гитариста Раммштайна, который, будучи немцем, в детстве жил на этой улице, пока его родители работали в Москве. И, вспоминая об этом в интервью, Пауль, учивший русский язык, сказал, что "кфас на улице лучше, чем в ресторане" (а также перечислил названия многих блюд). С тех пор Пауль и кфас связаны в сознании русскоязычного слушателя. Сюрприз удался на славу, объект ни о чём не подозревал, когда мы предложили ему проехаться на автобусе посмотреть на некое "интересное место", не вспомнил минуемый универмаг "Москва", о котором также говорил Пауль, и даже ни о чём не догадался, когда услышал за спиной шипение открываемой бутылки и разливание по стаканчикам. А потом – внезапно – разрешили обернуться, и перед глазами предстала табличка с улицей Губкина и квас. Я горжусь этим сюрпризом, из которого можно было бы раскрутить всероссийский флэшмоб квасопоклонничества.

В Москве подошла к финалу история с присутствием Фёдора Конюхова в этом путешествии – мы посмотрели на его дом – частное здание во внутреннем дворе обычных  многоквартирных домов. Здание выглядит фантасмагорично, украшенное многочисленными артефактами путешествий, памятными досками в честь путешественников, скульптурами, якорями, указателями, арт-объектами. К дому пристроена часовня, а внутри художественная мастерская. Выглядит сказочно посреди мегаполиса, как только удалось обустроить такое? Это место и было первоначально единственным пунктом программы поездки, связанным с Конюховым. Но он будто сам вмешался в программу заранее в Мурманске, где гораздо сильнее познакомил нас с собой, до нашего прибытия на московское место.

В этот раз мы посетили ещё один подземный бункер Москвы, номер 42. В сравнении с бункером 703, где сохранена оригинальная "заброшенная" обстановка, тут всё обставлено совершенно иначе: лоск, отделка, ремонт, ковровые дорожки, сотрудники в военной форме, тематический ресторан! Сидя в ресторане, слышно, как рядом шумит метро, одна ветка сверху, одна снизу, одна сбоку. Наведена атмосфера красочной ностальгии по Советскому Союзу, а не флёр постапокалиптического технарского спасения в подземной изоляции бункера 703. С точки зрения маркетинга удивляет, как можно так по-разному подавать один продукт.

В Москве было жарко, сонно и не гулябельно, но программа звала вперёд, и мы добрались до Донского монастыря с целью посмотреть на горельефы с взорванного Храма Христа Спасителя, которые были сохранены здесь. На одном из горельефов изображено посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед Куликовской битвой, и один из изображённых героев был подписан как Боброк! Этот Боброк оказался знакомым по школьной программе персонажем, именно он командовал засадным полком Куликовской битвы (когда полк сидел в засаде и спустя 5 часов после начала битвы в неё включился и привёл русских к победе). На нас его имя произвело неизгладимое впечатление и перевернуло словарный запас: суть в том, что на следующий день мы отбывали в Воронежский питомник бобров, все мысли были о встрече с бобрами, и тут появился этот Боброк и подарил нам новшество – называть бобров боброками. По аналогии с котами: кот-коток, бобёр-боброк. А также родились каламбуры со словами "бобро" и "bro". Надо бы форсить этот каламбур заповеднику, типа, "я твой бобро" и прочие варианты.

Воронежский Бобронариум встретился мне когда-то в журнале на борту самолёта, а затем про него рассказали в новостях, а затем он стал встречаться в интернет-мемах. Правда мне кажется, что слово "Бобрариум" звучало бы лучше, ведь было бы столько же слогов, как в "аквариум". Так мы и решили посетить это чарующее место, ведь пути от Москвы – всего ночь в поезде. Оставив вещи на вокзале в камере хранения (с Фёдором Филипповичем), мы добрались до заповедника, где располагаются бобровые объекты, их три. Во-первых, "шед" – заведение для содержания бобров, где они сидят парочками в загонах, имеющих крытую и открытую часть (с водой). Во-вторых, сам "бобронариум", который в самом деле представляет собой огромный аквариум с имитацией живой природы и всего одной парой бобров внутри. Этой паре есть, где разгуляться и где поплавать, но в момент нашего посещения мы видели их только в тёмной "хатке". И, в-третьих, интерактивный "Музей бобра", где нет экспонатов, а просто читаешь плакаты со стен, но не замечаешь этого, потому что очень интересно! Единственным экспонатиком были образцы меха разных животных, и для меня внезапно у бобров оказался самый мягкий мех! Самих бобров трогать нельзя, поэтому этот образец был очень полезен. Мне казалось, мех бобра будет таким же щетинистым, как у енота, но нет, бобровый мех – самый шелковистый! Понятно, почему так ценится. Понятно, почему бобров почти истребили, и они в начале 20 века остались только здесь, в Воронеже! Потом их начали расселять и поэтому говорят, что все российские бобры родом из Воронежа, удивительно.

Больше всего внимания, естественно, мы уделили шеду. Возвращались в него несколько раз полюбоваться боброками. Бобры были бурые и чёрные, молоденькие и матёрые. При нас они сделали все активности: чистили шёрстку себе и друг другу, кушали ветки и зерно, брали еду лапками, спали, плавали в воде, один бобёр неистово плескался в воде, как на тренажёре! Сначала казалось, что раздававшийся звук – это хлещущий где-то из шланга напор, а выяснилось, что это бобёр бьёт лапками по воде в вольере.

Сам заповедник постарались сделать современным, интересным и стильным. Дома на вид аккуратные бревенчатые, но если присмотреться, то это отделка из металла. Тропы в лесу сопровождаются указателями, плакатами, непромокаемыми книгами на пути. Несмотря на то, что здешняя природа отличается от восхитительной северной, лесные виды произвели на меня впечатление гигантскими ведьминскими кореньями ольх и речными черепашками в дикой природе!

Вернувшись в Москву, мы вновь выехали за её пределы – на электричке и автобусе – в парк "Патриот", военно-патриотический парк вооружённых сил России. Парк огромный, в нём полигоны для военной техники, выставочные павильоны, развлекательные объекты, Главный храм ВС РФ и музей "Дорога памяти" при нём. Музей рассказывает о ходе Великой Отечественной Войны в виде хронологической дороги (1418 шагов по числу дней войны) и построен в виде коридора, проходящего через тематические залы. Мы собирались сначала посетить музей и храм, а затем остальное в парке, но на практике оказалось, что музей настолько большой, что мы шли по нему около шести часов! От насыщения музеем и разразившейся сразу по выходу из него грозы не хотелось продолжать далёкие разъезды по территории парка. А ведь сначала даже казалось, что рано в этот день вернёмся в отель, но вышло прямо наоборот.

На сайт музея можно отправить фотографии своих родственников – участников Великой Отечественной Войны, тогда они попадут в интерактивную галерею портретов, сопровождающую всю дорогу по музею. Каждый из нас сделал это и смог увидеть своих родственников. Когда приходишь в музей вживую, то можно поставить к портрету рисунок свечки: так видно, сколько людей, приславших фотографии, затем лично добрались до Подмосковья и посетили музей.

Это мой дедушка

В музее меня больше всего поразили инсталляции с множеством художественно разбросанных по полу настоящих фашистских железных крестов. На них даже видны гравировки года, когда крест был выдан. А ещё в музее оказались внезапные ботинки Гитлера! Сразу вспомнилось, что в Москве хранится его челюсть.

Железные кресты лежат под ногами

Что касается храма, то он удивил своими зелёными металлическими стенами, он сделан, как танк! Это дикое сочетание воинственности и религии. Внутри оно продолжается ещё красочнее, ведь здесь висят огромные мозаики, показывающие солдат с оружием из разных эпох истории страны. Я понимаю, что идея была восславить защитников, оберегающих Родину, но конкретно изображение оружия на мозаиках-иконах вносит в мой разум глобальный диссонанс. Это уже не аллегория ангельского меча и копья, пронзающего змия. Это реальные автоматы и военные экипировки на мозаиках по соседству с нимбами святых. По-другому удивило наличие скульптуры Иисуса, большой, золотой. Не распространены же в православии скульптуры, скорее в католичестве.

Золотой Иисус-"самурай"

На следующий день мы отправились на Лосиный остров! Я знаю о нём с детства, и ещё тогда мне было удивительно слышать, что в каком-то парке в мегаполисе Москвы водятся дикие лоси. По факту парк не внутри города, а с краю, но тем не менее. До национального парка и биостанции можно добраться на городской маршрутке, и по дороге от остановки мы точно заметили какого-то дикого "оленя", проскакавшего в лесу. На биостанции национального парка посетителям показывают животных, проживающих здесь в данный момент (на постоянной основе стараются зверей в неволе не держать, а помогать с их проблемами и возвращать в естественную среду). Нам посчастливилось посмотреть на одного лося, двух кабанов и множество оленей-маралов и пятнистых оленей. Всего пять вольеров, но рассказ и знакомство с обитателями очень качественный, и все они подходят покушать, так что их легко рассматривать и даже трогать. Мне вот дикие свиньи больше всех понравились! Потому что кажется самым необычным увидеть в лесу именно такое животное. (Вообще, в этом путешествии уже та-а-ак много разных животных.)

Затем мы посетили "Рок-бункер" для меня (где мне хотелось всё посмотреть и не захотелось ничего приобретать, а также где мы нашли такие же, как у меня, значок и чехол в миллиардах товаров). И посетили "Баскин Роббинс" для напарника (закрыв детский гештальт о непопадании в это кафе, что было искусно, ведь сейчас это единственное кафе в России, остальные точки продаж – просто стойки в торговых центрах). А вечером направились в "Моссовет" на легендарную рок-оперу "Иисус Христос – Суперзвезда". Это посещение не предполагалось в плане и являлось настоящим Иисусьим чудом! Хронологически дело было так. Перед поездкой мы, как всегда, проверили, не будет ли представлений "Иисуса" в Москве в подходящие нам даты. В афише их не было. Но в тот день пересадки на пути в Мурманск мы шли мимо "Моссовета" и на афише увидели 17 августа! Видимо, афишу изменили. Эта внезапная находка была бессмысленна, потому что 17 августа мы уезжали в Воронеж к боброкам. Просто для интереса тут же проверили сайт театра – и внезапность номер два, там обнаружилось ещё и 19 августа! На уличной афише его не было! Ничего не понимая, что за тайные и резкие перестановки, мы решили принять это как божественный дар и отправились в кассу покупать билеты. Ждали около часа, когда она откроется после перерыва, чтобы узнать, что билеты продаются только онлайн. (А зачем тогда женщина сидит в кассе и ходит на перерыв? Сдавать билеты тоже можно лишь онлайн.) Что ж, купили билет с телефона тут же. В итоге начался дождь, и пришлось пережидать его, ведь почему-то мы не взяли тьмак (зонт), видимо потому, чтобы мокнуть в дожде традиционно в день приезда в Москву (уже третий раз)! 

Посещение спектакля доставило мне удовольствие самим своим фактом, но открыло разочарование в содержании. Первоначально у меня было впечатление, что "Иисус" "Моссовета" самый "расово верный" и классический по подаче материала. Даже несмотря на отсутствующий в оригинале дуэт Иисуса с Марией (воспринималось бы как художественная исключительность постановки). Но в итоге этот спектакль оказался самым еретическим относительно оригинала, и даже в его описании оказалось написано "спектакль по мотивам спектакля"! Вопиюще для меня. Спектакль может быть по мотивам книги, например, но спектакль по мотивам другого спектакля – звучит, как нонсенс.

Мария поёт дубль партии Иисуса. Пилат поёт дубль партии Иуды. Все мотивы перемешаны между героями. А ведь в музыке лейтмотивы, музыкальные темы – это показатель персонажа, его персоны, мелодия не может просто так переноситься от героя к герою! Мне кажется, это очевидно со времён первых уроков музлитературы, где "тема того", "тема этого", "тема судьбы". Стало восприниматься, что в рок-опере меньше выделенных номеров, потому что всю музыку порезали на куски и собрали какое-то попурри из мелодий, которым заполнили ниши между сохранившимися номерами. Автор ведь придумал готовое произведение, вложив в него свою задумку, зачем её переклеивать и переделывать готовую музыку, не понятно. Где-то говорилось, что авторы русской версии хотели пояснить происходящее, но при этом добавили именно эту дополнительную, но ничего не проясняющую мешанину. Да ещё и добавили диалог в прозе Булгакова... В репортаже к 30-летию постановки (которое отмечалось как раз недавно и по этому поводу были собраны артисты из первоначального состава, так что мне повезло увидеть самых мощных Иисуса и Иуду) говорилось, что русские не знали, как ставить мюзиклы, чего раньше не делали, поэтому кто-то ездил смотреть на оригинал в Америку… Ну и зачем в итоге смотрел? Всё ведь перекроили. Было бы понятно, если смотрел, чтобы повторить точь-в-точь. Зачем вообще ставить сразу с изменениями? Можно Просто Повторить. Один-в-один. В общем, я негодую и не понимаю поступков русских. А публика-то смотрит, не зная, что оригинал изменён. И им нравится то, что видят. Обидно за оригинал! И жаль зрителей, что не в курсе об искажённости и не знают, к чему именно испытывают чувства.

Следующим утром пришлось проснуться в 7:00, чтобы успеть в кассу Кремля, открывающуюся в 9:00, за билетами на экскурсию в Алмазный фонд с 10:00. Бежать к кассе пришлось не только сонными, но и нагруженными, ведь сумки по выселению уже были с собой. В итоге (через нервы) мы вовремя встали у дверей касс и никаких конкурентов вокруг не наблюдалось. Но с приближением момента открытия к нам подтянулись люди со скамеек и начали качать права, что у них там на скамейках была очередь и надо было подходить и спрашивать, а мы теперь будто стоим мимо их очереди. Они бы ещё в соседнем дворе уселись и очередь создали, а потом её отстаивали. Основная битва ворчей была с женщиной и поддакивающим ей мужьём, но открылось сразу две кассы, и мы с ворчунами встали в разные окна, так что резко стали им безразличны. В итоге после этого нежданчика с людскими самоуправствами мы оказались у кассы всего лишь третьи и получили билеты на вторую по времени экскурсию в 10:20, что позволило удачно успеть пообедать после перед следующей активностью. Сумки сдали в бесплатную камеру хранения по билетам Кремля. Что же до самого Алмазного фонда, всё очень красиво, очень интересно, но мало времени и не понятно, откуда у этих материалов первоначально возникла ценность. Вот платину сначала же не ценили и называли "серебришко". Откуда происходит ценность золота, серебра, платины, алмазов? Интересно с точки зрения цивилизации.

А дальше мы сходили на другую экскурсию – в дом-музей архитектора Константина Мельникова. Попасть в него практически нереально, потому что экскурсии проводятся по будням один раз в день, а группа всего 5 человек! И это в мегаполисной Москве! И во всей России! Билеты выкладывают только в интернете дважды в месяц в объявленный заранее день и час, и в первые же секунды продаж билетов не остаётся. Тем не менее у нас получилось заиметь билеты, потому что очень помогли мои московские друзья. Они знали о том, что каждый приезд в Москву мы всё облизываемся на этот дом, но никак не посещаем. И, заинтересовавшись, они сами посетили его, сумев купить билеты со второго раза. Такая удача поразила меня, и добрый друг согласился попробовать повторить успех с покупкой наших билетов, но с первого раза снова не получилось. А во второй раз через месяц оказалось, что браузер запомнил поля регистрационной формы и автозаполнил их! Поэтому билеты купились моментально! Это история о том, что всё не случайно, вот зачем нужен был безрезультативный первый раз – чтобы принести успех второму!

Про сам дом Мельникова я знаю с конструктивистских экскурсий в своём городе. Экскурсовод говорил, что в Москве есть это легендарное здание, которое архитектор построил для своей семьи. Возникает вопрос, как в СССР позволили строить прямо во дворе Арбата частный дом (а не многоквартирное жильё). Второй вопрос, почему архитектор был мировой славы, но при этом опальный. Третий вопрос, почему же опальному разрешают строить себе частный дом? Четвёртый, почему всё-таки в самом центре на Арбате, там ведь уже всё в 20 веке размежёвано? Ну и пятый вопрос заодно, почему булгаковская Маргарита при советской власти тоже жила в особняке в центре Москвы?

Очень тщательный рассказ о доме вела женщина в возрасте. Как же сильно нужно любить предмет, хранить музей, чтобы так каждый день повторять и не уставать от этого! Она при нас спохватилась сфотографировать себе красивый луч солнца в окнах, какой ни разу не видела именно таким, несмотря на свой стаж. Дом взбудоражил моё воображение своей необычностью, при взгляде на такое сразу хочется творить, воплощать, и чтобы везде были особенные проекты привычных вещей. Смотришь на обширное пространство мастерской с высоченными потолками и этими шестиугольными окнами, и тоже хочется жить в нестандартной территории. А общество будто закостенело "в четырёх стенах". Экскурсия продлилась 2 ч 10 мин вместо заявленных 1 ч 30 мин. После такого мы были счастливы, но утомлены, и третью экскурсию на дню точно бы не осилили. А ведь были мысли включить в план Собор Василия Блаженного, который вновь обломал нас, поставив доступное время на наше занятое утро.

А дальше мы немного поскитались по столице в поисках развлекательной еды и питья, заимели это в виде чая с пузырьками в магазине пластинок и книг и пустились на автобусе ехать в терминал D вечно, будто его нет в природе. Вот в этом я и вижу суть путешествий и радуюсь тому, что моя собственная страна даёт мне это, а я это восхищённо ценю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий