Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Минералка


На Земле случилась пандемия коронавируса, государственные границы закрылись, поэтому запланированный отпуск пришлось отменить. Какая же случайная удача, что это был план отдохнуть на курорте по путёвке (что случилось бы в истории этих путешествий аж второй раз), поэтому в итоге уплаченная стоимость поездки была возвращена компанией. А если бы было запланировано стандартное путешествие своим ходом с многочисленными стыковками транспортов, отелей и стран, то все расходы были бы утеряны безвозвратно. Закрытые границы диктовали проводить время в России и в следующем сезоне. Но не только они: на самом деле именно в этот сезон у меня закончился загранпаспорт и моей задумкой было не оформлять новый сразу, а посмотреть Россию (а время действия нового паспорта тогда бы зря не пропадало).

Так что в итоге коронавирус никак не нарушил моих планов на этот год. Местом назначения стали Кавказские Минеральные Воды, потому что они вторыми приходят на ум после Сочи на вопрос о российских курортах. Родители описали мне свой советский опыт отдыха в этих местах, доселе не привлекавших мой интерес, но, оказывается, безмерно популярных, знакомых и посещённых чуть ли не каждой семьёй СССР. Мне стала ясна общая картина: область КМВ – это несколько городов – Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск и, собственно, Минеральные воды – они находятся крайне близко друг к другу, там бьют из-под земли источники с минералкой, а также там любил отдыхать и был убит на дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов. Эти знания стали основой моего культурного плана с главными пунктами: посетить все эти города, попить из всех источников минералки, посмотреть лермонтовские места, посмотреть горы. Предпоследнее конкретизировалось в пункт "собрать все памятники Лермонтову". А последнее вылилось в пункт "собрать все скульптуры орлов", которые в избыточном количестве установлены кругом как символ Кавказа.

На пути к минералке перевалочным пунктом стояла Москва, список дел по которой с последнего посещения даже разросся – очень приятно, что наконец появилась возможность остановиться в ней подольше и заняться его сокращением. И вот по прилёту в Москву мы… попали под дождь, прямо как в предыдущий московский отпуск! Правда тогда это был грозовой ливень в жару, вмиг промочивший нас насквозь, включая обувь (Полковник Дождь на шествии Бессмертного полка), а нынче – сырая дождливая пасмурность, которая подмочила обувь к исходу дня длительностью воздействия. Спасибо еле тёплой батарее в отеле, что была-таки тёплой и за ночь всё смогла высушить. Но из-за этого капитана дождя пришлось на ходу поменять местами дела в расписании и отправиться в крытое пространство – Москвариум. Мне не понравилось, что из-за субботы билет был дороже, было много детей и не понятно, куда ведут развилки на пути (можно ли потом вернуться и посмотреть, что по другой вилке). А понравилась чистота аквариумов, всегда эстетически она нравится, такая недостижимая в домашних условиях. Забавно, что получилось потрогать ската. А самое лучшее в итоге оказалось даже до входа в платную зону: кормёжка карпов. Их кормят из бутылочки с соской, а они разевают рты, делая их полностью круглыми!


В следующий день с самого утра вокруг чем-то запахло, и это был… порох! Потому что день победы порохом пропах, настало 9 мая! Тематической программой было запланировано посещение подземного бункера. В Москве много мифов о подземных сооружениях и тайном метро, но неожиданным образом во всём этом довольно много правды. Туннели проложены даже прямо под Красной площадью и Зарядьем до Лубянки. Несколько бункеров открыты для экскурсий, в этот день мы посетили бункер 703, который был хранилищем документов МИДа, – оказалось, что как раз это самый лучший и правдивый бункер (в сравнении, например, с бункером 42, где сейчас сидит восковой Сталин, хотя на самом деле в год запуска бункера он был уже мёртв). Меня удивило открытие, что сирена – это не некий рупор или динамик, а устройство, технически раскруткой производящее звук. Также поразило существование бункеров, подвешенных в подземных шахтах на пружинах (вертикальный цилиндр по типу ракеты колышется на них при ударе взрывной волны).


По пути в следующий музей – на Поклонной горе – были видны самолёты с парада над Красной площадью! А в музее Победы был бесплатный вход и концерт детишек в честь праздника (было занятие в ожидании салюта, который мы наметили в план, т.к. упустили в прошлый раз). Кстати, музей странным образом сначала продавал билеты на 9 мая (и они были куплены мной за месяц), а потом устроил бесплатный вход и вернул мне деньги: вот будто не знал, что будет день победы, каждый год же наверно бесплатный вход делают. На концерте все песни были современного сочинения, незнакомые, уже сочиняемые про ПРАдедушек исполнителей… и только однажды грянул, собственно, "День Победы", и обо мне затем сказали "бесноватый коток" за экзальтацию во время этой песни.

В музее произошло первое явление диорам за данный отпуск (он по стечению обстоятельств наполнился диорамами). Сначала сами советские диорамы, а затем полное погружение в локации на экскурсии "Подвиг народа". В первейшем зале мне стало настолько душераздирающе грустно от эпизода из Брестской крепости (подстреленный человек с водичкой), что слёзы полились. Главный зал музея был занят телевидением, несколько дней пускавшим отсюда прямой эфир, но к вечеру они съехали и пустили народ внутрь (было интересно попасть туда, где вчера на экране стоял ведущий). Салют удивил! Во-первых, мне было известно, что в Москве много локаций для просмотра салюта, но было не ясно, что салют-то сам не один. Оказывается, над каждой локацией запускают свой салют! А во-вторых, салют был необычно крут, он был с трёхмерным эффектом наезда на зрителей, будто смотрящий путешествует через космическую воронку навстречу фантастическим огням. Звук же был такой, будто огромный чёрный кот дерёт когтями небо, и при этом салют – это летящие от когтей искры.


На следующий день панорамы продолжились. Сначала Бородинская панорама: изумительно, так неожиданно для меня, что батальная картина не просто сочинена, придумана в виде сражения двух сил, а с исторической точностью воспроизводит положение всех военных групп, местности, отдельных людей! Все полки под своими знамёнами движутся в соответствии с записанной историей, на конкретном месте и орудия, и кони, и укрепления. Неожиданно, что панорама, оказывается, переносит нас в прошлое по-настоящему, а не симулирует его в виде творения искусства. А вот кутузовская изба совета в Филях рядом, куда так хотелось попасть, оказалась дважды ненастоящей (первая сгорела, от второй только фундамент), так что впечатление произвела разве что местом в сумме с панорамой.

Третье явление панорам состоялось в гостинице Украина. Здесь установлен советский макет Москвы, который так поразил американцев на гастролях в США, что его хотел купить Нил Армстронг. Меня помимо самого макета и возможности просто так зайти в гостиницу, проследовать к нему и послушать аудио-гид со световым сопровождением, поразило то, как шикарно и пафосно всё в этой гостинице-сталинской высотке. Пребывая в этом роскошном покрытом золотом холле, я чувствую себя, как Круспе в туре. И тут меня пригласили на телевидение.

Туалет с кремом для рук и полотенчиками

Про телевидение – это не шутка, пришло электронное письмо, что завтра нужно подойти в Телецентр на съёмки: так была одобрена наша заявка посетить зрителями программу "Вечерний Ургант". Поскольку одобрение нельзя было предсказать заранее, пришлось заменить запланированные активности на Урганта (здесь должен быть каламбур, что it's urgent), а с утра посетить пропущенный из-за дождей садик Аптекарский огород (между прочим, это основанный Петром Первым старейший ботанический сад России). Восхитительность ситуации в том, что в любое другое время года плата за вход вызывает непонимание, ведь просто попадаешь в парк, в дендрарий, почему бы не брать плату только за оранжереи? Но в мае и именно в эту неделю вход в сад – билет на фестиваль цветов, ведь цветёт всё! Обычно мы привыкли видеть цветы в клумбах, а тут они всюду вместо газонов, это непривычно, природно и прекрасно.


На "Урганте" гостями были группа "Кино" и Дмитрий Дибров. Меня удивило, что программа снимается почти без дублей (и выходит в Москве вечером в день съёмки), но осталось непонятным, как в таких условиях участники совершают свой диалог. Прописан ли он заранее? В какой конкретике? Между Ургантом и Дибровым диалог был будто заготовлен определёнными точками, но при этом их разговор выглядел живым общением, я до сих пор не могу разобраться в схеме такого взаимодействия. А вот интервью с группой "Кино" выглядело происходящим с чистого листа (хотя вопросы ведь можно было выслать заранее, всегда так делают ведь). Также изумило, что публику развлекает до съёмки специальный человек, будто эта активность устроена для досуга людей, а не люди созваны для фона программы. А вдруг это действительно так? Ведь зрители в итоге в кадре толком и не появляются. Неужто всё для людей! Ещё и фото делают на память.


Обратно из Останкино мы ехали на монорельсе из соображений туристической пробы. Меня удивляет само существование монорельса, сама идея начать его строить. Поездка привела меня к выводам, чем плох монорельс:
- Короткий, всего 6 станций, между соседними смешное расстояние квартала, видимости
- Дубль маршрута трамвая и автобуса
- Между поездами пауза 30 минут, за которые такое смешное расстояние можно пешком успеть дойти и много раз
- Медленно едет (крадётся!)
- Мелкие вагончики не как в метро, а как в грузовом лифте
- Пересадки на метро будто бы и нет: на карте вход в метро есть, а в реальности нет (и никаких указателей, куда идти, а ведь нужно было в итоге перейти через проходящую рядом ж/д по мосту в далёкие дали – абсолютно не очевидное и даже обратное ожидаемому действие)
- При этом строительство монументально и дорого, затратна и эксплуатация, а по факту сооружение бессмысленное

Для лучшей логистики следующего дня мы даже переселились в другой отель, а всё чтобы отправиться на бесплатную экскурсию в ЦБ и успеть оттуда за вещами на прямой дороге в аэропорт. Вещи на экскурсию брать запрещалось, но придя на место, мы увидели, что их было бы супер-просто оставить там в гардеробе… Также было непонятно, почему на сайте были разобраны все 10 билетов, а в списке на вход оказалось только трое, при этом третий не явился и на экскурсии оказалось только двое из нас! И вышло уникально: бесплатная активность оказалась в формате индивидуального вип-обслуживания. Проникновенная Ирина Рудольфовна рассказала про скучную банковскую жизнь так, что было реально интересно, особенно про виды денег.

И вот вечером мы уже в Минводах! Мне было заранее ясно, что город Минеральные воды, как ни странно, не имеет в себе никаких минеральных вод и достопримечательностей, а имеет только аэропорт и вокзал. При этом по факту оказалось, что даже эти две локации город не умеет правильно подать. Аэропорт просто дно, на вывеске вместо WC написано WS, на багажной ленте сидит кот (хотя вдруг это плюс?), и охранник хмуро терпит первые несколько фоток кота, а затем из местечкового норова и непонимания кричит "прекратите снимать" (выдумал правило на ходу, поэтому начинать снимать было можно, а теперь надо прекращать). Указателей на общественный транспорт нет, потому что его по факту нет, знаков остановки нет. О существовании одной маршрутки и места посадки в неё знать могут только местные. Мы ждали 40 минут, пока прибудет маршрутка до Пятигорска (безнадёжно), отмахиваясь от навязчивых таксистов, но, слава богам, прибыла хоть какая-то маршрутная машина до вокзала Минвод, откуда мы уже заказали UBER в Пятигорск. В итоге за время ожидания тариф такси подрос, и дешёвой маршруткой, покрывшей расстояние до вокзала, ничего не сэкономилось, только время потерялось. Мораль этого вечера была с плеча – сразу в таких ситуациях ездить на индивидуальном авто, как випы (как Круспе).

Бесплатные ванны с минералкой

Чем сразу в моих глазах отличился Пятигорск – своей одноэтажностью. Или максимум двухэтажностью, но смысл в том, что в городе нет многоэтажных зданий, кроме санаториев и пары современных построек. Горожане не живут в многоквартирных домах, они живут в личных домиках, которые мы привыкли видеть в деревнях. Но нет ни единого деревянного дома, а значит, нет флёра этой косой гнилой бревенчатой деревни с пылью между брёвнами и ужасными падающими досками заборов. Все домики каменные, аккуратненькие, чистенькие, ухоженные. Около каждого домика есть садово-дворовый участочек владельца. Меня интересует правовая сторона вопроса – в городе до сих пор, как в деревне, участки земли распределены по жителям? Видимо да, и именно это разительно отличается от городской системы привычного мне типа. Аналогично поражает, что все магазины, салоны красоты, рестораны, также занимают по отдельному маленькому домику, как же иначе.

Создаётся контраст: одноэтажность тянет в мысли о провинциальности, но ухоженность и эксплуатация поставщиками услуг современного мира, напротив, утягивают в некий светлый параллельный мир. Я удивляюсь, как много разных даже в бытовом смысле городов может быть в России. В этом городе нет светофоров, а машины тормозят у каждого пешеходного перехода. На каждом шагу, даже в лесу на автотрассе стоят урны, и они с пакетами, как в Париже, так что легко забрать мусор и сменить пакет (а не бестолковые урны моего района, из которых дворнику надо выгребать мусор руками!). Да и в городе никто не сорит, видимо, потому что всюду свои участки, своя земля, а кто будет сорить у себя? И это распространилось и на общественные уличные пространства.

Оказавшись в первое утро в начале нашего культурного маршрута, мы почувствовали несоответствие ожиданиям: главный фонтан был на ремонте, из бювета с орлом уже не течёт вода, в постройке ванн – утлые лотки индийской ярмарки. Из-за добавления третьего измерения высоты (гора!) было сложно ориентироваться по нашему списку мест на конкретной парковой местности (дабы ничего не пропустить и не повторяться отрезками пути), спас мобильник с метками и навигацией, бумажные списки и распечатки карт тут не подошли бы.


Зайдя в здание первого попавшегося источника, чтобы наконец бесплатно попить минералку из кранов, мы осознали, что для этого нужна посуда, которой у нас не было, а разовый стакан стоил 5 рублей. Выкладывать 5 рублей за это прямо сейчас было как-то влом, и мне пришла в голову спортивная идея добыть посуду как-нибудь бесплатно, в конце концов это можно сделать и в отеле. Но всё сложилось не так прозаично! Буквально через час на горе Машук в гроте Лермонтова моё хищное внимание привлекли горы монет, накиданных туда посетителями. Грот – это небольшое углубление в скале, закрытое от внешнего мира решёткой, за которой так маняще лежала жирная монета в 5 рублей! Всё встало на свои места, мне удалось дотянуться до неё сквозь решётку с помощью канцелярской папки. Вот в таком важном культурном месте была добыта пятирублёвка, мы заплатили за стакан чеканной монетой, попили минералки и далее для всех следующих попитий в других источниках носили его с собой.

В этих источниках меня начало поражать осознание факта, что минералка в магазинах – это не просто название любой, в том числе искусственно намешанной, минеральной воды. Это именно место её происхождения – Нарзан в Кисловодске, Ессентуки в Ессентуках, Славяновская и Смирновская в Железноводске – и отсюда её разливают и везут по всей стране! По факту из всех перепробованных источников мне больше всего понравился самый первый (это совпадение) – источник номер 19 в Пятигорске. В других вода была тёплая (не нравится) и пахнущая тухлотой (не нравится), что затем начало восприниматься и от холодной.

Это фиаско, братан (ПРОВАЛЪ)

После похода в известный пятигорский Провалъ нам на улице встретилась женщина в кибитке экскурсионного бюро, афиши и флаеры рекламировали ежедневные поездки на Эльбрус. Вопрос посещения Эльбруса поднимался мной при подготовке к путешествию, но был отложен в сторону, поскольку ехать до него далеко, а оставаться там непонятно как. И вот тут такая возможность очень заинтересовала меня и привела к судьбоносному решению перестроить жизнь и поехать на Эльбрус! Во время обеда мы быстренько перестроили текущий день, чтобы посетить больше мест в Пятигорске, и собрались вечером позвонить в бюро и забронировать экскурсию на высвобождаемый день, но спойлер: звонить не пришлось, потому что при покупке ужина в продуктовом магазине нам встретилась ещё кибитка-кабинетик этого бюро и мы купили тур прямо там. Так внутри одного дня мы проредактировали план и насытили его дополнительной крутью. Даже не знаю, почему при создании отпуска не была проработана такая идея, видимо, сыграла зацикленность на самостоятельных перемещениях и отсутствие ожиданий такого предложения.

Вторая половина дня выдалась насыщенная исследованием горы Машук, мы перекомпановали места так, что осмотрели подножие, поднялись на гору на канатной дороге и спускались вниз пешком. У подножия была важная для меня достопримечательность, санаторий "Ленинские скалы", где курортничал папа и в клубе там посмотрел мультик "Кот в сапогах". Отличный мультик, который был дублирован в СССР, а на самом деле является японским аниме (но мы в детстве, как и советские дети, не знали, что существует какой-то там жанр аниме, для нас любая анимация была просто "мультик"). На вершине горы со смотровой площадки стал, наконец, виден Эльбрус. Интересное положение вещей в том, что снизу из города он не виден, потому что закрыт другой низкой, но более близкой горой! И для верности чуть дальше ещё горой! Причём эти горы выросли на гладкой равнине будто специально, чтобы перекрыть отличный вид.

Эльбрус с Машука

Спуск с Машука был для нас экстремальным опытом, тропина, обозначенная на карте, оказалась лесным протоптышем без покрытия, а не оборудованной дорожкой, поэтому мы спускались по страшной скользящей земле, корням и камням. По пути мы оказались прямо над белыми буквами "Пятигорск", что размещены на склоне горы по типу голливудской надписи. Семенили над буквой П и дальше, пока не достигли автомобильной трассы и пошли по ней к монументу Врата Солнца и к месту дуэли Лермонтова. Про дуэль, кстати, говорят, что она произошла на другом месте или на неизвестном месте, а тут просто воздвигли памятник. Тем не менее, на чём-то же основывались при определении локации, и к ней теперь даже ведут знаки на дорогах…

О, небо, пошли мне знак

На следующий день был осмотр Железноводска, о своих каникулах где также рассказывал папа. Путь на маршрутке туда был не очевиден, но преодолён (иностранец точно не справится с поиском нужной маршрутки, для начала ему в голову вообще не придёт, что они отправляются с верхнего рынка, а не с автостанции, а дальше ещё разбираться с номерами…). Но вдруг провинциальный местечковый уклад маршруток вдруг сменился настоящим пятачком Европы: стоило только пройти с улиц советского наследия в парковую зону. Визитной карточкой Железноводска является его парк на склоне горы, и этот парк отделали так, что наступает ощущение телепортации в Швейцарию. Здесь такие же горные пейзажи, чудесное чистое озеро, красивая отделка длиннющей каскадной лестницы на склоне горы.

Видно, что парк развивают, добавляют интересного, приятного. На ступеньках лестницы, например, написано, сколько калорий тратится при подъёме. Раньше лестница была короче, а сейчас её продлили вниз до озера, объединив таким образом верхнегорные места минеральных источников с устроенным озёрным курортом. Кто-то же защитил этот проект – включить озеро в концепцию. Берега озера полностью стали эстетично закрыты искусственным бортом, в воду ведут лесенки, как в бассейне, на глади озера скульптура рыбака и фонтан воды по образу Женевского (популярный тренд). На берегах лежаки, спортивные тренажёры, переодевалки, питьевой фонтан неминералки… словом, всё для отдыха, и всё такое современное и красивое и бесплатное… кто-то очень постарался с концепцией и реализацией! Поработали обстоятельно, создавая бренд города – логотипом взяли особенную кружку для минералки с носиком, поместили этот герб везде (столбы, урны). Кстати, теперь я знаю, почему кружка такой необычной формы: чтобы пить снизу толщи воды (ведь на поверхности вода ржавеет от воздуха, как яблоко) и чтобы вода не попадала на зубы (минералка вредит им).

От парковой лестницы вглубь лесного массива ведут дорожки-терренкуры, они расчищенные, широкие и обустроенные. Мы сходили до одного из дальних мест с настоящей пещерой (правда под конец пришлось сойти на необорудованную тропинку). Ходить по лесам было удобно из-за продолжающейся диджитализации отпуска: использования не бумажного списка и карты, а карты в мобильнике с геолокацией текущего положения. Было острое ощущение, что только так в такой среде и выживается.

Фонтан-с-кружками-с-носиками

И вот пришёл день экскурсии на Эльбрус. Автобус выехал из города и вскоре за окном начали вздыматься настоящие кавказские горы! Ранее по прилёту в аэропорт у меня не было ощущения, что я на Кавказе или что я в горах, горы вокруг виднелись, но они стояли очень необычно – каждая поодиночке посреди равнины, не было их скопления, хребта. Сейчас же хребет появился, он тянулся будто во всю длину горизонта, а затем горы резко приблизились и обступили дорогу с обеих сторон. И эти горы были многократно выше Уральских, каменисты, скалисты. Особенно сильно эта разительная разница (sic!) в высоте ощущается, если представить вместо кавказской горы уральскую и прикинуть, до какого уровня она достанет. Удивило, что камни гор сплошь гладкие обмытые морем, каждый-каждый! (Здесь был древний океан.) Если встречались дома поселений, то в этой ещё более сельской местности всё равно не было ни одного деревянного косого-кривого, все красивые. Интересно, что у некоторых народов Кавказа принято строить дом глухой стеной к дороге, а у других – парадным фасадом с окнами, и это можно отследить по пересекаемым республикам. Ощущение пребывания на Кавказе увеличилось из-за сувенирных лотков со шкурами! Также по дороге мы вдруг встретили ту самую обсерваторию НЕЙТРИНО, которая находится в недрах под горой и ловит частицы, прошедшие сквозь фильтр горной массы.

Сначала мы поехали на гору Чегет. Виды напомнили мне Швейцарию, но тут горы были покрыты снегом! Также вспомнился случай, когда из аэропорта Милана были видны настоящие заснеженные горы и какое впечатление это произвело на меня тогда. А сейчас я поднимаюсь в такие снежные горы самолично, фантастика! На Чегет мы поднимались на двух последовательных подъёмниках, оба были открытые, в первом два кресла, во втором одно. Кто-то боялся высоты, но мне такая мысль даже в голову не пришла, меня волновал опять не вопрос жизни и здоровья, а вопрос бытовой неловкости, что я не сумею слезть с подъёмника. Но даже этот вопрос волновал меня не так уж сильно, слезть получилось легко, проследив за действиями предыдущих пассажиров. (И всё же подъёмник удалил меня сиденьем и прижал руку, но это в таком приключении мелочи.) Лес, ароматно пахнущий хвоёй, плыл под креслом и сменялся камнями, а затем снегом, ощутился смысл того, что при подъёме в горы сменяются последовательно все природные зоны. Интересное о фауне сказал гид, что орлы не живут на такой высоте, здесь живут вместо них чёрные галки.

Вид с Чегета

Вид на горы Донгузорун и Накратау
(и ледник Семёрка между ними)

После Чегета мы поехали на автобусе какие-то жалкие метры, по ощущению, будто за угол завернули, а там уже был Эльбрус! Оказывается, это самая высокая гора Европы. Соответственно, на ней находится самая высокая канатная дорога Европы и многое другое самое высокое Европы. Тут, правда, вмешивается тема, а считать ли этот Кавказ Европой или не считать? И если не считать, то Монблан останется самой высокой горой в Европе, но при этом Эльбрус всё равно выше Монблана! Итак, поднявшись на него, не видно уже никаких НЕснежных территорий, так что получается эффект транспортации в зиму. При этом зима тёплая настолько, что шапки не нужно и руки не мёрзнут. Наоборот, солнце так греет, что чувствуешь кожей: по итогам дня у меня спалилось лицо и изнанки ладоней, так что пришлось мазать пантенолом (который был прозван мной барсучьим жиром). Кеды на снегу скользили, поэтому нужно было проявлять внимательность и сноровку, чтобы не упасть с обрыва! Отсюда у меня в голове обосновалась песня "Don't bring me down" от ELO, где поётся "Don't bring me down, Bruce", и в этом исполнении Bruce означало Эльбрус, и он должен был не допустить моего падения в пропасть.

Эльбрус

Don't bring me down, [El]Bruce

Каждое воскресенье в Пятигорске проводятся скачки на ипподроме, как несколько раз подчёркнуто на сайте, "при любой погоде", так что эта необычная для меня активность автоматически попала в план. До ипподрома решили ехать на трамвае и… ждали его 1 ч 15 мин! Сначала не шёл ни один вовсе, потом только другие номера, а потом очередной не тот номер объявил, что едет по нашему маршруту. Кажется, в итоге оказалось, что наш номер вовсе не ездил по воскресеньям – но где тогда уведомление и почему он выбрал единственный день в неделе, когда людям надо ехать на ипподром (это удалённое место, куда с другой целью вряд ли массово надо). В общем, прекрасно, что было не обязательно успевать на место к определённому времени.

Пока ждали этот трамвай-демон, невольно наблюдали за жизнью города вокруг, у меня в голове оформилось ещё несколько контрастов Пятигорска. Например, как из одноэтажного коттеджа или усадьбы с собственной территорией выходишь прямо на улицу с современным транспортом и сферой услуг, оснащённой по современному слову техники и эстетики, но размещённой в таких же одноэтажных домах. Или непонятный контраст, что в "важных" заведениях (ипподром, планетарий, ресторан) принимают только наличные деньги (до сих пор так провинциально, это уже странно!), а в маленьком кафе может быть и безнал, и дистанционное устройство оповещения о готовности заказа!

Здание ипподрома построено в 1956 году и выглядит не ремонтированным с тех пор. Это очень странно, ведь на открытой части всё современно и качественно, а лошади в моднейшей экипировке. Косметический ремонт здания придал бы всему происходящему гораздо большую эффектность и привлёк бы больше посетителей, странно, что на это не выделены средства, ведь лошади и их экипировка миллионы стоят. Тогда место превратилось бы в туристическую достопримечательность, а сейчас служит скорее клубом для местных, погружённых в тему. Местечковые дядьки-скачковеды сидят за столами позади трибун, распивают питие, заполняют книжицы о скачках, кричат! Мне было очень интересно посмотреть на работу ипподрома: как трактор передвигает на нужное расстояние от финиша линию старта для разных заездов, как ведущий с вышки комментирует гонку, как выводят на награждение лошадь и жокея к специальной платформе, как звучит музыка. Кстати, вход на ипподром оказался платным (аж 150 рублей), хотя на сайтах указан бесплатный, а когда мы уходили, никакой проверки билетов уже не было, заходи, сколько хочешь. То есть прийти позже середины скачек – и не плати? Опять местечковость. Уехали от ипподрома обратно в центр города на электричке прямо от порога, с платформы "Скачки".

От топота копыт пыль по полю летит

Вторым местоназначением дня был Планетарий! Зачем-то он местечково просил сделать предварительную запись по телефону! (Пришлось накануне позвонить и забронировать билеты). По факту же совершенно не было видно, что спрос вынуждает заниматься бронями. Сначала показали проникновенную короткометражку о размере вселенной. И она вызвала у меня слёзы, ведь можно прослезиться от осознания размера вселенной! Сразу понимаешь, что когда ты едешь в жарком душном трамвае, где громко кричит отряд детей, то это всё не важно.

Затем показали пафосный трейлер сферических фильмов с видами космических объектов, и мне показалось, что стало наконец понятно, зачем на куполах показывают не иллюзию звёздного неба, а фильмы, которые можно посмотреть на плоскости. Затем, что создаётся эффект 3D без 3D-очков. Было реальное ощущение, что летишь в космосе, а Солнце надвигается на тебя из его глубин. Так вот зачем существует ассоциация сферических фильмов… в них есть смысл, можно смотреть и про храмы Индонезии купольное кино… просто, видимо, по техническим причинам других планетариев мне не удавалось ощутить этот эффект, а тут удалось. Было ощущение прозрения и понимания, НО… этот эпик закончился на трейлере. Основной фильм, хотя был как раз частью рекламируемой серии, не выглядел так же эффектно, да и по теме был стандартен, снова учил с нуля, что такое созвездия. А я хочу уж если не иллюзию звёздного неба (цель сферической проекции, алло), то уж как в трейлере, летать сквозь виды космоса.

Помимо дел по сбору "всех орлов" и "всех Лермонтовых", у нас было ещё одно дело следующей сути. Если у меня в городах Минеральных вод бывали родители, то нашёлся человек, который сам был в Пятигорске в три года с мамой и санаторной группой, и это породило задачу повторить его имеющиеся детские фото в тех же локациях. Как говорил Пауль Ландерс: "Если я был маленький…." И вот к финалу этого дня в Пятигорске все "Минипаули" были собраны.


Следующим городом для знакомства стали Ессентуки. Их визитная карточка – это Курортный парк. И что же? Он не прибран, не отремонтирован, на строениях граффити, на дорожках асфальт (крошится, бугрится), растительный мусор не прибран, карта на стенде состарилась… Парк обычного города, ещё и давно не видевший ухода, а никак не курортная достопримечательность. Особенно разителен этот факт в сравнении с другими парками Ессентуков, которые мы посетили. Во-первых, парк Победы, это как раз прибранный парк с установленными бюстами героев, с флагами, с обновлёнными скамейками и дорожками. Во-вторых, парк санатория Виктория, это город в городе, где советское скульптурное наследие душевно сохранено и вычищено, а садоводы облизали каждый кустик. Памятник современному автопробегу профсоюзов (на 70 лет победы) стилизован под серпасто-молоткастый так, что не сразу разберёшь, современен ли он вообще.


В-третьих, в Ессентуках есть парк Петропавловского храмового комплекса, который принадлежит греческой православной общине и поэтому похож на кусочек европейской Греции и по архитектуре, и по обласканной чистоте. Здесь воздвигнута самая большая в России статуя Иисуса, отчего парк выглядит совсем загранично (ведь на Руси больше распространены иконы, а скульптуры – за бугром). И очень интересна и навевает на размышление вереница бюстов всем известных древних греков (Аристотель, Гомер и др.), которые названы "христианами до Христа". Но такое уникальное и восхитительное место совершенно не достижимо туристу, тем более иностранцу: оно расположено на 5 км по непроходимой пешком трассе, да и внятных остановок транспорта в округе нет.

Вообще маршрутки в Ессентуках будто только для местных, иностранец не пройдёт. И на вокзале все эти "путь-платформа" не пройдёт. Город не приспособлен быть курортом и не достоин называться так. Если на примере Железноводска видно, как можно расстараться развивать свой курортный пятачок, то в Ессентуках не развивают даже парк-визитку. Ухожены места, где об этом позаботились их владельцы (санаторий, епархия), а муниципалитет сам город-"курорт" не развивает, как живётся, так и сойдёт. В итоге Железноводск – Швейцария, а Ессентуки ничего не сделали и Ессентуки – дно. Такое унылое впечатление от них усилилось дополнительной кособокостью дня: мы забыли трофейный стакан в отеле, не купили вечный стакан по дороге, создали кипиш на путь-платформе (Ich bin Ausländer), вечером попали под дождь без зонта. А ещё написали вопрос в Храм Василия Блаженного, почему там не выходят в продажу билеты на ближайшие дни, и оказалось, что нужный нам день занят на обслуживание какой-то группы, поэтому стало нужно переделать план грядущих дней по возвращению в Москву.


На следующий день был посещён город Лермонтов. И это ещё один камень в огород (в парк) Ессентуков: Ессентуки не прибрали свой парк, который лицо их города-"курорта", а тут какой-то микрогородишко Лермонтов с 22 тысячами человек прибрал свой рядовой парк лучше! Приехать сюда нужно было, чтобы отправиться пешком в гору Бештау – смотреть монастырь монахов с Афона. Удивительно, они пришли с Афона, пришли именно сюда! И это место вновь выглядит контрастным пятачком ухоженности посреди остального бытового мира. Да, уже стало укладываться в голове, что такие маленькие чудесные местечки чистоты и красоты рассыпаны, как бусины, по этим городам среди деревенщины и быта. У монастыря была поразившая меня настоящая пасека и колокола, вписанные в природу.

На горе мы забрались по склону до лабиринта древних людей. Хотя в плане он находился заранее, про него же рассказывал уже в Пятигорском отеле некий дядя-путешественник, желавший посетить это место и напрашивавшийся с нами, но нам удалось съехать с темы. Дядя говорил, что Гитлер тёрся в оккультизме (это правда) и интересовался этим местом (вот это уже удивляет детальностью и требует скептического отношения). Но в целом мне удивительно осознавать, что Пятигорск и прочее окружение были оккупированы фашистами. Гид по Эльбрусу говорил, что немцы ставили на Эльбрус гитлеровский штандарт, но в тот раз Гитлер наругался, что они не боевые задачи выполняют, а выпендиваются.

Пришла пора переехать на проживание в Кисловодск, и мы сделали это на электричке, в процессе сориентировавшись и сойдя на предпоследней станции (что оказалось ближе к отелю, чем конечный вокзал), в итоге потратив зря аж 5 рублей 80 копеек. Зато не пришлось платить за дополнительный транспорт от вокзала до отеля, так что в итоге получилась экономия. Отель оказался очередной бусинкой контраста: расположенный среди коттеджной застройки с деревенскими земельными участками, он был оснащён современнейше, моднейше и чистейше. Он давал вип-сервис комфорта, и мы были по-королевски одни в нём в этот вечер.

Едем вдоль Кавказского хребта

Далее нас ждал ещё один день экскурсионного выезда. Началось всё с того, что в моей голове засела идея "раз мы съездили на Эльбрус, то надо попытаться съездить и в ещё одно интересующее меня направление – Грозный!" Экскурсия проводилась по средам, субботам и воскресеньям, в нашем плане была доступна только среда – первый день проживания в Кисловодске. И тут очень повезло, что мы с запасом заложили дней на его изучение, потому что совершенно несложно уплотнили всё со среды на другие дни. Оставалось только приобрести тур. В Пятигорском турбюро на меня посмотрели с презрением в ответ на мой вопрос, не заедет ли автобус сначала в Кисловодск за нами. Но в этом же была логика, вдруг автобус начинает свой путь из Кисловодска и собирает по пути всех-всех. На это сказали искать фирму из Кисловодска. В гугле нашлось две. Из первой фирмы целый день не было ответа на заявку, позвонили туда сами, некий Максим сказал, что был весь день на экскурсиях и ответит позже, но с тех пор – ни слова. Во второй фирме за 20 минут всё оформили, оплатили и зарегистрировались онлайн. Сервис!!!

Короткая остановка в Назрани (Ингушетия), что значит "белая акация"

Колорит Чечни меня поразил: хотя это часть России, она действительно ощущается больше, как другая страна, чем настоящая другая страна! В туалетах не бывает бумаги, потому что по исламу там кувшин. Девушки на улицах все только в юбках. По моей одежде легко было опознать туриста из другого региона страны (удивительно же)! Очень понравился сервис турфирмы, которая выдавала облачения для похода в мечети, не создавая никаких проблем с подготовкой и делая поездку общедоступной. В программе было три мечети (Сердце Чечни имени Ахмата Кадырова, Сердце Матери имени Аймани Кадыровой и Гордость мусульман имени пророка Мухаммеда – самая большая мечеть в Европе). Мне нравятся простирающиеся ковры в мечетях и необычность того, что можно сесть или лечь отдыхать на пол; оказывается, в мечетях можно сидеть в телефоне и вообще делать, что хочешь.

Но облачаться для входа в мечети быстро стало муторно из-за жары. Грозный расположен в котловине между хребтами, здесь всегда жарко и влажно. Было бы просто идеально, если б в мечетях давали бесплатно попить (помимо бесплатного туалета), как в Стамбуле. В остальном от жары у меня была многократная защита: 1 – длинный рукав рубашки, 2 – кепка, 3 – помазание (крем от солнца), 4 – тьмак. Тьмак – это мой зонт, который красный снаружи и чёрный внутри, поэтому неологизм его названия образовался по причинам: 1 – внешний вид мака, 2 – делает тьму. Но жара всё равно меня измотала.


Грозный – очень современный город. Потому что он был разрушен войной современного мира и отстроен заново. По архитектуре он напоминает Астану: такой же пластиковый. Этот пластик вызывает у меня ощущение дешевизны и безвкусицы, но при этом город чист и нов, так что для жителей, не искушённых каменными зданиями, он выглядит богато, и они гордятся его развитием. Соглашусь, что после войны иначе быть не может. Но всё же выглядит странно, как власти здесь любят кичливо заказать из Швейцарии башенные часы на небоскрёб за могучие деньги, хотя в итоге затраты на сие не соразмерны эффекту. В мечетях ещё больший китч: люстры из стразов Сваровски, камень из Греции, ручная роспись заграничными мастерами, ковры тоже не лыком шиты. Прокатные одёжки на входе от кадыровского дома моды… Красиво, конечно, но опять же, может, чуть сбавить пыл и сэкономленное пустить на иные нужды? Или же считается важным построить "на века", как строили тысячелетиями древние соборы? Но сейчас все эти новодельные помпезные мечети чувствуются просто современными проектами. При взгляде на них чувство то же, что на девушку-мусульманку в полном закрытом облачении, но с накачанными губами и броским макияжем на лице (а такая встретилась).

Также меня задело, что вот ты одеваешься-переодеваешься, чтоб зайти в мечеть, а потом заходишь, и никому уже нет дела, насколько прилежно твоё поведение и почтительны помыслы. Все дамы, завернувшись в исламскую одежду, наперегонки побежали по ступеням мечети с телефонами для фотосъёмки на вытянутых руках и начали самозабвенно фотографировать самих себя на фонах религиозного интерьера. Вроде бы по формальным правилам ничего не нарушено, но в самом деле, это ли прилично? Может, смиренное поведение и правильные мысли о важном и вечном в данном месте были бы более богоугодны, чем физическое покрывание себя указанной тканью по людским традициям?

Мечеть в футуристическом стиле

Ещё один когнитивный диссонанс у меня от того, что в Чечне на зданиях прямо снаружи развешаны портреты Путина и Кадырова. У нас это бывает в кабинетах чиновников, но не снаружи же школ, постов дорожной службы, администраций, производств на каждом шагу… Они смотрят отовсюду и выглядят, как иконы, да! И это при том, что в исламе запрещено изображение живого, чтоб оно не вызвало эффект поклонения. Ну а разве эти фотографии не вызывают эффект поклонения? На очередном доме мне встретилась целая тройка (троица): Кадыров-отец, Кадыров-сын и Путин... Далее, обычно принято при жизни памятник не ставить. Но в Чечне цитаты Путина о Кадырове высечены в камне на мемориалах. Это даже круче, чем главная улица Грозного – проспект Путина. В остальной России это нонсенс. Чечня – будто другая страна воистину.


И вот, наконец-то, на нашем пути оказался настоящий город-курорт. Кисловодск – вот это Европа без советского налёта. В центре всего красивый бульвар с отличными историческими домами, привлекательный южный променад с досугом для туристов, лечебные источники нарзана, дышащий чистотой природы парк для всех видов отдыха. Это Кисловодский национальный парк – крупнейший в Европе городской парк, но городским его вряд ли назовёшь, настолько он большой и уходящий от города в горы. Размер парка сразу смущает необъятностью и большим числом мест интереса, так что было принято решение сначала посетить визит-центр и вобрать в себя необходимые базовые знания. И этот центр меня так восхитил своим техническим оснащением, которому Европа вообще позавидует! Тут придумали новшество – экспонировать настоящий предмет, а перед ним ставить прозрачный экран с интерактивом – выглядит футуристично. Есть проекторы, помещающие посетителей на виртуальный фон. Есть устройства, дающие потрогать, понюхать, услышать природный парк.

И, что мне особенно нравится, по объёму выставки удаётся посмотреть всё. Визит-центр небольшой, чтобы не задерживать отдыхающих надолго, и выполняет именно такую быструю, но содержательную ознакомительную функцию. Сжато даётся важнейшая информация о природе и истории парка, а также о минеральной воде. Здесь мне стало известно, что нарзанов три вида и они происходят с разных глубин – сульфатный самый глубокий, доломитный средний по глубине и общий ближе всех к поверхности. Поразительно, что в продуктовых магазинах по всей стране продаётся не просто что-то под названием "Нарзан", а именно настоящая вода отсюда, с такой историей и судьбой. Название "Нарзан", кстати, означает "напиток богатырей".

Так и чешутся ноги всех их посетить

В нарзанной галерее Кисловодска меньше всего из всех галерей присутствует советский дух. И не только потому, что стакан здесь стоит 3 рубля, а не 5, просто окружение утягивает дух в Европу (опять). Если подумать, то Карловы Вары ведь по сути то же самое! Кисловодский бульвар окружают всякие красивые колоннады и каскадные лестницы в идеальном состоянии, и эта ухоженность и забота продолжается дальше вглубь парка и лесного массива. Все дорожки чисты и гладки, края выложены вереницей камешков, на катательных дорожках ровный асфальт. Удивительно, как парк поддерживается в такой форме, так благостно, что люди хотят содержать пространство в лучшем виде. Вот и канатная дорога оказалась на ремонте, чем вынудила нас пешком взбираться на вершину гор к смотровой площадке.

На пути в гору с нами приключилась забавная история. На тропинке то и дело встречались смотровые пятачки, где люди фотографировались на фоне далёких гор и лесов. Мы вставали отдохнуть и понаблюдать захватывающие виды и то, как фотографируется народ. Одна из самых мощных остановок была у памятника Лермонтову, который сидит и смотрит вдаль, здесь красота вида уже так зашкаливала, что захотелось запечатлеть себя. Вот я в чудесном Кисловодском парке.


Достигнув смотровой площадки на вершине горы, мы увидели Эльбрус и, наконец, насладились его видом. И затем на пути вниз при мимолётном взгляде на уже виданные те пейзажи до меня дошло, что на этих пейзажах тот же самый Эльбрус! Пока мы шли вверх, мы не замечали его, не обращали внимания на этот элемент картины, ведь он слишком сильно походил на облачко рядом с другими облачками. Мы не замечали Эльбрус на остановках. Даже на тех, где фотографировались люди. Даже на тех, где фотографировались сами! Даже на готовых кадрах с собой в камере. Даже на той, где на Эльбрус романтично смотрит памятник Лермонтову. Ох, как смешно было открыть снятое и ткнуть пальцем в кадр, где я стою вместе с Эльбрусом, но не знаю об этом (а будь оно так, кадр был бы иначе отцентрован?) История забавная, лучше поздно, чем никогда, успели повеселиться над собой ещё на горе, внизу горы было бы уже обидно.

Но мне кажется, что и в Пятигорске, и в Кисловодске не хватает вида на многогорный кавказский хребет. Один Эльбрус ощущения Кавказа мне не обеспечивает. Как не обеспечивают его одиночно стоящие близлежащие горы среди степи. Поэтому ещё раз спасибо выездам на экскурсии, что дали возможность лицезреть горную цепь, высокие скалы, снежные вершины.

Эльбрус из Кисловодского парка

А Кисловодску для полной курортности не хватает кинотеатра. Есть некий, который из текущих фильмов показывал только три, и при этом не самых главных! А ведь можно устроить бизнес на нормальном кинотеатре в этом городе, неужели нет спроса? Или нужен прямо кинотеатр курортного типа, который показывает не текущий репертуар, а каждый день по какому-то важному фильму из прошлого, чтобы курортник сходил несколько раз за отпуск. И других мест развлечения для посещения вечером тоже надо добавить, хотя… это я уже начинаю путать отдых на курорте с культурным отпуском в мегаполисе типа Лондона и Берлина, где столько интересных мест, что можно весь отпуск в одном городе торчать. Мы же в Кисловодске посетили достопримечательность для избранных знающих – продуктовый магазин "Соломон", известный по интернету фотографией чека, в котором видны смешные комментарии продуктов, придуманные сотрудниками. На практике оказалось, что в чеках уже нет этих подписей, зато они есть на ценниках.

А вот что безоговорочно необходимо курорту мирового уровня, который собрались делать из Кисловодска власти, так это нормальная транспортная инфраструктура из аэропорта Минеральных Вод. Нужно просто сделать автобус. Щит со знаком остановки. Указатели к этому месту в помещениях аэропорта. И всё. Это небольшое организационное дело непропорционально сильно возвысит впечатления от всего региона. Мне крайне удивительно, что до сих пор не сделано вот этого дела, в то время как пытаются что-то развивать в городах-курортах. А как до них доехать-то.

Засим пришла пора покинуть Кавказ. Суммируя впечатления, я понимаю, что и правда уже умею наслаждаться путешествиями по родной стране. Она такая большая, что в ней столько всего разного, даже больше похожего на другие страны, чем некоторые настоящие другие страны. Вот только я каждый отпуск таскаюсь по 27 км в день по горам и жаре, так что приходится после отпуска отдыхать от отпуска. А всё для того, чтобы ничего не пропустить и успеть посмотреть всё задуманное. Вот воплощение этой тщательности в пройденных квестах по сбору орлов и Лермонтовых.

Орлы

Лермонтовы

Вернувшись в Москву, мы напрямик из аэропорта поспешили в Большой театр! Это горделивая история о том, как можно купить билет в Большой театр за 700 рублей, а не за 15 000 рублей. Оказывается, помимо основного расписания спектаклей, на сайте есть расписание открытия продаж билетов на них. И в этом расписании надо найти нужную дату, а потом просто зайти и купить – в назначенный час в доступе будут дешёвые категории билетов, выписываемых на номер паспорта (для исключения перепродажи). В оффлайн кассы Большого эти билеты поступают на несколько часов раньше. Удивительно, но количество не уходит вмиг и остаётся и для интернет-продажи. У меня получилось купить их даже через неудобный мобильник и даже спустя несколько ошибок сайта и отказов (потому что билеты не продавались то по одному, то по два из-за непонятного интерфейса с разделением на категории парных и одиночных билетов).

В таких обстоятельствах, что именно смотреть, было мне совершенно не важно. Важно было, чтобы дата подходила под возможную в расписании отпуска. Больше внимания вызывали правила гардероба, потому что нужно было ехать из аэропорта с рюкзаками и где-то их оставлять. Огромное удовольствие, что в Большом принимают рюкзаки в гардероб вообще без вопросов, решение не спешить по дороге заносить их в отель полностью оправдалось. В итоге мы с абсолютным комфортом провернули это театральное дело, посмотрели помпезные интерьеры, посетили знаковое место. А из представлений в итоге нам досталась "Саломея", ещё и премьера! Что же о ней сказать.

Тематически "Саломея" – это "Раммштайн": инцест, некрофилия, извращенство, расстройство психики, разврат, насилие, кровь, убийство, самоубийство, а также поэзия в стиле стихов о бледной луне, похожей на покойника. У каждого персонажа есть что-то из этого набора (даже самый нецентральный герой вдруг совершает самоубийство). А главная героиня своими действиями и мотивами просто психопатка. Но при этом "Саломея" – классика, а "Раммштайн" в гонениях и нападках. А суть сюжетов-то едина! И единство не притянуто мной для прикола, а истинно, даже однозначно художественно оформлено в визуале театральной постановки. Насмотревшись на всё это, я реквестирую настоящую оперу "Раммштайн" про психические отклонения, страдания и любовь!!!

Царь-ложа

После Большого театра на пути возник контраст в виде самого покуда отвратительного отеля за все путешествия. Отель был настолько донный, что не оставлял вещи на хранение после выселения (обычная услуга в обычных отелях), так что пришлось сдать их в камеру хранения на вокзале. Но это прошло гладко, благо, вокзал очень удачно был недалеко, и разобраться с камерами оказалось просто и ещё и выгодно.

Затем мы воспользовались всеми преимуществами района и посетили сразу несколько "висяков" – мест, которые давно торчат в списке для путешествия в Москву, но всё время откладываются. Первым делом это был Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Ведь и не скажешь, что это Москва! По дополнительному бонусу было воскресное утро, так что мы посмотрели начало службы и были обрызганы святой водой. Поразительно, что служба ведётся на русском языке (а не на латыни какой-нибудь)! Зато под звуки настоящего органа.

Москва, однако

Через пару интересных зданий (узкий дом, дом наркомфина) наш путь пришёл из католического собора в православный храм – самый главный в стране, Храм Христа Спасителя. Моё впечатление в том, что он очень большой. И в принципе всё, потому что меня очень сильно от созерцания его убранства отвлекают мысли об истории, о том, как взорвали оригинал в 1931, как построили новодел, как потратились на воссоздание этого убранства. Мне категорически не понятно, почему внутри на стенах написано "создано в 1839 году", если это не так, это же обманывает неэрудированный народ, обязательно нужно указывать, что то, что они видят, создано в 1990-х! Это прямолинейное замалчивание меня прямо оттолкнуло, неужели так важно придать дополнительного исторического веса? В восстановлении тоже своя история, ну и правда в конце концов. Если хотят замолчать про взрыв храма и открытый бассейн, то это выглядит будто вырезание куска истории, а такое меня вообще пугает. Я боюсь того, как из истории выкидыают факты, перевирают их, а новые поколения потом вовсе забывают, а следующие вообще не знают. В итоге мысли мои в главном помпезном помещении храма были так себе, гораздо больше мне понравился нижний этаж, где места не так много и зелёный потолок невысокий, плавно продолжающий стены и расписанный цветочками, как нарядные боярские палаты.

Этот день был днём рождения моего московского друга, что создало для московской встречи с ним дополнительную необходимость. Так что мне было нужно вписать в свой день встречу с человеком, у которого на этот день умышленно нет плана (чтобы вселенная его удивила)! Как это удивительно само по себе. Моя компания была отправлена на просмотр мюзикла "Анна Каренина", что обеспечило мне идеальные условия для прогулки в одиночестве до встречи с именинником. Мне нравится оставаться совершенно одиноким исследователем мира на какое-то время. На моём уровне это выглядит, будто я такой самостоятельный и успешный путешественник в неведомое. На сей раз мне выдалось ознакомиться с наследиями советской эпохи: производственной архитектурой фабрики "Красный октябрь", парком скульптур "Музеон" (где сгружены потерявшие актуальность памятники Ленину, Сталину, серпомолотам и проч.), парком Горького. А затем получилось по собственному плану найтись в месте встречи. И пусть "в кругу твоих весёлых подруг пожать я не успел твоих рук", приключение выдалось превосходное с необычными блюдами в эко-кафе, подарком-путешественником и фаером в торте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий