Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Путь к Раммштайну

Содержание:
Часть 1. Путь автора к Раммштайну (жизненный путь, полный открытий)
Часть 2. Путь автора к Раммштайну (невзгоды и чудеса по пути на концерт)
Часть 3. Сегодня день рождения мира
Часть 4. Обычный туризм под шумок [концерта]

Часть 1. Путь автора к Раммштайну (жизненный путь, полный открытий)

О чём думает отвлечённый обыватель, когда слышит о группе Rammstein? Тяжёлый-претяжёлый металл, брутальная суровость, грубость и резкость звучания немецкого языка. И всё это справедливо. Именно поэтому так непросто поднимать тему и пытаться кому-то показать, какие этажи смысла вскрываются под пристальным взором, ведь это слишком уж похоже на стремление поискать мозги в [другой части тела]. Понимая всё это, я попробую просто рассказать собственный путь знакомства и открытия этой группы, который начался точно так же – с позиции стороннего обывателя, поверхностно слышавшего основные тиражные «хиты» в медиа. Соответственно, у этого пути не было никакой заказной цели что-то доказать и найти, поэтому он стал столь удивительным и удивляющим для меня в первую очередь (а значит, есть же тут голос истины?)

Музыка. (Это главное, это первое, на что обращаешь внимание в песне, чем она нравится, запоминается, цепляет. Ведь слова мы можем и не понимать или они не несут особой нагрузки. Песня без слов останется песней, а вот слова без музыки песней быть не смогут!) Поразительно, но творчество Rammstein очень мелодично и гармонично. Ввиду своего богатства мелодиями и гармониями, эти сочинения, например, качественно перекладываются в фортепианную обработку и звучат настоящими классическими произведениями. С каким-нибудь треш-металлом такое провернуть проблематично!

Также материал не однообразен. Ожидая от такой музыки бесконечный тяжёлый долбёж, мы вдруг понимаем, что буквально каждая песня подряд – самостоятельное и самобытное произведение, имеющее собственный мотив, особую аккордовую последовательность, ритмический рисунок, аранжированное оформление и, как правило, какой-нибудь дополнительно выделяющий её звуковой «финт». Отсюда проистекает и качественность, значимость каждой отдельной песни. Для меня уже даже привычно в нашем мире слушать целые альбомы и дискографии музыкантов и выделять какие-то особенные треки только штучно: пара-тройка на десяток незахватывающего материала. Так что оказалось неожиданностью, что раммштайновские песни (которые ведь должны быть просто тяжёлым металлом и немецкой суровостью) не являются бесконечным самоповтором, штампами друг с друга и блёклым проходняком.

Возможно, здесь играет роль не только то, что авторы подходят к созданию материала со старательной проработкой, оставляя многое за кадром и любовно причёсывая оставшееся. Но и то, что Rammstein – это целых шесть человек, каждый из которых тщательно прорабатывает свою партию в общей картине. Здесь важна не исполнительская сложность партий, а их уместность. На выходе получается неожиданная музыкальная насыщенность и многоголосие, будто произведения исполняет настоящий оркестр (просто это металлический оркестр).

Слова. И снова, что мы ожидаем? Смысловую нагрузку того же уровня, как розовые сюси-пуси поп-жанра о влюблённых (то есть никакой смысловой нагрузки), разве что здесь прямолинейные плоские фразы должны быть на тему негативных эмоций и плохих поступков и исполняться устрашающим агрессивным голосом. Что мы получаем? Оказывается, смысл раммштайновских текстов не просто не банален, а его впрямь трудно в полной мере понять без квалифицированного знания немецкого языка! Тут что ни глянь, используется игра слов, их многозначность, их созвучность, их переплетение и перетекание одного в другое. За примерами далеко ходить не надо: даже всем известный «Du Hast» – это чуть ли не четверное многозначие, раскрывающееся по ходу песни. В немецком языке слово hast (форма глагола «иметь», также являющегося служебным для построения прошедшего времени) омофонично слову hasst (форма глагола «ненавидеть»). В результате сначала слова «Du, Du hast, Du hast mich» складываются в поливариативное «ты мной владеешь / ты меня ненавидишь», а следующей строкой «Du hast mich gefragt» превращается в «ты меня спросила»… Ещё более интересное происходит в песне «Wo bist du», где к немецкой фразе «я люблю тебя» прибавляется последовательно по одному слову на протяжении целой строфы, от чего фраза каждый раз диаметрально меняет смысл.

Что уж говорить о песнях вроде «Los», в которой все слова имеют в себе слог «los», или пары песен, составленных из фраз-отсылок и названий других песен. Кропотливая работа, в которой чувствуется вовлечённость в словесное творчество. При всём этом поэзия тут не только игра словами и рифмой, но и взаправдашняя лирика чувств и самовыражения, где ловкость использования всяческих метафор и словесных игр только подтверждает литературную углублённость автора. Автор текстов демонстрирует наслаждение самореализации писательской формой, ещё бы, сей человек отдельно публикует книги своих стихов.

Содержание. Даже обнаружив вышеописанную глубину слова, широту словарного запаса, красочность эпитетов и прочие радости поэзии, мы ожидаем, что тематика песен по-прежнему находится в отрицательном поле плохих деяний, скверных эмоций, недовольства, страданий и проблем. И в большей части это так. И здесь лежит самый непростой момент для осознания, который неумудрённые личности не осилят: вопрос в том, а призывает ли автор своей песней к совершению плохих деяний? Пропагандирует ли он жестокость и пороки? Или, может ли быть такое, он сам недоволен их существованием и данное осуждает? А ведь это так. Но кто дошёл до этого шага в своём знакомстве с группой от того первоначального уровня, где металл по радио и жёсткие риффы? На самом деле все «острые» вопросы, затрагиваемые текстами, в том случае если не имеют вид прямой критики, всегда несут в себе суть обозначения проблемы, а также сатиры или иронии. Если порок совсем ужасен, то у автора получается хоррор-песня, на основании которой публика должна сделать выводы, как поступать НЕ стоит. Если порок просто аморален чуток, то мы слушаем сатиру на современное общество, которое погрязло в пороках само по себе без помощи агитаций к беспутствам. При этом также существует толика истинно-позитивных песен о том, как парни любят, скажем, свою дружную группу. Есть также немало лирических баллад про любовь без всяких ироний, о которых никто не вспоминает, когда дело заходит об осуждении. И, разумеется, есть большая часть песен, в сюжете которых ничего критического не происходит вовсе.

Полагаю, обвинители Rammstein в том, что «они научат плохому» и «агитируют к злу», просто не распознают настоящий смысловой посыл из-за форм текстов от первого лица. Впрочем, было бы не от первого – всё равно бы ведь обвиняли просто за выбор темы. В то же время многие песни «о плохом» других исполнителей не вызывают шквал обратного толкования, например, вспоминается группа «Nirvana» с песней «Rape Me», тоже звучащей от первого лица и синтаксически призывающей к насилию, но идейно написанной протестом против него. Никто не возмущается. Однако у меня всегда встаёт следующий вопрос: почему никто так не возмущается на русский блатняк? Эти творения напрямую восхваляют уголовную культуру (если это можно назвать культурой), в них откуда-то берётся понятие «криминальной романтики», негодяи выставлены терпящими лишения рыцарями, а все их непотребства – это не их скотство, а «жизнь заставила». Но ведь блатняк – это откровенная пропаганда преступлений. Аналогично всё с популярной молодёжной музыкой хип-хопа и рэпа на тему наркотиков и антисоциального поведения в подворотнях, где попирание закона – это «крутость».

В итоге немецкий Rammstein у нас ругают и изгоняют, а русские тюремные опусы спокойно принимают. При этом забавно, сравнительно малая часть массового отечественного слушателя может понять немецкий, а русский блатной романс и бездарный рэп понятны каждому. Не происходит ли здесь внезапно некая дискриминация на основе предубеждений? Может, даже сильно замешана национальная настороженность русских к немцам («плохие немцы», так уж не фашисты ли они часом!)? Даже не верю, что кто-то специально садится за разбор содержания раммштайновских песен, чтобы лишь затем их поосуждать. Основные осуждения готовы уже до этого – за суровость, тяжесть и происхождение из Германии. Причём упомянутый фашизм (однако, тяжёлое обвинение!) инкриминируется настолько беспочвенно, что я просто развожу руками: даже хотелось бы на каких-то примерах изучить претензии, но конкретики в них просто нет. Гарантирую, в подотчётном материале ни единого раза не присутствует ничего даже отдалённо похожего на упоминание тоталитарного государственного строя, воинственности и насильственности режима и националистических дискриминаций. Ведь это признаки фашизма и нацизма, а не то, что кто-нибудь, скажем, оделся в строгую чёрную одежду или использовал в клипе нарезку выступлений спортсменов Берлинской олимпиады 1936 года? Думаю, в таких случаях обвинителям важно уже не что именно делается, а кто это делает, ведь, скажем, я не вижу бурлящих претензий к реминисценциям из документального фильма о Третьем Рейхе «Триумф воли» по всей современной культуре, включая «Звёздные войны» и диснеевские мультики. Также вспоминается музыкальный альбом, художественный фильм и сценическое шоу «Pink Floyd: The Wall», где как раз появляется явно и неотрицаемо фашистский персонаж внешне и внутренне, но эта аллюзия никого не беспокоит и воспринимается публикой безошибочно правильно (почему-то все критики понимают, что в данном случае показываемое – это плохо и осуждаемо, хотя прямым текстом такого не сказано и нужно-таки произвести мысленную итерацию от показанного образа до морального вывода). Не понимаю, в чём же проблема тогда вообще с раммштайновцами.

Впрочем, эти ультрасерьёзные обвинения, кажется, постепенно уходят на второй план, уступая упрёкам в пропаганде гейства (смешно сказать, оно же так «идеально» монтируется с фашизмом, давайте уж как-то определимся), насилия и всего лишь спекуляций на напряжённых темах вроде холокоста (например, в случае если вдруг где-то в клипе в историческом контексте появляется облик трудового лагеря). И если гейство обсуждать воистину бессмысленно, то в остальном приходится снова разбираться. Затрагивание серьёзных тем действительно присутствует, но на то они и серьёзные и подходящие группе, а не те сахарные сопли, которыми кормится поп-культура. И действительно, трогать такие вопросы нужно аккуратно и почтительно. Соглашусь, что это будет неуместным кошмаром и оскорблением, как раз в случае если их «потрогает» исполнитель розовых соплей. Но Rammstein проявляет в таких вопросах разумное почтение и уважение к собственной истории. Ни о каком выборе тематик с целью скандала или раскрутки никогда не идёт речи, всё использование диктуется конкретной ситуацией выражения конкретной мысли: если твоя песня – рассказ про вековую историю твоей страны (причём текст не перечисляет события поимённо, а просто излагает твои чувства), то у тебя есть полное право визуально не игнорировать подобные страницы этой истории среди прочих картин в клипе на эту песню. Даже необходимо не игнорировать их, чтобы быть объективным. У нас вот существует множество военных песен (о ВОВ), они патриотичны, патетичны и трагичны, и если кто-то напишет ещё одну, никто не будет обвинять его в выборе темы ради внимания.

Что же касается агрессии и насилия – это действительно то единственное, что на самом деле по-честному присутствует в деятельности Rammstein, а конкретно в выступлениях на сцене. И неподготовленному зрителю это определённо покажется шокирующим и ужасным, как было и со мной. Но опять же стоит разобраться и понять на основании всего, что мы уже знаем о группе, зачем в этом случае оно надо? И здесь открытием для меня стал подход самих музыкантов к выступлениям и осознание, насколько такое выступление является не просто исполнением сочинений, а театральным шоу. Мне нравится, как шоу «развязных металлистов» стартует в заявленную программой минуту с немецкой пунктуальностью (ох, стереотип), и заканчивается так же, как будто это просто качественная немецкая концертная работа (немецкое качество, ох, стереотип). Мне нравится, что эпатажно-скандальное содержимое с имитацией садизма участниками группы друг над другом и прочей содомии, как правило, демонстрируется на протяжении одной композиции из 20+. И мне нравится, что повод этого всего, как и причина необходимости точечно ругаться на сцене нецензурной бранью, ломать и взрывать что-нибудь, – это закон жанра и наличие ожиданий от живой энергетики коллектива.

Но мы же уже разобрались с вопросом настоящего содержания песен раммштайновцев, так что сопровождение всего этого визуальными образами в сути ничего не меняет, только лишь добавляет красок, как видеоклип. При этом никто из коллектива не воспринимает это более чем театральным представлением, что бы там с ними ни происходило; а также, по словам вокалиста, он скорее «не вокалист, а эстрадник», потому что по-актёрски проживает исполнение песен (что ярчайше заметно по постоянным изменениям голоса, которые и не снились большинству эстрадных певцов, просто воспроизводящих материал на естественно получающемся тембре). Завершающие концертное выступление титры, бегущие по экрану, как при окончании фильма, лишь прямолинейно подтверждают, что всё это зрелище – только шоу. Аналогично суть представления поддерживается принятым отсутствием разговоров с публикой со сцены: шоу не должно прерываться и артист не должен рушить четвёртую стену. А вне выступлений, если перейти на личности, все эти люди удивляют своими контрастными с имиджем личными качествами и пристрастиями: уравновешенность, занудство, восхищение природой, меланхоличная поэзия, солнечный позитив, юмор, любовь к поп-року и синти-попу… Да и не стоит забывать, что существуют настоящие экстремальные группы, которые жгут церкви, пропагандируют преступления, и на фоне которых Rammstein – действительно попса. Тем не менее, понимая всё вышесказанное, конкретно я соглашусь, что временами у них на сцене может сотвориться какой-нибудь жёсткий фарс-беспредел, чрезмерно шокирующий визуально мой уровень культуры, и для эпатажа на сцену такое можно было бы не выносить. Моему музыкальному сердцу по итогу больше понравился бы просто музыкальный концерт без всякого шок-содержимого. Поэтому меня обрадовала современная концертная программа группы, образцово нашедшая баланс законов жанра с моим воспитанием: на мой взгляд, тут всё полностью допустимо и можно наслаждаться без чувства неловкости.

Следующим шагом моего знакомства стало осознание, что Rammstein неразрывно связан с огненными шоу на сцене. Для меня, честно сказать, не было бы абсолютно никакой разницы, будь это иначе. Как сказано, в первую очередь ценным для меня является музыка, а не представления. Просто интересно открыть, что именно эти люди именно так предпочитают подать своё творчество и это их особенно выделяет в глазах общественности. Раньше мне казалось, что любой рок-концерт включает в себя определённые фейерверки (наряду с лазерами, дымом, тучами летящих бумажек), так что выделение конкретной группы в этом качестве было необычно. Оказалось, что разница с другими шоу кардинальная и впечатляющая. В других шоу языки пламени или фейерверк могут выстрелить разок-другой на кульминации концерта, а выступление Rammstein – это настоящее именно полностью огненное шоу (а не лазерное, не экранное). Реальный живой огонь почти непрерывно сопровождает происходящее на сцене, полыхая струями из огнемётов и прочих устройств, взрывы взрываются (sic!) в каждой песне, огненные ракеты летают внутри стадиона, а музыканты принимают во всём этом непосредственное участие (для чего некоторым в педантичной Германии пришлось получать лицензию пиротехника). Как это всё проистекает из смысла, содержания и музыкальности? Да никак напрямую, это просто способ творческого самовыражения через всё тот же «закон жанра», когда при звуках тяжёлого металла всё должно взрываться и полыхать. Когда-то молодая группа хотела выделиться и запомниться, показав на сцене невиданное огнище, и это огнище стало настолько уместно и выразительно, что срослось с имиджем команды, как и визуальное выступление срастается с музыкой. Сейчас же Rammstein может интеллектуально позабавиться над самим собой, включив произведение Генделя «Music For The Royal Fireworks» перед началом шоу. Ну не прекрасно ли это показывает, какая целевая аудитория способна понять иронию или отсылку?

Раз уж огонь есть, я ему просто радуюсь, и он мне нравится. Как нравятся тяжёлые гитарные тембры, мелодии и музыкальная гармония – именно на этом уровне знакомства можно было бы никуда и не вдаваться дальше, потому что этого полностью достаточно, чтобы любить музыку. Но сейчас мне нравится и то, что я уже знаю и понимаю в предмете гораздо больше, и этот открывшийся смысл оказался не так уж прост и весьма мне близок.

А по поводу неверных толкований сформулирую мораль, которая, как водится, всегда одна (и прошу прощения за её оголтелую банальность). Если ты нормальный развитый человек, интеллигентный, образованный, с широким кругозором, то у тебя не будет проблем правильно понять и классическую оперу, и альбомы Rammstein. Любить же то или другое – просто дело вкуса. А все обвинения в адрес группы в первую очередь свидетельствуют о том, что изрекающий их сам не разобрался в предмете, осуждая заочно, по первым признакам стиля. Совершающие такие суждения и отстаивающие такие позиции как раз навлекают на себя позор скудоумности. А самое интересное, что точно такие же скудоумные индивиды найдутся и среди «фанатов» группы, но их мыслительная слепота не даёт им проникнуть в предмет глубже. При этом кто может любить настоящий (по их мнению) фашизм-садизм? Ведь только отъявленные отморозки. И как раз такие ограниченные люди (и критиканы, и поклонники) с пустотой в голове и есть настоящее зло. И псевдопесенные блатные или рэп-продукты самоуверенных быдло-бездарностей – это настоящее зло. А творчество Rammstein – это хорошо.

Часть 2. Путь автора к Раммштайну (невзгоды и чудеса по пути на концерт)

Сейчас я даже не могу сказать, как именно оформилась в моей голове идея ехать на концерт Rammstein, но помню, что о расписании тура стало мне известно заранее, до выхода инфоповодов во всех "интернетах" страны. Наверное, это потому, что я не люблю бесконечно тратить своё время на чтение всяких левых "интернетов", а люблю чётко и коротко проверять официальный сайт в преддверии годового планирования отпусков. Так и выяснилось, что этим летом Rammstein отправится в тур с новым альбомом после десятилетнего перерыва – крупное событие, однако! И в списке городов заявлены Москва и Санкт-Петербург. Далее подключилась моя обычная рабочая рациональность: концерт в Москве поставлен на понедельник, а концерт в Петербурге на пятницу 02.08.2019, соответственно, я выбираю его! Ведь пятница граничит с выходными, и нужно пропустить только один рабочий день, а у меня как раз был в активе однодневный отгул, которым меня наградили на новогоднем корпоративе по итогам коллегиального голосования.

В Москве, конечно, был больший кипиш, билеты разлетались молниеносно, туда ехала вся страна, и в итоге организаторы даже перенесли концерт из Олимпийского в Лужники, добавив масштаба. Продажи в Петербурге шли более спокойно, но уже через недельку и там, и там всё было продано. Интересно, что выкладка билетов была ступенчатая: сначала доступна только арена, и только через некоторое время трибуны. Я и мой падаван новой немецкой тяжести решили смело собраться на арену, поэтому у меня получилось без проблем купить билеты в первую минуту продажи через сайт, поскольку я не рискну медлить в таком деле, когда непредсказуемые продажи могут оставить тебя ни с чем.

А вот вопрос, как транспортировать себя в Питер, мы решали почти полгода, ожидая, что в результатах поиска будут появляться по мере выпуска билеты новых авиакомпаний. Лето – пора бесчеловечных цен на перелёты, поэтому при выборе рейса в Санкт-Петербург меня не радовал ни один, новые варианты не появлялись, и цены, наоборот, росли, и тогда пришла в голову нестандартная идея: нужно лететь в Москву и ехать из неё в Питер поездом. Так выходило и дешевле прямого перелёта, и плюс возникало больше чувства путешествия и паломничества, когда конечную цель пути нужно "заслужить".

Из поездки на концерт развилось настоящее мини-путешествие с культурной программой из ещё не охваченных достопримечательностей, в том числе и в Москве на обратном пути с концерта, так что из-за её добавки в маршрут получался отличный туристический бонус! Вылет в путь вынесли на вечер четверга, собираясь в аэропорт сразу после работы, чтобы после перелёта в Москву ночным поездом добраться в Питер. В самом Петербурге план занятий до концерта был расписан буквально по минутам: сначала мы собрались на экскурсию в музей метро, а затем на завод Hyundai. Расписания совпадали удивительно! Музей метро проводил экскурсию именно по пятницам именно в доступный нам час, а завод Hyundai и вовсе обозначает каждый месяц совершенно новую дату для экскурсии, и она внезапно выпала именно на наш день в Петербурге, да ещё и по времени не пересекалась с музеем метро и умещалась до вечернего мероприятия. Причём, наши регистрации были последними по счёту из возможного количества, и это была просто судьба. Меня крайне воодушевляло всё это многоуровневое совпадение и уместность посетить индустриальный завод до вечернего прослушивания индастриал-метала.

По рассказам о понедельничном фурроре в Лужниках мы знали, что люди становились в очередь у стадиона уже с шести утра! И через двенадцать часов ожидания (к очередям подвозили мобильные туалеты) бежали в открытые врата, как будто спасая свою жизнь. Это грандиозное напряжённое мочилово ради того, чтобы занять места у сцены, устрашало меня своей мощью и вносило досаду, ведь у меня не было шанса одержать победу в такой битве. Уже в этом чувствовался особый контингент людей, ведь, например, на концерте Роджера Уотерса в Загребе толковых очередей и ожидания вообще не было, и тогда у меня получилось встать в середине первого ряда без особенных трудностей в сравнении с этим глубоко и серьёзно подготовленным противостоянием толпы в Лужниках. Что ж, пока уходили мои надежды стоять где-то поближе, можно было и порадоваться, что мы не будем пыхтеть у стадиона без толку с шести утра, чтобы вымотаться и всё равно ничего не добиться, а проведём насыщенный интересный день, в итоге посмотрев концерт из того же самого по удалённости места.

Возможность рвануть в отпуск сразу после работы всегда завораживала меня своим примером тетриса времени. Взять в офис поездочный рюкзак, незаметно провести день в дорожной одежде, а затем уехать не домой, а в аэропорт – это же так восхитительно. На рабочем месте у меня было великолепное настроение, и главной проблемой дня казался некстати начавшийся утром дождь, в связи с чем пришлось взять с собой зонт, который затем нужно было оставить в офисе на выходные и докантоваться до аэропорта без него. Но моё радужное предвкушение немецкого творчества начало прекращаться с середины дня, когда поступил первый тревожный звоночек: смс, что наш рейс в Москву на два часа отложен. По уму запас времени до отправления ночного поезда мы выбрали достаточный, и покуда посадке в поезд ничего не угрожало. Вместе с тем, мне, как невротику, становилось от ситуации тревожно, что побудило поискать в интернете информацию об аэроэкспрессе на замену метро и автобусам, чтобы путь до вокзала оказался быстрее.

Также показалось нужным посмотреть, чтó мне становится должна авиакомпания за свою задержку рейса. Оказалось, всякие права на воду, перекус и гостиницу возникают только при задержках, превышающих два часа. Мне показалось, что, наверное, наш рейс поэтому и отложили именно на такое максимально допустимое, но не требующее расплат с пассажирами время, с превышением которого начинались возможности возврата билета, бесплатного обмена и прочего. И это как-то напрягло меня, ведь намекало, что вылет могут технически отложить и на подольше… А дальше… дальше проснулось то, что то ли пугает, то ли спасает меня постоянно: излишняя мнительная предусмотрительность. Перво-наперво нужно было посмотреть другие более поздние поезда Москва-Петербург на случай, если уж мы пропустим свой. К сожалению, таковых не имелось (точнее, все билеты были проданы, за исключением люксового купе в Сапсане за 79 тысяч рублей, но это как-то не в мою кассу). Тогда внимание переключилось на междугородние автобусы: они, согласно расписанию, выезжали либо до полуночи, что нам не подходило, либо уже следующим утром, так что прибывали в Петербург вечером дня концерта – уже могло быть поздно! Что ж, любопытство завело меня на страницу такси, они же не привязаны ко времени: путь между двумя городами оценивался в 20 тысяч, успеть к концерту по времени было реально. Ну и под занавес осталось только посмотреть частных водителей в поисках пассажиров на "Bla Bla Car", я такими сервисами не пользуюсь, но вдвоём в экстренной ситуации мы бы как-нибудь справились. Было к моему удивлению немало предложений, в том числе на раннее утро и со стоимостью от полутора тысяч, но с таким вариантом мы так же еле-еле успевали бы приехать к вечеру. Наконец, нужно было выяснить, какие другие самолёты в Москву или в Петербург есть сейчас в предложениях, потому что в сравнении с некоторыми раскладами вроде такси между двумя городами, купить новый самолёт в Петербург выходило по стоимости аналогичным. И действительно нашёлся один рейс в Петербург, причём нашей же авиакомпании, но раньше мы его почему-то не находили или не обращали внимание (уж не знаю, может, из-за цен, которые могли отличаться от минимальных на пару тысяч, а может, его и правда не было тогда). Всё это насытило мой ум информацией о существующих вариантах, но они все были нерадостные, так что волнение моё не отступало.

При выходе с работы меня окатил-таки разразившийся дождь, так что пришлось сидеть в торговом центре и просыхать в ожидании моего падавана. Времени на путь в аэропорт из-за смещения рейса стало больше, и мы решили воспользоваться не такси, а городским автобусом, а до этого даже съесть по сладкому крупному пончику для поднятия настроения. Ожидая, пока дождь утихнет, поговорили о возникших волнениях и моём чрезмерном исследовании, а также о моих "руках Круспе". О да, я люблю тематично готовиться к событиям, пусть даже это выражается в какой-нибудь мелочи или какой-нибудь ерунде. И в этот день ногти на моих руках были покрашены чёрным лаком  первый раз в жизни крашу ногти!   как у Рихарда Круспе, гитариста Rammstein, который единственный среди них зачем-то делает это (постоянно красит ногти чёрным или чёрно-красным способами). Покраска ногтей заняла у меня несколько часов накануне: не очень-то это простое действо, когда твои ногти короткие и кисть с них вылезает! Но в итоге на коротких ногтях получилось даже ещё более аутентично, что привносило веселье при каждом взгляде на руки, и мы окрестили это явление "Круспе-руки".

Круспе-руки

И вот на остановке автобуса грянул фигуральный гром: пришла вторая смска, согласно которой наш рейс переносился глубже в ночь и прилетал чётко позже отправления поезда. Какие мысли у меня были в тот момент? Первая мысль – что придётся пользоваться "Bla Bla Car"ом, а значит, нужно скорее прилететь и скорее начать столбить предложения и договариваться с водителями, и в таких условиях культурной программой в Петербурге уже придётся жертвовать, главным становится только лишь успеть к вечеру на концерт. Вторая мысль – что нужно как можно скорее переговорить с авиакомпанией в аэропорту, потому что на основе моих новых знаний о правилах возврата билетов, у меня появилась идея попросить бесплатного обмена наших билетов на какой-нибудь более ранний рейс. И третья мысль – это вопрос, чему должна научить меня эта ситуация? Тому ли, что не нужно придумывать хитрых планов в поисках сомнительных выгод (из разряда "скупой платит дважды" касательно придуманного мной пути через Москву)? В тот момент на остановке мне было совершенно не ясно, о чём будет эта история, и какая у неё будет мораль. Попаду ли я вообще на концерт, или история будет о том, как мне не суждено на него попасть. Сделаю ли я из этого выводы или продолжу поступать, как поступаю? Это была та точка во времени, когда пути впереди совершенно не ясны. Внешнего волнения у меня не было. Единственным желанием было лишь как можно быстрее добраться в аэропорт на переговоры с авиалинией, потому что только это сдвинуло бы ситуацию с мёртвой точки, а до этого даже билет на поезд мы решили не сдавать.

Я из тех, кому при появлении цели всегда нужно действовать немедленно, и бесплодная поездка до аэропорта была безрадостна и внутренне нервозна. Мы попытались отвлечься на картинки в интернете (в телефоне), даже изобретая шутки над ними, и тут мне позвонила авиакомпания! Это был ответный звонок на запрос с сайта, оставленный мной ещё в середине дня с работы, когда мне хотелось проконсультироваться у них по какой-то глупости вроде непонятно указанных по колонкам времён первоначального сдвига рейса. Мне тогда сразу удалось самостоятельно понять тот интерфейс, а вот заказанный звонок настиг меня спустя пять часов, как раз когда у меня появилась настоящая необходимость в общении с ними! Прямо в автобусе мы начали обсуждать с консультантом варианты действий, мне с моими знаниями уже было ясно, что согласно длительности задержки, нас должны бесплатно пересаживать на другие рейсы. Более ранний рейс в Москву существовал, но, к сожалению, был полностью заполнен. Из-за моей растерянности вопрос про овербукинг прозвучал как-то сумбурно (суть была в том, что бывает же овербукинг, а потом все нормально летят, значит, кто-то отказывается от билетов прямо перед стартом, так можем ли мы рассчитывать на это), и мне просто ответили, что рассчитывать на тот рейс не стоит совершенно. Тогда у меня возник другой вопрос, можно ли поменять билеты на рейс в другой город (Петербург), на что мне ответили, опять же, не поняв, что в другой аэропорт (Москвы) рейсов нет. До меня дошло, что билеты в другой город вообще при обмене никто не просит, поэтому мне пришлось уточнить свои запросы, и оказалось, что обмениваться можно только на своё первоначальное направление. Точно так же мне в этот момент объяснили банальщину, что обменяться нельзя на билеты другой авиакомпании, можно только сдать свой билет для возмещения и потом самостоятельно купить новый у кого угодно. И тут у меня окончательно родилась приоритетная идея сдать свой билет по частям, то есть вернуть для компенсации только перелёт "туда", а "обратно" оставить. Мы несколько раз поговорили с консультантом, что такая опция может быть устроена, хоть и выглядело это всё супернепопулярно (обычно люди отменяют обратный билет). К тому же при неявке на первый перелёт обратный всегда аннулируется без компенсаций, так что тут нужно было проявить чёткость и сделать отмену особым правильным образом. После разговора у меня в активе появилась цель попасть на тот прямой питерский рейс, для чего сдать билеты "туда", как описано, с помощью представителей компании в аэропорту, и наконец автобус достиг его и мы устремились, как лососи, в офисы на втором этаже.

Каково же было моё разочарование, когда вместо такого же чётко отвечающего на каждый вопрос консультанта, как по телефону, здесь в офисе меня встретил человек, всеми силами пытавшийся отвязаться от нас (своих пассажиров, у которых перенесли рейс!). Для начала он сообщил, что билет вернуть мы можем через сайт, и никаким образом не попытался помочь сделать это прямо здесь на месте. Дальше сказал, что все рейсы в Москву перенесены уже на следующее утро(!), так что "пораньше" нам ловить точно нечего, а расписание нужно узнавать… в кассе. А затем на вопрос про рейс в Петербург также сказал, чтобы мы шли прямо в кассу. Офис был заставлен бутылками с водой, которую, видимо, выдавали задерживающимся пассажирам, тем более отложились, как сказано, все московские рейсы, так что трудная ситуация была глобальная и нужно было как раз напрячься и помогать всем, но больше никакой помощи навстречу не шло. Что ж, надеюсь, этот человек хотя бы офигел от моей собственной сумасшедшей фразы, что "мне не важно, какой город, мне главное – улететь!", после чего мы фигурально плюнули на него и ушли в кассу.

В кассе, уже поняв, что лететь в Москву утром совершенно бессмысленно, мы прямо спросили тот самый рейс в Питер, места на нём были, как показывалось по интернету, и уже шла регистрация. И здесь нужно отметить какое-то до сих пор не понятое мной совпадение. Стоимость этого перелёта в один конец была вполне себе приемлемая, всего около двух тысяч больше, чем половина нашего текущего двухстороннего билета. При этом добавление поезда уже не требовалось. Но почему-то раньше мы не видели такой рейс и не обращали на него внимания во время всей подготовки к поездке, и складывалось впечатление, что этот рейс тоже сегодня перенёсся с более раннего на нынешнее время. Кроме прочего, это был ещё и самый дешёвый рейс! Разница в его стоимости с вариантами завтрашнего утра была более 12 тысяч! В таких условиях мы не стали экономить пару сотен рублей, бронируя его по интернету с мобильника, а быстро сдали паспорта в кассу и получили свои билеты!

Казалось бы, эта развилка после обмозгования в автобусе окончательно отвела меня с той мёртвой точки неопределённости, и мы всё-таки летели на свой концерт, и даже не пропускали ничего из дневного плана. Держа посадочные талоны в руках, как сокровище, мы сами дрожали от волнения и мыслей, как бы не начал переноситься сейчас наш новый рейс. Тем более, если это и есть чей-то более ранний рейс, который к нам перенёсся. Меня накрывал ажиотаж восхищения тем, что это случилось, и что доступное решение столь разительно отличалось по стоимости от остальных вариантов! На этой волне для полного счастья стало необходимым причесать свои бронирования и свести расходы к минимуму. В ожидании всё приближающейся посадки мы подключились к вай-фаю аэропорта и сдали ненужные билеты на поезд Москва-Петербург. В этой процедуре не всё было моментально понятно по интерфейсу, так что пришлось дополнительно погуглить порядок действий (ох, РЖД, можно было бы и попонятнее!), но в итоге всё получилось успешно. Обратный поезд Петербург-Москва покупался отдельным бронированием, поэтому ему ничего не угрожало.

Дальше было сложное: сдать ненужный билет на самолёт в Москву и оставить билет на самолёт из Москвы, это нужно было сделать прямо сейчас, поскольку если первый рейс не будет нами отменён, мы лишимся второго за неявку. Как сказал нам сотрудник в офисе компании, это надо было сделать через сайт, и после успеха с РЖД, мы не ждали подвоха и начали искать заветную опцию. И её нигде не было. Была только опция сдать обратный билет. Но тот телефонный звонок в автобусе, как же он мне помог (несмотря на то, что в тот момент технически не решил ни один мой вопрос и попрощался со мной "с сожалением"), он точно убедил меня, что задуманное осуществимо, нам просто нужен был кто-то, кто был способен это устроить. Мы поискали в зале вылета какие-нибудь стойки информации, чтобы через них связаться с авиалинией, или сами стойки линий, что также бывает, но ничего подобного в этом аэропорту не было, только кафе и магазины дьюти-фри. Позвонили в колл-центр, чтобы поговорить с кем-то похожим на консультанта с того звонка, но запускался роботизированный ответ, сквозь который невозможно было пробиться на живого человека. У меня даже получилось тональным набором на запрос робота вводить наши номера билетов в телефон, но это ни к чему не приводило, а время посадки всё приближалось, что грозило отключением от интернета и звонков и сгоранием наших билетов.

Отчаявшись пробиться по телефону, мы написали на сайте авиалинии в онлайн-чат, приготовившись к тому, что он попросит наш электронный адрес, чтобы "ответить позже", и заглохнет, как происходит во всех онлайн-чатах. Особенно в фирмах, от которых обратный звонок, заказанный на сайте, поступает через 5 часов. Что делать дальше – было непонятно. Но тут чат ВНЕЗАПНО сразу ответил и предложил изложить свою проблему. Там реально был настоящий человек, а не робот и не сбор заявок на письма. Анастасия (или "Анастасия") поняла мой напечатанный в угаре запрос и внимательно погрузилась в тему, она предложила немедленно "снять места" на первом перелёте и сделать пометку, что пассажиры воспользуются обратным перелётом. Почему-то тут ещё играло важную роль, что мы уже прошли онлайн-регистрацию на эти места сутки назад, так что снять их сейчас было просто крайне необходимо. Удивительно, но для совершения этой процедуры хватило лишь нашего желания, написанного через чат (никаких троекратных проверок личности и т.д.), и после этого даже не верилось, что весь замысел удался: сохранились ли у нас обратные билеты, будет ли возврат средств за снятые? Анастасия спокойно ответила "да" на все мои банальные переспрашивания одного и того же, спасибо ей за терпение и понимание "бестолковых пассажиров". (Да, был момент, когда я просто повторяю её слова и спрашиваю, точно ли всё так, и она отвечает мне краткое "да", потому что мне просто необходимо было это услышать!). Что касается возврата, то, по словам консультанта, заявление на него теперь следовало оставить в той самой форме на сайте, которую мы нашли сами, где возвращался обратный билет после использованного первого, но в нашем случае нужно было сделать наоборот – подождать совершения обратного перелёта, а потом заполнять заявление на возврат. Ха-ха, так мы точно ничего ненужного не отменим! Это была победа: сидя на аэропортных креслах с телефоном, мы полностью разобрались со всеми возвратами, прошли через неформатность своего случая, и нам несказанно повезло с обратной связью, которая решила сей вопрос как раз вовремя до наших посадок и сгораний.

Понимая, что мы с точки без выхода сместились в перспективу быть в Санкт-Петербурге уже "прямо сейчас", мы для полноты начали смотреть, можно ли снять дополнительно эту ночь в забронированном нами на завтра отеле. Но там свободных мест не было, а другие отели мне всё не нравились и не нравились, то далеко, то дорого, да посадка будет ночью, и добираться-заселяться в ночи не хотелось. В итоге у меня сформировалось твёрдое желание: мы будем ночевать в аэропорту Пулково, и это будет комфортнее всех остальных ненужных движений, а утром поедем в свой отель по исходному плану, будто с вокзала после поезда. После пережитого "стресса" ни о чём большем уже и не мечталось, и когда самолёт взлетел, мы наконец выдохнули.

В Пулково нас ждал ещё приятный сюрприз от зоны выдачи багажа. Во-первых, отсюда не выгоняли людей (в нашем родном аэропорту выгоняют). Во-вторых, здесь было очень много целых рядов скамеек-лежанок (в Шереметьево у багажа всего пара сидений). В-третьих, эти скамьи были мягкие, как обтянутые кожей кушетки (везде обычно металлические). Это мега-комбо было по-волшебному кстати, ведь зона прилёта – это вам не зона вылета, в прилёте как выйдешь в город, так на улице и окажешься. А тут можно было остаться и поспать, что мы и сделали, и это было прекрасно. Прекрасно. Немного, конечно, мне попретило намерение моего компаньона спать сидя, потому что "здесь лежать же неправильно, посмотрят, подумают…", но этот дурдом быстро сменился на причину "потому что лёжа заложит нос", что было хотя бы осмысленно лучше. Были и другие люди, которые устроились спать в других участках зала. Возможно, у кого-то задержали рейс, а возможно, тут постоянно так происходит.

Ausländer

Я даже люблю побыть бомжом и понаслаждаться своей сравнительной неприхотливостью, когда минимальные удобства (но обязательные в наличии!) кажутся мне королевским комфортом. За всю ночь нас никто не трогал, и всё было великолепно, а разве может быть иначе, когда из той ситуации неопределённого будущего на дороге мы в итоге переместились в эту в городе своего назначения? Попутно разрешив ВСЕ свои нюансы успешно, во ВСЕХ пунктах попав на самый выгодный вариант? По итогам новых трат и возвратов всё произошедшее увеличило бюджет нашего приключения всего на 2 тысячи рублей! В то время как в альтернативных версиях это могли быть 21-79 тысяч. Восхитительная удача. И как я отвечу на свои вопросы, вставшие в той мёртвой точке, чему же учит меня эта история в итоге? Первое: что в этот раз произошли случайные удачные совпадения и нам повезло буквально по всем параметрам, так что это всё-таки история о моём долгом, счастливом и сказочном пути на Rammstein. Второе: что всё-таки в критических случаях, когда поездка привязана к конкретному событию, надо минимизировать пересадки и принимать задержки рейсов как реальную возможность. И Третье: хитрые планы-таки никто не отменяет, просто нужно не забывать про второе!

Часть 3. Сегодня день рождения мира

Мы счастливо проснулись в багажном зале, совершили комфортнейший утренний туалет с чисткой зубов в просторном чистом санузле и здесь же у багажных лент вкусно позавтракали припасённой с собой для поезда едой. У нас даже была с собой питьевая вода, которую нам выдавали до вылета в рамках компенсации за задержку. Тогда меня удивило поведение моего компаньона (смущение и нежелание идти за водой). Да даже если бы объявили раздачу не нашему рейсу, всё равно нужно было бы идти! Благодаря мне, у нас появилась не одна, а две бутылки (нужно дважды идти!). Причём в первый раз у меня посадочный талон вообще не посмотрели, а во второй раз глянули, но это был уже талон моего нового рейса, а не задержанного, – и всё равно ничего не заметили и дали бутыль. Так что нужно всегда идти и получать попития (которые можно затем брать в самолёт, ибо уже находишься за гранью контроля безопасности).

Во мне уже неминуемо проснулось упоение духом туризма-авантюризма, странствий и путевых открытий. Хотелось наслаждаться каждой секундой этого приключения, хотелось, чтобы оно длилось дольше. На роль сурового гимна этого желания напрашивалась песня "Reise, Reise". В метро нам попался первый звоночек о том, что наша цель где-то рядом: в бесплатной газете "Метро" этого дня была статья с интервью Флаке (это клавишник Rammstein), опубликованная на задней обложке, так что её было видно в руках каждого читателя. В отель мы добрались по времени даже на 15 минут раньше, чем по первоначальному плану с поездом: от наших переделок не пропало ни минуты из культурной программы! До выхода в музей метро оставался ещё час, и здесь настал момент встретить моё уже традиционное взрослое взвешенное решение поспать этот час, чтобы чувствовать себя лучше! На удивление, у меня получилось отлично поспать ещё в самолёте, затем порадовали эти комбо-комфортные условия для сна в аэропорте, но усталая расслабленность всё равно присутствовала, так что мы завели будильник и честно отоспали ещё час на кроватях в отеле – ведь нужен заряд длительной бодрости для вечера немецкой поэзии.


Музей метро – не самая очевидная достопримечательность Петербурга, факт его существования надо поискать в интернете и записаться на определённое еженедельное время экскурсии. Тем неожиданнее было встретить на этой экскурсии посетительницу в раммштайной футболке, видимо, идущую вечером на концерт. Девушку сопровождала семья с участием маленьких детей, и мне было интересно, кто из этих односемейников также идёт на концерт, или же они просто привезли свою дочь на её праздник, а сами вот заполняют пустоты посещением музеев. С одной стороны, музей метро – советское здание с подобающими пропускной и кассовой системой, столовой и подачей экскурсии. А с другой – это ультра-современное наполнение экспонатами, многие из которых симулируют агрегаты метрополитена и движутся, звучат, показывают видео. Видно, что создатели старались привлечь молодёжь и детей интерактивностью и живыми впечатлениями (и они же создали автоматический гардероб с кодированными ящиками!). Мне, конечно, понравилась огромная модель железной дороги с бегающими по ней поездами. Но аналогично понравилась просто фото-выставка распрекрасных станций метрополитенов мира.

На завод Hyundai (кстати, надо говорить не "хюндай", а "хёндэ") мы отправились на такси UBER. В честь своего Раммштайна мы стали называть его "Über allen", в сумме поездка туда и обратно составила как раз стоимость, которую можно было бы отдать за экскурсию на завод (сейчас бесплатную), так что это был удачный вариант по управлению временем в дне-по-минутам. Однако была минутка моего внутреннего негодования, когда водитель попросил прямо в машине скинуться по сотне рублей наличкой за проезд по платной дороге. Можно было бы разобраться с этим заранее и выбрать другой, пусть и длинный, маршрут проезда, тем более, в платной зоне мы проехали какие-то ничтожные метры: лишь одолели гигантскую развязку и проследовали по парковке завода. Что же прекрасного подарила мне поездка, так это пафосное следование по гигантскому мосту прямо мимо ожидающего нас вечером стадиона. Мы полюбовались им с высокой автострады, модно мчась на авто, как випы, и предвкушая вечер во всей красе.

На заводе самым восхитительным были звуки, громкие, даже сквозь беруши. Мощные удары многотонных прессов, протяжные, цикличные звуки механизмов, шипения насосов. Эти низкочастотные гудения и ритмы силой и размеренностью гипнотизировали меня. В цехах можно было бы безмятежно заснуть в индустриальном трансе и упоении. Атмосфера напоминала складывающиеся в музыку звуки завода из фильма "Танцующая в темноте" и, конечно, тематично перекликалась с предвкушением музыкального индастриала грядущего вечера. Самым ярким впечатлением для меня стали прессы, которые всего за один удар превращают плоский прямоугольник металла в сложно изогнутую цельную боковину машины. Это восхищает и тем, что является самым очевидным фактом творения – последующие операции с деталями и сборкой уже не производят такого эффекта, когда из ничего получается что-то. Но дальше восхищают своей точной и быстрой работой роботы: они всего за несколько секунд сваривают детали вместе, и так из разрозненных кусков получается готовый автомобильный корпус, а ему на смену уже приезжают новые детали для следующих сварочных секунд. Смотреть за тем, как роботы бесконечно выполняют свои обязанности, очень занимательно, я в это время одушевляю роботов и представляю, как они гордятся собой и стараются промазать край лобового стекла клеем… хотя вместо глаз у них лазеры или щупы, и сами они выглядят не по-человечески, а машинными манипуляторами и инструментами.

Das Model

В завершение нам подарили по игрушечной машинке Hyundai Solaris, точной модельке в коробочке и широкоформатном бумажном пакете. Мне была совершенно не нужна эта миленькая не виноватая машинка, тем более сейчас на стадионном концерте, но пока нас вёз очередной "Über allen", чёткого плана, как поступить с пакетом, у меня не было. Тем более все мысли занял безумный мусорный трек-лист в магнитоле водителя, преступно-романтический рэп с мельканием матерной лексики. Дороги ближе к стадиону оказались оцеплены, и машины фильтровались полицией, почему-то разворачивавшей такси, так что мы не смогли подъехать ближе, а водитель недоумевал "тут что ли концерт какой-то?". Ну да, ну да, тот, на который съехалась вся страна, и который будет виден всему городу своим огненным заревом через пару часов.

Liebe ist für alle da

Auch für mich

На подступе к стадиону посреди пустой платформы стоял автобус, разъезжавший до этого по улицам с рекламой Rammstein. Вокруг него громыхала нужная музыка. Не знаю, кто поставил сюда этот автобус и как: это же местный городской транспорт, а не часть автопарка из кортежа тура. Вряд ли стали бы управляющие транспортом Петербурга отправлять его сюда, скорее это сделало рекламное агентство, заказавшее покраску, но тогда зачем оно отвлекло его от развоза людей, потратившись? Раз всё так неясно, мне нравится вообще фантазировать, будто это какой-то энтузиаст-водитель был крайне доволен тем, что реклама осчастливила именно его борт, и пригнал свой автобус сюда для чистой общественной радости, включив колонки, чтобы устроить праздник.

Именно здесь мне вдруг попалась на глаза гулявшая рядом семья с ребёнком (что же их занесло так близко к сгущавшемуся стадионному месиву толпы и звука?), это был мой шанс ради важной цели преодолеть стеснение и, подбежав, сказать "Здравствуйте, можно вам подарить машинку? Мы её выиграли, а нам не надо" (такая легенда), протянуть коробку в руки мальчику и побыстрее смотаться. И они не оттолкнули её и взяли, а через минутку, пока мы крутились у автобуса, отправили сынка снова подойти к нам и сказать "спасибо". Прекрасно, восхитительно, машинка нашла подходящего хозяина и повысила добро в мире! У моего компаньона дела были не так успешны: целых две семьи, высмотренные в толпе на входе, отказались принимать в дар машинку. Мне было непонятно, почему. Во-первых, даже если они шли на концерт, дети были так малы, что их билеты наверняка были на трибуны, а не в стояче-опасную толкотню арены, и у них были рюкзаки и сумки, чтобы без проблем положить туда игрушку. А во-вторых, как-то неуклюже отказываться от машинки, когда ребёнок уже тянет к ней руки. Неужели они подумали, что это какой-то развод, и просто избегали сложностей. Машинка осталась при нас и смешно проехала по ленте рентгена на контроле безопасности (сотрудник сказал другому "смотри, бибика едет!"). После некоторой дискуссии нас пустили с нею внутрь (в целом запрещалось проносить что-то, что можно кидать).

Стоило только зайти на арену, как меня ПОРАЗИЛА нежданная близость к сцене. Объективно мы оказались в самой середине длины стадиона, но сцена казалась огромной и хорошо видимой. Она занимала место не на самом краю поля, а выдавалась вперёд, так что расстояние до неё сокращалось и стоявшие на ней люди никак не могли казаться нам муравьями, а так как именно с таким размером выступающих мы заочно смирились, эффект сюрприза был просто великолепен. Никакого ожидания с шести утра – и такой результат. Сам по себе дизайн сцены был просто восхитителен, затрагивая в моей душе то, что я люблю: какие-то космические корабли, фантастические машинные установки, мрачные индустриальные громады заводов, рогатые дьявольские зáмки Мордора.

В ожидании чуда, которое вдохнёт жизнь в эту громадину

Пока мы стояли в наполнявшейся толпе, мне приходилось выслушивать бесконечный ворч компаньона о том, как мешается в руках машинка, отчего вся жизнь тленна и полна разочарований. И какое же чудо: некий парень из толпы увидел машинку и спросил "где тут такие бесплатно раздают" (видимо, иной причины оказаться с ней в фан-зоне он не мыслил), после чего с огромной великой радостью принял её в дар! Он собрался подарить её своему сыну и, полный счастья, так и провёл весь концерт, отжигая с коробочкой в руке.

Начинаем Was Ich Liebe! (снимок из интернета)

Мы же провели концерт врозь, поскольку при первых ударах барабана и гитарных риффах публика стала неимоверно уплотняться к сцене, и всех нас унесли и засосали разные потоки людей. В итоге эти реки приблизили меня к сцене с середины поля довольно значительно: впереди оставалась только пара метров до разделительного барьера безопасности, которым заранее была обнесена ближняя к сцене полоса – нужная, чтобы толпа не уплотнялась бесконечно. Тут мне стало понятно, чем данный концерт будет отличаться от посещённых мной ранее (на которых слушатели спокойно стояли и внимали музыке), а именно дикой подвижностью и толкотнёй.

Здесь люди прыгали, как единое целое, и не прыгать со всеми было нельзя, иначе, выбившись из ритма, можно было неслабо огрести. В процессе сего мочилова люди пихались ногами и руками, конечно, не со зла, но по итогу все ноги ниже колен и обувь оказывались в пыли от то и дело прилетающих подошв. И, конечно, здесь было самое "адское" действо с названием "слэм" – круги низкой плотности в толпе, внутри которых люди бросаются друг на друга, как в драке, бегают в инфернальных хороводах, машут кулаками и падают на пол. Так в толпе разверзлись круги ада!! Тем не менее, и это даже странно, все продолжали вести себя вопиюще культурно, даже занимаясь этим кошмаром: кто-то стоял на краю круга, оберегая остальных от внутреннего буйства, а кто-то, пробираясь издалека, вежливо просил "пропустите в слэм, пожалуйста"! И таких с радостью пропускали, в отличие от тех, кто пытался оппортунистически пробраться к сцене, обходя ближестоящих, что из тех же соображений культуры резко пресекалось.

Мне приятно, что у меня появился опыт посещения и такой фанзоны ("Du Hast Zone", как она тут называлась), это принесло мне бездну впечатлений от новых действий, удовольствие от классики своего поведения, возможность видеть музыкантов в виде человеческих фигурок, а не точек. Моё  место оказалось в равном удалении от главной и от побочной сцены, сооружённой посреди толпы, подобно боксёрскому рингу, куда музыканты перебрались в середине концерта обходным манёвром и откуда затем "поплыли" по рукам публики в резиновых лодках обратно на сцену основную. Однако уже в ретроспективе ко мне пришло осознание, что с моего места невозможно было воспринять целиком масштаб всей сцены и полностадионного светового и огненного шоу. На фотографиях (из интернета) сцена с точки зрения трибун оказывается просто вопиюще прекрасна, чего не осознаёшь при взгляде снизу из толпы, не видишь полную картину. Ниже три избранных снимка из интернета с ракурса трибуны.

Мне хотелось подписать у каждого фото, какая на нём звучит песня

Но затем оказалось...

Что это всё одна песня!

В итоге не существует лучшего выбора места: тут либо одно, либо другое. Либо ты при каждом выстреле огнемётов буквально ощущаешь волну жара на своём лице (хотя между вами расстояние в полстадиона всё-таки, что же тогда творится на самой сцене!), дышишь чёрным дымом и отряхиваешься от пепла, либо ты с трибуны полностью оцениваешь всю крупномасштабность и грандиозность пиротехнических и прожекторных эффектов во весь стадион. Либо ты видишь группу на сцене живыми людьми (в пустотах между танцующими впереди головами), либо ты с трибуны видишь их даже не точками, а вообще ничем, потому что оттуда сцена оказывается даже дальше, чем в моих представлениях, и её заливают непросматриваемые стены света, а трансляция на увеличивающих экранах в подаче этого шоу отсутствует.

Думаю, при просмотре с трибуны должно возникать ощущение, что наблюдаешь за какими-то богами, пришельцами из другого мира, которые поражают твои чувства и на твоих глазах меняют реальность, и поэтому к ним таким могущественным подобраться нет никакой возможности. И мы должны быть в экстазе лишь от шанса присутствовать на задворках стадиона и чувствовать великую честь, что стали свидетелями легендарного действа. Мне подошёл бы и такой подход. Но в этот раз я говорю спасибо своему выбору за другие ощущения: что люди на сцене настоящие, существующие и живые.

Часть 4. Обычный туризм под шумок [концерта]

После концерта мы нашлись друг с другом снова, поскольку предусмотрительно договорились встретиться в нужном месте прямо на арене (на углу мини-сцены), но по дороге в отель потерялись снова, и это было картинно: при погружении толпы в поезд метро, дверь вагона закрылась чётко после меня, оставив моего компаньона на станции. Благо и тут мы заранее договорились, что в таком случае встретимся в отеле, что и сделали. Чудесно, что у компаньона получилось найти отель, пусть и с петляниями по метро-выходам, ну а у меня всё было совсем чётко и просто, и даже поезд порадовал своими особенностями – публика была настолько воодушевлена концертом, что ей требовалось выразить накал эмоций пением, но за неспособностью к пению на немецком, весь вагон дружно исполнял "Катюшу"…

На следующий день мы всё ещё были погружены головой в дух Раммштайна, что в основном выражалось в обсуждениях того, кто из участников группы, какие места и как посетил в Питере. Здесь были самостоятельные скрытные походы в Эрмитаж и Исаакиевский собор, индивидуальные пафосные туры в Эрмитаж, неприметные гуляния по улицам, фото на фоне Авроры, съёмки видео с лошадьми из окна своей гостиницы, покатушки на водном транспорте, заседания на террасных крышах, разъезды на авто с торчанием из люка, посещение чужих концертов и даже медички! Погружённые в эти "сплетни", мы начали свой собственный путь "стандартного туризма" с любимой нами темы кормления.

В Петербурге есть колоритная особенность, здесь пончики называются пышками, и стóят около двух десятков рублей, что довольно удивительно. И есть особенная важная "Пышечная", которая хранит традиции с 1958 года. Попадая сюда, оказываешься в далёком прошлом в окружении "совка", где в заведении живёт "хозяйский кот", расплачиваешься только наличными, получаешь пышек и кушаешь их за стойкой (кстати, здесь цена пышки ровно 15 рублей, а сама она вовсе не маленькая, а пухлая и жирненькая). При этом в зале это диковинное приключение дегустируют и иностранцы, за что мне было особенно приятно, всем рекомендую эту колоритную машину времени! В пышечной также стало понятно, что мой зум-объектив, выбранный в данную поездку для съёмок других достопримечательностей из плана, на близких расстояниях подкидывает непростые задачки, ведь фокусного расстояния для кадров окружающего мира катастрофически не хватало. Поэтому на данном кадре из пышечной фокус так и не встал на ближний пончик (но можно считать, что просто у автора всё расплывается в глазах из-за восхищения). И на большинстве остальных снимков из поездки близкая композиция обрезана так, что в кадр влезает только её часть (но можно считать, что это такой фото-стиль, художественно выхватывающий кусок из объекта).

Пышные пышки пышно пышут

Сразу после пышечной мы зашли на тортики в кондитерскую "Север" прямо на Невском ("Север-Метрополь"). Это производство основано вообще в далёком 1903 году, но впечатления от его посещения другие, не похожие на перемещение в прошлое, здесь как раз виден прогресс и шаги истории, когда вековое начинание становится современным бизнесом.

Наконец настал случай для нас, не раз бывавших в Санкт-Петербурге, расщедриться на билет, чтобы зайти внутрь Исаакиевского собора и забраться на его колоннаду. Меня в первую очередь интересовала колоннада, как любителя крыш и высотных панорам. День выдался с кратковременными дождевыми припадками, один из которых накрыл нас прямо на колоннаде, но он же и подарил городу в этот момент хмурое петербургское небо, могучие тучи, навевающие философские думы, и необычный пейзаж со световой игрой в вышине и мокрым блеском цвета внизу. Стена дождя укрывала город тоскливой готичностью, что вкупе с мрачными скульптурами ангелов в итоге дало мне ощущение, что город, который я вижу – это Париж, а собор подо мной – Нотр-дам.

Wir haben Angst und sind allein

Gott weiß ich will kein Engel sein

Кстати, в этом путешествии мою чёрную толстовку украшал красный значок-"engel", который моя мама привезла мне незадолго до этого из… Петербурга! Вот такая связь пространств (значок посетил свою родину) и смыслов (Петербург, ангел, Engel, Rammstein). На крышах было видно множество ресторанных террас, а кое-где по кровле сновали самостоятельные гуляки, ищущие романтики и фотосессий (и как только им было не боязно в скользкий дождь). С колоннады мы узрели буквально весь город, включая непривычно высящийся небоскрёб-"зуб" Лахта-центра и щетинящийся пиками стадион, где накануне произошло наше чудо. Гостиница "Астория", где проживали Rammstein, просматривалась прямо через дорогу от собора, а учитывая их похождения на близлежащей территории, это будто бы ещё сильнее нас сблизило.

Вот это история у гостиницы Астория

Кроп – это не баг, это фича

Внутренность собора не произвела на меня такое впечатление, как смотровая площадка, но зато теперь это туристическое дело стало успешно закрыто. На такой волне мы забежали также и в Казанский собор, эффект от внутренностей которого для меня был аналогичен. А вот близким для меня пунктом программы был следующий – мемориальный комплекс в честь блокады Ленинграда. Он довольно необычно, на мой взгляд, расположен посреди перекрёстка жирных автострад на масштабном разворотном круге, из-за своего размера преобразовавшемся в целую площадь. На земле высятся стела и монументы, а под ними – подземный музей. Хотя этот единственный зал более похож не на музей, а на место поклонения, особенно за счёт размещённых тут перечней боевых подразделений.

В отличие от стандартных музеев, посещение которых может затянуться на несколько часов, здесь помещение проходится недолго, потому что не ставит задачу рассказать абсолютно всё по исторической теме блокады, а лишь затрагивает, будто оглавление, перечень происходивших тогда вещей, и показывает на каждую из них всего пару экспонатов (книжка с дырой от пули, кусок кабеля жизни). О кабеле жизни, который поставлял электричество по дну Ладожского озера в обесточенный город, меня изумляет факт, что после снятия блокады его использовали для восстановления городских линий, и большая его часть была проложена прямо под Невским проспектом! А ещё для изоляции этого кабеля не нашлось кабельной бумаги, и вместо неё использовали бумагу с водяными знаками для выпуска денег, поэтому также называли его "кабель с денежкой".

Затем мы зашли в заведение, родственное по духу утренней пышечной, на этот раз это была "Пирожковая", основанная в 1956 году! Совок тут сохранился в таком же объёме, и тоже проживает кошка (но правда, можно-таки расплатиться картой). Пирожковую недавно хотели закрыть из-за современных требований к производству в жилых домах, но вступился чуть ли не весь район и весь город, в результате чего был найден компромисс по переоборудованию. Мне нравится, что в наш век франшиз и транс-национальных компаний сохраняются такие местечковые заведения с историей и пользователями, и какой-нибудь Михаил Боярский заезжает вот в такое место за пирожками, когда едет мимо из аэропорта (это его слова).

Кто бы мог подумать, что я вернусь в Санкт-Петербург прямо на следующий год после предыдущего посещения (когда этот город был нужен мне для проезда в Исландию)? А ведь так и вышло, и нагрянул час выполнить незавершённое дело, а именно сфотографировать ТАРДИС, что видно с крыши "Этажей". Напомню, когда мы год назад посетили эту оборудованную смотровую крышу, мы не знали, что известная нам инсталляция-ТАРДИС видна отсюда. Заметили мы эту башенку, перекрашенную в синюю будку, уже опосля и случайно, но в этот момент в фотоаппарате коварно сели батарейки (единственный раз за путешествие!). Так что на этот раз со мной было моё новое оружие (новый фотоаппарат), и это был один из поводов выбрать с собой зум-объектив. Дело закрыто!

Тардис, который живёт на крыше 

Другим поводом отправиться в поездку с зумом (после колоннады Исаакиевского собора и крыши "Этажей") была смотровая площадка уже в Москве, и не просто какая-то, а самая высокая из возможных, моё давнее стремление, Останкинская башня. Мы заранее забронировали максимально расширенную экскурсию, состоящую из посещения технического этажа (где-то посередине башни) и высотного этажа (с кафе, наблюдательными окнами и прозрачным полом). Добрались мы до башни на электричке, отходящей прямо с вокзала нашего прибытия, и это было гениально в сравнении с метро по двум причинам. Первая: путь от станции метро до Останкинской башни порядочно дольше пути до неё с железнодорожной остановки. Вторая: электричка стоит 36 рублей, а метро 55! Ехать всего две остановки.

На выбранной нами самой утренней воскресной экскурсии в группе, кроме нас, оказался лишь ещё один человек, поэтому моему интровертству было неловко, с другой стороны, прекрасно, что этот человек всё же был, так что мы покуда ни разу в своих странствиях не попадали на экскурсию совсем одни. На техническом этаже было немного активностей, только вышли из лифта посмотреть на башенное нутро-шахту и выглянули в наружную дверь на балкончик (что вроде бы бессмысленно, поскольку вверху ждут более высотные виды и возможность выйти наружу там также есть). Тем не менее для расширения кругозора об этой "остановке лифта" я не жалею, мне понравились могучие тросы, сдерживающие бетон, и колоссальный гигантизм сооружения. Такой должна выглядеть ракетная шахта для титанической ракеты.


К моему удивлению, подняв нас на верхний этаж, экскурсовод нас покинула. Мне, конечно, так было даже комфортней. Но вопрос: из чего же тогда состоит экскурсия без технического уровня? Можно тогда называть это не экскурсией, а просто посещением смотро-кафешного этажа? Было удивительно взглянуть отсюда на Воробьёвы горы, откуда в начале лета мы наблюдали Останкинскую башню тонкой иголочкой между красно-белыми трубами ТЭЦ-12.

Moskau

Мы решили откушать чего-нибудь в крутящемся ресторане, повторяя тем самым барство на телебашне в Вильнюсе. Опять же удивительно, обслуживание в останкинском кафе на вершине мира оказалось крайне посредственным, в кассу выстроилась очередь, общение подкачивало, мне досталась последняя мороженка! Понимаю, что это было кафе, а не ресторан (он, истинно пафосный и модный, оказался на один уровень ниже), но можно было и тут подсобраться с презентабельностью. Постоянно думаю, что в моей местной стоматологии клиентский сервис лучше, чем вот в таких всемирно-популярных местах, а ведь надо, в конце концов, держать лицо перед посетителями. Одним из интересных моментов в смотровой зоне является галерея с фото известных людей, посетивших башню, очень необычно узнать, что среди них был мой норвежский любимец Тур Хейердал!


В близлежавшем ВДНХ в эти дни состоялись масштабные гуляния в честь 80-летия. Уже привычно подмечать такое: куда бы мы ни приехали, почти везде в это время по совпадению происходит праздник, без шуток. Но юбилеище с концертами был просто случайностью, а у нас была цель попросту посетить пару бесплатных павильонов. Первый – макет Москвы. Сразу после наблюдения настоящей Москвы с небесных высот рассматривание её макета было шагом назад от истинных ощущений, но он был мне интересен с технической точки зрения детализации и устройства. Восхитительно же, очень точно и кропотливо, научно, идентично, макет продолжает строиться и того и гляди станет самым большим макетом в мире. Правда тут у меня возник вопрос к презентации: в чём заключается тематичность шоу с подсветкой (а в программе много разных тематик), если оно заключается просто в том, что красиво переключаются оттенки света?


Следом шёл павильон с презентацией проекта "Умный город" – по подаче информации, хоть и с живым экскурсоводом, лишь немногим меня развлёк, это просто перечень городских услуг и сервисов, использующих интернет, навигацию и т.д. Единственное, что мне понравилось тут – наглядная демонстрация того, как программа по виду вашего лица определяет возраст и ищет это лицо в своей предыдущей памяти, возвращая запись, как вы ходили по парку до павильона. А, ну и ещё мне понравилось, как на одном из интерактивных экранов с каким-то сервисом был встроен модуль с информационным видео с YouTube, и мы как-то раскрыли этот блок таким образом, что вылезла строка ютубного поиска, чего наверняка не было предусмотрено, как допустимое в функционале сервиса! Ну и мы написали там запрос "Rammstein", и в итоге вместо сервиса каких-то услуг на всём экране повылезали соответствующие музыкальные видео… принудив нас к позорному бегству (с внутренним смехом, что "сломали" терминал).

Мне даже нравится, когда яркими впечатлениями становятся какие-нибудь случайности, а не заготовленные заранее пункты программы. Пусть происходит неожиданного больше в жизни, это же так интересно. Звёздным часом этой поездки стала случайная встреча с битвой собак на аллее ВДНХ. Махич корги и мопса был определённо дружеским, продолжительным, эмоциональным и приковывающим всё внимание на этих псин. Мои симпатии остались на стороне корги, учитывая то, что это один из самых импонирующих мне видов собаки.

Hund gegen Hund

Как же мне закончить эту статью? Да заявлением о том, что она охватывает всего три полных дня, а при этом по длине текста равняется некоторым другим статьям о полноценных путешествиях в двухнедельном отпуске. Виною всему, конечно, подробные страсти возможного непопаданства на концерт, но сейчас, когда всё разрешилось и с таким успехом, я могу сказать, что они придают рассказу определённый колорит приключенческой напряжённости. По итогу в окружении этого ореола поездка смотрится более полной как история, а угрожающие неурядицы с транспортом приумножают эмоции от посещения концерта волнением, взвинченностью и эйфорией достижений.

Zeitgeist 


Комментариев нет:

Отправить комментарий