Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Ездоки к картофелю взбалтывают Балтику (Белоруссия, Литва, Латвия, Калининград)

Пока действует шенгенская виза, нужно брать от неё всё. На моей карте Европы оставалось две вопиюще непосещённые страны, Латвия и Литва, так что вопрос, куда заехать в отпуск был решён сам собой. Но не "ехать", а именно "заехать", потому что, на мой взгляд, специально делать в Латвии и Литве особо нечего. Тем не менее, рядом находится Белоруссия, уже посещённая мной, но проездом, и требующая накопившегося внимания. А также Калининградская область России, манящая своей исторической и географической особенностью.

Дальше к маршруту подключились стекающиеся обстоятельства: моя команда по ЧГК ("Что? Где? Когда?") планировала принять участие в турнире в Ярославле, проводящемся в федеральные майские выходные 2-4 мая, однако участие отменилось и остальные не купили или сдали свои билеты – но только не я. Мне захотелось всё равно посетить Ярославль, ибо там проживает моя знакомая, с которой мы увиделись бы всего на пару часов при моей занятости турниром, а теперь могли бы полноценно встретиться и освоить город. Но отправляться только лишь в Ярославль показалось мне неполноценным, поэтому решено было заехать сперва в Москву к моим московским друзьям и посетить достопримечательности из моего московского списка желаний, который я при случае прорабатываю. Данная поездка полностью охватила период 1-5 мая, нерабочий для всей страны. И в итоге получилось забавное следующее расписание: 1-5 мая я провожу в поездке по Москве и Ярославлю, затем 6-8 мая обычно работаю в своём городе, а 9 мая снова отправляюсь в только что посещённую Москву, где стартует мой обычный отпуск длительностью до 26 мая, склеенный из государственных выходных 9-12 и плановых дат по заявлению 13-26. Начать этот кусок путешествия именно 9 мая нужно было для того, чтобы исполнить моё давнее желание посетить мероприятия дня победы в столице нашей страны!

Итак, сперва меня ждала встреча с московскими ребятами. У меня нет слов, чтобы описать, какие они замечательные! Уже сразу при встрече они покорили меня тем, что пришли в 12:00 к памятнику Циолковскому перед ВДНХ, как мы и договорились за неделю заранее, не отклоняясь от плана и не передумывая-переспрашивая, прямо как в старые добрые времена до телефонов и интернета. На ВДНХ мне интересно много чего, и в итоге, чтобы отобрать программу на один день, пришлось остановиться на заведениях космической тематики. Первое из них – музей космонавтики под стелой покорителям космоса, откуда моя подруга однажды подарила мне значок. Я очень люблю связи мест и времён, и мой любимый значок нынче добрался до своей родины!


В музее космонавтики всё отлично, но есть стра(нн)(ш)ные вещи, например, чучела из собачек-космонавтов Белки, Стрелки и других. Если обобщённые чучела ещё можно научно воспринимать, то персонализированные запускают когнитивный диссонанс в разуме!


На ВДНХ всё так и кричит о колосьях (и звёздах, и серпах, и молотах). Вдоль центральной аллеи стоят павильоны, каждый оформленный в особенном стиле, что немедленно вызвало у меня в голове картину с посещённого в Астане Экспо-2017 и нарекло ВДНХ "древним экспо". Конечно же, это акцент на самом деле нужно делать в обратную сторону, и ВДНХ – основное первичное экспо, а нынешние выставки – его современная вариация.


Мы отправились в павильон "Космос", купол которого снаружи напоминает купол ватиканского собора Святого Петра. Собственно, купол и пространство, можно сказать, производят основное впечатление от выставки. По наполнению сам по себе павильон интересен, но музею космонавтики всё-таки уступает, поскольку в музее более чувствуется история, которая для меня более привлекательна.

Историческая составляющая делает для меня привлекательным и сам парк ВДНХ, мне нравится видеть пафосный монументальный гигантизм из колосьев, рабочих и крестьян, индустриальные орнаменты на стенах, тяжеловесную архитектуру, воспевающую строительство коммунизма. Мне нравятся истории о том, как эти здания ударно строили, как снабжали их барельефами, скульптурами и прочими украшениями искусства – приглашая работать студентов, которые делали за несколько месяцев то, о чём именитые архитекторы говорили, что потребуются годы, и отказывались браться. Ох уж это социалистическое ударничество и "всё для победы"!

Фонтан "Каменный цветок" (и плюющий воду осётр!)

Под конец дня мы с друзьями разделились, и они поехали выгуливать собачек, позволив мне самостоятельно догулять по парку и затем приехать к ним на квартиру, руководствуясь только словесным описанием пути и мигом нарисованной схемкой в блокноте. Я горжусь тем, что у меня без беспокойств и загвоздок полностью получилось выполнить инструкции, добравшись на конечную станцию метро на другом краю Москвы и найдя квартиру! И я хвалю небеса, что мои друзья не остались на ВДНХ и не увидели то разочарование, которым является павильон "Буран" (настоящий космический корабль "Буран" стоит на улице и манит посетить себя внутри, но внутри он оказывается просто обычными комнатами, помещёнными во внешнюю оболочку, где работает банальная выставка неинтересных экранов и игра для детей).

Нужно больше колосьев!

Коси и забивай!

На следующий день всего в трёх часах езды от Москвы меня встретил Ярославль. Вот то, что оказалось нужно знать о Ярославле: здесь все "тащатся" от медведей, потому что медведь – символ города, потому что… Ярослав Мудрый зарубил медведя секирой в пору основания города. После такого медведь, по моему разумению, должен был бы стать злобным духом, преследующим горожан и мстящим за свою погибель, однако он стал добрым покровителем и защитником города! Что-то в этой легенде за тысячу лет определённо перемешалось.


И сейчас медведи присутствуют везде: в ограждениях, на скамейках, в скульптурах, в форме кустов. Есть памятник-медведь с секирой (вот уж действительно смешалось…), с которым все фоткаются, а также памятник-медведь, который рычит каждый час из динамиков (с которым тоже все фоткаются). В парке-монастыре, расположенном в самом центре и служащем достопримечательностью вместо кремля (которого здесь нет, не сохранился), живёт в вольере живая медведица Маша в качестве живого символа города. Стоит сказать, это чуть ли не первый раз, когда меня приятно удивило состояние невольного зверя: шерсть у Маши густая, блестящая и будто даже расчёсанная, телосложение крепкое и упитанное, по ней с чёткостью видно, что диета и уход тщательно выверены, и медвежье здоровье и самочувствие в полном порядке. Мне было за Машу приятно.

Что ещё нужно знать о Ярославле: три его достопримечательности изображены на современной тысячерублёвой купюре.

Вот так

И вот так

И ещё кое-как на оборотной стороне, но туда нам не довелось добраться.

В пору Ярославского путешествия как раз стояла пасхальная неделя, в которую я давно хочу исполнить желание и позвонить в церковные колокола (ведь есть такая традиция, что в пасхальную неделю любой желающий может это делать). В моём городе, знаю, некоторые храмы и церкви в открытую зазывают и сообщают о такой возможности, выделяя определённые часы (нужно, чтобы в это время не велась служба). Удивительно, что в Ярославле, где церкви воистину расположены "в шаговой доступности" (да, прямо по церкви в каждом квартале…), поиск колокольных предложений ничего не дал! Очень странно! Такая идея популяризации церквей пропадает! И хоть моё желание в этом году не исполнилось (оказалось, проще всего это сделать в своём обычном городе, чем в специальном городе-церковнике), колокольная тема в пасхальную неделю всё-таки была раскрыта через подъём на колокольню, встречу с колоколами на уличной площадке и в музее, а также прослушивание настоящего выступления звонарей на их специально огороженной установке на земле! Колокола звонарей включали такие огромные, что звонить в самый здоровенный нужно было, раскачивая язык вдвоём. Странно, но стоять в непосредственной близи от площадки, звонящей на полгорода, было громко, но при том абсолютно терпимо.

На колокольне

В музее

Горбун из Нотр-Дама

Кстати, о Нотр-Даме. Именно в эти дни в нём случался пожар, возвёздший его в тренды мировых новостей. В результате изображать Квазимодо при встрече с колоколами и найти в Ярославле следующую локацию было весьма актуально. Этих гаргулий наверняка сделали частники для своего ресторана или клуба, они новодел и буквально самое несвойственное вопиюще православному Ярославлю изображение. Но ведь так отрадно встретить в общенаправленном культурном фоне что-то этакое! Удачная добавка для Квази-Приключений!


Ещё для меня стало открытием, что Ярославль является родиной русского театра – здесь стоит наш первый театр (театр имени Волкова). А также Ярославль является родиной Валентины Терешковой, по случаю чего прямо в центе города построили планетарий и обсерваторию. Не понимаю, если честно, что делать обсерватории в центре города, учитывая, что даже в близости нескольких километров от городов или в недостаточно высотных местах атмосферная толща и засветка препятствуют наблюдениям. На ярославской равнине и городской улице обсерватория может служить только развлекательным целям… или дневным наблюдениям Солнца в конце концов.


Мне стало весьма нравиться, когда искусство в своей классической форме воплощает что-то современное, вот витраж с Терешковой, например!

Основные общественные места Ярославля, к неожиданности, являются новоделом в честь его 1000-летия. Планетарий тоже новодел, но главные новоделы – это Стрелка, где река Которосль впадает в Волгу, и кафедральный собор, расположенный на самом главном месте у Стрелки, но которого раньше не было! (Будто бы в Ярославле мало церквей, но нужно было построить ещё…) Стрелку облагородили, обив камнем и водрузив на окончание колонный мега-памятник. Вообще, сейчас всё это градостроительство смотрится на удивление органично, так что у меня встал единственный вопрос: почему этого не сделали раньше? Нужно было обязательно ждать волшебную круглую дату, только лишь к которой возможно навести порядок?

Этого не было

И этого не было

А теперь прямо Севастополь! Кстати, вот этот орёл на колонне на самом деле смотрит в сторону города, а мне сначала думалось, что он смотрит от города вперёд, будто возглавляя его и встречая гостей с реки. А ведь это и есть самое важное, центральное место, слияние двух рек, из-за стратегического значения которого город был основан тут! И за всю тысячу лет существования место оставалось непроработанным, можно сказать, диким, с природными берегами и поросшими кустами. Вот с одной стороны и приятно, что сейчас всё прибрали и создали места-привлекательности, "знаки, с которыми все фотографируются" и подобный образ города. А с другой стороны, в результате мы смотрим на искусственно и "заказанно" созданные новоделы. Мораль? Всё нужно делать своевременно, чтобы памятники имели не только эстетическое, но и культурно-историческое значение.

Вид на полуостров-стрелку и слияние двух рек, где ничего не было…

После трёх дней работы в родном городе, ко мне присоединился мой текущий компаньон по поездкам, и мы устремились в Москву прямо в День Победы! В мой приезд N дней назад мне очень понравилось, как в метро на экранах показывали полезную информацию про организацию праздника, там было указано место старта "Бессмертного полка" на метро "Динамо" со временем сбора 14:00 и началом хода в 15:00. Даже не пришлось специально искать сведения, будто бы город сам рассказал мне всё! Забавно, что мы проехали из аэропорта в отель прямолинейно мимо метро "Динамо" и, заселившись, вернулись по тем же станциям к нему обратно. Уже было многолюдно, массы прибывали на заявленное место, но не задерживались и отправлялись вдаль по огороженной Тверской к Красной площади. Мне стало непонятно, почему если время старта ещё не наступило, то толпы уже идут вперёд, практически формируя колонну. Где же собрание и начало хода по отмашке, когда первый ряд людей несёт широкую ленту с надписью? Ленты нигде не было, и никто не задерживался на месте, устремляясь в поход.

Подождав времени "сбора" 14:00 и не увидев никаких изменений, мы решили тоже пуститься в путь, и правильно сделали. Через час в 15:00 на боковом экране, которыми была заставлена улица, показали тот самый старт движения с широкой лентой, и он происходил УЖЕ на Красной площади с присутствием президента. Хорошо, что мы ничего не ждали, да к тому же и этот момент увидели. Но в итоге мне всё-таки не понятно, каким образом этот старт является стартом всего шествия, если люди с Динамо уже двинулись в путь раньше. Может, суть в восхождении на площадь? Тогда, допустим, приходящих с Динамо подтормаживают и накапливают перед площадью, а в момент старта разрешают начинать заходить на площадь? Кто тогда знает, как и во сколько попасть в ряды людей с лентой, и почему всем говорят приходить только на Динамо? Организация этого для меня таинственна.

Организация самого шествия была великолепная! Экраны, обрамляющие улицу, громкое звучание военных песен, выступления разномастных коллективов по пути. Похоже, эти артисты были волонтёрами, "обычными людьми", которым было как показать свой талант, и ощущалось, что они играли и пели от души, а не по приглашению. Мне понравилось, как был заблокирован тяжеловесными оранжевыми машинами каждый свободный метр проезда по бокам улицы, заведения в домах были тоже прикрыты, поток людей дополнительно ограничен заборчиками. Это всё создавало ощущение совершенно особенной живой реки, ради которой пробурили специальное русло с твёрдыми набережными среди города.

В этом ограниченном жёлобе для похода помимо культурной программы были технические удобства: туалеты, раздача бесплатной бутылированной воды (было гениально прихватить с собой на будущие дни по бутылочке), и венцом всему – полевые кухни, комившие бесплатной гречкой с тушёнкой и чайком. И вот здесь как же я горжусь народом! Никто не проявил ни малейшего бескультурья в очереди на бесплатной раздаче еды! Никаких махичей за тарелки, никаких "вас тут не стояло", "а я за женщиной занимала", "со мной ещё пятеро, они пока отошли". Очереди были смирные, спокойные и доброжелательные! А нам кушания достались и вовсе без очередей, потому что мы подошли к самой первой кухонной остановке на пути, когда ещё была не высокая концентрация путников, и лишь затем видели на следующих остановках уже многоминутные вереницы людей к яствам.


Время в таком шествии летело совершенно незаметно, хотя по факту шли мы несколько часов и несколько километров, а впереди в перспективе улицы из полностью солнечного и ясного жаркого дня начало сгущаться грозовое небо. И когда уже стали видны кремлёвские башни со звёздами (приближался "Охотный ряд"), с неба начали слабо капать капельки дождя... и капали пару секунд, а затем тут же на нас настоящей стеной упал тяжеленный ливень! В колонне раскрывали зонты, мы свой тоже открыли, но дождь был настолько сильный, что зонты не помогали, вода заливалась со всех сторон по наклонным траекториям, и буквально ещё за пару мгновений мы оказались полностью мокрыми от бедра ниже и изрядно увлажнёнными выше. В мои прекрасные кеды вода моментально налилась, как в резиновый стакан, и не могла никуда изыдить. Из-за ограждений улицы некуда было убежать и укрыться, толпы стояли и промокали, боясь шевельнуться под зонтом. В итоге в ответ на экстренную ситуацию заборы начали расцеплять, чтобы не держать мокрых людей в недвижимом пережидании под стихией. Среди закрытых заведений вдоль улицы приоткрылся ресторанчик, куда стало можно забежать, это было очень МИЛО! (Поэтому мне не понравилось, что некоторые забежавшие беспардонно выжимали там прямо на пол свою одежду и допускали подобное бескультурье!)

Нужно было как-то привести себя в порядок, по минимуму это можно было сделать в общественном туалете (вылить воду из обуви и промокнуть её бумагой…), но выяснилось, что мой лайфхаковский туалет в ГУМе теперь сделался платным, что в принципе сыграло даже в нашу пользу, ибо в итоге мы дошли дальше прямиком в наш отель (благо самый дешёвый отель working class’a по совместительству находился за углом от Красной площади). На подступах к отелю у меня уже созрел хитро-простой план по восстановлению комфорта, для чего дерзко были намотаны на руку и вынесены из продуктового бесплатные полиэтиленовые пакеты… Поступившее от компаньона предложение взять бахилы не увенчалось успехом, т.к. ими торговали по сто штук в упаковке. Моя схема была такая: снять кеды, снять мокрые носки, вытереть ноги, надеть сухие носки, насладиться первичной нейтрализацией последствий затопления ног и далее заниматься обувью, вынуть обе пары стелек, вылить воду из резиновой калоши, потереть их бумагой, попытаться отжать ткань и шнурки… на этом этапе оказалось, что резина, игравшая роль стакана с водой, сейчас сыграла как раз полезную роль, ведь попросту вытерлась от влаги и стала абсолютно сухая. Осталось только высушить ткань и стельки! Хотя по-приключенческому можно было бы походить и во влажном, но… нежданный подарок судьбы, в этом туалете оказалась сушка для рук! Она мигом просушила насквозь тестово подставленную стельку! Впрочем, стельки всё равно было решено отложить до завтра, так что сушка заработала на продувке горячим воздухом самих кедов. И хотя они не стали идеально сухими, они перешли из стадии "окунутых в реку" в стадию "несколько увлажнённых", а также стали тёплыми. Далее заработала инженерная сборка: сухую ногу в сухой носок, дальше в непромокаемый пакет (он даже не шуршал!), и в такой непромокаемой оболочке в обработанный кедик. Конструкция с целью, чтобы всё сухое снова не увлажнялось. В итоге всё работало на все 100%! Сухо и комфортно!!! Меня распирало от моей гениальности и преодоления ситуации, да ещё и такими средствами! Это было великолепно: не паниковать и не расстраиваться от непростой ситуации, а спокойно понять, что мне нужно, принять все эти решения и сделать всё, достигнув восхитительного результата! Я-гор-жусь!

И во время вот такой моей работы, преодоления ситуации и ощущения итоговой гордости и радости за себя у моего компаньона происходила отвратительнейшая истерика на дождевание. Это был нижайший упадок человечности, презренные капризы и даже непростительные наезды на Меня за то, что я реагирую на происходящее, как на незабываемое приключение и пункт в биографии. Это поведение настолько низостно и противно, что мне впервые настолько сильно захотелось немедленно вмазать человеку прямо по лицу или по боку своим грязным кедом. Мне стоило усилий воздержаться от этого. Как и от немедленного обсуждения великой истины человечьей, как нужно в жизни себя вести. Это было нужно с одной целью – чтобы не портить себе оставшийся вечер – потому что я помню, как однажды подобная ссора (бледное подобие этого кошмара) лишила меня вечерней прогулки в отпуске. А сейчас мне необходимо было исполнить план и старое желание и добраться до намеченных на вечер достопримечательностей! Поэтому пришлось неимоверным усердием не развивать скандал с компаньоном, который особенно набычился и нахохлился, как жирный злобный обиженный голубь со своим бурчанием "бу-бу-бу" тупых претензий ограниченного умишки и отсутствия самоконтроля, перемежая это всё вспышками лающей истерической агрессии в мой адрес. Думаю, моё мнение об этом человеке, к сожалению, после увиденного НИКОГДА не будет прежним.


И вот мне пришлось включить в голове другую личность и запустить программу безразличного дружелюбия к ближнему, чтобы получить собственную выгоду спокойного посещения вечерних целей. А главной из них было первое в моей истории посещение Hard Rock Café! Виденное в стольких странах и всегда находящееся за гранью дозволенного. Но сейчас в его филиале в нашей собственной стране мы дозволили себе раз и навсегда здесь откушать! И какой же отзыв я могу сказать? Антураж, оформление, персонал – великолепно, прекрасно. Бургеры – кошмарно, ужасно (ха-ха-ха-ха), они сухие, очень сухие, мясные и слишком большие. Такой вот казус, но было интересно узнать! А милкшейк, пожалуй,… лучший.

Лестница в небо

За посиделками в Hard Rock Café даже идти искать смотрение салюта Дня Победы как-то не монтировалось, поэтому данное действо осталось вне повестки. Расписание всё-таки сдвинул этот великий незваный дождь. Есть такой "фольклорный" персонаж, такое клише в массовой культуре с именем Генерал Мороз – так называют холодный климат России, изгоняющий отсюда армии неприятеля, повелось с наполеоновских войн. Мне этот персонаж весьма и весьма нравится. С оглядкой на него такой мощный и невероятный дождь я назову отныне Полковник Дождь. Потому что он обрушился на "Бессмертный ПОЛК" и является такой же стихийной силой природы.

На следующий день состоялась премьера плана: раздельное времяпрепровождение. У меня выдался шанс отдохнуть от шлейфа вчерашней драмы компаньона и самостоятельно провести время в хорошей здравомыслящей любимой компании моей подруги. При этом на самом деле компаньон не остался в тотальном одиночестве, ибо по моему гениальному плану вселенского пересечения людей его сопроводила заранее призванная мной из Ярославля помощь, и они направились осматривать "Кремли" изнутри (куда мне уже было не нужно). Кроме того, удачно в эти дни проходил музыкальный фестиваль "А Cappella", и случайнейше после Кремлей мой компаньон попал на мега-концерт в парке Зарядье, так что мне можно считать поставку досуга взамен себя полностью успешной.

Специально приглашённая звезда!

А мы посетили Зарядье с утреца и посмотрели на "Кремли" отсюда. Тут всё сделано на веселье туристов, парящий мост, ландшафты. Перспектива Красной площади с необычного угла смотрится свежо и любопытно! Во-первых, с возвышения, но будучи на земле. Во-вторых, из "естественно"-природного уголка, но будучи в миллионном городе. Мы отдохновенно и душевно провели время в прогулках по Москве. Путь прошёл не совсем по плану, но всё было восхитительно, в моей душе была гармония, потому что жизнь научила меня заранее разуметь и не переживать, при встречах с особенными людьми подстраиваться под беспланье! У меня совсем немного друзей, и вижу я их совсем нечасто. Поэтому ситуация, когда у человека всюду множество знакомых, к которым он ещё и может попроситься заехать, для меня всегда казалась недостижимой. Но к моему удивлению, в одном городе мира, Москве, это вдруг стало применимо ко мне, и какая же это радость, какое же это счастье – отправиться в путешествие и получить там не только обычные путевые эмоции, а ещё и встречу со своим близким человеком. А если ещё и сходить в гости, эмоции вовсе уникальные, ведь ты сам вдалеке от дома и в отпуске, а хозяин у себя дома и в обычном быте, чудеса!

На следующий день из отеля мы выселились и собрались на экскурсию на киностудию "Мосфильм". Ещё накануне сформировалась мысль, что с рюкзаками провести день будет предпочтительнее, чем позже возвращаться за ними в отель, так что на время экскурсии вещи хотелось где-то оставить. Каково же было наше восхищение, когда ответ на электронное письмо пришёл всего спустя 3 минуты, и это при том, что был выходной! Рюкзак разрешили оставить в экскурсионном бюро, и, как выяснилось уже на месте, никаких специальных гардеробов или камер хранения там не было, и вещи мы просто сложили офисникам под стол, так что без подготовки ни за что бы не получили такой сервис! Это было ярчайшее "язык до Киева доведёт".

Сама экскурсия интересна, как необычная деятельность (когда ещё попадёшь на действующую киностудию?), но при ближайшем рассмотрении не превосходна: много времени занимает музей, представляющий собой немногочисленную сборку несвязных экспонатов, снимавшихся где-то, и  ретро-машин, не вызывающих чувство уникальности. Гораздо интереснее та часть, где показывают настоящие съёмочные павильоны (как мне была бы интересна экскурсия на завод) и фальшивый европейский город под открытым небом. После экскурсии мы взобрались с рюкзаками на Воробьёвы горы.

Да, я снимаю панораму вертикально

Да, я снимаю панораму сквозь дерево

В Moscow-City самое прикольное здание справа: похоже на вывернутый вокруг оси брусок пластилина. Спустившись в гор, мы хотели зайти на другую, уже не так известную смотровую площадку, – у здания РАН. Но у памятника Гагарину так дезориентировались отсутствием переходов, что утопали прямиком в парк к следующей достопримечательности. Кстати, под конец дня насчиталось 17 километров нашего пешеходства "в тяжёлых условиях" (с рюкзачной тяжестью). И всё-таки позже вопреки первоначальным планам решили вернуться и отыскать упущенное, и это было чуть ли не лучшее решение дня, потому что площадка РАН – лучшая! Этот кусочек земли почему-то заткнул за пояс раскрученные Воробьёвы горы, то ли потому что здесь добавляется симулятор крыши, то ли потому что ближе чувствуется движение города (в нескольких метрах можно вообще забраться на перекрытие прямо над автострадой и ощутить размах инфраструктуры мегаполиса).


А вот уж где очень странная инфраструктура – около беседки ЧГК в Нескучном саду (именно сюда мы сначала притулились). Мне, как чгкшнику, было необходимо совершить сюда паломничество. Совершенно неожиданно для меня домик находится не на ровном месте, а буквально в нескольких сантиметрах от глубочайших и резких обрывов. Весь парк будто бы изрыт провалами, и дом, стоя на нормальном уровне земли, окружён ими, так что будто бы венчает холм, по склонам которого можно соскользнуть и сломать себе шею. Кроме этого, дорожки земляные, и вряд ли по парку можно подъезжать на машинах. Для меня осталось незакрытым любопытством, как всякие богатенькие модные знатоки прибывают сюда. Высаживают их из лимузина на краю парка, а потом какой-нибудь Александр Друзь (или, как я его называю, Палисандр Груздь) своими лаковыми ботиночками шлёпает по листьям, лавируя между оврагами?

Приглашаю поиграть в ЧГК

Ещё одно паломничество нужно было совершить на станцию метро Октябрьская, и это тоже связано с ЧГК, так что связка вышла концептуальной. Суть в том, что именно от своей команды я знаю прекрасную тему – на станциях, стены и колонны которых облицованы известняком или мрамором, можно увидеть окаменевших обитателей древних морей – это палеонтология московского метро! Есть даже сайт "палеометро"! Добытый с окаменелостями мрамор как ни в чём не бывало шлифовали и обкладывали им станции, и теперь там красуются древние организмы. Один из примечательных и крупных – морская лилия на Октябрьской, но мы начали звать её "рыбёха" до того, как уточнилось, что это морская лилия. Если кто-то из нас едет в Москву, появляется повод сфотографировать и скинуть в чат команды рыбёху.

Здравствуйте

Таким образом, нужно было заехать на данную станцию для поисков рыбёхи, а станция оказалась прямо на пути "текущее местоположение – вокзал", это же удивительное совпадение, даже не пришлось никуда сворачивать! На Белорусском вокзале, глянув на памятник "Прощание Славянки", мы погрузились в ночной поезд "Москва-Брест" на боковые полки, потому что ехать всего одну ночь, а стоимость дешевле! Раным-рано почти все пассажиры вышли в Минске, поэтому ехать и завтракать в полупустом вагоне было удобно на их местах, не взирая на бытность владельцами боковух.

В многоместной комнате отеля в Бресте мы тоже оказались одни, и так и прожили весь период, как цари. Брест манил меня, разумеется, в Брестскую крепость. А то всегда едешь куда-нибудь в Европу и проезжаешь мимо, из окошечка её наблюдая, а ведь это такое место, важное, нужное, сложное.


Массивность монументов начинает поражать ещё со входа в виде огромной изломанной звезды. В этой арке звучит аудио – объявление по радио о начале Великой Отечественной Войны и "Вставай, страна огромная". Территория крепости большая. Можно отойти от центральных площадок и осмотреть кирпичные руины среди покрытых травой холмов по периметру. При нас там практически никто не бродил, поэтому впечатление сложилось, как от индивидуального свидания с историей. История обороны крепости трагична. Меня поражает, как останки защитников продолжают обнаруживать до новейших времён. Понравилось, что внутри восстановленной снаружи церкви нет ремонта. Даже если его собираются провести в будущем, на данный момент облупленные колонны внутри со следами пуль трогают совершенно по-особенному.

Здесь всё дышит Советским Союзом, братством, героизмом и общностью. Всё исторично, сохранено и правильно. Посещая такие места, я всегда думаю, от чего же во многих других станах меняется отношение и понимание этой войны. Отчего в США критерием лишений войны является то, что "в магазине курицу было сложно купить". Мне хочется, чтобы весь мир знал настоящую суть войны, и не было никаких интриг современности по переосмыслению истории ради текущей политики. Это же так подло и низко по отношению к тем, кто эту историю делал! Люди жертвовали жизнями в Брестской крепости, и когда я посещаю такие места, как и, например, концлагеря, всегда думаю, что сам факт того, что теперь по этой земле можем пройти мы и посмотреть мемориалы, и есть в некотором роде "ответ" на эти жертвы. Что сейчас здесь не территория фашизма, и земля, из которой было смертельно выбраться или которую нужно было защитить, сейчас доступна для будущих поколений. То, что мы свободно приходим сюда, и есть желание героев прошлого. В этом случае самое правильное – людям посещать такие места и помнить о произошедшем. Поэтому я так негодую на несправедливые махинации с историей и несведущих людей.


Мы уже собирались уходить из крепости, как вдруг к выходу стали стекаться сотни детей. Казалось, будет проводиться какая-то школьная эстафета, и мы решили пока перекусить и подождать развития событий. После того, как мы съели "блины с КАРТОШЕЧКОЙ" (да, именно так было указано в меню, вот же Беларусь же!), события развились в неожиданном русле: оказалось, дети нужны тут массовкой для сопровождения важного местного события – начала эстафеты огня Вторых Европейских Игр. Я, признаться, первый раз слышу о таких играх, но здесь это было событие "мирового масштаба". По сути как олимпиада, но только по Европе. Все атрибуты олимпиады в наличии: факел, огонь, эстафета, кольца, животное-талисман. Эстафета только начиналась, огонь прибыл на границу Белоруссии и его символично принимали в страну через Брестскую крепость. Прибыло телевидение, высокопоставленные правительственные лица (зам зама президента…), спортсмены и медийные личности для несения огня.

Из крепости огонь нужно было донести до центральной площади Бреста, и его постоянно передавали от одной знаменитости к другой. Думаю, в России, такое мероприятие было бы полностью огорожено, улицы оцеплены, и никто не смог бы и близко подойти. Здесь же можно было беспрепятственно двигаться в непосредственной близи, как заблагорассудится. В начале колонны ехал фургончик со съёмочниками, смотрящими из багажного проёма, затем бегун с факелом, а вокруг него и сзади толпа случайных людей и собранных детишек. Из чисто бессмысленного интереса мне удалось попасть в самое близкое окружение факелоносцев и наблюдать многократно процедуру зажжения нового факела при эстафетной передаче огня (в момент смены бегуна старый факел гасится и зажигается новый, а не просто передаётся один горящий факел, однажды новый факел никак не зажигался, и был задействован Запасной факел! Так что факелов на мероприятии великое множество). В результате этого мне также "посчастливилось" попасть на репортажные фото и видео с события в СМИ, включая трансляцию всего действа в прямом эфире (да, можно было смотреть по ТВ, как я бесконечно иду около факела). В завершении эстафеты на площади нас ждал концерт в честь начала Игр, составленный из белорусских национальных мотивов, заказных песен об играх и щепоточки современной эстрады от белорусских певцов. В качестве досуга для моей туристической души получилось идеально, отлично, совершенно неожиданно и кайфово, будто приветственное шоу в подарок!

Елена Воробей и Герман Титов (не знаю, кто это)

Вечером этого дня у нас было намечено интересное дело: посмотреть на брестского фонарщика. В Бресте в качестве достопримечательности каждый вечер на закате фонарщик зажигает несколько настоящих газовых фонарей на главной пешеходной улице. Во сколько именно назначен закат, показывают часы где-то на этой улице, но мы о показаниях сегодняшнего дня не знали. Где именно на протяжении всей улицы находится фонарное место, тоже не знали, единственная подсказка была – "у памятника летучей мыши с фонарём", где содержатся слова указа о запуске фонарного освещения в городе. Олимпийский концерт закончился в непредсказуемое время, после чего уже в сумерках мы прошли на нужную улицу, попав в её середину, ну и по логике было разумно пойти сначала в более дальнюю от отеля сторону, чтобы, если там не окажется фонарщика, идти в другую, одновременно приближаясь к отелю. И при всех этих условиях мы вдруг вышли к нужному месту прямо минута в минуту с началом действа! Ну как так совпадуче, а!


Следующая достопримечательность Белоруссии, постоянно манившая меня, – Беловежская пуща. Сюда проводятся однодневные экскурсионные выезды из Минска, но, как правило, они выпадают на выходные. Или раскручивается экскурсионное посещение Пущи в зимние каникулы, когда все едут в резиденцию местного Деда Мороза. Об экскурсиях из Бреста даже не удалось выяснить, потому что отсюда в Пущу можно доехать где-то за полтора часа на междугороднем автобусе, и никакая экскурсия не нужна.

Слово "Пуща" всегда ассоциировалось у меня со словом "чаща", а лес представлялся густой, величественный, с толстыми-претолстыми стволами дубов, такой вот архи-лес, где каждое дерево – жирный дуб. По факту же, на мой не искушённый ботаникой взгляд, лес ничем кардинально не отличается от обычного уральского леса (от которого так же не отличается финский лес и т.д.), так что в восхищении пришлось делать упор не на визуальную составляющую природы, а на историю и значимость этого места: "реликтовый первобытный равнинный лес", "старейший заповедник Европы", "600 лет заповедности".

Посмотрев на зубров в вольерах и пройдя по недлинному пешеходному маршруту через лес, мы ощутили, что изрядно похолодало и немного задождило, так что стали готовы покинуть это место и отправились на автобусную остановку на пару часов раньше купленного по интернету билета. Но водитель предыдущего нашему автобуса не пустил нас ехать раньше, хотя салон был совсем не занят (так что выглядит, будто это было его собственное "поучительное" решение), и пришлось задержаться в Пуще, покушать очередных блинов картофельных… В итоге в нашем автобусе билеты даже и не проверили, как и ВЕЗДЕ в Беларуси (так что можно было сразу залезать в первый молча и ехать, а не вступать в дискуссии – но порядочность, порядочность!!). Из автобуса мельком заметили Каменецкую башню – символ Беларуси, изображённый на банкнотах, иногда называемый "Белая вежа" – но нам сейчас было в первую очередь сюрпризом её увидеть, ибо только что смотрели передачу в кафе про неё.

Это не зубры, это дикие свиньи

Вообще меня в положительном смысле шокирует транспорт Белоруссии. Маршрутки и автобусы пусть не новейших моделей, но они не сломанные, не грязные, прибранные! Стёкла прозрачные, пол вымыт, сиденья не рваные. Рванья типа дырявого линолеума, вонючих занавесок, трухлявых пластиковых стен нигде нет! Даже распечатки-объявления не смятые, не испачканные, не застарелые, не в протухших файликах, а аккуратно висящие в салоне, как с иголочки. То же и про сервис: маршрутка Брест-Минск оснащена USB, все билеты на все маршруты (включая частников) продаются по интернету. Потом при посадке их никто не проверяет… но это отдельная черта менталитета. Вот так прекрасно мы в Минск и доехали, дополняя аутентичность прослушиванием "Песняров".

Сама страна такая же чистая и комфортная. По моему описанию, Беларусь – это такая красивая прибранная Россия. Это такой сказочный вариант РФ, где абсолютно всё вмиг стало бы полностью чисто, отремонтировано, комфортно, вежливо, братски и дружно. Не осталось бы ни одной осыпавшейся штукатуринки во всей стране. Не осталось бы ни одной непокрашенной перекладинки. Нигде никто бы не насорил и никто никого бы не обхамил. Сама Беларусь позиционирует себя как страну в Европе, где мирно и уютно, – именно такой постулат звучал на олимпийской концертной презентации, которую мы прослушали.

Это дзень перамоги порохом пропах

Надписи в Белоруссии чаще всего на белорусском. И мне было как-то неловко, что я говорю по-русски и вынуждаю тем самым всех мне на нём отвечать. Но оказалось, что говорят все как раз только на русском… даже чиновники на олимпийской эстафете и ведущие концерта. Моя душа успокоилась, когда выяснилось, что русский язык имеет официальный статус равного белорусскому, ради чего проводился референдум. Видимо, надписи – это просто способ подчеркнуть национальную идентичность.

В книжном тоже всё то, да не то

Добродушная хозяйка отеля заселила нас по цене ниже бронирования, предложив отменить его, также она спокойно приняла русские деньги. Наш отель, как водится, был самым дешёвым и самым центровым одновременно – прямо в "воротах города" (две сталинские высотки напротив вокзала). Из-за продолжавшегося похолодания был реализован мой новый гениальный план: надеть под джинсы вторые штаны, он спас нас от дискомфорта и показал, что я умею выживать в различных ситуациях! Звездой культурной программы первого дня в Минске стало посещение планетария. Опять же, прямо как в Ярославле, планетарий вместе с микро-обсерваторией стоят в центре города, ну что за мода! И здесь впервые на моей памяти со времён детства наконец-то показали симуляцию звёздного неба. Уже после основного кинофильма и совсем не долго, но это было! Было! Сотрудница включила "небо" и слегка поговорила про него. Почему не делать так больше и всегда? Чтобы не задействовать сотрудников, сделать специальные фильмы-симуляции. Но чтобы мы видели небо на куполе, для чего он и предназначен, а не плоский фильм, который с куполом никак не связан.


Звездой же культурной программы второго дня в Минске стала эта Минская библиотека. Ну, на самом деле нет: несмотря на то, что к библиотеке мы несколько часов шли пешком по жирному проспекту, каждое здание которого на протяжении всего пути было огромным массивным советским ампиром, настоящий культпоход состоялся вечером – в Большой Театр Беларуси. И вновь меня удивляет, как тут всё по-домашнему и приветливо. В русский Большой Театр нужно состояние и удача, чтобы попасть, а тут обычные 300 рублей и даже никто не проверил билеты (снова)! Можно было махнуть на входе любой бумажкой и смотреть "Лебединое озеро" в главном театре страны.

При покупке билетов перед нами стоял выбор: взять билеты на последний ряд или на три ряда ближе. Мне, конечно же, хотелось на последний, но компаньону нужно было ближе, типа расстояние в три ряда на галерее окажет невероятный эффект на остроту зрения. В итоге оказалось, что с этого более близкого ряда сцену толком не видно из-за пологости, а с последнего – шикарный вид сверху. В результате без должного визуала мой мозг впал в какое-то подобие транса с галлюцинациями или, как говорят о сонном мозге, отключался каждые 3 секунды. Но с собственными спецэффектами в голове мне даже понравилось это "Лебединое озеро в Большом театре".

Две башни!

А это Вильнюс, куда мы приехали на автобусе и сразу пошли наблюдать две башни. Башня на первом плане – башня Гедимина – кирпичная старая башня и главная достопримечательность города. Башня на заднем плане – телебашня – бетонная башня, созданная по тому же проекту, что и недостроенная, а затем снесённая телебашня в Екатеринбурге. Вот эта башня-близнец и манила меня в тысячи раз сильнее "главной достопримечательности", и мы пошли к ней… пешком туда и обратно. Путь пролёг через центральный район города, полуостров с большинством старых частных домов и лесопарк, тропинку в котором пытались переползти стада жирных милых улиток (так что идти приходилось аккуратно).

Многие люди недовольствуют, что в Екатеринбурге башню снесли. Мне тоже жаль, что не воплотили в жизнь ни один из множества проектов по её сохранению, ведь что только там не предлагали устроить. Достопримечательность и символ города в любом случае были бы. Поэтому я чувствую расстройство и неуверенность от того, что все эти разговоры о будущем башни привели ни к чему и в любой момент всё может измениться, стоит только кому-то весомо продавить свою позицию строить на месте башни что-то своё. Но на фоне этого недовольства я чувствую одну грань удовлетворения тем, что в центре города перестал тридцать лет вопиюще торчать огромный недострой.

Дострой!

Так что поход на Вильнюсскую башню был будто бы путешествием в параллельную реальность, где нашу башню достроили и сделали в ней крутящийся ресторан. Здесь меня окутала просто аура неловкости в общении с персоналом (кассир входных билетов, вахтёр, официанты). Тут-то уже была не Беларусь, а Литва, тут никто не обязан говорить по-русски. Поэтому нужно было говорить с ними по-английски. Но они всё равно знали русский! И переходили на него сами! Ужасная неловкость! И так было со всеми в магазинах и в отелях. Мне было бы куда проще общаться на английском, не вызывая ни в ком этих "снисхождений". К тому же, при постоянном русскоязычном общении не создавалось ощущения отпуска.


По пути обратно с башни на парковой дорожке нас ждал новый урок о взрослых взвешенных решениях: идти было так несложно (не то что к минской библиотеке по огромному проспекту), что расстояние не чувствовалось и на очередной развилке мы сочли за обратный путь тот, что вёл в более глубокий лес. Однако пройдя по нему через особенно высокие холмы и углубившись куда-то в сторону, мы поняли, что тропинка эта не та, по которой мы шли к башне. Где-то рядом были слышны машины улиц, но выход к ним означал бы попадание в другой ненужный район города и начало поиска пути обхода между лесов и полуостровов… в общем, взрослое взвешенное решение было – вернуться на ту развилку и продолжить путь по первоначальной дорожке. Пришлось уж вытерпеть "зря" пройденные холмы дважды! Но в качестве приза за правильное решение нас ждал выход из леса, оказавшийся СРАЗУ же после той развилки.

Мне хотелось купить в башенной сувенирной лавке магнит с башней, но их там толком не было, и странно, ведь она считается тут одной из городских достопримечательностей, и на автобусных остановках у модных отелей прямо пишут рядом с указанием "к замку" указание "к телебашне". Эту нишу сувениров нужно доразвивать! А мне пришлось купить магнит с банальной башней Гедимина. Удивительно, но бесплатный пеший тур, на который мы сходили, не затронул ни словом башню Гедимина и памятник Три Креста (на соседнем холме, откуда и сделано моё фото с двумя башнями). Возможно, это из-за того, что "в Вильнюсе делать нечего", и это единственные достопримечательности, которые все точно и так тут увидели? А что тут нечего делать, я соглашусь, осмотр города занимает полдня, и он не несёт для меня ничего особенного, потому что выдающихся и отличающихся чем-то мест нет, и Литва не та страна, в которой начинаешь просто тащиться от того, что ходишь по её земле и вокруг всё литовское.

Тем не менее, бесплатный тур попытался как можно интереснее прокомментировать Вильнюс. Мне, например, понравилось, что раньше здесь жило всего 2% литовцев (остальные – иностранцы, всякие немцы и евреи), интересно же! А также с туром всегда есть шанс зайти туда, куда иначе не попадёшь: мы посетили церковь, которую при СССР превратили в склад, построив в ней горизонтальные этажные перекрытия! А сейчас это пространство приводят в порядок для, собственно, церкви, клуба психологической поддержки, бара в подвале (этажи-то убирать не собираются).

Jesus Backpacker

А далее мы сходили в самое изюмное место Вильнюса под названием республика Ужюпис – такой райончик города, провозгласивший себя отдельной страной с отдельными президентом, конституцией и валютой. Как Христиания в Копенгагене, но только никому не известная. Вот не понимаю, каким образом эти "республики" так плодятся, неужели это не так сложно? Как это получается доводить до текущего статуса, если в начале такого отпочковывания от основной страны дело выглядит определённо не легально и как-то уголовно? Я представляю, что за зачинщиками должны приезжать спецназовцы, обвинять их в экстремизме и забирать в далёкие дали, а никак не соглашаться с тем, что люди будут называть свои дома отдельным государством и устанавливать обменный курс евро к своей нововыдуманной валюте. А тут, видите ли, Далай Лама приезжает в Ужюпис с визитом и в честь него называют площадь. Что происходит вообще!

После тура настал бенефис идеи моего компаньона посетить Тракайский замок. Думаю, это его проявление самостоятельной воли стало покуда самым значительным в нашей отпускной карьере, вызвав максимальное воздействие на план отпуска, ведь мы сели на автобус и аж съездили за город посмотреть на замок, а всё из-за того, что компаньонская мама посетила его в стародавние времена.


Замок как замок, стоит себе на островочке посреди озера. А вот что меня по-настоящему удивило в путешествии в Тракай – это избы. Здесь мне стало окончательно понятно то, на что предыдущим днём намекалось во время длинного пути к телебашне, а именно: в Литве очень много деревянных домов. Они по строению выглядят в точности, как русские избы. Только русские избы все уже покосились от времени, сгнили и развалились, а литовские дома остались чинно и ровно стоять и быть прибранными, отремонтированными и обитаемыми. Суть восхищения в том, что это не какие-то новые деревянные дома (а старые) и не какие-то другие по проектировке дома (а деревенские избовидные). Внутри могут располагаться продуктовые магазины, парикмахерские…


Кроме литовских изб, избящихся целыми улицами прямо посреди современных городов, фотография показывает сирень, преследовавшую нас на протяжении всего маршрута по всем городам и странам. Вот уж великолепный плюс от отпуска в сезон цветения! И показатель того, как на самом деле едина природа, при том что различны государства. Но это всё же на первый взгляд и вывод, ведь более глубокий анализ показывает, что… сирень другая! Прибалтийская сирень значительно крупнее, и лепестки её цветочков не тонкие полосочки, а выраженные овалы. Значит, что-то всё-таки происходит на государственной границе, не позволяющее у нас иметь гигантскую монструозную сирень! Вот такая мега-сирень в Риге:


В Ригу мы приехали на превосходном автобусе Lux Express, где можно было бесплатно и безлимитно пить разномастные горячие напитки из напиточной машины. О, мои три стакана какао и шоккочино (безбожно модно…), как же вы украсили моё утро! А в Риге нас ждала первая безапелляционно тёплая погода, началось настоящее лето, и пришло время гулять в футболке второй раз за сезон (первый полу-раз был в Москве до атаки Полковника Дождя).

Этот же день был Днём Музеев, а значит, многие музеи работали бесплатно, и следом начиналась Ночь Музеев, а значит, кругом открывались вечерние программы с необычным насыщением, и мы получили возможность посетить то, что обычно даже для жителей Риги недоступно. Кстати, Ночь Музеев не всегда совпадает с Днём Музеев, ведь у дня есть чёткая дата 18 мая, а ночь проводится каждый год в выходные после. Просто нынче это была суббота. Сначала мы поубивали время в "Музее истории Риги и мореходства", что было по шкале интереса на уровне "хорошо, что есть чем заняться в ожидании настоящих занятий": музей представлял собой просто вереницу залов со старыми предметами. А затем постояли немножко в очереди до открытия и попали в музей "Мир денег" Банка Латвии! Экспозиция здесь была хоть интерактивная и красочная, но уже слишком тяжёлая для вдумчивого восприятия, настоящие лекции по экономической теории! На одном стенде предлагалось двигать бегунками характеристики экономики, чтобы повлиять на инфляцию. На другом в тесте был вопрос про М1, М2, М3, М4. Не представляю, как это воспринимают неподготовленные посетители.

Из музея денег мы вовремя перебежали в другую очередь к зданию напротив, и правильно сделали, ибо очередь как раз в те минуты молниеносно удлинилась и укатила буквально за границы видимости улицы. А ожидали мы тут запуска в Рижский Замок, а именно Резиденцию Президента Латвии, куда раз в год пускают народ посмотреть на залы приёмов и кабинеты встреч. Стало просто чудесно развлекательно и культурно, когда перед очередью выстроился и заиграл духовой оркестр, скрашивая ожидание. От такого будто даже и внутрь уходить не хотелось, но нужно же было взглянуть, где латвийский президент принимал всяких крутых заграничных президентов. Можно сказать, эта часть мне больше всего и понравилась: историческая хроника с известными посетителями. А уже потом снова снаружи мы послушали выступление квартета леди с духовыми инструментами, играющих с дворцового балкона.

Резиденция президента Латвии.
Всё, как в Казахстане.
Слышу "президент" - надеваю бахилы!

С программой дня музеев в Риге было не гладко: сначала её долго не выкладывали на сайте, потом что-то появилось, но заголовок остался с номером предыдущего года, затем она оказалась только на латвийском, в то время как раньше всегда был перевод на английский и даже русский. В итоге пришлось просто перевести латвийскую программу и сравнить её с прошлой, чтоб понять на основе имеющихся отличий её новизну. Так мы увидели, что в текущий раз не было заявлено открытых дверей в Сейм (это латвийский парламент). Каково же было наше удивление после всех этих изысканий, когда мы шли вечером уже по направлению к отелю и вдруг в "подворотне" увидели очередную длинную очередь в некое здание. Оказалось, это и есть Сейм, и ночь музеев в нём проводилась, несмотря на отсутствие в программе. Странно всё это, но зато удачно сложилось его-таки посетить, и мы зашли в настоящий амфитеатровый зал типа "госдума"! Вот в России ведь никогда бы не пустили?!


Рига в центре кажется более мощным и украшенным городом, чем Вильнюс, но, на проверку, многие её достопримечательности – восстановленные новоделы. Даже этот самый популярный купеческий дом Черноголовых (красного цвета). Меня поразило, что на фасаде рядом с годом постройки 1334 современные реставраторы оставили год реновации 1999, вот ведь действительно вписали себя в века!

А дальше – памятник, который будто бы перепутал город, ведь это Бременские музыканты, и такая скульптура стоит в Бремене. Однако, тут Рига. А Бремен для Риги – город-побратим. В этом братстве есть непустая суть, ведь они вместе были членами Ганзы (политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы 12 века), так что для меня эти музыканты будто бы и напоминают о рижском ганзейском прошлом.

Бременские музыканты с гастролями в Риге

Оказалось, мы приехали в Ригу прямо в те выходные, когда здесь проводится Рижский Марафон. В отеле сотрудник так и подумал, что мы прибыли именно на это событие, потому что люди съезжались со всей Европы, а в целом в прошлый год его посетили бегуны из 78 стран мира. Бежать нужно было натурально марафонскую дистанцию по улицам города, и этот поток людей был огорожен металлическими ограждениями, а перейти его представлялось очень сложным (в специальном месте с регулирующим персоналом дождаться относительно нелюдного промежутка в бегущих). Мы аж дважды смогли преодолеть живой поток, чтобы добраться на место сбора бесплатного тура, и думали, что все страхи позади, но затем несколько раз пересекали поток своей турной группой! В этот день посетили сразу два тура подряд (поэтому было стремновато перед первым гидом, что мы остаёмся на вторую часть, не скинув за первую чаевые).

В Риге есть удивительная улица Яуниела! Она очень интересна мне и дорога, ведь улица Яуниела – с одной стороны это Бейкер-стрит, а с другой стороны это Блюменштрассе. Разумеется, суть в том, что на одной стороне улицы снимали советский сериал про Шерлока Холмса и здесь был его дом 221Б. А буквально в доме напротив снимали "17 мгновений весны", проваленную явку профессора Плейшнера в Берне, когда он не проверил, выставлен ли в окне цветок. Зайдя на улочку, мы сразу опознали здание явки, напротив него сейчас очень мило располагается отель "Юстас" (отсылка к сериалу!), у которого в окнах стоят клетки с птицами (отсылка к сериалу, где напротив явки был птичий магазин).

Гид Эдвардс (такое ощущение, что в Латвии к любому имени в конце добавляется "с") говорил перед группой о том, что здесь снимали советский фильм про Холмса. Было видно, что он сам разбирается в теме, знал, что Ливанова наградила королева Англии, но почему-то он указал в качестве холмсовского дома прямо на один из уличных фасадов. Хотя на самом деле холмсовский дом спрятан за фасадным зданием, и подойти к нему можно сбоку, если зайти в щель между предыдущими домами. Таким образом, Эдвардс здесь был не точен, а вот операторы сериала смогли так смонтировать виды, что на экране Шерлок входит и выходит из своей двери прямо на мостовую, в то время как на самом деле его дверь упирается в стену!

Бейкер-стрит, Блюменштрассе, улица Яуниела

Зато Эдвардс очень интересно рассказал о том, что в Риге поставили самую первую наряженную рождественскую ель, а вот в Таллине считают, что это сделали там, только не наряжали, поэтому рижане говорят, что так не считается, и не наряженная – не рождественская, а просто ель. Или в любом случае историю уже не восстановить, и все хвалятся, чем хотят. А Эдвардс был умопомрачительно похож на Мэтта Смита.

После тура мы искали, чем бы занять вечер, и решили продолжить тему "17 мгновений весны" и сходить в достаточно удалённую церковь, где снимали церковь пастора Шлага для этого фильма. Действие должно было занять времени столько, сколько занимает взгляд на здание и, скажем, одно фото. Но, придя на место, мы обнаружили, что возле церкви вот-вот начнётся некое выступление: готовили небольшую музыкальную сцену, экраны, скамеечки, столик с кофе и печенюхами. Из интереса мы остались и крутились рядом, всё поглядывая в основном на кофе с печеньками и разрываясь между чувством скромности и тягой к мародёрству. В результате один из местных приготовленцев подошёл к нам и сам пригласил попить и поугощяться! Конечно же, так и было исполнено! После такого мы были обязаны сесть на скамьи и чинно послушать выступление.

Сначала казалось, что выступлением будут только песни, как было написано в имеющемся постере про музыкальную неделю в церкви, и сначала так и было. Интересно, что даже внутри церкви прямо у алтаря у них сооружена специальная прозрачная каморка для музыкальных инструментов, и там стоят электрогитары, барабаны, колонки! Это так контрастирует с церковью, но это есть и используется, вот чудеса! Но после нескольких латвийских песен религиозной направленности вперёд вышел человек, который начал что-то рассказывать, и так как он говорил очень долго и не прекращал, мы поняли, что началась его Проповедь, а сам он Пастор этой церкви!! Он говорил на латышском и мы слушали его около часа, ничего не понимая, но нам было просто прекрасно сидеть там: отдых, насыщение угощением, отсутствие жары, нестандартное интересное действо. И самое главное в том, что выступающий был ОЧЕНЬ похож внешне на пастора из сериала. Очень! Будто бы мы пришли к тому самому пастору ради одного взгляда, а попали на его проповедь. Удивительное совпадение, впечатление и опыт – латвийская/латышская проповедь и концерт!


Юрмала от Риги находится всего в получасе езды на электричке за полтора евро, и, конечно, мы внесли в свой план посещение этого оплота фестиваля КВН и всевозможных концертов эстрады. КВН, правда, после 18 лет присутствия вдруг переехал в российский Светлогорск Калининградской области, но остальные-то выступающие всё едут и едут в эту Юрмалу, хотя под боком столичная Рига. Чем же Юрмала притягательна и хороша? Вот, на проверку, ничем! Это обычная маленькая деревня с частными коттеджами (просто чьи-то дачи!), от курортности тут только одна обычная пешеходная улица, не особенно богатая какими-то изысками. Похвалю лишь за широченный длиннющий правильно-песочный пляж. Но море-то холодное!

Помимо прочего, впечатление от Юрмалы не сложились, так как жутко мешала вездесущая жёлтая пыльца, из-за которой было невозможно сесть ни на одну скамейку и полазать по игровым площадкам в сосновом парке. А ведь там, за что второй раз похвалю, были верёвочные аттракционы, гамак… и единственное, что мы такого интересного в Юрмале поделали – это поднялись в лесу на бесплатную и бессмысленную многоэтажную башню, созданную лишь для того, чтобы люди развлекались, взбираясь выше сосновых макушек.

В твоём имени уже есть "s" на конце? Будет ещё.

Даже тот самый концертный зал, куда все рвутся, кажется каким-то маленьким, плоским, неинтересным, похожим на обычную веранду. И прослушивание исполнений Лаймы Вайкуле (по плееру) на юрмальской скамейке перед Балтийским берегом тоже меня не удовлетворило. У меня сложилось впечатление, что она не примечательна ничем (репертуар, аранжировки, голос, харизма), просто гладко попадает в ноты ненапряжённым голосом безо всякой экспрессии. А гладко попасть в ноты может каждый нормальный певец, поэтому восхваление её конкретно не обосновано. При этом на контрасте подтвердилось, что "Песняры" – талантливые ребята. Правда, сейчас, успокоившись, я думаю, что Лайма всё-таки достойна уважения за свой стиль и выдержку, и её можно ценить на отдельных хитах, а обострение моего негодования вызвал эффект двухчасового блёклого репертуара в исполнении её однообразного расслабленного голоса.

А теперь унеси меня прочь из этой Юрмалы, большая черепаха!

Переезд в Калининград из Риги на автобусе занимает примерно 8-9 часов, есть вариант сделать это ночью, но мы предусмотрительно решили сэкономить не время, а нервы и жизненный тонус и посвятили переезду день. Тем более, ночные переезды экономят время лишь наполовину, ведь после них приходится спать-отдыхать, иначе отпуск нормально не воспринимается. В нашем автобусе попался добродушнейший водитель, который на остановках уговаривал посетить уборные ("сходите, посетите!") и говорил с контактными людьми по душам. Переезд вышел не так долог по ощущениям!

Латвия снова ненадолго сменилась при переезде Литвой, что было совершенно не заметно, а вот дальше граница Литвы и России произвела на меня сильнейшее впечатление. Для начала, пограничный пункт здесь – это Советск, и оказалось, что Советск – это переименованный Тильзит! Тот, в котором, собственно, Тильзитский мир заключили Александр I и Наполеон (и который Наполеон нарушил, напав на Россию в 1812 году). Этот договор они обсуждали на плоту на середине реки, чтобы действо свершалось "ни на чьей территории". И вот сейчас граница всё ещё идёт по реке: сначала на литовском берегу их таможня и паспортный контроль выпускают всех из еврозоны, а затем машины въезжают на "нейтральный" мост и прямо стоят на нём в ожидании проверок. Российская таможня и паспортисты сидят уже на берегу после моста и после красивых каменных врат "Россия", и тут добавляется самое интересное…

Мы привыкли, что граница находится где-то за городом в поле, и к ней нужно приезжать по трассе, на которой ничего нет, а есть только стремление куда-то доехать. И вот на литовской стороне границы всё выглядит именно так, но сразу за мостом на берегу начинается Советск! И получается, что тут граница находится прямо в черте города, прямо за забором от обычной улицы и дворов с обычными жителями. Нет совершенно никакой буферной зоны! И забор даже не сплошной, а красивый кованый (правда на нём везде таблички с предупреждениями не болтать через него ни с кем)! В итоге пограничные дела больше похожи на какую-то очередь на автомойку или на автобусный вокзал! Удивительно! Так вот мы постояли на мосту над рекой, где когда-то плавал императорский плотик в Тильзите, а потом в ожидании проверки паспортов уже могли наблюдать из окон прогулки жителей в своих дворах, после чего и сами мгновенно выехали в дебри советского Советска и уехали в Калининград.


Перед нами туристический новодел – комплекс "Рыбная древня", которым пытаются поэксплуатировать стиль немецкого прошлого. Калининград – это бывший немецкий Кёнигсберг, и всё, что здесь мне интересно и привлекательно, как раз и связано с возможностью смотреть на итоги освоения иностранной земли и результаты конвертации её в российскую. Сохранились и настоящие старые постройки досоветского периода (городские ворота и форты бывшей крепостной стены, несколько кварталов частных домишек), но они сейчас эксплуатируются без должного уважения и с полным российским материализмом, так что вполне обыденно заняты грязными складами, автомастерскими, магазинами запчастей и прочими периферийными заведениями. Всё остальное городское пространство, за исключением этих точек прошлого, уже полностью наша современная российская действительность.


Довоенную тему в городе явно видно только на крошечном центральном островке посреди реки, что называется сейчас островом Канта. Раньше остров был заполнен домами и улицами, но теперь здесь только парк и собор, впрочем, это лучшее место города в плане прибранности, отдохновенности и исторически-немецкого духа. Здесь стоит старый собор и находится могила Канта. Мне очень интересно, что чувствуют горожане, когда об их городе думают, что главная его достопримечательность – чья-то могила? Также мне интересно, чем было продиктовано решение не восстанавливать у собора окна, а заложить их очевидно отличимыми стенками? Ведь какое-то было объяснение о том, зачем так это позиционировать.

Центральное представление города для туристов связано только с итогами Второй Мировой войны, когда город стал советским. А событие штурма Кёнигсберга – тот самый столп, на котором тут ВСЁ держится. Памятники, герои, площади, музеи, вокзал – везде темой проходит один лишь штурм города красной армией, который, между прочим, случился уже 70 лет назад. Выглядит чрезмерно однобоко, и можно подумать, с тех пор в Калининграде не было никаких событий. Но на самом деле, так и есть, тем более штурм же и является началом российской истории города. Поэтому в итоге, как бы навязчиво не выглядела всюду его тема, всё весьма полноправно. Вот в Волгограде невозможно же ворчать, что везде видна тема Сталинградской битвы. Так что и вездесущий в Калининграде штурм Кёнигсберга мы должны принимать, как должное.


И вот мы попали в самый лучший музей! Это немецкий бункер, где была подписана капитуляция Кёнигсберга. По тому, что видно о нём в интернете, мне показалось, не особенно он и известный, ну, зайдём сюда ненадолго, всё же он не так велик, глянем и выйдем, но получилось, что тут можно провести с интересом достаточно времени, рассматривая буквально каждый экспонат и прочитывая каждое слово на сопроводительных щитах. Ведь через этот бункер здесь рассказана сама история штурма города. Пространство устроили очень концептуально: посещая комнату за комнатой вдоль длинного коридора, ты продвигаешься вперёд в понимании истории, где есть как центральный сюжет, так и некоторые остановки по пути, посвящённые каким-то отдельным персонажам и их жизни. Бесконечно уважаю и восхищаюсь теми, кто придумал такой подход к организации пространства и подаче смысла музея! В результате этот музей-бункер стал буквально музеем самого города и центрального здесь события Штурма. Бункер даёт все эффекты: и присутствие на месте очень важного исторического события, и возможность увидеть необычную интересную локацию, и доступное и захватывающее изложение материала. Это на самом деле самый лучший музей, просто чудо, жемчуг, бриллиант, бесконечно лучше любого "музея города" или "краеведческого музея", где просто расставлены некие экспонаты с отношением "ну и смотрите теперь на это".


А вот и "побратим" нашей недостроенной телебашни: Дом Советов в Калининграде. Строительство началось в 1970 году, а потом что-то пошло не так. Но недостроенность не мешает дому быть символом Калининграда, скорее, сейчас уже даже способствует этому.

После бункера мы посмотрели кино в соседнем кинотеатре, получив прекрасную скидку за "день буднего дня" и интернет-заказ билета (такое возможно только в отпуске!)… и дальше продолжили изучать особенности современного Калининграда. Самое главное, здесь улицы перерастают в дворы. Сложно объяснить и ещё сложнее понять со слов, но улицы и дворы здесь – одно и то же, и за исключением нескольких основных магистралей, всё остальное пространство считается будто бы улицей и двором одновременно. Например, в обычном городе с одной стороны у дома есть улица, а с другой двор, но в Калининграде эта сторона с качельками и газоном может являться другой улицей. Или в обычном городе улица идёт, а затем с неё имеется съезд во двор, где начинаются лужайки и скамейки, но в Калининграде улица может идти прямо и никуда не сворачивать, при этом постепенно превратившись в дворовой проезд между лужайками и скамейками. В общем, любой наш проезд по двору для машин в Калининграде считается улицей, если совсем коротко.


Непривычно видеть у воды такие здания. Обычно к водному пространству относятся по-особенному, пытаясь окружить его самыми изысканными постройками. Это, так сказать, "долговременная" неприбранность города, но мне бросилась в глаза и "кратковременная". Вот такой пример. Калининград принимал матчи Чемпионата Мира по футболу 2018. Здесь построили стадион и видно, что привели в порядок набережные. Нарисовали на земле навигационные линии для туристов, которые указывают на вокзал, стадион, центр… и вот эту линию нарисовали прямо поверх всех щербин, сколов, потёртостей и содранного покрытия асфальта/бетона/плитки. Видно, что дороги не чинили, потому что навигация до сих пор сохранилась и она нарисована поверх всех ущербностей дороги! Ну не стыд ли? Или здесь даже не видят в этом ничего плохого? Тогда это полная деформация восприятия, ведь разруха считается нормой. Ещё пример: перила на мостах все обшарпались, краска обколупалась, у нас любые перила красят ежегодно просто в процессе наступления нового сезона, будь они даже нормальными на вид, ну а здесь не покрасили даже ради приезда иностранцев.

Странный мост


Старые ворота встроены в современную реальность. Рельсы трамваев здесь уже не действуют, но их никто не убрал.


Самое вещественное доказательство немецкого прошлого Калининграда. Цепляет в миллиард раз сильнее любого рассказа или музея. Потому что это никакой не памятник, не подохранное наследие, а просто одна из буднично лежащих у всех под ногами плит, никто и не подумал что-то изменить за 70 лет.


А вот распрекрасный гидрант такой остался один возле старой пожарной части, и за ним ухаживают.

Ещё особенность Калининграда: здесь толком нет продуктовых магазинов. На район существует один торговый центр с продуктовым и всё, в жилых домах продуктовых нет. Вместо них иногда встречаются ларьки или остановочные киоски, где продаётся пища, но у меня вот нет даже мысли позволить себе что-то покупать в ларьках, так что такое положение вещей – полная дикость. А местным жителям, получается, это кажется нормой. В магазинах, которые всё же расположены в домах, торгуют запчастями, дверьми, окнами (это самые популярные товары, могу сказать, как человек, прочитавший все вывески в поисках продуктов). В отеле был сосед, обсуждавший свои дела по телефону, из разговоров которого было понятно, что он ищет себе новый город для проживания. По совпадению его целью стал Екатеринбург (мы с ним не общались). И нам было изумительно забавно слушать, как он расхваливает по телефону свой выбор, обосновывая, что в этом городе "есть парки, музеи, Ельцин-центр вот… и "Магниты", "Пятёрочки" прямо в каждом доме!!"

Чудо-Юдо Рыба-Шпрот

Из Калининграда нужно было обязательно съездить на Куршскую косу – объект всемирного наследия, уникальное природное формирование в виде длинного узкого полуострова из нанесённого песка. Длина косы 98 километров, её окончание принадлежит Латвии, по ней пролегает одна единственная дорога, на которой встречаются нанизанные посёлочки рыбацко-санаторного типа и ездит автобус. Но при ознакомлении с режимом этого автобуса мне стало понятно, что полагаться на него неудобно: на косе хотелось посетить как минимум три интересных места, и расписание никак не состыковывалось, в том числе и с автобусами от Калининграда до Зеленоградска (от которого растёт коса). Избегая пересадки, опоздания и простои, в итоге мы поехали на косу с комфортом извоза экскурсионного автобуса из Калининграда.

Коса меня восхищает своим существованием! Это же суша, возникшая из песка, и до сих пор весь полуостров – это и есть песок с несколькими сантиметрами сформировавшейся почвы сверху. Если копнуть её, то песок прямо виден под корочкой почвы жёлтой массой! Но помимо строения, уникально и расположение косы, с одной стороны она омывается Куршским заливом, а с другой – Балтийским морем. При этом ширина косы колеблется от 400 метров до 3,8 километров, отчего она стала узкой дорожкой среди воды для мигрирующих птиц, боящихся лететь через воду без передышки. Количество пролетающих над косой птиц просто зашкаливает, так что здесь расположили орнитологическую станцию "Фрингилла".

Они попали в ловушку

Экскурсовод передала группу настоящему сотруднику-орнитологу, который показал нам птичьи ловушки. Они выглядят, как огромные воронки из сети: в широкий безразмерный конец залетают птицы и по инстинкту двигаются вперёд по сужающейся форме, в конце которой находится клетка-загон. Работники заходят в него, руками ловят птиц и садят в мешочки, чтобы передать на кольцевание. Наш лектор сказал, что за сутки ловил несколько тысяч птичек!

Вокруг были слышны только звуки природы, никаких городских шумов, только ветер и птичьи крики. Местами виды были скрыты в тумане. И пока мы шли по раскинутой, ограничивающей кусок природы ловушке, у меня сложилось полное ощущение, что мы идём вереницей по другой планете, где свои другие реалии. Эти простейшие сети казались мне чем-то научно-фантастическим и футуристическим, настолько не вписывались в обычные представления. И само описание занятий орнитологов усиливало впечатление, ведь какие-то люди приезжают сюда из Санкт-Петербурга на полгода, чтобы, как на конвейере, ловить руками птиц. Род этой жизни настолько далёк от моей стандартной городской работы, что кажется фантастическим. Видимо, истинная глубина впечатлений рождается именно этим: когда получаешь подтверждение, что существует что-то далёкое от твоей обыденности. Один из основных эмоциональных эффектов в моих поездках возникает при посещении какой-то достопримечательности "с картинки в учебнике", назовём его условно: эффект "Он настоящий!". А сейчас я осознаю ещё второй эффект, который возникает в таких "бытовых" локациях, подобных орнитологической станции, где понимаешь, что твоя родная Земля огромна, и прямо на ней есть множество очень отличающихся от твоей жизни вещей, и твоя жизнь не универсальна. Назовём его: эффект "Земля – это целый мир!"

Согласны ли вы

И вот орнитолог оттопыривает пеночке лапку и готовится надеть колечко. Наблюдать за этим действием было подобно шоу (он сказал, что сейчас станция чуть ли не большую часть доходов получает не от работы, а от туризма, и у меня опять возникли мысли о том, с каким же отношением он каждый день поводит эту лекцию для автобусной группы…). Птичка сидела в мешке, откуда её извлекают рукой и по-особенному зажимают в пальцах, чтоб не выпорхнула. Затем описывают её характеристики в книжке наблюдений, включая долю жира (нужно подуть на пёрышки, чтобы увидеть между ними жирок особенного цвета) и массу тела (птицу беспардонно складывают в приспособление-конус вниз головой, чтоб не дёргалась, и ставят на весы!). Как сказал, улыбаясь, лектор, птице не больно, но, может быть, страшно… и можно вздохнуть с облегчением, когда птичка быстро улетает на волю, а мы знаем, что ей никак не навредили и никаких ужасов не случилось.

Дерево-улитка

Следующая остановка на косе была в "танцующем лесу". Здесь все деревья кривые, и их называют лирами, спиралями, одно вот превратилось в улитку. Секрет таких форм в том, что лес искусственный и посаженный сравнительно недавно, это первое поколение его деревьев. Посадить лес было нужно, чтобы песчаная коса не распадалась, деревья должны связывать песок корнями и производить почву из своей хвои и коры. И вот на таком нестабильном песке маленькие саженцы искривились под воздействием, как считается, ветров. Почва на этом участке такая тонкая, что людям запрещено ходить между деревьями, чтобы её не портить (а нарушить её может один след), и положены специальные дощатые тропинки. За прорастанием растительности на почве очень кропотливо следят, считая каждую новую проросшую из шишки сосенку, размером с зубочистку.

А по дюнам косы нельзя ходить уже по другой причине: потому что песок рассыпется, дюна испортится, а человек завязнет и в песке утонет. Самая высокая точка косы – дюна Эфа, и ею можно любоваться со смотровых вышек. Выглядит удивительно! Настоящие горы песка, уходящие вдаль, похожи на пустыню, взявшуюся из ниоткуда посреди лесов. А как подумаешь, что в высоту эта песчаная гора равна 21-этажному Дому Советов, вообще поражаешься песчаному величию. Главное, что весь этот песок просто налетел сюда по ветру!

He who controls the spice controls the universe

Пейзаж дюны вновь вызвал в моём мозгу банальное сравнение с "другой планетой" (не Арракис!), а туман добавил этого эффекта. Здесь же мне пришлось выучить новое слово (не "муаддиб"!) – "фашина" – это связка хвороста, которыми тут подкрепляют склоны песка. Очень уж оно похоже на фашистов. И на самом деле так и есть: фашисты назвались так от этого слова для смысла, что вместе они едины и непобедимы, как прутики в фашине (прутики по одному ломаются, а вместе нет).

На песках запрещено ходить человеку, но были видны следы животных, а это всегда так удивительно – прикоснуться к дикой природе! Здесь она процветает, из окон автобуса среди лесов было видно косуль, а следы не пойму чьи, но хочу представлять, что лисьи. Буквально за пару минут с заповедно-дюнной стороны залива мы перешли на сторону моря, где ходить можно, и увидели, как этот песок сформировал там идеальный пляж, прямо такой же эталонный, как был в Америке на берегу Тихого океана. Да и географически он смотрит в ту же западную сторону, да и погода с туманностью аналогичная, так что у меня случился синдром воспоминаний. Ещё интересно, что несмотря на узость косы в данном конкретном месте, очень солёный запах моря присутствует только на морской стороне и не чуется в округе. Мне непонятно почему так, тем более тут очевиднейше есть ветер, который нанёс весь этот песок.

Куршская коса: Сэндмен рекомендует

"Янтарь" – ассоциация любого, кто слышит "Калининград", и это правда, янтарь тут действительно везде. Улочки заполонены магазинчиками янтаря, торгуют им и люкс-заведения, и лотки на вокзале, в киоске и в подворотне. Некий "янтарь" вкраплён здесь в мыло, в крем, поделки из "янтаря" стоят по 50 рублей. Разумеется, я не верю, что такой вот янтарь настоящий, но писали бы тогда на сувенирах, что это имитация (кусок пластика), но пишут ведь твёрдо "янтарь" и всё (негодую). Интересно, как это правильно воспринимать, и как воспринимают это люди. Есть ли те, кто верит в покупку кривой паскудной мыши для кошелька за 50 рублей из "настоящего янтаря"? Кто эти люди? Если верить в истинность этого янтаря, можно подумать, янтарь вовсе не ценный, а как галька валяется под ногами. Но ведь его запасы ограничены, ведь это даже не вид минерала, а окаменелая смола. Её не может быть так удивительно много на планете Земля, как было бы, если бы был настоящим весь "янтарь", продающийся за бесценок. Не вся же планета была покрыта соснами, которые испустили будущий янтарь в природу. Да и даже если бы так, он всё равно конечный и редкий относительно мира!

Второй по величине кусок янтаря в музее

Чтобы посмотреть на настоящий янтарь и заодно узнать о нём побольше, мы посетили музей янтаря – то, что нельзя не посетить, будучи в Калининграде. Здесь мне удалось узнать много интересного о производстве янтаря и ответить на некоторые свои вопросы. Например, мне было интересно, как вытачивают одинаковые шарики-бусы для янтарных бус. Ведь это неэкономно: должно оставаться много отходов от кубика, из которого получается шарик, неужели, всё это теряется? На самом деле такие бусы не вытачивают из куска янтаря, а отливают методом переплавки. Как раз всякие опилки и пыль переплавляют и заливают в формы, чтобы получить идеальные бусины, так что бусы не создают отходы, а, наоборот, избавляют от них. А вытачивают только уникальные произведения из "поделочного" янтаря (качественного, большими кусками). Так объясняется и бюджетная стоимость серийных изделий: они из остатков, они созданы переплавкой, они не ручной работы.

Янтарные поделки же стоят до нескольких миллионов рублей. Подтверждаю, в музее была "Спасская башня" за 1000001 руб. и "Кирха Луизы" за 1300000 руб. (настольные композиции). Мне это все современные поделки почему-то кажутся китчем, но вот понравилось одно произведение 1960 года – янтарный ледоход "Ленин"! Копия того, что подарили американскому президенту Эйзенхауэру.


Мне нравится янтарь, даже если это чувство банально и мэйнстрим. Меня трогает именно то, что это "живой" камень, то есть на самом деле органическая смола древних деревьев. Происхождение и суть его совсем иная, чем у всяких обычных камней типа малахитов, к которым я такого не чувствую. Такое отношение к янтарю – моё собственное, но с детства я знаю, что он любимый камень моей мамы. Поэтому привезти ей янтаря из Калининграда было делом, определённым судьбой, но при этом было опасливо, что ей мой выбор не понравится, и такой отличный мегашанс из путешествия провалится впустую. Мы даже говорили об этом с мамой, и она понимала, что я не смогу угадать… но во время путешествия всё-таки написала мне "привезти нитку янтаря цвета её волос", дав мне почувствовать себя купцом в поисках аленького цветка! Но в итоге как же здорово совпали мамины пожелания с моими возможностями, ведь она любит именно необработанный янтарь и хотела простую нитку с нанизанными кусочками, а такой вид изделия здесь – самый(!) распространённый и доступный. При этом, покупая его в музее, можно быть спокойнее за настоящесть. Ну а с цветом волос, видимо, повезло, потому что все кусочки немного разных оттенков. Какое же чудо, что в итоге маме понравился трофей, и она не сказала, что цвет должен был быть на полтона светлее, а длина нитки на полмиллиметра длиннее. Аллилуйя!

Итак, эта поездка называется "Ездоки к картофелю взбалтывают Балтику". Ездоки к картофелю (словесная аллюзия на картину Ван Гога "Едоки картофеля") – это путешественники в Беларусь, а "взбалтывают Балтику" они на остальном маршруте поездки. И есть дополнительный смысл, зачем Беларусь вынесена в отдельную часть заголовка, ведь именно она принесла мне самые яркие впечатления, удивила своим неожиданным укладом, научила новому. То же самое скажу и про Калининградскую область. Без них путешествие в Латвию и Литву, на мой вкус, было бы даже бессмысленным, потому что эти страны такой культурный интерес у меня не вызывают и требуют дополнения программы. Мораль: при расширении маршрута в разумных пределах вероятность быть довольным возрастает! Закончу статью привязавшейся фразой девочки из поезда Москва-Брест, сказанной в ответ на радио-объявление о конце поездки и пожелании всего хорошего: "Спасибо, мы очень довольны".

Комментариев нет:

Отправить комментарий