Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Праздная поездка в город Прага (на королевский концерт группы QUEEN)



Эта поездка называется праздной, потому что разве это не праздно – взять и уехать в Прагу на три дня прямо посреди рабочей недели и, разумеется, не в график отпуска! Но за уже годы моей работы во мне накопился достаточный уровень смелости для того, чтобы задуматься об этом, а затем претворить это в реальность. Ещё со скандинавской поездки у меня из-за удачно пристроившегося к праздникам отпуска сэкономились 4 отпускных дня (чего больше не повторится, потому что экономию дней стали запрещать), которые всегда хранились у меня в голове, и вот настало их время! Конечно, за возможность всё это устроить стоит вечно благодарить моих коллег, ведь любые выбросы из графика требуют "согласования", и они согласовали мою просьбу трёхдневного отсутствия, даже догадываясь, что причина истинно-развлекательная, а не какая-нибудь неотложно-серьёзная. Согласование же состоялось за три месяца до дат предполагаемого отсутствия и не только из-за моей педантичности, но и из-за необходимости заниматься получением визы. На этот раз это было моё совершенно одиночное разбирательство с документами и их подача (совсем без спутников), потому что у моего компаньона только-только начала действовать трёхлетняя "критинская" виза (с поездки на Крит), а моя польская наконец полностью выработала свой ресурс. И нынче это был один из самых гладких визовых походов ever, не возникло никаких загвоздок и визу сделали всего за два дня (прямо как тариф "экспресс", только не экспресс, потому что просто консульство Чехии находится в нашем городе и не нужна пересылка паспорта в Москву). Более того, сервис превзошёл мои ожидания тем, что по моей ситуации невозможно было просить трёхлетнюю визу, ибо её срок не вмещался в срок действия моего паспорта, и моя анкета была заполнена стандартно на "год", но сотрудница сама предложила расширить запрос на "два года", увидев мой послужной список виз в паспорте, и в итоге они издали для меня такой нежданный и будто подарочный двухгодовой шенген.

Так что же побудило меня вновь пуститься в шенгенские степи, а не оставить их на время приурочено к концовке польской визы? И что побудило несвойственным образом совершать все эти внеграфичные поползновения на работе? Что побудило ехать в уже посещённую Чехию, а не в новые места? Правильный ответ – концерт QUEEN. Настоящий. В середине лета у меня возникло беспочвенное желание проверить сайт Queen на предмет расписания туров, чем я занимаюсь примерно раз в год касательно краткого перечня артистов. И на сайте действительно оказался расписан будущий тур, и билеты уже продавались. Возможно, я просто не залипаю в новости социальных сетей, откуда это можно было узнать ранее, но и особенного кипиша со всех сторон на этот список дат тоже нигде не наблюдалось. И тут у меня возникла идея "сейчас или уже никогда", рождённая именно на фоне того, как будет уместнее совершить все разборки с датами и организацией сейчас на этом туре, чем снова ловить годами неизвестный тур будущего в неизвестной части света, выделяя на отслеживание информации тонны своего времени и доставляя тем самым бесконечно больше дискомфорта в жизнь. К тому же было так опрометчиво откладывать идеи на неведомое будущее, где никакого тура вообще может никогда не быть, в то время как мне уже из азарта близости невероятного достижения хотелось закрыть свой хет-трик: посетить в своей жизни концерт каждой группы из триады своих любимых групп (Beatles, Queen, Pink Floyd).

Желаемое действие выглядит странным, ведь в нашем веке эти группы, разумеется, не могут вести деятельность в истинном составе, в котором они перешли со сцены в исторические хроники мировой культуры. Поэтому в голову даже не приходит сначала возможность в современной реальности оказаться на концерте "этой группы". И мне потребовались целые эпохи, чтобы осознать, что "я могу" посетить концерт реального Пола Маккартни или реального Дэвида Гилмора, которые воспринимаются уже просто как герои мифов, а не действующие исполнители. И тем самым для меня это и видится сложным – в нашем мире оказаться на выступлении "этой группы", ведь нужно сначала пройти ментальный путь осознания и уверования в то, что в действительности можно соприкоснуться с легендой, а затем уже каким-то чудом пересечься с время от времени выбирающимися покурсировать по миру музыкантами, желающими трясти стариной. И эта тряска старины всегда востребована, билеты распроданы и стадионы переполнены, что благостно является для меня подтверждением непрекращающегося почтения и восхищения публики к этим мэтрам и знаком того, что они скорее не представители добротного прошлого, а представители великого вечного. Касательно солистов вроде Пола Маккартни моё обычное окружение чаще всего разделяет и понимает это отношение. Но касательно группы Queen встречаются категоричные мнения, что без вокалиста смысл коллектива становится утерян, а без вокалиста в лице популярнейшего, харизматичнейшего и профессиональнейшего Фредди Меркьюри смысл утерян вдвойне. Что ж, я отношусь к этим мнениям спокойно, тем более что они озвучивают позицию одного из участников самой группы Queen басиста Джона Дикона, отказавшегося от дальнейших выступлений. Но я всё-таки смотрю на современные гастроли с другой точки зрения. Мне важны сами песни как музыкальные произведения (а есть песни авторства каждого участника группы), именно они вдохновляют меня и пробуждают мою любовь, а уж присутствовать при живом исполнении настоящими "Квинами" – для меня не развлечение на вечер, а важное жизненное паломничество к своим героям, пусть их в составе сокращённо двое: Роджер Тейлор (барабаны) и Брайан Мэй (гитара). Уж все затраченные ресурсы на эту поездку однозначно демонстрируют суть моего отношения и восприятия "Квинов" в существующем виде. Итак, мы начинаем Королевское Путешествие (потому что праздное и потому что Queen)!

Стены пражского метро отделаны далеканиумом

Правда до Пражского метро на моём пути встретилось уже много нового и любопытного, начиная с онлайн-регистрации полёта в рабочий понедельник, которая, впервые такое встречаю, хоть и была онлайн-регистрацией, но не предоставила для скачки посадочный талон и обязала так или иначе явиться на регистрацию во плоти. Утром вторника мир был покрыт мистическим туманом, как нельзя подходящим для таинственного волшебного путешествия в готичную Прагу. Разбавил эти чувства российским колоритом презабавный водитель такси до аэропорта Анатолий, который слушал на бесконечном повторе одну и ту же песню шансона (понимаю, когда таким занимаешься наедине с самим собой, но выставлять это занятие на людях, обрекая их разделять его, странно и не принято), выразил удивление, что можно в поездке ориентироваться по мобильной карте маршрута, и рассказывал "невесёлые" истории про аварии.

В самолёте также попался интересный персонаж, обрётший бессмертие в речевых сравнениях – сидящий на кресле сзади Человек-свинья, как мы с компаньоном окрестили "даму" необъятных размеров с ядерной войной на лице, но главное, отвратительным свиным хамством и духом спиртного. Её соседка была комично аналогична с повязкой на глаза "спящая красавица", и они здорово спали, похрапывая и упёршись друг в друга. После такого зрелища собственная самооценка взлетает выше самолёта! Приземлившись, мы попытались приобрести билеты на автобус до города в автомате с помощью карты, и он долго-долго отказывал в совершении операции, но затем, когда мы не сделали ровным счётом ничего нового, на N-й раз всё же продал билеты: не иначе как чудо, хотя никакого беспокойства всё равно не возникло, не получилось бы так, нашлось бы как поступить иначе.

Трлдо

Лишь только выйдя на пражские улицы, мы уже успели заприметить необычное: уличную еду под названием ТРДЛО или трдельник. Это трубочка похожая на ту, что останется от сосиски в тесте при удалении сосиски, а в полость внутри помещаются сладкие джемообразные субстанции и прочее десертное наполнение вплоть до мороженого. Выглядит так, будто трдло – истинно-традиционная чешская еда, и все желают её попробовать. Но на самом деле это искусственно раскрученная забава для туристов и мода времени (как популярные пупырчатые вафли с аналогичными наполнителями), лишь с этой целью базированная на "историческом".

Туристического времени в Праге получалось два неполностью свободных дня (утром первого прилёт, вечером второго Концерт), и третий день полностью на путь домой (потому что рейс "туда" был прямой – во второй раз на веку Working Class Travel, а "обратно" с пересадкой да ещё и с попутным переводом времени в будущее). С целью использовать имеющиеся дни максимально полезно, мы запланировали на каждый из них посещение бесплатного городского пешеходного тура, с концепцией которых познакомились на просторах Польши. Этих туров в Праге оказалось так много (причём аналогичных по локациям, вот так конкуренция), что интернет буквально ломился описанием опознавательных зонтиков гидов и мест встречи, так что мне было просто необходимо чётко систематизировать все результаты гугла в табличку (control freak!) и чувствовать спокойствие, что теперь всегда можно найти в городе тур и попасть на него при всевозможных задержках расписания.

Карлов мост и Пражский град

Для меня ещё с первой поездки в Чехию главным впечатлением от неё стала готичность. Как ценитель жанра я вообще не могу равнодушно смотреть на хмурые, но витиеватые  готичные постройки, статуи, башни. Эти башни вообще будто невзначай прорезались из земли посреди города, то тут, то там – "строю башни, где хочу", башни сами по себе без какого-то сопутствующего сооружения. Самое же туристически "святое" место, Карлов мост, произвёл на меня тогда и производит сейчас впечатление совершенной сказочности. Возможно, это связано с тем, что когда находишься на мосту, меньше видно современного города и будто переносишься в средневековье или в параллельную реальность, где атрибуты средневековья и прогресса сосуществуют.

Хотя в ту первую поездку ещё школьных времён меня глубочайше поразила красота и атмосфера увиденного, его смысл остался воспринят как-то по-детски поверхностно и скорее был переосмыслен в свои собственные фантазии, поэтому сейчас мне с особенной силой хотелось не только проникнуться визуальным упоением, но и ознакомиться с настоящей историей своих героев (архитектурных сооружений) более основательно, бесплатный тур был тут как раз отличным подспорьем. Мы подошли к месту сбора, являвшимся конечной точкой предыдущего утреннего тура, и застенчиво наблюдали, как с него пришла группа с гидом, и часть людей собиралась продолжить поход  на следующий тур. Мы молча и тихонечко прибились к ним, и хотя всё было легально, мне было несколько неловко без процедуры приветствий и вливания в команду. Чувство пару раз возвращалось, когда по ходу маршрута гид (дужелюбно) говорил прохожим не приставать, что вскрывает диссонанс: ведь тур истинно бесплатный, не создаётся ситуации, когда кто-то бесплатно послушал чужого оплаченного экскурсовода, но видимо, в данной культуре надо присоединяться с начала с процедурами.


Лекторий на Карловом мосту открыл мне любопытные знания. Во-первых, будучи средневековым (14 век), мост стал называться Карловым только в 19 веке, а до этого был просто "пражским", потому что был в городе всего один. Во-вторых, сначала и долгое время (опять века) он существовал вовсе без своих скульптур, которыми сейчас как раз и знаменит. Про каждую из скульптур можно рассказывать длинные рассказы, но, в-третьих, для меня стал любопытным открытием рассказ о том, как король сбросил с моста священника (Яна Непомуцкого, ставшего католическим святым). И ныне на мосту стоят памятные знаки, отмечающие место данного деяния, барельефы, статуя Яна, а сам он является единственным святым, у которого на нимбе рисуются пять звёзд (а не иное количество), потому что именно столько их привиделось людям в воде у моста после события. Все эти прикосновения к истории и её включения в нашу действительность подобными историческими байками милы моему сердцу.


Итак, я обожаю Карлов мост, но у меня есть к нему определённая претензия, а именно: на нём невозможно сфотографироваться, потому что его полностью покрывает толпа туристов, пришедших пообожать Карлов мост. В результате и в течение некоторого времени до начала тура, которое мы выкроили на самостоятельное обожание Карлова моста, и на протяжении самого тура, начавшегося при входе на мост и шествовавшего по нему, у меня не получилось сделать ни одной репрезентативной фотографии этого красивейшего места, поскольку пространство вокруг кишело прохожими, и оставалось только снимать виды за перилами. На западном берегу домики сходятся совсем близко с водой, к тому же тут пролегает узенький водный каналец, и хотя он всего один, это небольшое место получило своё название "Пражская Венеция".

Чешская каналья

"Безбашенная" башенность (строю башни, где хочу)

Башни построены в разное время, а ворота между ними – ещё в другое время. В одно из прилегающих к башням зданий гид завёл нас внутрь через дверь книжного магазина (искренне предупреждая, что мы не обязаны покупать ничего), уверяя, что показывает место, куда из всех гидов Праги водит только он (получается, даже внутри своей организации). Магазинчик был частного формата, и за ним присматривал сварливый пожилой чех, которого, по словам гида, пришлось долго умасливать для разрешения водить группы. А прошли мы насквозь на задний двор и поднялись куда-то по лестнице, где увидели древнейший барельеф в стене башни, ныне прикрытый от улицы пристроем, отданным в попечение "обществу за старую Прагу", которому и принадлежит сварливый чех. Всё это произвело на меня чудесное впечатление, это же такое комбо: и прекрасный город с шикарными достопримечательностями, и древняя история со старыми загадками, и интеллектуальные общества с людьми с интеллигентными интересами, и тайные общества, собирающиеся под боком средневековой башни. Какая интересная была бы жизнь, если быть таким любителем старой Праги, прямо так и вижу еженедельные собрания за чаем (пивом, раз Чехия?) для обсуждения вопросов исторических монументов и хронологических летописей города.


А на этой улочке, взбирающейся на гору к Замку, мы узнали ценный лайфхак о том, как сориентироваться в средневековом городе во времена средневековья. Оказывается, почти у каждого старого дома есть какой-нибудь опознавательный знак на фасаде, это может быть рисунок, барельеф, статуя, вывеска…, изображающие что угодно: реальное животное, предмет быта, мифологическое существо. Предмет обычно обозначал род деятельности жильцов (как, например, ножницы портного), а всякие существа, похоже, выбирались просто по нраву (за исключением головы медузы горгоны, которая, как считается, призывала отпугивать людей суеверием от расположенного в здании заведения – дискуссионный вопрос, какого). Так появлялись дома с животными и прочим на фасадах, которые служили для описания маршрута по городу и указания на конкретную локацию ("иди прямо до дома с лобстером и поверни налево у дома с зайцем").

Пражский замок занесён в книгу Гиннеса как самый большой в мире. И правда, выглядит он, скорее, как целая область из отдельных зданий, к тому же уже отремонтированных современно и от этого создающих впечатление, что среди них ещё надо найти основной замок, в то время как этот комплекс строений – уже он. На уличную территорию внутри комплекса впускают бесплатно, но все крытые зоны уже оплачиваются по билетам. Исключение – зайти в собор Святого Вита (и то на ограниченную площадку у входа). Но именно ради него вообще стоит идти в замок, ну и посмотреть на город с высокой широкой горы, конечно же. В ту мою первую поездку с безалаберной подготовкой и отношением собор Святого Вита стоял в строительных лесах реставрации, поэтому даже не остался на моих фотографиях. Очень хотелось сейчас этот пробел восполнить, ведь он так прекрасен, могущественен и готичен, но… очень велик и всё равно не влезает в объектив. Из своего косноязычия мне хотелось бы называть его Витёк, и мысленно я так и делаю. Здесь гид вновь заставил меня удивиться: когда мы смотрим на этот собор (на Витька), мы автоматически считаем его супер-старым и в целом так оно и есть, ведь начали строить собор в 14 веке, но закончили… в веке 20-м! Поэтому архитекторы нового времени из чувства собственной важности включили на фасад барельефы в виде себя. И это умопомрачительно на готическом соборе среди горгулий и святых видеть изображения этих мужей в современной деловой одежде.

Найди чуваков в пиджаках на розе древнего собора

Таким образом, тур выдался просто отличный, очень информативный, и информация запомнилась! В принципе я люблю и самостоятельно побродить по городу по своему плану, что по стечению обстоятельств случается чаще, но если есть комфортная возможность присоединиться к этому виду активности, бесплатному туру, это всегда идёт на пользу. Времяпрепровождение по-особому упорядочивается и приятно формализуется официальным занятием, и появляются возможности пополнить сознание новыми фактами прямо на месте, а не загодя у интернета. В конце тура, мне уже было известно, гид принимал чаевые, которые определённейше заслужил, на мой взгляд, и мне хотелось также поучаствовать и пополнить его карманы, ведь с прошлой поездки у меня сохранилась монетная мелочь в кронах, которая специально сейчас должна была пригодиться мне (18,5 крон, а других наличных у меня не было за ненадобностью)! Но после такой хитроумной заблаговременной подготовки меня ждало разочарование, ведь гид не достал никакого ведёрка, мешочка или шапочки для сборов, как происходило на посещённых мной ранее турах, а просто принял в руки все банкноты, которые отдавали другие туристы. Ссыпать ему свою кучку монет (бухту мелочи) в таких обстоятельствах было просто невозможно! И он убежал. И чувство смущения и разочарования совместилось в моём сердце с чувством необходимости как-то донести до этих гидов, что ведёрко или мешочек повысят их выручку, ведь собирать средства будет легче физически и удобнее морально: все смогут кидать любые суммы, не стесняясь, да и в некоторых культурах считается невежливым в отрытую давать деньги, и люди разрываются между смущением дать открыто или смущением вообще не давать. Здесь нужно перенять опыт ведёрка у польских коллег, о чём теперь повествует мой отзыв на нужных сайтах, и я мечтаю, что его примут во внимание.


С замковой горы не пройдёшь мимо панорамы. Обычно я делаю миллиарды фото таких панорам, которые никуда не выкладываю, потому что издалека большинство городов выглядят жутко похоже или мелко и никакого в этом не получается смака. Но тут уж выложу, потому что это место для меня будто бы знаковое и связывает меня с той первой чешской поездкой, когда мы ездили с одноклассниками и учителем, присоединяясь к группе других туристов. За время путешествия мы с парнем-одноклассником сдружились сильно, тусили вместе весь вояж напролёт, изобретали собственные коверканные слова, сочиняли песни (хиты "Человек-загадка" и "Ода аллергии"), даже пропускали обзорные экскурсии по городам, чтобы в это время потусить. Но после поездки наше общение невзначай сошло на нет, оставив у меня лишь пачку цифровых снимков, взятых с фотоаппарата этого товарища (передаваемых на диске, а не на флэшке, и тогда, кстати, мне открылась разница между CD-R и CD-RW), потому что в то время у меня вообще был советский плёночный аппарат "Смена-8". Но как же классно мы жгли! Вплоть до самого популярного в рассказах о той поездке события, когда случайно зашли в магазин взрослого видео, будучи в поисках диска с саундтреком к "Властелину Колец", и спросили там саундтреки.

Именно при обозрении панорамы города у меня возникло ощущение недостатка времени в этой поездке, ибо несмотря на то, что это было повторное посещение изведанной ранее страны, хотелось бы посетить гораздо больше достопримечательных мест и лучше и сознательней проникнуться. Мысли и возникли от того, что многие желаемые места были видны с этой точки: аналогичная гора с замком Вышеград на другом конце города, современная телевизионная башня, усыпанная макетами взбирающихся на неё младенцев, и другая башня на другой горе, построенная как уменьшенная копия Эйфелевой. Также хотелось бы посетить туры не только по "старым" местам, но и по тематике новейшей истории – войны, коммунизма. А ведь на этапе подготовки из нескольких локаций концертов турне мне понравилась именно Прага в том числе удобной датой, при которой можно было бы соединить отпуск с ноябрьскими праздниками, от чего получились бы большие чешские каникулы, да может, с заездом в Москву, но всё это почему-то отошло в сторону, оставив три дня посреди рабочей недели, наверное, просто потому что не было моральной воли и эмоциональных сил раздувать грандиозный тур на месте точечной вылазки.


Ракета стартует из центра Праги. Сиквел фотографии лондонской панорамы с "одинаковыми" четырёхбашенными британскими постройками. Здесь тоже "мы такие разные, но всё-таки мы вместе".

Спустившись с замковой горы, мы пустились по избранным достопримечательностям самостоятельно. Сперва на знакомую мне "самую узкую улочку" – хоть она когда-то стала первой такой в моей жизни (теперь я понимаю, что их таких пруд пруди), тот давний восторг давно поутих, и сейчас я просто не понимаю, зачем подобные короткие проходы длиной всего лишь в стену дома называют улицами и расфуфыривают. Мне гораздо больше приглянулись стоящий напротив ресторан "Швейк", соседний магазинчик пряников или... дом Кафки.

Далее мы проследовали к значимой для меня достопримечательности "стена Джона Леннона". Собственно, это просто заграффитченная стена, когда-то разродившаяся из граффити с портретом Леннона и с тех пор постоянно существующая в таком виде уже не только в честь него. Она находится в историческом центре и прямо напротив посольства, но вандализмом сейчас не считается, даже считается культурной ценностью. Теперь я это знаю, разобравшись, но пока мы не добрались до стены, у меня были сомнения, что она вообще будет на месте: пару лет назад ходили слухи, что стену закрасили белым, складывая впечатление правительственного запрета. Но в любом случае мы шли посмотреть даже на белый закрашенный объект, настолько была привлекательна эта история. И стена оказалась живёхонькая и цветастая на нужном месте, ведь вышло как раз наоборот, что правительство любит и поддерживает стену, а закрасили её тогда сами уличные художественные движения с идеей выразить обновление (обнулить) и продолжить затем рисование. Тогда же на стене написали "wall is over" (аллюзия на песню Леннона), и с такой деталью сразу становится понятно, что это не руки правительства, которое не стало бы так творчески вести дело уничтожения, вот и чего все тогда всполошились? Не то что с Карловым мостом, со стеной Леннона получилось без проблем сфотографироваться, несмотря на обилие людей (просто здесь они уважали друг друга и не мешались друг другу, ну и ещё здесь просто длинная стена…). Никаких надписей про любовь к Стенам (от имени Роджера Уотерса) от меня на этот раз, потому что тут смысл не в надписях, а в граффити.

I love your wall

И финальной достопримечательностью дня стала церковь-музей, где хранится куколка в виде младенца Иисуса, которую по сложившейся традиции наряжают в разные одежды под разные события, и именно эти одежды составляют собой музей. Это всё забавно, конечно, но гораздо большее впечатление на меня здесь оказала совсем микро-выставка из двух витрин, заполненная поделками-сценками Рождества, предоставленными многими странами. Они так и разжигают желание сотворить собственную сценку Nativity (и называются специальным словом "вертеп"). А также здесь можно было взять бесплатную открытку с фото рождественских поделок, что стало просто божественной вишенкой на торте дня.

В хостеле нас ожидала просторная и чистая комната с настоящей мансардой, через окна которой было видно небо, что было просто волшебно и сказочно по атмосферности, а также привело к тому, что кровати оказались одинарные, а не двухэтажные (чтобы удобнее разместить их в комнате при наклонной крыше). Шкафы с вешалками позволили по-барски разместить верхнюю одежду (которую было непонятно, куда класть, в каком-нибудь другом тесном хостельчике, где можно застрять в проходе между кроватями). А в таких условиях моё первое путешествие в пальто и в осени прошло очень комфортно. Кстати, об осени: уже второй раз в заграничной поездке меня застал… Хэллоуин. И сначала у меня были просто грандиозные ожидания того, чем этот праздник будет в готической Праге. Это же должна быть феерия! Но, к моему удивлению, никакого апофеоза не было, только пара соседей по комнате отправились по вечеринкам (но это же можно было сделать в любой день), но никаких костюмов, никаких повсеместных украшений в городе, лишь несколько тыкв были выставлены при входе в буквально пару-тройку ресторанов. Либо в Чехии не так широко отмечается Хэллоуин, либо его помпезно отметили в предыдущую ближнюю пятницу и субботу, а к истинному вторнику уже успокоились. Но это не помешало мне надуть припасённый хэлоуинский шарик с тыквами и… ничего с ним не поделать.

Стенды с бумажными рекламными материалами (бесплатными) в хостеле ну просто ломились от брошюр, карт и флаеров, что в целом подытожило моё впечатление дня, что в Праге очень "турно" (обширная экскурсионно-развлекательная инфраструктура для туристов). Сам старый город огромен по площади, состоит из нескольких районов и раскидывается на обоих берегах реки (это не пара квартальчиков, как бывает в некоторых городах). Этот город составлен из исторических зданий и тысяч сувенирных магазинов, плавно перетекающих в просто качественные вещевые магазины, что также туристично. Туристам предлагается куча активностей, развлечений, экскурсий за город и по городу. В Праге действительно найдётся, как отлично провести длительное время! Но при всём этом есть контрастный недостаток: здесь всюду платные туалеты, даже в Макдоналдсе.

Орлой - так зовут эти часы

Для первого дня мы определили тур по замковой области, а на второй день распределился тур по старому городу, более близкому к отелю, чтоб не удаляться в заречные дали и успеть вернуться до концерта, что также распределяло ходьбу между двумя днями, включая задуманный пеший путь на концерт. В условиях безумной конкуренции туров (опознавательные зонтики торчали через каждые пару метров, как настоящие грибы во время дождя), избранником в этот раз стала фирма с самым красочным описанием на сайте и самым выделяющимся названием Sandemans, что для меня означало "Сэндмен". Хотя дождик в самом деле вынуждал бродить под зонтом, впечатление от этого не испортилось, гид Йен рассказывал увлекательно, затевал интерактивы, был внимателен, но больше всего меня в нём поразило то, что он был бразилец! И, тем не менее, говорил про неродной ему, как и мне, город с поразительной выучкой и знаниями профессионала.

Здесь обо мне вспомнила карма: Собор Вита вчера долгожданно не был-таки закрыт строительными лесами, однако вместо него важнейший монумент Астрономические часы – оказался обвешан полотнами реставрации. Хотя на самом деле это не мешает ни рассматривать сами часы, ни наблюдать их механизированное представление, когда движутся фигуры. На это представление тур даже не стал специально останавливаться (с идеей, что можно посмотреть действо самостоятельно в другое время), а мнение гида было таково, что в наше время движения фигур кажутся чрезвычайно банальными, будто они просто потрясываются, а другие ездят по кругу на колесе, по очереди проплывая мимо дверцы. Раньше это, наверное, впечатляло и вдохновляло тех давних людей средневековья, может, это были будто роботы для них и великий прорыв, но сейчас сами движения для нас ничего особенного не представляют. И всё же это же весьма весело, любопытно и положительно – смотреть, как движутся средневековые фигуры средневековым механизмом прямо на улице. Получается прикосновение к истории, взгляд на инженерные решения и технологии того времени и проникнутость средневековым духом и укладом. И мне наконец стало понятно, что именно показывают астрономические часы, и получилось взглянуть на них не как на красиво скомпонованные части узора, а как на прибор времени (они отображают кучу разных показателей: количество часов с восхода, фазу луны, на циферблате буквально видно взаиморасположение светил, это превосходно!)


Эта суперготичная фотография сделана через дыру (окошко) в стене, окружающей старое еврейское кладбище. Вход на него ограничен, а небольшой кусок виден издалека в другой части местности. Но нам повезло где-то в неожиданных задворках заметить дырочку случайно, за которой оказался вид с открыток, и всё стало понятно, без этой дырочки объект остался бы не охвачен! Кладбище шокирует тем, что плиты буквально стоят друг на друге, никому бы не пришло в голову, что такое возможно (на фото ещё далеко не самая большая плотность). А всё из-за того, что евреям запрещали расширять территорию проживания, и, соответственно, кладбище тоже не могло расширяться, поэтому пришлось расширять его ввысь, производя захоронения слоями и ставя памятники, как удастся. В итоге этот квартал намного выше прилегающего уровня земли, что выглядит даже жутко. Рядом с этим мрачным местом находится синагога (ох, как же здорово она называется "старая новая синагога"), в чердаке которой по преданию заперт Голем, известный всему миру и появившийся именно в пражском гетто. Так что посещение этого гетто в плане просветительской функции успешно заткнуло своих собратьев из прочих городов.

При прощании группы с Йеном ситуация с отсутствием мешочка для чаевых повторилась и пришлось вновь позорно скрыться, уповая на искупление будущим интернет-отзывом. Но всё же громко говорить, что у нас абсолютно не было наличных. В закромах сумочки для паспортов были мои 20 евро, взятые на всякий случай, потому что они имелись дома и более актуальны в течение иностранной поездки. На этот факт моя компаньонка среагировала сначала позицией "на кой они нам нужны, здесь же кроны!" и, ох, пришлось мне сделать ей выговор. Ведь у неё самой дома была просто прорва бумажных евро, к тому же и набранных для какой-то предыдущей поездки в таком умопомрачительном размере, но с целью "на всякий случай", а сейчас она заявляла мне, что спокойно оставила их дома, потому что Чехия, видите ли, не евровая страна. В общем, если есть – надо брать, при наступлении "всякого случая" махнуть этой бумажкой перед такси будет всяко легче, чем искать банкомат для снятия с карты. Мои 20 евро даже услужили мне в отеле: там нужен был залог для получения ключа от внешней двери, закрываемой в ночное время. На самом деле залог был 10 евро, и так как у меня была только одна бумажка в 20… увидев мою готовность её отдать, нам разрешили вообще не оставлять залог. Вот так мне пригодилась эта купюра (даже ещё не будучи потраченной), подаренная мне на работе и ставшая самым искренним и близким подарком для меня, ведь показала, что мои увлечения известны коллегам и они чуткие внимательные люди, несмотря на то, что я аутичная стена.

В ходе экскурсии возникало обсуждение фальшивых денег, вдохновившее нашу озадаченность тем, не вышли ли уже из оборота мои кронные монеты. Кто-то показывал свои кроны гиду на проверку, но для меня не выдался подходящий момент, поэтому с этим вопросом мы зашли на почту, где можно было на сию сумму купить открыток. Странная ситуация произошла здесь: женщина-почтальон при вопросе "посмотрите, это настоящие деньги?" даже не взглянула на них и просто резко сказала NO. Из контекста было понятно, что она просто не будет ничего смотреть, и даже на вторую попытку "я просто хочу знать, можно ли ими расплачиваться" она ещё сильнее отстранилась вглубь прилавка и не стала смотреть. Что ж, через пару минут в отеле меня полностью проконсультировал сотрудник вежливый пожилой джентльмен, даже прочитав цифры с каждой монеты, будто бы мне могли быть не понятны цифры. Деньги были действующие и мы вернулись на почту, где без проблем купили ими открыток у той же grumpy woman, просто начав разговор сразу с процесса покупки. Хотелось бы определить, узнала ли она меня во второй раз, поняла ли вообще ситуацию и что было с ней в первый раз. А достижение покупки тут было такое, что на мои 18 крон на почте удалось купить 6 открыток по 3 кроны, в то время как в остальных магазинчиках одна открытка стоила 10-15 крон. Ещё полкроны были отданы в копилку чаевых в сувенирной лавке, идеально.


Когда заходишь в отель посреди отпускного дня, создаётся ощущение, что день делится надвое и при выходе вновь на улицу начинается новый. Вот так будто бы новым днём мы вышли к вечеру из отеля, оставив всю экскурсионную чешскость за плечами и отправившись на встречу совершенно другой теме – Queen. Расстояние до стадиона по городу было около 5 км и нам было психологически необходимо преодолеть их пешком, чтобы эта дорога стала нашим ментальным путём погружения в тему и ритуалом достижения, преодоления квеста, в конце которого ждёт важное жизненное событие, на которое нужно настроиться. Тем временем, на улице стемнело, перенося нас будто в другой мир и отрешая от предыдущих мыслей, и здесь мне начало наконец "вериться" в реальность нашего концерта и при мыслях о нём даже пришли следующие интересные открытия. Ведь мы сейчас находились в Чехии, то бишь в Богемии, что весьма коррелирует с главной песней Queen "Богемская рапсодия" (по реке даже плавал кораблик с таким названием), можно было бы даже назвать нашу поездку богемской для использования этой игры смыслов и слов, но это дюже банально. Но кстати, на самом деле песня эта вовсе не "богемская", а "богемная", про богему, то бишь, а не про географическую территорию, а "богемской" она стала с лёгкого отношения при переводе, но этого уже не изменишь.

Стадион был окружён толпой, которая внушила нам опасения, что мы не сможем приобрести билеты на метро, когда все повалим в него после концерта, от чего родилось небольшое "личное приключение моего компаньона по добыче билетов": мы решили, что она спустится за ними на станцию метро (прямо у стадиона), пока я займу очередь на вход. В итоге билеты купить получилось, но моё стояние в очереди оказалось немного бессмысленным, потому что всё равно пришлось выйти из линии к концу для нашей встречи (она в упор не видела меня за несколько метров на оговоренном месте встречи). Но сама покупка билетов была полезной и план удался: на этой станции не работала покупка картой и получилось приобрести билеты по карте только в киоске, который к ночи уже был бы закрыт. Так что мы лихо преуспели! И очередь на самом деле шла нереально быстро (хотя не было никаких разделений потока по местам на подъезды), мы прошли внутрь сквозь проверку вещей (люди оставляли на входе зонты и  ковёр…) за пару минут с момента открытия, и во внутренних пространствах стадиона не было давки, было даже малолюдно, в том числе на пути в туалет. Единственной странностью стал платный гардероб, но даже отправившись в свой стоячий партер с верхней одеждой, мы совершенно никакого дискомфорта в итоге не испытали.

Сперва у меня, как обычно, никак не зачиналась эмоциональная вовлечённость в происходящее. Стартовало шоу, а мне было лишь "приятно", что физически удобно стоять, толпа вокруг вежливая и даже в щёлочку (между головами впереди стоящего народа) видно перемещающегося по сцене маленького Брайана Мэя. И посреди этих положительных, но очень ровных и покойных ощущений, первый взрыв потрясения случился, когда вдруг внезапно совершенно неожиданно Брайан Мэй будто бы пробежал по головам людей и оказался буквально рядом большой и настоящий. Оказалось, что так близко ко мне заканчивается ведущий от сцены подиум, о существовании которого было неведомо раньше, ведь он был скрыт толпой. Это потрясение и близость Брайана, которого можно было детально рассмотреть, включая его знаменитейшую самодельную гитару red special (собранную в стародавние времена из каминной полки и перламутровых пуговиц, но выглядящую, как модный фабричный продукт с завода, прошедшую с ним жизненный путь к вершине славы и прекрасно чувствующую себя до сих пор), расшевелило мои эмоции в первую очередь эффектом нежданности, ведь во всех моих представлениях события вылавливать далёкие фигурки артистов на сцене уже было максимумом ожиданий и удовольствия. А тут вышло, что Мэй и товарищи даже не раз ходили на этот подиум, эксплуатировав его по полной, один раз даже переселив на него ударную установку с Тейлором, такой вот получился апгрейд билетной зоны для меня! И в целом на протяжении концерта видно было достойно, поскольку выступающие часто ходили по этому подиуму или же поднимались на помост на сцене. Кстати, уже после концерта выяснилось, что минимально возможное расстояние до подиума было лишь немногим меньше расстояния между ним и моим местом, ведь перед подиумом находился пустой "ров", незаполненный людьми. По рву после действа начали ходить техники, прибираясь, и они оторвали приклеенные к подиуму листки с заметками для выступающих, отдав их протянутым рукам толпы. Также в финале через ров очень мило приносили водичку для особенно разгорячившихся. 

Суть нежданности, видимо, как раз и служит катализатором моей эмоциональности, ведь второе событие, уже полностью растопившее мой лёд и вовлёкшее в буйство радости – это зазвучавшая вдруг неподготовленным перетоком из предыдущей композиции песня "I'm in love with my car". Я не исследую трек-листы концертов Queen текущего периода и в принципе у меня не было размышлений о том, что может быть исполнено, поэтому произведение зазвучало сюрпризом, подарком (пусть даже если как раз задуматься о требованиям к трек-листу, будет ясно, что она очень уместна на концерте, принадлежа авторству Роджера Тейлора). А песню я сильно выделяю, потому что… она забавная: она страстная и пафосная, но про любовь человека к своей машине и восхваление её автомобильных качеств. Всегда провожу параллели и представляю, какой классный бы получился клип при использовании этой песни в "Топ Гире" (тем более именно там в Британии и даже, может, в самом "Топ Гире" провели исследование, что самые частые песни для вождения – это Queen). Ну и вишенкой на торте истории этого трека является то, что он – обратная сторона пластинки с синглом "Богемская рапсодия", которую, по байке, Роджер упросил выпустить с таким своим задником, заперевшись на забастовку в шкафу.

Разумеется, случился и уже ожидаемый, но тем не менее сильный духом сентиментальный момент исполнения Брайаном песни "Love of my life", которая сейчас позиционируется на выступлениях как дань памяти Фредди. Брайан приблизился к публике, играя на акустической гитаре в самом конце подиума, и был так близок ко мне, что можно было видеть, как под конец он прослезился и прикрыл глаза рукой. Задумываюсь, как он способен не черстветь, повторяя выступление на каждом концерте? Каким образом шоу и развлечение, чем является эта деятельность, всё-таки продолжает быть и личным прочувствованным общением с музыкой? Чувствую уважение к Брайану за отношение, которое он демонстрирует. К слову, также в принципе я восхищаюсь Брайаном за то, что он… астрофизик (доктор астрофизики!). И даже здесь на концерте он не упускает момент невзначай популяризировать науку, "совмещая приятное с полезным", минутку передышки для разгрузки и общения с аудиторией он использовал, чтобы снять со сцены стереографические фотографии себя с залом, ибо увлекается стереографией. А космическая тема была им затронута в сольном выступлении с инструменталом (и хотя проработка космической темы авторства Пинк Флойда мне импонирует больше, Мэй определённо искренне старался).

Что до приглашённого вокалиста, этого Адама Ламберта, у меня не возникло никакушенького отторжения этого человека, хотя он нагламуренный вертлявый кривляка, надоедливо крутящий попой на сцене. Видимо, те, у кого есть отторжение к нему или самой идее выступать Квинам с приглашённым вокалистом, логично не посещали данное мероприятие и остались дома, поэтому все пришедшие были также миролюбивы и радостны. Адам сам по себе никогда не стал бы мне близок и важен. Но он сам практически в начале концерта обратился к залу, чтобы загасить чьи-то возможные мысли и озвучить главную идею на случай, если до неё кто-то сам не дошёл: что он ни в коем разе не замена здесь Фредди. Он сказал, мол, вы все здесь безусловно поклонники Квин и Фредди, и я, разумеется (выделено голосом), не заменяю Фредди, а лишь сам его большой фанат, просто мне такому простому выпала невероятная честь исполнять его песни с настоящими Квинами, как и вы бы исполняли их сами с той же целью – порадоваться и насладиться, что они есть, и делать так – совершенно нормально и положительно, а у нас тут есть возможность сделать так в большом концертном стадионе, поэтому давайте просто праздновать это событие и отдавать честь Фредди тем, что мы любим и помним его. Так что парень озвучил совершенно верные вещи, и разве можно его критиковать, в случае когда его для этой работы выбрали сами квиновские мэтры, даже нашли время и место на концерте, чтобы сыграть его собственную песенку (вот это уж точно небывалая честь – спеть свою песенку под аккомпанемент настоящих Квинов).

Когда-то на меня произвело крайне глубокое впечатление даже такое событие, как просмотр видеоконцерта Queen в кинотеатре. По эмоциональному эффекту взбудораженности, проникнутости, причастия и  восхищения тот случай, пожалуй, затмил все похожие последующие концерты, даже настоящие, по праву "первого раза". (Хотя сейчас я понимаю, что поход на подобное развлечение едва ли уже меня тронет, и в этом и заключается эволюция характера, впечатлений и эффект новизны чувств.) С того видеоконцерта у меня появилась идея "собрать троицу" просмотров концертов своих любимых групп (Beatles, Queen, Pink Floyd). Тогда подобные показы были единичны и дождаться именно "своих" артистов и попасть на них составляло достаточную цель, реализация которой и исполнение желаний по которой так просто не произойдут, мол, кто их вообще будет прокатывать в кинотеатре, да и почему вдруг должны из всевозможных выпасть именно эти группы. Однако мало-помалу так случилось, что в кинотеатрах выпустили и концерт Пола Маккартни (закрывший  пункт по части Beatles), и концертный фильм "Стена" Роджера Уотерса (отчитавшийся за пункт Pink Floyd). Так невзначай у меня набралась вся троица, и та цель, казавшаяся фантазией, оказалась плавно исполненной. (Да что там, киноконцерт Дэвида Гилмора в Помпеях закрепляет пункт по части Pink Floyd даже дважды!) И вот от того желания, казавшегося недостижимым, но на практике сложившегося с простотой и даже переставшего по-настоящему трогать душу, у меня и произошло переключение на реальный мир и основную мораль моих путешествий "я могу". Так же мало-помалу до меня дошло, что ведь уже получилось посетить концерты реальных Маккартни и даже недостижимого Гилмора. И кто бы мог подумать, что я действительно смогу собрать свою тройку концертов в настоящем реальном мире! Ведь, во-первых, я обычный человек не самых великих возможностей, которому сложно… а во-вторых, я житель современного мира, где мои любимцы уже являются экзотикой вечности (а не действующими современниками с бесконечным будущим турне) и поймать их не так-то просто. Но вот – через путь всех возможных перипетий я посещаю концерт настоящих QUEEN и закрываю свою "реальную тройку"!

На протяжении поездки мои мысли несколько раз возвращались к традиционной шуточной теме выбора гимна для путешествия, в этот раз казалось неоспоримым, что это должно быть произведение Queen, но нужная подходящая песня никак не находилась (даже "Богемская рапсодия" в чешской Богемии как-то неправильно лежала в теме), ведь всё это были просто песни Queen, а должны быть тем, что охарактеризует именно моё приключение путешествия и будет именно с ним связано. И вот в финале концерта этот гимн нашёлся сам. И это не была песня Queen. Просто выступление завершилось, артисты удалились и зазвучала музыка, сопровождающая выход аудитории из зала, и внезапно, вот эта самая песня (разумеется, выбранная для этой цели авторами мероприятия Квинами) оказалась песней Дэвида Боуи "Heroes". (Тут нужно сказать, что Квины дружили с Боуи.) Песня незаметно включилась где-то на границе сознания, уловимая как отражение собственных мыслей, но постепенно приобрела громкость и заполнила собой весь концертный зал. И на меня сошло озарение, что это и есть наш гимн, в котором поётся, что we can be heroes just for one day, то есть мы, обычные люди, можем достичь вот этого вот события в своей жизни, став героями на один день, и иметь силы попасть на своё событие в Прагу на этот день в середине рабочей недели.

Богемская версия для коллекции

В качестве постскриптума. Утро отъезда сменило предыдущий сказочный день, предлагая вместо праздника великого приключения бытовые оргмоменты пути в аэропорт да и только. Но как раз здесь мне пришла в голову гениальная идея, что раз мы проснулись на полчаса раньше графика, то можем взять и сходить на Карлов мост утром в 6:30 утра. Так мы и узрели совершенно иной образ Праги, хранящей предрассветную тишину и только готовящейся проснуться навстречу дневной кипящей жизни. Это и были те самые моменты готической тишины, тумана и магии присутствия вековой истории. В этот волшебный час один щелчок фотоаппарата сразу создавал "самое лучшее" фото вместо миллиона мусорных снимков в толпящихся массах в предыдущие дни. И, кстати, вся эта поездка прошла на одной зарядке батареек, такой вот факт вышел впервые.


Все думают: "Почему эту церковь закрыли домами?" На самом деле дома старше церкви, возведённой у них "во дворе".



Гот печали (dark shadows)

Гот радости (brilliant highlights)

Комментариев нет:

Отправить комментарий