Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Астана Экспо-2017


Мне всегда казалось необычным, что с автовокзала в центре Екатеринбурга можно запросто уехать в другую страну, а не в соседний городишко. Эта страна – Казахстан. И вот пришла пора наконец-то это испробовать, ибо, во-первых, душа просила "заграничного" отпуска после отечественных Сочей, и во-вторых, в этом сезоне появилась формальная цель посетить Астану, поскольку там проводилась выставка Экспо-2017 (брошюра об этом попалась мне в самолёте из Милана, давненько, и посеяла зерно сего плана). Через день после возвращения из семейной сочинской поездки, так что мне не пришлось даже перепаковывать рюкзак, мы с моим уже традиционным компаньоном встретились для посадки на автобус. Небывалые ощущения, разве это Европа, чтобы границу государства на автобусе пересекать! Билеты приобрели заранее через интернет и хорошенько подстраховались, оформив на рюкзаки по багажной квитанции (это было правильно, потому что для них всё-таки не хватает места в салоне). Опять же для подстраховки забрали билеты в кассе заранее, и тут обнаружился русский казус: между парой билетов и багажных бирок оказались перепутаны номера паспортов, но мне легко и быстро выписали корректный билет после обращения через интернет и прислали прямо по электронной почте, так что сервис удовлетворил.

Автобус неожиданно оказался более приятен, чем мог бы, хотя все "радости" остановок на трассе с туалетами типа "дыра в полу" присутствовали и напоминали, как бесконечно мы отличаемся от Европы. За почти сутки путешествия критический момент так и не настал и, благодаря профилактическим остановкам, ни разу не захотелось в уборную по-настоящему. Одна из остановок была особенно запоминающейся – сразу же после ночного пересечения границы дыра в полу в абсолютной ночной черноте, вот это экстрим сортирных приключений. Контрастом было великое высокое ночное небо, полное звёзд, непривычно видимых в загородной тьме. Сиденья автобуса были удобные на славу, и лишь к глубокой ночи спина накопила усталость и стало не очень удобно спать. Что же мне не понравилось в автобусе, так это телевизор, по которому на весь салон демонстрировался сериал стиля НТВ "про ментов", и так многие часы подряд. Лучше бы телевизора вовсе не было или показывали музыкальные клипы, что более нейтрально, да и в салоне в конце концов есть дети, им вообще нельзя видеть "ментов", хотя бы поэтому. Мне оставалось слушать музыку в плеере и смотреть на ночь за окном, думая о прекрасном, получилось очень атмосферно под душевное стенание свежего альбома Роджера Уотерса, который даже что-то сказал про великие высокие звёзды.


Автобус Екатеринбург-Караганда на остановке в Кургане. Уже начинаются признаки Экспо (наклейка). Во время этой фотосессии водитель съязвил: "Да садись за руль уже". А на следующее утро по-свойски дал вымыть руки водой, текущей откуда-то из-под брюха автобуса, вот он, душевный русский/казахский сервис.

Приехали в Астану мы раньше на пару часов, дошли пешочком до отеля (хостел-квартира) и заселились, и с этого момента началась некоторая пора неопределённости. На границе выдавали миграционные карточки, в которых было указано, что нужно зарегистрироваться в миграционной службе в течение 5 дней. Наш срок поездки был в этих терминах неконкретен, т.к. вроде бы походил на 5 дней, но если бы обратное пересечение границы случилось после полуночи, то это был бы уже 6-й день. Насколько сурово тут относятся к регистрациям и исполнению этих правил, тоже было непонятно.  До нас в хостеле никто о такой операции даже не слышал, что тоже было очень странно, но допустимо, если обычно в жильцах только местные. Хотя регистрация стоит денег и администратор хостела впервые столкнулась с таким вопросом, мы безусловно решили, что проблем с законом надо избегать и лучше зарегистрироваться-перестраховаться. Отзывчивый парень-постоянный жилец Денис присоединился к вопросу и был в контактах с хозяйкой квартиры, он выяснил, что зарегистрироваться через сайт, как мы хотели вначале, не получится (потому что сайт криво работает), а регистрировать во плоти может только хозяйка, которая могла приехать только на следующий день и только в удобное ей время. Это нарушало наш распорядок плановых дел, к тому же до сих пор было неизвестно, какое время ей было удобно, и мы ждали в подвешенном состоянии её звонка. Плюс ждали сдачу денег за проживание с наших свежеобменянных банкоматом тенге и без них ничего не могли. А также начала волновать прочувствованная по пути начинавшаяся супержара в течение дня – как распланировать план, чтобы избежать её? В итоге у меня было неспокойно на душе. И… я чувствую великую гордость за "взрослое разумное серьёзное решение" в этих обстоятельствах после неполного сна в автобусе пойти поспать днём. Мы просто пошли в комнату и два часа поспали, после чего дела стремительно начали нормализоваться: администратор сдала сдачу тенге, мы договорились о посещении миграционного центра (Денис очень помогал, т.к. у него выявилась нужда также посетить этот центр для более основательной регистрации у хозяйки, он был из Узбекистана), и даже назначенное время и место посещения центра удачно вписалось в наш план, добавившись с утра до начала его дел.

На следующее утро мы вовлекли во всё это не только помощника-Дениса, но и прихватили ещё и заселившегося в хостел постояльца-японца (зовут Нака), которому администратор из доброты насоветовала, что нужно съездить с нами, раз это важно. Без помощника Дениса мы бы точно не справились и не поняли бы ничего, он отвёз нас на такси на адрес миграционного центра и выяснял там всё у сотрудников попутно, а они сказали ехать по другому адресу для иностранцев, куда нас довезла на своей машине прибывшая хозяйка квартиры, а затем вернула к хостелу. А мораль оказалась такая: оказалось, что ни нам, ни японцу, регистрироваться вовсе было не надо (для россиян это не нужно, если поездка менее 30 дней). Но и хозяйка, и все-все-все отнеслись к нашему паломничеству со спокойным пониманием и поддержкой (и мы даже денег на дорогу нисколько не потратили). Только было внутренне неудобно было за кипиш перед японцем, но он, кажется, привык к кипишу русских. Теперь наши души были спокойны, чувствуя, что мы пребываем в Казахстане на 100% легально.


Жара дня перенеслась также не сложно, очень помогал ветер (которого вот в Сочи нет, отчего там парник, а в Астане есть). Несмотря на то, что в Астане всюду говорят по-русски, особенно с непривычки чувствуется казахское самоопределение и национальный дух, этому способствует то, что по городу часто встречаются национальные символы, ну и, конечно, то, что основные надписи везде на казахском (а русские дублируют их). Памятники сплошь и рядом изображают древних воинов в традиционном одеянии, по  принадлежности к эпохе аналогичных мифологии русских богатырей. Это нагоняет культурный дух степного эпоса и великих почитаемых казахских корней. Мечети утверждают, что мы в исламской Азии, пусть и в неожиданно светской. А также в Азии очень чистой и современной.

Астана – город очень обширный, ширина чувствуется во всех пространствах: просторнейшем многополосном дорожном полотне, степной плоскости "пустых" территорий, любом пространстве между домами. Везде есть простор, и расстояние на карте в два квартала на практике оказывается длинным походом. Ощущается, что город смоделирован таким специально, с запасом ширины улиц и огромности домов. Среди астанинского простора удивляет отсутствие толп народа. Пока мы шли из одного центрального района в другой по парковой зоне (хотя скорее "степной" зоне, потому что это было открытое плоское пространство без насаждений), в некоторые моменты создавалась ситуация, что не было видно ни одного другого человека в округе.

Обыкновенные гигантские здания

Архитектура не застарелая, современная, но в этой современности нет старой обжитой городской души домов с историей. Современность эта пластиковая, как тонированный пластик астанинских домов (стены обиты пластиком и везде только пластиковые окна). И если Будапешт был "городом прекрасных зданий", то Астана – это "город безумных зданий". Безумных в значении заковыристости и эпатажа архитектурной мысли, когда строят любой проект, просто потому что "разрешено" и "могут". Не представляю здесь никаких градостроительных запретов типа Екатеринбургских резолюций "это портит облик города". Или просто в Казахстане такой вкус? Проекты домов разнообразны, но безмерно китчевы гигантскими арками над улицами, "дырами" посреди домов, наклонными или волнистыми стенами. Есть здание-зеркало, здание-пирамида, здание-подставка для шара, здание-кувшин, а уж зданий с крышами-тюбетейками или шатрами, ясное дело, немало. Касательно архитектуры безумных зданий я замечаю побочный, но очень позитивный для меня момент: в облике города идеально, что нет разрозненного остекления балконов, раз все дома строятся сразу с унифицированным остеклением. Может, это львиной долей как раз коряво-разнобойные балконы захламляют вид наших российских городов, отличая их от зарубежья? Ну и мусор их захламляет, конечно.

Безумные здания: спиралька, свечка, тюбетейка,
эстакадный переход в далёкие дали

Видали, конечно, арки в домах,
но арки над четырёхполосной проезжей частью…

До путешествия мне казалось, что Астана должна быть захолустьем и неприбранной азиатщиной типа "таганского ряда", а вся современность построек будет выглядеть облупленно-пластмассово. Но Астана внезапно для меня обернулась удобным чистым обустроенным городом с инфраструктурой. И "чистый" тут также отличительная характеристика, этот город чище нашего! То ли прибирают, то ли взаправду не мусорят, то ли он такой новодел, что тут не скапливалась бескультура сорить на улицах, где "и до нас грязно", а поэтому никто не продолжает. Формулируя итог: город современный, специально искусственно смоделированный, ладно функционирующий и чистый, но у которого как следствие нет исторической души за этим тонированным пластиковым ликом. Что ж, в таком случае это зарождающаяся прямо сейчас душа текущей истории, которая станет обладать духом времени уже для потомков.


Достопримечательности Астаны такие же новенькие и кажутся искусственными из-за умышленности их постройки в качестве достопримечательностей. Идеальный пример – Байтерек. Это самый распопуляризированный монумент, символизирующий мировое древо (как любимый мной скандинавский Иггдрасиль) с золотым яйцом мифологической птицы на вершине (и воображаемом злом драконе у корней). Изображение Байтерека можно встретить повсюду, он настолько усердно и с высокой частотой "пропиарен", что прочно успел войти в сознание людей, как объект культурного наследия и паломничества на его вершину, куда можно подняться на лифте. Отдохнув в идеальном мраморном закутке на улице, прикрывшем нас в тени в разгар палящего солнца, мы подошли ближе к Байтереку, с удивлением обнаружив, что он по-паломнически имеет длинную очередь страждущих. Над очередью даже был сооружён стационарный шатёр для укрытия от солнца, что доказывало постоянство её как неизбежно-привычное явление. Создаётся очередь системой запуска на монумент ограниченного количества посетителей с интервалами, нужными для поддержания некритичной плотности скопления людей внутри (на выход можно пройти в любое время по желанию). Стоять под навесом шатра было приемлемо, поэтому со свойственным нам упорством через часик мы оказались внутри древа жизни.

Байтерек со свитой безумных зданий

Внутри Байтерека нас ждало ещё одно приключение с сутью продолжения очереди. Само пространство внутри яйца состоит из пары уровней для наслаждения видами города (хотя пластико-стекло зеркально-жёлтое и мешает делать хорошие фотографии). А на высшем уровне есть дополнительное возвышение в центре холла, которое обвивает витая лестница и которое не просматривается снизу. Таким образом, что размещается на этом возвышении и зачем туда подниматься, определить было невозможно, а живая цепь из людей-то туда стояла, полностью покрывая всю лестницу и оканчиваясь далее. Продвигалась она очень медленно. И если бы мы знали, что наверху, наверное, решили бы избавить себя от необходимости туда стоять, но в ситуации неизвестности любопытство и жажда приключений победили неохоту, и мы включились в строй. В итоге через полтора часа с верхних ступенек стало видно содержимое этой площадки: люди подходят к трибуне с углублением в форме руки и прикладывают в него свою руку, как к святым мощам или иконе, и весь процесс, разумеется, сопровождается неспешным фотографированием каждого. Чья же там была рука, сразу мы тоже не определили, но в дальнейшем секрет был раскрыт: Нурсултана Назарбаева! И вот это был первый подобный шок касательно отношения к президенту и темы культа личности: разве в нашей стране возможно представить такой "религиозный" обряд, поклонение, монумент? У нас и памятники при жизни ставить не принято, что уж говорить об аттракционе прикосновения к президентской руке, как к святыне.

Глашатаи Экспо

Присутствие Экспо ощущается всюду в городе через логотипы, декорирование, лозунги. Общественные пространства главной пешеходной зоны были заняты инсталляциями в рамках экспо, одна из самых значительных представляла собой символичных человечков с шаром на руках – каждый символизировал страну-участницу выставки и имел национальный дизайн. Это было безумно похоже на country balls! На основании этой толпы человечков было ясно, кто лучшие друзья Казахстана (по расположению героев): это Россия, США, Украина и всевозможные "что-то-станы" среднеазиатской территории (соседи, в общем).

Хан-Шатыр

При составлении экскурсионного плана по карте было решено двигаться по центральной прогулочной зоне Астаны с востока на запад, хотя куда ориентируются достопримечательности по пути, было не ясно. В итоге мы не ошиблись и исследовать эту территорию нужно именно в таком направлении. На западе она заканчивается могущественным гигантским шатром, в виде которого выстроен торговый центрик. "Хан Шатыр" называется сие творение, и есть неверное мнение, что это переводится как "шанский шатёр". На самом деле это словосочетание сродни словосочетанию "царь-пушка" или "царь-колокол", то есть "шан-шатёр", "шатёр-хан", хан среди шатров. Я не шопоголик, но небольшой пробег по ТЦ мы совершили, высматривая доступную моему пониманию одежду – прикольные футболки, обычно я и не верю в случай встретить что-то нужное, но иду посмотреть ассортимент (и тогда хоть модели не нравятся, но удовлетворение от использованного шанса появляется). Под мостом у Хан-Шатыра располагалось пианино для свободной игры, вот прямо на улице, и это вселило в меня сожаление об утраченных пианинных навыках. А ещё была очередь страждущих, толпа, перед которой было неловко что-то вспоминать, и отсутствие нескольких клавиш и педалей, без которых у меня не работает мышечная память.


И вот мы добрались до самого Экспо! Отстроили объекты для принятия выставки с размахом: круглая территория (очень обширная, как и все территории в Астане) с павильоном станы-хозяйки в центре и остальными многообразными строениями по периметру. Совершенно непонятно, как будет эксплуатироваться эта территория в дальнейшем, ведь она заточена именно под формат выставок, и как извлекать из неё пользу, чтоб она не пустовала и как-то функционировала, не ясно, над этим надо работать. А ведь жалко терять такие усилия и такой размах! Казахский хозяйский павильон был гигантским шарообразным зданием, похожем на "Звезду Смерти", его мы посетили первым. Тематика выставки 2017 года формулировалась как "энергия будущего", и казахский павильон оказался просто общим рассказом о видах производства энергии, такой школьный курс физики с интерактивом, то есть, как раз то, что я люблю, и смотрелся как посещение большого музея науки. Интерьеры задавали дух футуристичности с неоновыми лифтами, прозрачными мостами над пропастью и плазменными экранами.


В определённых залах уже приглушалась мысль, что речь должна идти об энергии, и просто шли сопутствующие экспонаты и подача информации по ключевым тематикам. Моим фаворитом стал зал о космосе.



История, похожая на фото моего брата в мемориале Линкольна: когда вокруг толпа, но исхитрившееся фото делает вид, что нет.

Я в Стар Треке!

В остальных строениях каждая страна имеет свой павильон, где предоставляет свою презентацию на тему "энергия будущего". Это выступления на заданную тему смотреть безумно интересно, у каждой страны ловится свой колорит и подход, особенно находиться среди этого всего приятно мне – путешественнику (человеку, для которого типажи стран – это хобби). Страны по-разному подходят к раскрытию вопроса: кто-то предметно рассказывает о видах энергии своего государства, а кто-то вообще делает просто павильон о самой стране или даже только магазинчик своих товаров. Вкладываются в зрелищность тоже по-разному: у кого-то залы с видео-шоу или лазерные представления, а у кого-то голые павильоны скучных настенных плакатов. Можно догадываться и фантазировать, как ответственные лица каждой страны подходили к разработке вопроса и выполняли задание. Какие-то страны пригласили на Экспо и им было нечего показать по теме, а участие считалось престижным, вот они и привезли свой магазинчик ерунды. Какие-то страны наняли студентов и вывесили на стенах распечатки их дипломов с табличками и диаграммками. Какие-то страны оторвались на всю ради развлечений и зрелищности. Какие-то сохранили серьёзное следование тематике, но продемонстрировали свои возможности.


Вход в каждый павильон декорирован под стать государству-обладателю. Мне было безумно приятно и интересно находиться там и наблюдать сборище стран. "Все страны будут в гости к нам и запируем на просторе!" (Кстати, в обеденный перерыв мы съели мой любимый стручковый горох.) Как и Астана оказалась вместо пугающего захолустья чистой и модной, ЭКСПО оказалось не скучными производственными павильонами типа нашего Иннопрома, где обычным посетителям нечего делать и только бизнесмены смотрят проекты и заключают контракты, а пространством именно для обычных людей! Обычные люди найдут здесь множество развлечений, и тем более те, кому особенно приятно под любым поводом понаблюдать за многонациональностью Земли.

Из развлечений мне особенно понравились: мультик про Теслу от Сербии (я фанат Теслы) и… просто обычное бессмысленное видео с видами Румынии под музыку, никак не относящееся к "энергии", а лишь показывающее картины природы (кажется, оно просто зомбировало меня своей простотой). Также оригинальными решениями были инсталляция-шале от Швейцарии, будто заходишь внутрь настоящего шале, и выступление Ватикана с пересказом научной версии происхождения Вселенной (уж как хитро они там перекрутили, что и вселенная научна, и религиозная мысль в ней есть, это ж прогрессивно!). И заставили усмехнуться над собой страны вроде Латвии и Литвы, каждая из которых сделала из своего павильона всего лишь зону отдыха, где возможно только сидеть на пуфике в полумраке. И заставили ещё раз усмехнуться те самые страны, что привезли только магазинчики товаров и даже были вынуждены объединиться в общие павильоны, так как сами по себе они совсем маленькие и незначительные, это были павильоны океанских стран, африканских стран, стран шёлкового пути и тому подобных группировок, которые вообще непонятно что делали на Экспо. В то время как развитых прокачанных стран Скандинавии мы так и не нашли! Хотя именно они производят энергию из мусора, и им было бы много чем заткнуть за пояс остальных на выставке этой тематики.


Попа слона производит энергию будущего в Таиланде

Вечером того дня мы были крайне пресыщены и просто переполнены впечатлениями. И этим же вечером в хостеле касательно Экспо для меня открылась другая мораль про людей: что на свете существуют "близкие" (хорошие) и "не близкие" (плохие) люди. Вот один жилец Денис был доброжелателен, помогал и располагал к себе, с ним легко было общаться. А другой жилец был приставала и докучала (Санёк), нагло-ограниченный и с дурацкими убеждениями ("надо ставить всем виниры"), в которых был по-глупому самоуверен ("моё мнение единственное и самое правильное"). Он спросил нас о впечатлениях об Экспо и сразу начал противоречить нашим восторгам, хотя сам совершенно не разбирался в теме и думал, что на ЭКСПО должны демонстрировать модели новых телефонов, например. Но ему было важно высказать своё "фи" об Экспо и посудить других моим самым ненавистным стилем пред-суждения: что раз мы не можем мгновенно сориентироваться и ответить на его как раз-таки левые вопросы (раз он сам не разбирался в предмете), то это значит, что "Экспо фигня и вы ходили целый день и ничего не запомнили". После таких суждений с соответственными интонациями и тоном хочется как можно скорее пресечь дальнейшее невзаимопонимательное "общение". А вообще в Астане были великолепные люди! Все очень добры, гостеприимны, общительны. Этот хостел был у меня первый с таким количеством общения (хоть и ни о чём). В остальных обычно всё ограничивается дежурным hello и всё. Смотрительница Надежда был внимательна и реально запоминала гостей и их инфу о себе и своём посещении.

А вот и урна в казахском стиле призывает беречь чистоту Астаны

Оказывается, и в Астане бывает прохладно, задул пасмурный ветер и стало совершенно не знойно. Мы направились в музей первого президента – единственный найденный бесплатный музей. Посещение выдалось очень атмосферное, познавательное, и тема музея – как раз то, что было нужно для расширения знакомства с Казахстаном. К теме первого президента тут относятся очень трепетно, посетителям выдают бахилы и отправляют осматривать здание, бывшее раньше резиденцией заглавного лица (потом резиденция переместилась в другое специально построенное новое здание, занимающее центральное место в архитектуре города).

В музей президента – только в бахилах!

Здесь мы основательно прониклись культом уважения к личности Нурсултана Абишевича Назарбаева. В музее хранятся его награды, полученные от различных стран, подарки от различных стран, президентские вещи и предметы интерьера, которыми обставлены залы совещаний или застолий, имеющиеся в резиденции. Среди подарков можно с удивлением обнаружить картину с домом Севастьянова из Екатеринбурга, подаренную губернатором Свердловской области Куйвашевым, и малахитовую шкатулку, подаренную губернатором Свердловской области Росселем!


Больше всего мне понравились пафосные картины-портреты его величества, передающие дух, затронувший нас ещё на Байтереке. Этот же дух почитания и мифологизации главного героя сконцентрирован в фильме, который мы прихватили с собой в рамках видео-сопровождения поездки. Мы выбирали аутентичные фильмы по тематике поездки и, кроме фильмов об исторических казахских сражениях с монголами за независимость в степи, прихватили многосерийный фильм "Путь лидера" про мир современный. Этот фильм состоит из двух блоков, в первом 4 серии, во втором 5 серий. На тот момент мы знали только про первый блок, рассказывающий про детство президента, его обучение работе на заводе, саму эту работу и переквалификацию в управленческие занятия. Вся эта история подаётся, как сказочная легенда, где главный персонаж – мифологический герой, следующий своим мифологическим путём через "испытания", но сохраняющий веру в идеалы и не теряющий своей чистоты и стремлений. Этот фильм смотрится приторно-искусственным и сказочным, но как раз в том и есть его развлекательная функция, смотреть как раз очень интересно! Ведь главный герой – этакий Кларк Кент или даже его ещё более первичный религиозный прототип: он в каждой жизненной ситуации показан поступающим исключительно по номам великой морали, каждая его бытовая фраза является вселенской мудростью, и каждый его поступок по отношению к людям меняет их жизнь и несёт просветление и восхищение. Кроме того, завораживает чисто художественная работа в фильме, показанные пейзажи Казахстана и легендарная оболочка, так что иронизировать над супергеройским эпосом про президента можно параллельно с эстетическим наслаждением. Второй же блок серий, снятый другим режиссёром про пост-советсткие годы, мне совершенно не понравился, потому что стиль сменился, описанный шарм доброй легенды ушёл, и вся "непогрешимость" героя стала смотреться просто искусственно.

Его Величество

В течение дня у нас произошло единственное небольшое расстройство ориентирования в парке Астана – это единственный, наверно, клочок земли с плотными деревьями в этом степном городе. Где-то там меня посетила мысль, что казахи не очень-то привычны к деревьям и разбираются в деревьях, ведь они высадили дубки аллеей на расстоянии меньше метра друг от друга (а ведь дуб при взрослении должен толстеть и укрупняться, так что соседние дубки просто сольются в один что ли?). В общем, надеюсь, к тому времени люди разберутся, что из себя представляет взрослый дуб. Зато посмотрели на ещё немного безумных зданий. И если всякие летающие тарелки смотрятся вполне по-свойски, то исполненные из пластика "сталинские высотки" и "большой театр" вызывают очень противоречивые чувства. Всё-таки я считаю, что материал у архитектуры – это тоже средство выразительности и передачи замысла, поэтому он должен соответствовать форме проекта, и, скажем, Кремль не может быть сделан из пластика.

Цирк да и только!

Плутали по карте мы в поисках почты, потому что в найденной ранее не получилось уплатить карточкой за марки, и вот нашли в итоге (через 2gis) почтовую точку в очень пафосном бизнес-центре Изумрудный Квартал, где с улицы было ни за что не узнать о её локации тут, и здесь расплатиться картой сразу получилось (непонятно, что мешало в первый раз). Дальше настал следующий этап квеста: к неожиданности, в Астане в сувенирных лавках нигде-нигде совсем-совсем нет открыток (обычных для такого вида лавок туристических продуктов). Но разумность не подвела и мы нашли открытку, единственную из двух, в продаже в книжном магазине. С покупкой магнита также всё сложилось удачно: за 200 тенге везде продавались магнитные бумажки, а мы купили за эту цену достойный крутой магнит в буквально рэндомной уличной лавке – чистая удача. Собственно, открытки нужны были для проекта postcrossing, в котором участвует мой компаньон, и это была идея впервые отправить партию открыток из-за границы в качестве нового приключения, т.к. тарифы Казахстана примерно равны российским.  Открытки мы снабдили марками с символикой Экспо в надежде, что получатели (раз они почтовые коллекционеры) оценят это по-особенному.

Почтовый конвейер в действии

В день отъезда мы планировали поесть местной еды в кафе в качестве приключения и выбрали заранее столовую, посмотрев по её сайту меню, но на месте не оказалось ни одного выбранного блюда в наличии, а остальное было жутко непонятно, как покупать. В столовой рядом с блюдами нет ни названий, ни цен, и как соотносить их с перечнем блюд и цен из списка на стене – не ясно. Еда без названий и цен – не мой мир. Так что вот такой вот "облом" произошёл с моралью осторожно относиться к "столовым", и трапезничали мы только в поезде.

Ехать обратно на поезде нам велела судьба, потому что билет на автобус из Астаны купить было невозможно (или, раз странно верить в то, что это прямо совсем невозможно, то значит, мы просто не представляли, как это сделать через интернет). Билеты продавались только на автобус из Караганды, который затем проезжает через Астану. После обращений на автовокзалы Казахстана мне ответили, что можно купить автобусный билет из Караганды, а потом позвонить на вокзал и предупредить, что мы сядем в Астане, продиктовав номер билета… но это вызывало очень уж сильные опасения и выглядело совершенно не регулярным основательным решением вопроса. Поэтому, чтобы не искать индивидуальных решений, было решено попросту купить обычный железнодорожный билет без проблем. Это был киргизский транзитный поезд, и моё место оказалось занятым севшими в него ранее, но ситуацию быстро удалось разрешить и удержать место (люди перепутали свой номер). Из минусов поезда был обыденно нечистый туалет и не очень приятные попутчики,  а из плюсов то, что они не лезли к нам с разговорами! Мы с любопытством пронаблюдали, как на границе одного из них не хотели пускать дальше, так как он "не походил на свой паспорт" (но опять же всё разрешилось спокойно). И умилились пограничным собачкам, резво пробегавшим вагон взад-вперёд при осмотре.


В итоге, и я впервые сейчас укажу стоимость, моя поездка в Астану суммарно обошлась в 7570 рублей. Это абсолютный неповторимый рекорд, особенно примечательный тем, что в путешествии оказалось ТАК круто. А всё дело в моих неожиданно превышенных ожиданиях и касательно города, и касательно выставки Экспо. Хотя даже и без превышенных ожиданий проводить время в отпуске и в поездке определённо более увлекательно, небанально и важно для жизни, чем стандартный будний день, поэтому нужно ценить это время и наслаждаться им, не придираясь, в любом случае. И мне в любом случае понравилось бы знакомство с нашим дружелюбным соседом Казахстаном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий