Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Сочная поездка в город Сочи

Впервые в Working Class Travel происходит сие событие – специальное путешествие в рамках родной страны. А подоплёка вот какая: моя мама – фанат российской государственности и ей интересно и приятно совершать путешествие, которое открывает не просто окружающий мир, а именно наше окружающее отечество, и показывает, как у него дела и прогресс в современной реальности. Эта поездка знаковая тем, что происходит в компании мамы, я везу её в отпуск "раз в 20 лет", поэтому мы едем туда, куда она хочет и где ей должно нравиться – в российский город-курорт Сочи, где незадолго до этого "Владимир Владимирович построил всё для Олимпиады", на результат чего непременно нужно посмотреть. Чтобы "научить отдыху на море", мама реквестировала присоединить к поездке моего брата, и вот я занимаюсь организацией перемещения и размещения их в пространстве (потому что это – моя тема, а они не в курсе, чем путёвка отличается от регулярных рейсов), пока мама "делится опытом" и смотрит места своего ностальжи, а брат смиренно тусит подле.

Так как к летней поездке мы начали готовиться сильно заранее (в феврале), о путёвках ещё речи не шло, и в итоге полетели регулярными рейсами с пересадкой и решили забронировать обычный хостел, на что мама вдруг согласилась. Здесь меня ждали большие приключения. Вот ни с одним российским отелем ещё не было в моей истории всё гладко по брони: то приезжаешь в отель, а его уже нет на этом месте, то бронируешь проживание, а в день заселения хозяин отвечает, что "ничего не значит бронь на каком-то там сайте-букинге и не будет никакого заселения, если вы мне сами заранее не позвонили!", а в этот раз вышло разбирательство с предоплатой длиной в несколько месяцев. Хорошо, что начали готовиться в феврале! В российских отелях, конечно же, нельзя внести предоплату карточкой в момент брони. Нужно взять банковские реквизиты, пойти в банк и отправить перевод, да, конечно же, с комиссией, а затем ждать, как он дойдёт. Мне пришлось отправлять этот перевод три раза, потому что сначала мне предоставили неполные реквизиты, затем уже сотрудники банка криво заполнили поручение (ставили ИНН банка получателя вместо ИНН получателя), и это разбирательство тянулось и тянулось месяцами, перевод приходилось получать обратно, что также было непросто, ибо однажды его просто потеряли(!), пока наконец в третий раз ИНН и КПП получателя не внесли правильно и он сразу не дошёл адресату за один день! По крайней мере, у меня получилось ни разу не платить комиссию и какие-то сборы на розыск перевода и спокойно пережидать всю эту длительную ситуацию. Но… российские отели, давайте уже прекращать страдать всей этой ерундой, почему-то иностранные отели верят в обычные интернет-бронирования и не пытаются измучить поселенцев дополнительными мытарствами помимо системы брони, а "наши"? Неужели "русские" – такая особенная нация, в которую вообще нельзя верить, и они все набронируют отелей, не приехав потом, чтоб отель остался брошенным? Тогда стыдно за свой народ. Но почему тогда не ввести предоплатные интернет-брони? Ох уж этот особенный российский путь и память предков.

Пересадка нашего регулярного рейса была, естественно, в Москве и такая длительная, которую можно было использовать, чтобы "посмотреть Кремли", о чём мама неоднократно говорила в обычной жизни. Под моим организаторским руководством мы добрались до центра столицы (а я просто тащусь знать всё про нужный транспорт заранее), где посадили маму охранять сумки в Александровском саду, пока мы с братом купили билеты в Кремль, попав в самое начало кассовой очереди, так как подошли кассе за полчаса до открытия. По этим билетам сдали багаж в камеру хранения – и вот тут у меня был немалый шок, потому что наши рюкзаки не хотели туда принимать, ибо они слишком большие! Хотя, во-первых, они совершенно не большие и входят в ручную кладь в самолёте, а во вторых, даже если большие – это как раз ведь повод сдавать их в хранение, а не таскаться с ними в Кремлях, ведь так, логика русского вахтёра? Но мы их всё-таки сдали и встали в очередь в Мавзолей Ленина, где мама, как ни странно, никогда не была (ну и брат тоже). А меня удивило то, что схема посещения Мавзолея с прошлого раза изменилась и теперь сначала путь идёт, собственно, в Мавзолей, а затем к Кремлёвской стене и остальному, а ранее было наоборот. Неприятно было то, что мы были без воды из-за правил провозки в самолёте, а в центре Москвы оказался тариф "всё по 100 рублей": маленькая бутылочка воды, обычная мороженка в стаканчике! Жара была значительная и хотя бы попить покупать приходилось, что убивало идейность Working Class Travel и расстраивало меня. Также все переезды на автобусах в/из аэропорта выглядели непропорционально дорогими. В общем, ушлость Москвы по части сбора денег меня печалит.

Время изучить устройство Царь-пушки

Царь-колокол и изнанка Спасской башни

Посмотрев на мумию Ленина (что бесплатно), мы, наконец, воспользовались приобретёнными билетами и прошли внутрь Кремля на Соборную площадь. Так как подходил полдень субботы, здесь разворачивалась церемония кремлёвского полка, проходящая раз в неделю именно в это время, и это совпадение (известное мне заранее) разнообразило наше шатание по историческим локациям. На самом деле в Кремле есть чему удивиться, и чувство исторической глубины и наследия поразило меня во внутренних территориях куда сильнее, чем снаружи. Кажется, здесь можно провести весь день, погружаясь в отечественную историю, и жаль, что наше посещение вышло таким кратковременным. Самое яркое впечатление создалось у меня даже не от развлекательных Царь-колокола и Царь-пушки, на уровне которых, мне казалось, находится моя заинтересованность в отечественной истории, а от внезапно встреченных гробниц настоящих князей, которые обнаружились в Архангельском соборе, куда мы забежали уже буквально на пути к выходу. Впервые меня посетило чувство, что эти люди реальные личности, а не выдуманные персонажи, и видеть имена Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван Грозный на вещественных гробницах, а не на страницах "детских" книжек, было потрясающе даже на несколько минут. Как ни странно, нам удалось полностью пройти по намеченному расписанию и выполнить культурную программу, не убив всё путешествие застреванием в Москве. Как единственный организатор вопросов транспорта, времени и пространства поездки, я горжусь проделанной работой по вожакизму своих оболтусов.

В аэропорт Сочи мы прибыли вечером и к ночи добрались до сочинского хостела "гостевой дом Парус", который даже предупреждали о своём позднем приезде и который нас по-честному ждал, но тут нас ждал и небольшой каверзный сюрпризец. Оказалось, что хоть мы бронировали три места в одном общем номере, нас собрались селить в два отдельных, несмотря на то, что мы месяцами решали вопрос с предоплатой одного номера и это везде фигурировало и было проговорено. Администратор, который вёл со мной общение по предоплате, уже не работал здесь (вот тебе и "готовимся заранее") и разобраться о причинах произошедшего непонимания было не с кем. На ночь глядя, меня обстоятельство расселения по разным номерам не порадовало, но просто потому что не сбылось представление о том, как у нас всё будет, и нарушился план, а не по каким-то бытовым причинам. Также было боязно, что расстроится мама, а ради её удовольствия затевалась вся поездка. Но даже если мы прореагировали не очень счастливо и беспокойно, на следующее утро и мы, и администраторы вели себя корректно и мы спокойно остались жить в номерах разных. И. В. Итоге. Мы совершенно ни о чём не пожалели. Потому что. Это не реклама, но хостел "Парус" оказался просто великолепным, и я всецело его буду советовать абсолютно всем. Совершенно несмотря на передряги, которые случились со мной в процессе бронирования и вот этого недопонимания с заселением, ведь это в итоге был просто "мой случай", а отель взаправду отличный. Итак, это самый чистый хостел вообще за всю историю Working Class Travel. Чистое всё и везде: места в спальных номерах и общие пространства, душ и туалет кристально сияют, в углах нет собравшейся пыли, можно пройтись босиком и присесть на полу. Мой разум был ошарашен, а душа ликовала: ведь мама не попала в средненький несвеженький хостел и не составила дурное впечатление о моих поездках по таким местам проживания, наобоот, она в свой первый раз попала сразу в идеал и невиданный ранее эталон чистоты и порядка на хозяйстве в гостевом доме. Для этого стоило протерпеть и месяцы разборок по предоплате, и сюрпризец на заселении. "Парус" сделал наше путешествие с мамой удачным. "Парус" молодец и сотрудники его адекватные и положительные люди.

Мама хотела жить непременно "возле Зимнего театра" и её пожелания полностью исполнились. От "Паруса" до моря (возле Зимнего театра) ходу было около пяти минут и путь простой и удобный. Как же обстоит дело с путём к морю из привокзального района, который сперва может показаться более подходящим и центровым для туристов, мне сейчас не ясно, определённо желание мамы повторить советский опыт было правильным. Но в первый день на море нас ждали непредвиденные обстоятельства: пару дней назад случился шторм, даже с жертвами, и сегодня всё ещё было запрещено купаться. Мы с братом смотрели на волны и видели, что в таких обычно купание разрешено, взрослые и дети даже развлекательно ныряют в такие и качаются на них, но видимо везде разные правила и по-сочински такой день после шторма ещё считался не годным. "Неужели купание разрешают только в полный штиль, ведь с волнами только веселее?" – думали все мы. Мама позагорала на берегу, а мы с братом скучали. Пляж казался мне кривым и грязным нагромождением камней, соответствующим мнению о российском сервисе. В итоге было решено перенести на текущий день некоторые планы будущих дней, чтоб не терять время, и мы отправились в дельфинарий.

Закидаю вас дельфинами!

Предыдущий дельфинарий, посещённый мной, был в Болгарии, и это был огромный плавательный бассейн, в котором с размахом резвились дельфины. Сочинский дельфинарий – небольшое пространство, где "негде развернуться", по крайней мере, в сравнении с моими ожиданиями водных просторов, оттого у меня возникло ощущение кустарности и усилилось мнение о потребительски-коммерческом аттракционе-конвейере людей, ведь представления проводятся десятками в день. Шоу сопровождается "закадровым голосом", зачитывающим текст приторно-детской направленности, и искусственность заученных слов комментирующей женщины не давала мне не думать о том, как она произносит его снова и снова по многу раз в день, неделю, месяц. В общем, от ауры потребительства и бесконечного повтора постановочности отстраниться удавалось с трудом, помогло лишь увиденное отношение тренеров к дельфинам. Вне верхнеуровневой коммерции было видно, что дельфинов в этом заведении не обижают и относятся к ним с теплом, что позволило мне не кручиниться о них.

Художественная мазня, нарисованная дельфинами, традиционно уходит с аукциона за 5 тысяч, и закат глаз сотрудницы как бы говорит "ну и золотая мазня". Собственно, в Сочи продолжилось московское ценообразование, и обычное питьё было "золотое". При лицезрении этого меня сильно накрыла уверенность, что заграничные поездки обходятся людям дешевле, ведь всё остальное, что может быть более дорогим, целиком компенсируется вопросом имеющейся там бесплатной воды. Апогеем ужаса, некстати наложившегося на мои и так непростые размышления, стало событие, когда мама уронила в сточную канаву крышку от специально заготовленной и привезённой из дома в пустом виде бутылки для возобновляемого (в отеле) питья – с широким горлышком для удобного наливания и объёмом 1,75 л. Бутылка стала непригодна и это расстроило меня в качестве символа пути к покупке неизбежной "золотой" воды. (Разумеется, потом мы просто продолжили использовать многоразово новую приобретённую бутылку, но всё же меня просто обидело отношение мамы к планированию, особенно когда она стала выливать драгоценную воду в сточную канаву вслед за крышкой, ведь "тяжело ж нести", ну так тогда вылей лучше в себя!) Сочный крах Working Class Travel продолжался, когда мама покупала еду без плана, отказывалась вообще иметь план и обсуждать эту тему распланированной еды и просто тратила и тратила свои средства на еду супротив всяких чётких расписаний и основ экономии по WCT.

Мы в мамином глазу

На следующий день купание разрешили. И мне было очень приятно, что брат проводит в купании много времени, невероятно длительны его купания, и не было жалко его поездку – а ведь было боязно, как и по поводу маминого удовлетворения, что он останется не рад своему присутствию в отпуске с нами. Но благо, он оснащён дзен-спокойствием и спокойно переживал даже наши с мамой ворчания и споры по поводу плана и отсутствия плана. Странно было это осознавать, но на российском курорте моему взору начали открываться некоторые сервисы, достойные стиля Working Class Travel: бесплатные туалеты у пляжа и даже одинокий источник бесплатной воды, да ещё и минеральной (хотя вода там быстро кончалась, ибо была привозная в ограниченном объёме, и это не могло сравниться с множеством безлимитных источников в заграничных городах). Бесплатные душ и переодевалки располагались на пляже и были организационно-понятны, что в сравнении с полным отсутствием оных переодевалок на Крите, посещённом парой месяцев ранее, вообще рисовалось выигрышно.

Середину жаркого дня мы решили  прикрыть посещением сочинского дендрария. Дендрар велик! И взбирается высоко к вершине горы, протяжённость дорожек в парке – 15 километров, что нас сперва ошарашило непроходимостью такого маршрута. Но на практике ведь не нужно проходить все дорожки цепочкой, так что у нас вполне получилось покорить дендрар до самой верхней зоны, куда мы забрались в поисках секвой. И в самый-самый дневной жар получилось не задолбаться, вовремя отдыхая на тенистых скамейках и рассредотачивая усилия и экономию сил (например, пристроить маму на отдых в то время как самим пуститься в покорение вершины, а затем чуть ли не вздремнуть в беседке).

Бамбуковая роща в дендрарии

Самым ярким впечатлением и неожиданностью в сочинской природе для меня явился растущий "на улице" бамбук. Рощицы встречались не только в дендрарии, но и просто в самом городе. Отлично же можно использовать для тематических фотосессий или собирать отломившиеся засохшие части для поделок. С непривычки меня очень впечатляет (а ведь это именно с непривычки: ведь можно и дома найти множество неожиданных локаций для антуражных фото, были бы цель и повод).

Другой кусок природы, понравившийся брату уже вне дендрария, – кипарисовая роща, на фоне которой он даже попросился сфотографироваться в "фирменной" позе. А мне лишь приятно видеть инициативу и искренние суждения о том, что ему не всё равно и что-то действительно нравится и кажется полезным, развивающим. Мне действительно очень важно, чтобы брату было комфортно в отпуске и он не жалел, что присоединился. Когда мы с мамой впадали в противостояние по поводу планов и экономии, добавкой к этому расстройству мне становилось ещё и боязно, что всё это повлияет на восприятие брата и он больше никогда не захочет ездить в отпуска. Очень надеюсь, что, как он и сказал, всё это ерунда и наши путешествия не под угрозой.

Здорово, когда на всё есть свой взгляд и подсветка кустов кажется некромантским огнём. А также когда твоя фотосессия в ночных кустах вызывает флэшмоб, и прохожие стартуют заниматься тем же самым вслед за твоей странной идеей.

Проживание на курорте в нашем стиле подразумевает утреннее и вечернее посещение моря и перерыв в середине дня на пережидание в отеле яростного солнца, которое можно заменить укрытием в иных местах. На этот день местом выступил торговый центр, куда мы пустились с целью напиться неограниченной газировки в "Бургер Кинге" и совершить эпохальную покупку рюкзака для путешествий для моего брата. Его текущий рюкзак представлял из себя школьный параллелепипед и требовал замены на эргономичный рюкзак с умом, на который можно положиться в поездке. Мы легко встретили и купили отличный рюкзак, и получилась аналогия моего барселонского прощания со старым рюкзаком (когда мой сломался прямо во время отпуска и его пришлось выбросить в мусорный банк в Барселоне, благо у меня остался… запасной рюкзак, ехавший в первом, куда вошли все вещи). Шоппинг не является для нас развлечением, но мы посмотрели на несколько магазинов и получили несколько ярких впечатлений.

Алмаз среди грязи

Набор "Лего" в честь "Битлз" – алмаз среди грязи вот в каком смысле: мне вообще-то не очень нравятся конструкторные наборы "Лего", они обычно состоят из пары фигурок с какой-нибудь построечкой-локацией, и я не понимаю, как можно длительно в них играть. Они как-то не самостоятельны или предполагают только один сюжетный ход использования, а кто может изо дня в день играть в "превращение Дарта Вейдера", например, которое и в фильме занимает всего пару минут? Также детальки в таких наборах слишком специализированные, чтобы получался именно объект из набора, а не кирпичики, из которых можно построить всё, что угодно. В результате наборы только ограничивают игровые возможности, на мой вкус. И тут я вижу это: набор "Жёлтая подводная лодка". И это сносит мне башню, это совершенно не то, что мы привыкли лего-набором считать. Во-первых, тематика. На издание этого набора люди собирали подписи в интернете и только эффектом от этого получился данный истинный эксклюзив. Других наборов про Битлз в принципе нет и быть они вряд ли могут, ведь наборы обычно штампуются по фильмам-франшизам, вызывающим общественный интерес, или по специально придуманным детским игрушечным сериям. Чтобы что-то иное, а не киноиндустрия, стало поводом для набора, сейчас в "Лего" встретить сложно, а тут музыкальная группа (ведь визуал, происходящий из мультика, это только средство достижения цели, а не основной повод сделать набор). И во-вторых, это сама суть набора: субмарина представляет собой независимый предмет, которым можно играть бесконечным списком способов. Лодка может плавать и встречать любые приключения, а не является стационарной ситуацией, что так раздражает меня во многих лего-наборах. Приятно дополняет впечатление детальная проработка, видно, что придумано всё с любовью: у фигурок Битлов в руках есть по предмету из мультика. Их самих можно усадить внутрь лодки и сложить вещи в багажное отделение, разве не умилительно. Да это просто божественный набор, он был бы прекрасен, даже будь он просто игрушечной подводной лодкой, а не конструктором.

А это "жёлтая наводная лодка", то есть, традиционная русская курортная забава "банан". Мы с братом постоянно прикалывались над тем, как зазывалы банана зачитывают свою неизменную речь с пирсов (опять же, повторяя её тысячи раз на дню, так что посетители пляжа сами уже знают её на зубок). Текстовка содержала презабавнейшие словосочетания вроде "желающие прокатиться с ветерком, попрыгать по волнам, искупаться в кристально-чистой воде вдали от берега" – мне сразу представляются эти действия не в эпитетах-метафорах, а в реальности и прямо вписанные в официальный прайс-лист, по которому клиент выбирает, какую именно услугу ему надо. Заканчивалась речь всегда словами "возможна встреча с дельфинами", что также веселило, ведь и впрямь возможна в теории, но совершенно притянута за уши. Тем не менее, лишь однажды дельфины и впрямь были видны мне в воде плывущими стаей вдоль берега, перекатывая над водой своими гладкими спинами, а "банан" в это время зазывал особенно рьяно и напористо, повторяя про "встречу". Звание же лучшего аттракциона пляжа было нами присвоено устройству, имитировавшему глайдер Зелёного Гоблина, на котором ближе к вечеру практиковался в частном порядке какой-то чувак.

С продолжением отдыха в Сочи мне даже начало стремительно нравиться. По дороге на пляж мы с удовольствием дивились южностью климата, слушая трещание цикад на деревьях, похожее на непрерывный стрёкот джунглей. Выяснилось, что первое впечатление от пляжа было нестандартным, поскольку пляж был изменён последствиями того самого шторма (вообще шторм не обошёлся без жертв, как сообщали новости, и был настолько силён, что волны докатывались до самого бетонного берега через всё пляжное пространство и даже захлёстывались на него). Соответственно, всё пространство пляжей было "вымыто", песок утёк в море, оставив одну гальку. И вот мы видели, как пляжи стали восстанавливать, а именно свозить на них песок (серый и пыльный, а не золотистый, но с которым был совершенно иной эффект от пляжения). Песок разравнивали техникой, а затем устанавливали стройные рядки зонтиков и лежаков, так что пляж становился прибранным и уютненьким, сразу ещё эффектнее смотрелась его организованность. Сотрудники действительно трудились, восстановив всю инфраструктуру, и этот реализованный сервис и уровень уже объективно удивлял мой скептический взгляд на отечественные курорты. И правда, совершенно не выглядит позорно! Конкретно муниципальная часть с сотрудниками и их вовлечённостью может заткнуть зарубежные халатности за пояс. Советское прошлое есть, но только у нас в головах.

Сами пляжи представляют собой прямоугольные пространства из песка, на которые нужно спуститься по лесенке с бетонного берега, разграниченные друг от друга пирсами, называемыми технической зоной, где дежурят спасатели и работают водные аттракционы. Такая даже визуальная чёткость (прямая форма прямоугольников, из которых составлен длинный на протяжении всего побережья пляж) меня как обсессивно-компульсивного педанта просто мега-радовала, и работа спасателей, вежливо возвещавших из мегафона, что "уважаемым отдыхающим" не надо заплывать за буйки или волнорез, грела душу. Так как мы придурки, мы для бессмысленного хохмача называли волнорез "[censored]рез", и чем больше ты скажешь за разговор это слово, тем больше должно быть юмора. И было. Пробовать доплыть до волнореза мне не хотелось, но вот брат и даже мама отлично справились.

Мне понравилось однажды решить в отпуске такую задачу: найти фото-центр, чтобы распечатать в нём фотографию, которая нужна была маме на обратной пересадке в Москве. Странно, но обычным интернет-поиском у меня сначала не получалось этого сделать, будто в Сочи никто не занимается копированием и распечаткой, но затем буквально из ничего это вдруг получилось с огромным успехом, даже на интернет-просмотре улиц была видна вывеска с перечнем услуг центра, где указывалась возможность распечатки. Очередное обеденное палево солнца мы пропустили, посетив почту, где купили открытку из Сочи в подарок маминой сестре, и этот центр, где помимо основного дела вдруг встретили идеальный магнит в подарок холодильнику! Этот магнит был сделан для демонстрации возможностей центра и был поэтому уникален дизайном и не встретится бы ни в каких сувенирных магазинах, ассортимент предложений которых нам как раз весьма не понравился. Сразу же следом мы наконец посетили в реальности место, изображённое на магните, до этого остававшееся в стороне от наших маршрутов: знаменитый морской вокзал Сочи. Здесь вовсю веет советской эпохой и бриллиантовой рукой.

С опытом у нас даже родилось небольшое направление Working Class Travel на сочинском пляже: можно без проблем расстелить свой коврик в тени платного зонтика и не быть прогнанными. Мы хитроумно расчехляли на земле свои ковры-полотенца там, где по очевидным для образованного человека прогнозам должна была вскоре оказаться тень от зонта, зонты могли в этот момент вовсе ещё стоять закрытыми, но когда их открывали, тень неизбежно приползала на нас, уже обосновавшихся на своей точке. Никаких претензий и обвинений в хитроумности к нам не поступало, но мама считала своим долгом культурности уточнить у "хозяев" тени, не доставляем ли мы неудобства (никто никогда не был против). Также особенное всепляжное общение началось в тот день, когда пляж наполнился живностью: откуда ни возьмись появились рачочки в рапанских ракушках и медузки миниатюных размеров. Рачков люди ловили и таскали на берег, дети забавлялись с ними и садили в пакеты с водой. Мне было жаль бедненьких раков, кто-то хотел их выцарапать из ракушек, чтобы ракушки забрать домой, мне хотелось тогда обменять ракушки на любые другие, лишь бы спасти раков от людей. Тех всё-таки вернули в море, но печально думать про то, что полюбому случилось с другими на протяжении всей городской длины пляжа. Мне были милы эти животные, а брат был "расистом медуз", стремясь попасть от них подальше.

Традиционный эпик

Мой брат – лохнесское чудовище

Солнышко в руках

Традиционное курортное занятие – проводить солнышко спать в море, и мы сделали это вдвойне традиционно накануне отъезда в Адлер. Запланировано было непросто: выселиться из отеля с сумками и с ними же преодолеть путь по Адлеру с целью посмотреть олимпийские объекты, затем к ночи уехать в аэропорт, где рейс вылетал только на следующее утро. Мне было по плечу такое путешествие, но вновь подбирались волнения по поводу того, как перенесёт это пусть и ранее согласившаяся на всё мама. А мама, прямо как в первый день, вновь накосячила на водную тему: забыла бутылку бесплатной воды в отеле, с чем вновь пришлось смириться.

Ранее моя тяга к планированию и предусмотрительности побудила нас ещё первым свободным вечером снарядиться в поход на железнодорожный вокзал с целью приобрести билеты на электричку, которой мы должны были уехать на обратном пути. Мной руководили опасения, что билеты будут раскуплены и мы останемся в западне, но на вокзале открылось, что электричкины билеты продаются без мест и являются безлимитными, так что уехать получится в любом случае, что было успокаивающе. Время выезда в Адлер мы наметили на 16:35, чтобы не оказаться там в часы солнцепёка, которые до поезда переждали в Макдоналдсе с кондиционером. Остановочка поезда на станции длилась всего минуту, так что посадку мой брат окрестил операцией "угнать за 60 секунд" ("угнать [из Сочи] за 60 секунд"). Поезд был современного комфорта под названием "Ласточка", но, к моему разочарованию, туалеты отсутствовали, в то время как в нашей области курсируют аналогичные "Ласточки", снабжённые туалетами! На станции прибытия туалет был бесплатен при наличии билета, и мне удалось его посетить, быстро пройдя внутрь с покерфейсом, однако затем мы с удивлением обнаружили также разочаровывающие в российском сервисе сведения: проход бесплатен только с билетом "отправления", а билет "прибытия" для этих целей недействителен! Эти глупости, тем более в олимпийских местах, посещаемых иностранцами, весьма и весьма бессмысленны и досадны.

Спортивная зона в ожидании следующего большого события страны

Олимпийский парк широк, раскидист, обширен. Представляет собой бескрайний простор заасфальтированной территории. Мне кажется неверным отсутствие тут деревьев, отсутствие тут тени. Было бы здорово иметь парк именно в значении природной зоны, где можно под листвой укрыться от солнца и отдохнуть по-европейски на газоне. В реальности же идея совершенно обратная: никуда нельзя приткнуться и нигде нельзя спастись, когда южное солнце жарит по-адски, накаляя землю под ногами до температуры раскалённой сковородки (очень уместно сравнение, ведь парк даже по форме напоминает гигантскую плоскую сковороду). В итоге бетонное поле без единой веточки с тенью мне совсем не нравится и как идея, и как воплощение, будто делали наспех, "для галочки", для одного конкретного события, происходящего зимой, не эргономично, не человечно и не интересует никого своей судьбой по завершении этого события, а надо было в жарких широтах наоборот сделать тенистый приятный парк, куда хотелось бы прийти и провести здесь время. На входе в парк мама проагитировала нас объехать его на экскурсионном электромобильчике, и, что уж греха таить, было разумно смириться и согласиться, чтоб избежать километровых тасканий рюкзаков по бескрайним просторам в атмосфере бессмысленной недосказанности. Так мы и послушали определённые объяснения видам, получая впечатления, и не измучили себя физическими испытаниями, теряя настроение.

Олимпийский факел, come on, baby, light my fire!

Меня окутали воспоминания о церемонии открытия олимпиады, которую мы волей случая наблюдали по израильскому ТВ. Как часто бывает, наибольшие впечатления на меня произвело наблюдение в реальности объектов, ранее участвовавших в видеособытиях. Экскурсовод-водитель электромобиля (вмещает 6 пассажиров и является открытой тележкой под тентом, в которой приятно ехать на свежем воздухе) сообщал основные сведения про каждый олимпийский объект, многие из которых мы не знали. Так что экскурсия шла нам на пользу, хоть и было заметно, что она сжата и посредственна и цена на неё по-курортному завышена (кстати, есть шанс сэкономить на этих экскурсиях, если ещё в поезде согласиться на предложение проходящего по вагонам агитатора записаться в группу – вот такой вот бизнес построен на подступах к олимпийскому парку). Из увиденного мне показалась самым оригинальным конфорка в земле, из которой подожгли олимпийский факел бегунов для последующей церемонии зажжения большого факела. Из объектов же мне наиболее импонирует ледовый дворец "Большой", поскольку он самый необычный по архитектуре – в виде капли воды, это прямо архитектура-биотек/бионика! А плоская асфальтированность парка эксплуатируется хотя бы через преподнесение его как площадки (даже площадищи) для всевозможных колёсных средств: не говоря уж о проведении гонок Формулы-1, люди приходят сюда, чтобы покататься на велосипедах, роликовых коньках, скейтбордах, мопедах, электромобилях и прочих недоавтомобильных устройствах с двигателем (прокат всех этих средств есть в парке). Зенитом увиденного был скейтборд-гондола: человек едет на доске с колёсиками, отталкиваясь от земли шестом.

Садим солнышко в олимпийском парке

Самый же поразительный шок-факт про олимпийский парк был мне известен заранее. И вот он: прямо посреди олимпийского парка находится староверческое кладбище! Да, прямо в центре этого международного спортивного объекта и светской рекреации. Оно занимает круглый кусочек земли и огорожено забором, не просматривающимся снаружи. Дополнительно его старательно закрывают рекламными щитами во время важных международных спортивных мероприятий, и всякие иностранцы, да и россияне, даже не догадываются, что такое место возможно в центре развлекательного спортивного парка. Этот объект никаким образом не обозначен на картах с навигацией по парку, где всё остальное тщательно расписано, что подтверждает желание утаить шок-факт. Собственно, кладбище было здесь рядом со староверческими деревнями, которые при постройке парка перенесли в другое место (людей отселили в новые дома). Но кладбище осталось здесь по той причине, что сроки для его переноса, необходимые по закону с последнего захоронения, ещё не истекли. Этот контраст режет восприятие олимпийского парка, вновь ковыряя ощущения, что построить его тут просто было "надо", несмотря ни на что. Вернутся ли к этому вопросу и перенесут ли камерный кружочек земли с могилами прочь после выхода сроков, мне не ведомо, но очень хочется, чтобы этот диссонанс завершился.

Хаймдал, открывай радужный мост!

Встречаем очередной мост, носящий название "Радужный", здесь это дорожки в цветах олимпийских колец, символизирующих стороны света по олимпийской методике. Голубой цвет означает Европу, а жёлтый – Азию, поэтому, будучи жителями пограничного для этих частей света города, мы вольны выбирать из них любую (на самом деле всё-таки Азия). Брат на фото пытается спросить совета в выборе дорожки у бога-стража Радужного моста из скандинавской мифологии.

Выйдя из парка, мы немного посидели на находящемся поблизости морском берегу. Пляж в Адлере мне совершенно не понравился, ведь это были сплошнее валуны больше человеческого роста, совсем неудобная набережная и, конечно же, отсутствие всякой тени (несмотря на текущие мягкие вечерние сумерки, было очевидно, что в дневные часы здесь негде укрыться от солнца, как и в "парке"). Пляжи Сочи и его улицы в этом сравнении просто божественны. Либо я надеюсь, что где-то в Адлере тоже найдётся нормальный пляж, не пытающийся сварить людей в раскалённом воздухе, но тогда вопрос, почему таким пляжем не сделали этот, центральный и носящий гордое название "олимпийский"? С этими оценочными мыслями об Адлере мы сели на обычный дешёвый городской автобус до аэропорта, идеально вписавшийся в план своей ближайшей остановкой и идеально пришедший в поздние часы суток. Накопление подобных знаний при подготовке к поездкам и есть мой стиль и способ вести дела, и это отличает меня от многих и, например, мамы, которая спрашивала у экскурсовода "в какой стороне здесь море" и подобные вопросы неподготовленного человека (в то время как я представляю у себя в голове всю карту города).

"Сезон ярких впечатлений" - композиция иронии
(но на самом деле они в порядке и рады жизни)

Регистрация в аэропорту ещё была закрыта, а подготовленные мной мобильные талоны из телефона не считывались автоматом распечатки, и я до сих пор не знаю, в чём было дело (другие пассажиры печатали без проблем). Но здесь была возможна доселе невиданная нигде процедура: на стоящем в холле компьютере можно было зайти на сайт и зарегистрироваться онлайн, тут же распечатав талон на обычном принтере – ну просто как люди делают дома! Воспользовавшись этим доморощенным сервисом, мы прошли в зону ожидания и проночевали в аэропорту. Как ни странно, мама спокойно прошла через эти планы, как и через сервис в хостеле (впрочем, сервис хостела, как говорилось, был просто королевский и затыкал за пояс сервисы средних гостиниц), и даже была бодра ко времени пересадки в Москве, где мы вышли из транзита и провели эпохальную встречу с родственником, такую же эпохальную для неё, как и вся поездка.

Под конец отпуска мне стало понятно несколько вещей. Первая из них – личная: что с мамой спорить и обязывать её поступать по чёткому плану касательно абсолютно всего не стоит, она всё равно сделает так, как хочет. План можно оставить только для незыблемых моментов транспортировки, жилья, организации, в которых она сама не разбирается и которыми по праву заведую я. Вторая мораль общая про мою пробу российского туризма: сначала мне было сложно принять платность воды и общий ценонакрученный дух российского туризма, что отталкивало меня от такого отдыха.  Но если смотреть беспристрастно и объективно, то за границей тоже платность, а сервис в Сочи вполне достигает обычного иностранного уровня. Он достаточно хорошо налажен, все услуги предоставлены качественно, особенно это видно по обустройству бесплатных муниципальных пляжей. У платных услуг может быть и завышенная цена, но можно спокойно прожить, не касаясь их. А вот сам комфорт города безусловно есть: в сравнении с бетонным полем Адлера мы осознали это особенно, в Сочи есть спасающая в жаркие моменты тенистость деревьев.

P.S. Забота о коте Джоне на время нашего отпуска легла на папу. Возвратившись, мы немного беспокоились на счёт того, в каком же состоянии встретим кота. Зайдя домой, мы сразу отметили, что он не выходит нас встретить с трением и мявканием, как должен бы делать, особенно после долгой разлуки. Настораживаясь всё больше, мы все начали разыскивать беднягу по всем уголкам, текли мгновения крайних волнений, но тут наконец мы обнаружили его вдалеке под столом – спящим! Он был настолько спокоен и доволен, что спал и не просыпался даже ради встречи пришедших людей, которые обычно несут добытую еду (я думаю, что кот считает, будто люди ходят вон из квартиры, чтобы добывать ему еду). Так что, видимо, полезно сработала оставленная братом, как знатоком характера кота, инструкция (прошу прощения за её "французский", но в этой грубости слога как раз заложен её шарм).