Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Швейцария



Идея посетить Швейцарию вынашивалась долгое время. По финансовым соображениям было понятно, что совмещать поездку сюда с другими странами излишне, но чтобы не связываться с особенностями получения именно швейцарского шенгена, очень полезна была действующая шенгенская виза, полученная в визовом центре какой-нибудь другой страны (настал звёздный час польской визы). В продолжительность поездки внесла коррективы работа, где не удалось получить двухнедельный отпуск и осталась только одна неделя. Сперва это меня не порадовало, но в итоге факт вышло повернуть на пользу, сбалансировав ужатым временем бюджет. На самом деле все желаемые моим реалистичным уровнем желаний достопримечательности Швейцарии можно было посетить буквально за три дня. Чтобы добраться до этих достопримечательностей, требовался способ перемещения по стране. Сначала ставки были на карточку Europass – вроде единого именного билета на ж/д переезды с несколькими вариантами количества поездок, который существенно экономил на дорогах и мог быть прислан по почте после заказа через интернет. Но в течение года сборов в Швейцарию такой билет попросту отменили! Осталось только брать обычные, очень дорогие, одноразовые билеты на швейцарские ж/д, стоимость которых приходилось держать в уме при составлении маршрута. В итоге здесь обнаружился позитивный момент: была возможность купить билет на чёткое неизменное время поезда с 50% скидкой (всё равно дорого, но только лишь поэтому путешествия на ж/д Швейцарии стали возможны, иначе от них пришлось бы отказаться, а поездка от этого стала бы бессмысленна). Так что именно 50% скидку на поезда нужно благодарить за воплощение в жизнь данной поездки!

"Либо дорого, либо бесплатно" – эта фраза стала буквальным слоганом моего пребывания в Швейцарии. После самолёта (дорого) состоялся переезд в отель на общественном транспорте (бесплатно, т.к. в аэропорту можно в зале прилёта получить бесплатный билет), заселение в отель (хоть и хостел, но дорого) и здесь вновь дали карточку на бесплатный проезд на общественном транспорте в течение проживания. Женевский хостел был буквально единственным хостелом в городе, поэтому выбирать не пришлось, цена была самой низкой в Женеве, хоть и высокая сама по себе, но за эту цену обеспечивался умопомрачительный сервис. Данный хостел покуда самый великолепный среди всех хостелов, какие только встречались на моём пути.

Путешествие в Швейцарию сильно напомнило мне первую Великобританскую поездку, культурное наполнение которой создавалось путём ответа на вопрос "а что мы знаем о Британии?" Так вот, "что мы знаем о Швейцарии" – это и будут места, которые мы посетили. А день приезда ознаменовался прогулкой по Женеве, предоставляя ответы на вопрос "а что мы знаем о Женеве?". В Женеве находятся штаб-квартиры важных международных организаций: ООН, ВОЗ, ВТО. Мы посмотрели их все (снаружи).


Перед зданием ООН установлен гигантский стул без ножки. Казалось бы, это огромная ирония, выставленная прямо под носом у ООН по поводу её несостоятельности, что могла бы позволить себе только слишком развитая раскрепощённая страна безмерной свободы слова. Но на самом деле идея и история стула в другом (укоренился тут с акции против противопехотных мин). А идею содружества наций продолжает парк вокруг штаба, где размещены подаренные разными странами объекты: статуя Ганди из Индии, колокол под деревянным навесом из Японии.

Посмотрев на важные здания, а их действительно было интересно увидеть, мы оказались в ботаническом саду. Здесь поразительным было то, что растения растут в свободном стиле (не на грядках, а изображая естественные зоны природы), но каждая травинка сопровождается табличкой с названием. И на какой-нибудь альпийской горке (и ведь действительно альпийской, это же Швейцария), покрытой десятками разных пучков растений, будут также воткнуты и десятки табличек. Прибранность и учтённость сада, таким образом, покорили меня, продемонстрировав просто апогей Швейцарского общественного порядка, который не заканчивается общей чистотой общественных мест и улиц, а продолжается вплоть до каждой травинки в саду. Который раз убеждаюсь, как важна форма подачи материала – в таком ухоженном и структурировано дающем информацию садике любому человеку покажется интересной и привлекательной ботаника и география природных зон. И так со многими сферами, в т.ч. науки, создавая приятные комфортные условия для изучения, мы получим спрос и отдачу – вот он залог всего на Земле.

В Швейцарии всё со вкусом: это – Стимпанк-карусель

Третий раз со мной случилось следующее совпадение: приезжать в страну в день национального праздника с вечерними фейерверками (первые два раза это были день независимости Америки и день Венгрии). Уже во второй раз это совпадение казалось весьма и весьма необычным, но теперь случилось вновь, страны будто бы приветствуют меня! Но в Женеве всё же отмечался не день государства, а просто увеселительно-народный день, специально созданный для летнего отдыха и радости. На самом деле это не один день, а целый фестиваль дней, умышленно выделенных для народных гуляний как самоцели, чтобы у людей был повод совершить отдых в летний сезон. Толпы выходят на берега Женевского озера жарить шашлыки (с тентами и палатками), играть в подвижные игры, слушать музыку из колонок и купаться. Набережные заставлены лавками еды, игрушек, сувениров. А настоящий и пафосный салют вечером конечного дня завершает всё это дело. И вот именно этот салют и приветствовал нас в Женеве, но, как и в Венгрии, в вечернее время салюта мы уже отдыхали в хостеле, который был расположен, опять же как и в Венгрии, в самом центре (на самом берегу озера по соседству с отелем, где проживали президенты).

На следующий день началась выездная программа на поездах. Швейцарский поезд – это нечто! Он безумно-безумно-безумно комфортный, чистый, модный  и "мажорный", ну и безумно дорогой в сравнении с нашими привычками к ценам, конечно. С посадкой проблем не было, потому что железные дороги ещё и безумно понятны информационными табло и пунктуальны буквально до секунд, это восхитительно! Чтобы приноровиться к ним, в первый поездной день мы выбрали совершить поездку без пересадок, но даже с первого раза все пересадки оказались бы посильны с таким-то сервисом. В середине поездки по вагону проходил контролёр и проверял наши распечатки скидочных билетов.



Пункт назначения – Монтрё. Что привело меня в Монтрё – это и так понятно (или будет), но это место оказалось непомерно поразительно само по себе. Набережная Монтрё, куда мы вышли с поезда, восхитительна и великолепна, она ослепляет пейзажем: высокие горы, чистейшее озеро, прибранная прогулочная зона без мусоринки. Вот такие мы, русские люди, нам кажется уникальным и вызывающим почтение и восхищение факт отсутствия мусора! Такую землю хочется любить и ценить, никто не может позволить себе плюнуть на неё (а у нас…), можно сесть на прохожую часть (а у нас…). В общем, чистота и красота, любо-дорого смотреть, божественно!


Ехать в Монтрё из Женевы около часа (на бесшумном плавном поезде), но тут то же самое Женевское озеро, вот такое оно большое. А горы здесь значительно гористей и мощней, чем видны из Женевы, поэтому совершить такую поездку крайне рекомендовано для услады очей волшебными швейцарскими видами.


А вот и тот, кто привёл меня в Монтрё. Разумеется, это "статуя Фреда" (Фредди Меркьюри). И это как раз тот случай, когда совсем мало веришь, что попадёшь в некое известное место мира в действительности, а затем приезжаешь и всё равно не можешь прочувствовать, что оно существует на самом деле. О, ощущение попаданства в нереальное и труднодостижимое место, которое будто бы существует только на гугл-картах или фотографиях. В попаданство в известные города мира мне уже более-менее верится (Лондон-Париж…), а вот статуя Фреда кажется весьма труднодостижимой, ведь нужно добраться до непотягиваемой Швейцарии и затем ещё из столицы куда-то на поезде ехать. Однако вот я здесь и статуя здесь и мы существуем в одной реальности. И все вокруг так спокойны и обыденны, будто бы ничего важного не происходит в эту минуту, хотя мне надо было преодолеть полмира и многолетие, чтобы попасть сюда. Были и те, кто пришёл специально к статуе, а не гулял рядом или мимо (совершающие променад по набережной не могут её миновать), но такие паломники не формируют собой непроходимую туристическую толпу и выглядят скромно. Тем не менее за минутки наблюдения мне запомнился мальчик школьных лет, одетый в футболку с фото Брайана Мэя. Не Фредди Меркьюри даже и не Queen, а именно Брайана – вот это сразу видно особенное отношение к делу!

Будто бы хоровод

Кто так не делал, тот не банален

Собственно, статуя находится здесь, потому что в Монтрё была студия звукозаписи группы Queen. Queen – моя любимая группа (одна из основной триады), которая дорога мне настолько, что делает возможным отправиться в другую страну в паломничество по тематическим местам. В настоящее время в здании студии Queen находится казино Монтрё, но в той части, где непосредственно происходила запись, работает музей группы и он бесплатный ("в Швейцарии либо дорого, либо бесплатно"). Мы немного стеснялись пробовать заходить в здание, потому что было ранее утро и не было прикрывающей толпы народа, так что стушевались сначала и погуляли по кромке озера до поставленного предела-замка. Но разум и воля пересилили чувство скромности по возвращении и в итоге мы проникли в казино, было мило, что на входе нужно показать паспорт, поскольку так или иначе вступаешь во владения казино, для чего требуется достичь определённого возраста. Между прочим, параллельно с темой Квинов это то самое казино, о котором поётся в песне Deep Purple "Smoke On The Water", правда отстроенное заново, ведь первоначальное-то сгорело, о чём и песня.


Студия, разумеется, погружает в квиновскую атмосферу. На сравнительно небольшой площади умещаются многочисленные атрибуты истории и разнообразные видео-инсталляции, есть уголок просмотра небольшого фильма, везде звучит музыка (ясно, чья). В конце экспозиции можно сесть за ненастоящий настоящий пульт звукозаписи (он был настоящим, пока сверху не положили доску, раскрашенную под пульт) и интерактивно что-то там потыкать, будто моделируешь песню. Одна из швейцарских черт обустройства музея – подход к неизбежному "вандализму" фанатов на стенах здания. Поскольку люди пишут свои послания на белоснежном здании, и с этим глупо бороться, швейцарцы организовали специальный кусок стены с обратной стороны здания специально под это дело (и остальные стены со всех сторон идеально чисты). Но самое главное, они поставили указатели, как пройти именно к выделенному для писанины месту, и чуть ли не в путеводителях написано обойти здания сзади и оставить там свою стенопись. Моей записью было что-то вроде традиционного "I love your wall". Хотя не совсем, это была надпись "I love my style", потому что это забавнейший misheard из песни Queen "Who Wants To Live Forever": когда-то в детстве мне казалось, что Фредди в этой песне поёт пронзительное лиричное вопрошание "Who Wants To Live Forever" несколько раз подряд, вкладывая в это все эмоции и силу голоса, а затем самодовольно завершает сие фразой "I love my style". (Разумеется, на самом деле истинные слова здесь "when love must die"!)

Монтрё и его озеро безумно фотогеничны. Каждый кадр с прогулки по набережной божественно живописен. Помимо общей красоты поражает, как много разного и необычного можно увидеть, стоя на одном месте: просто горы, горы с заснеженными вершинами, пароходные кораблики, средневековый замок! Но меня больше всего поразила технически лазурная вода в озере: это не озеро отражает небо и потому становится голубым, а вода сама по себе не прозрачная или тем более не коричневая, а истинно голубая (не из-за оптических эффектов, а из-за своих свойств). Впервые вижу такое чудо! Это выглядит, как на картинке из сказки, где море может быть само по себе синим, а не казаться таким.


Сей кадр напрашивается иллюстрацией к творчеству Дэвида Гилмора. Голубая гамма, вода, лодка, птицы – это вам и "On An Island", и "The Endless River", и даже немножечко "Rattle That Lock".

Шильонский замок



Подготовленным музыкальным сопровождением дня, разумеется, было прослушивание Queen в поезде (который движется так плавно и тихо, что прослушивание в нём – особое удовольствие). Также поезд едет иногда по самой кромке озера, предоставляя прекрасные панорамные виды. А ведь в Швейцарии есть специальные "панорамные" поезда по особо прекрасным горным маршрутам, а казалось бы, куда ещё что-то выдумывать, если и обычные поезда уже превосходно справляются с предоставлением видов. Вернувшись из Монтрё, мы рассмотрели, какое то же самое озеро в Женеве: вода была такая же необычно самостоятельно-голубая.

Пособие о том, как создать достопримечательность из воздуха,
ну, точнее, из воды

На озере вздымается ввысь достопримечательная визитка Женевы – гигантский искусственный гейзер. Мы называли его умеренно косноязычно "фонтан воды", так как на французском он "jet d'eau". Идея гейзера пересекается с идеей специальных фестивальных дней, а именно "если ничего нет, надо что-то сделать": каких-то традиционных праздников не было, но искусственно создали фестиваль, чтобы люди могли на нём веселиться; каких-то достопримечательностей не было, но искусственно создали огромный гейзер, чтобы он стал лицом города. И работает! Фонтан воды – самая характеризующая достопримечательность Женевы, представляющая город на всей туристической продукции. Заявлено, что фонтан воды работает ежедневно, но даже если и так, то он включён не постоянно, а по какой-то хронометрической системе, которую так и не удалось постичь. Но когда он работает, его видно отовсюду, откуда видно озеро, и даже из близлежащих улочек и кустов, откуда озеро не видно (высота фонтана 147 метров). А небольшие клончики встречаются и в других местах/городках, вот в Монтрё тоже был крошка-клон для увеселения прохожих на набережной.

Из окна швейцарского поезда

На следующий день состоялся гораздо более дальний выезд на швейцарских ж/д, на пути к цели требовалось совершить аж две пересадки. Для перестраховки длительность пересадок в наших билетах была выставлена на "20 минут и более", что подрастянуло маршрут, но сами пересадки оказались понятными и быстрыми, так что хватало 5-10 минут, в итоге некоторое время мы провели в ожидании на перронах. Но безусловно верно было брать билеты с запасом времени, т.к. издержки данного варианта несравнимы с вариантом, когда упустишь свой дорогущий поезд посреди чужих земель. Собственно, первая пересадка была в Берне, и тут стало явно видно, как одна часть страны говорит более на французском (Женева), а другая – на немецком (Берн), даже языки на информационных табличках идут в разном порядке. А вторая пересадка была в городке Интерлакен, откуда поезд из-за "глухоманности" решили не нагружать персоналом и по вагонам уже не ходили контролёры (так что наглые иностранцы тут могли бы не платить!). Поезд скользил по тихим рельсам среди гор и неоднократно погружался в туннели.

Пунктом финального назначения был городок Майринген. На самом деле по размеру это просто деревня. Но по качеству жизни и обустройства это "швейцарская деревня" с идеальными дорогами, чистенькими ухоженными домами (коттеджами), прибранными улицами. На это тоже было интересно посмотреть с образовательной точки зрения. А поводом сюда приехать был ХОЛМС – моя любимая книжка и одна из популярнейших её историй. Вот мало кто, отвечая на вопрос, что такого интересного есть в Швейцарии, сходу вспомнит, что Рейхенбахский водопад, на котором случилась схватка Шерлока Холмса с Мориарти и в который они почти дружно упали, находится именно тут. А я помню! И достичь этого места было ещё необычнее в плане достижений, чем Монтрё.

И вот мы с Холмсом обсуждаем,
в каком несессере что лучше хранить и всё такое

Что удивило меня здесь – некое противоречие или, иначе сказать, необычное сочетание: с одной стороны, это всемирно популярное место и все люди в разных странах о нём знают и сюда едут, а с другой стороны, на практике нет никаких специально организованных туристических маршрутов сюда, добраться можно только самостоятельно с двумя пересадками (видимо, подразумевается, что основной поток должен приезжать на автомобилях?), нет переполненности толпами туристов и сохранилась свобода. Так место кажется одновременно знаковым, всемирно популярным, но вместе с тем далёким, непросто доступным, настоящим и аутентичным, раз ведущие сюда пути так нетуристичны. Мне непонятно, почему швейцарцы не организовали какой-нибудь Шерлокобус, чтобы возил сюда паломников из Женевы и Берна с комфортом за N сотен франков, как это сделали бы в любой другой стране! Почему в брошюрах про достопримечательности страны первым делом не кричат про это место, тем более тем временем полностью окучили туристическую тему локально в самом Майрингене, устроив скульптуры, памятные таблички, заведения (отели-рестораны-бары-клубы), да сам фуникулёр на гору к водопаду и всю инфраструктуру вокруг. Какой-то маркетинговый секрет.

Вот написал писатель в книжке, что действие сюжета происходит у Рейхенбахского водопада, и изменил жизнь соседнего городишки на веки вечные. Пришлось построить фуникулёр на скалу к водопаду специально. А как он выбрал водопад – непонятно, таких десятки кругом (их постоянно видно из окон проезжающего поезда). Да прямо из центра Майрингена с улиц видно водопады на близлежащих вздымающихся горах. К нужному же нам водопаду надо немного пройти и профуникулёриться. Билет на фуникулёр, кстати, был приобретён по интернету заранее в рамках плана избегания обналичивания швейцарских денег. Великолепно и то, что почтовые марки удалось тоже купить безналично и прямо на ресепшне отеля (в ином случае пришлось бы снимать франки в банкомате, где минимальная сумма – 20 франков, что очень, ну просто очень много для Working Class Travel).

Пасторальная Швейцария на пути к водопаду


Удивительная прямая река вдоль города, по-любому её русло специально так прорыли. Смотрится, как упорядоченная забота и приборка на своей земле.

Жирная гора


На переднем плане основательные домики, но гора позади просто усыпана мелкими лачугами и избами – это настоящие швейцарские шале! С которыми меня связывает сочинение на французском La Suisse, главное из двух оставшихся для заучивания наизусть и ответа на экзамене в 7 классе. Совершенно непонятно, как люди забираются в эти шале, откуда берут продукты, чем вообще занимаются на горном склоне. Таю надежды, что в этих хибарках просто хранится какой-нибудь инвентарь, но для чего тогда он… всё-таки, это дома и там живут какие-то безумные влюблённые в природу швейцарцы.

По-норвежски хмурые горы

Пришло время процитировать мой написанный в школе "белый стих" про Ватсона, поскольку он немного посвящён и Рейхенбахскому водопаду. Итак, "японские стихи не в рифму, не в размер".

Доктор Ватсон (по фильму)

Средних он лет и с усами,
И совсем не гениален, но добр
И наивен.

И никогда не поймёт он,
Как всё в этом мире
Элементарно.

Он кричал слово "ХоОООлмс" в водопад
И рыдал от печали
Там же.

А Холмс в это время живой был и даже почти здоровый,
Когда так убивались от горя
Его друзья.


А вот и гвоздь программы – Рейхенбахский водопад. Упомянутое потиворечие будто вместе с фуникулёром поднимается здесь на новый уровень: вот построили же специально фуникулёр ради идеи туризма к месту, раскрученному литературой, но вместе с этим здесь нет ни одного сувениришки на эту тему. Вообще нет сувениров совершенно. Должен же быть в этом какой-то умысел, в связи с которым люди лишают себя доходов (отсутствие турпрограмм, туртранспорта, сувениров), в то время как часть доходов всё-таки спокойно собирают (фуникулёр, тематически названные заведения в Майрингене, музей) и к убранству места подходят с душой: то установят картонную фигуру Холмса с дырой вместо лица, чтобы посетители туда своё подставляли, то отметят прямо на скале белой звёздочкой место схватки Холмса и Мориарти. Неужели только Холмсу и под силу разгадать эту загадку противоречивых подходов.

У водопада можно долго ходить по лесам-горам по каменистым крутым тропинкам, иногда это очень экстремально. Особенно усиливал экстрим иногда покапывающий дождик, который мог сделать камни мокрыми и скользкими. Тропинка со смотровой площадки в итоге добирается до мостика, перекинутого через сам водопад, здесь мне понравилась предупреждающая табличка с информацией, что "гидроэлектростанция где-то выше может сбросить воду в любой момент, и тогда огромная волна внезапно смоет вас с этого мостика, так что задерживайтесь на нём на свой страх и риск". На этом мостике мы сделали что-то никак не связанное с темой вообще и своей бессмысленностью безумное и этим смешное: имевшуюся случайно с собой фотографию Дэвида Боуи скатали в шарик и скинули в водопад по пути героев Конан-Дойля.

Так сложилось, что мой стихотворный бум пришёлся на максимум-экстремум циклического фанатства по Шерлоку (книге и советской экранизации), поэтому сочинения на эту тему составляют подавляющую долю всего "творчества". Всё-таки уточню, что сии "произведения" местами умышленно косноязычные (вроде использования определения "смертельная" вместо "предсмертная") с целью юмора, и нет ситуации, что я считаю шедеврами поэзии какое-то развлекательное рифмоплётство школьных лет.

Миссис Хадсон

Шерлок Холмс у миссис Хадсон
С давних пор жильё снимал.
За квартиру он ей деньги
Каждый месяц отдавал.

С Шерлоком Холмсом миссис Хадсон
Была заботлива и мила.
И за это в смертельной записке
Привет от него получила она.


Указатель на горе повыше водопада к станции фуникулёра для тех, кто захочет поплутать по лесной тропинке в его поисках, чтобы спуститься вниз к поселению.

И на закуску самое длинное произведение по Шерлокиане, по совместительству тоже затрагивающее тему Водопада и имеющее техническое задание задействовать как можно больше словосочетаний, используемых в книге/фильме или других стихах.

Судьба математика

У Шерлока Холмса врагов очень много,
И каждый из них не похож на другого.
Вот Мориарти с суровым видом,
Банду свою он не дал в обиду.

Шерлока Холмса хотел он убить,
Сначала поджечь, а потом подстрелить.
В сером плаще и со злющим оскалом
В Лондоне он проходил по вокзалу.

И поезд-экспресс преследовал даже
Он в самодвижущемся экипаже.
И к водопаду на континенте
Письмо он послал о фальшивом пациенте.

Ватсон немедленно с места снялся,
Шерлок же о западне догадался.
Его Мориарти в чёрной одежде
Почти на спасенье лишил надежды.

Но чтоб благородство своё показать,
Письмо разрешил для друзей написать.
А после письма он своей же лапой
В пропасть отправил и нож, и шляпу.

И произошла борьба на скале,
Профессор не выиграл в этой борьбе.
Теперь Мориарти на дне водопада,
И ясен тот факт, что ему так и надо.

Любил математику он решать,
К эффектам дешёвым своим прибегать.
Плохо воспитанным был и злым
И получил по заслугам своим.

Мы с Холмсом смотрим в одном направлении

Уже на подступах к обратному поезду эту маленькую долину с Майрингеном накрыла настоящая чёрная туча горного дождя, от которого пришлось поспасаться под деревьями возле статую Шерлока. Из поезда было затем изумительно видно, как туча буквально вползает в долину, переваливаясь через горы, и как в ней и под ней создаётся тьма, а остальное небо голубое и светлое. Как прошлый день прошёл под знаком Queen, так  данный день под знаком Холмса, поэтому в поезде мы смотрели фильмы про него: версию с Джереми Бреттом, версию с Бэйзилом Рэтбоуном и даже версию с Кристофером Ли. И что же? Как ни считаются классическими эти версии, они жутко удивили меня своей комичностью и даже глупостью. Это был просто кошмар в сравнении с нашим советским фильмом, который в целом выдержан серьёзно, и если и снабжён юмором, то умышленным, а эти же постановки, наоборот, были слеплены с серьёзной миной, но вызывали смех своей ущербностью.

Следующий день обрёл совершенно новую тематику, сменив литературный романтизм прошлой эпохи на научно-прогрессивные исследования современности. По научным делам мы отправились на городском трамвае Женевы. Карточки бесплатного проезда, выданные в отеле, в трамвае даже и не пригодились толком, потому что в общественном транспорте просто некому их проверять! Я даже думаю, может все из сознательности просто покупают проездные билеты? А отель выдаёт карточки, чтобы туристы не чувствовали угрызений, что ездят на транспорте зайцами, а ездили бы будто по этим билетам? В общем, у нас никто и никогда не проверил билеты в общественном транспорте.

А направились мы в… коллайдер! Ведь ещё одним ответом на вопрос, "что находится в Швейцарии?" является "коллайдер"! Большой адронный коллайдер находится прямо в Женеве. Точнее, он находится на огромной подземной территории, которая даже вылезает за границу Швейцарии во Францию, но ЦЕРН (откуда учёные управляют коллайдером) – обычный комплекс на краю Женевы, который можно посетить. Карта демонстрирует размеры коллайдера, впечатляющие при сравнении с Женевским озером (чёрное) и аэропортом (белый справа снизу от круга). Длина окружности 26 км, на ней расположены различные детекторы, которые принято называть красивыми аббревиатурами. Штаб ЦЕРН находится на детекторе ATLAS (или наоборот, детектор ATLAS построили прямо у штаба ЦЕРН), и сюда можно доехать на городском трамвае до остановки "ЦЕРН", а если проехать до следующей остановки, то окажешься на территории Франции.


Удивительно, но посетить ЦЕРН можно, не только поглазев снаружи, а ещё и внутри и бесплатно – вот вновь "в Швейцарии всё либо дорого, либо бесплатно". Бесплатный вход – это безумно (безумно круто), в это сложно поверить! Разве у нас можно представить себе бесплатный беспрепятственный вход в научное учреждение? Да всё по пропускам и десяти проверкам! А ведь с точки зрения безопасности, например, коллайдер надо ещё как похлеще защищать от всех чужих – это же дорогущий и огромнейший проект, а ЦЕРН гораздо более главное и международное учреждение, чем местные государственные учреждения, но здесь бесплатный вход работает, потому что решили, что это важно и правильно и привлекает людей к науке. Так что ЦЕРН очень открыт людям, здесь созданы специальные выставочные площадки с бесплатными экспозициями. Конечно, рабочие пространства закрыты от случайных посетителей, как и любые рабочие пространства любой фирмы, но и к ним можно подойти максимально близко. На выставки могут зайти с улицы любые желающие, но можно также записаться через интернет на экскурсии по углублённым местам, что мы и сделали. Группы не очень большие и запись прекращается в течение первых минут после открытия, так что процедура была волнительная и с многократными репетициями-наблюдениями за открытием записи на предыдущие дни и примеркой швейцарского часового пояса на наши реалии. В итоге всё получилось и даже слишком (у меня оформились аж две записи, одну из которых пришлось отменить).

Модель детектора ATLAS в натуральную величину

Сперва мы самостоятельно побродили по интерактивно-образовательному музею ускорения и частичности. Мне уже не в новинку такие качественные музеи, и этот был весьма неплох, но более всего поражал именно осознанием, что это музей ЦЕРНа. С экранов по ходу экспозиции объяснения давали настоящие сотрудники (в записи), и эта реальность трогала больше всего. На определённом этапе там была представлена картонная картина рабочей комнаты учёных в натуральную величину, и мне показалось забавным, что на заднем плане у увлечённых работой за компьютерами сотрудников стоит длиннющий постамент с кучей бутылок, длинный такой ряд этих бутылей. Зачем они там копятся, не ясно. Шуткой дня стало, что в ЦЕРНе любят заниматься наукой и алкоголизмом. И без шуток, дальнейшим экспонатом музея была бутылка, которую открыли, когда открыли бозон Хиггса ("открыли, когда открыли", да). Я же помню, как в день сего открытия мы с папой и братом отдыхали на Таймс-сквер в Нью-Йорке и узнали новость с бегущей строки медиафасада. А тут бутылка, которую учёные распили в тот момент, такое материальное ощущение времени прямо.

Когда подошло время, нам выдали бейджи посетителей, подошёл гид и повёл группу на экскурсию из общего музейного здания в само рабочее здание управления детектором ATLAS. Здесь было оборудовано совсем необычное место: наблюдение за настоящей комнатой управления через стеклянную стену. Каково же работать в такой обстановке, когда ты будто в зоопарке на глазах у толпы посетителей. Это не сравнится с ворчанием по поводу ситуации, когда босс через плечо заглядывает в монитор! Настоящие сотрудники ЦЕРНа работали и не обращали на нас никакого внимания.

Сотрудники обсуждают, каких ещё резиновых уточек
поставить перед монитором

ATLAS из LEGO

Наш гид сам был сотрудником, но по виду каким-то находящимся на нижних уровнях власти (у нас бы первым делом его окрестили аспирантом). Он честно исполнял свои обязанности экскурсовода, но иногда пускался в занудство вроде 20-минутной лекции по поводу росписи классификации частиц на стене коридора, во время которой группе приходилось ютиться на душной узенькой лестничной клетке. Внутренние помещения ЦЕРНа в итоге оказались вполне обычными пространствами, напоминающими офис или универ, производимый эффект от которых заключался именно в осознании того, что эти обычные визуально пространства являются мировым центром науки. Это как раз приближает науку и мировые открытия к обычной жизни, показывает их реальность, что изумительно невероятно. На последок гид отвёл нас в исторический павильон древнего ускорителя (протонный синхротрон), рабочее помещение с которым уже целиком переоборудовали под музейный зал. А после экскурсионного обслуживания мы самостоятельно продолжили осматривать выставку внутри специального сооружения The Globe of Science and Innovation, этот огромный купол был волнующе закрыт в утро нашего посещения, но за время экскурсии как раз открылся. Пространство выставки было затемнено, будто в кинозале, и своей успокаивающей атмосферой этой приятной тьмы  глобуса посреди жаркого и яркого лета убаюкивало нас, так что пришлось очень по-волевому взять себя в руки, чтобы оставить ЦЕРН.

В центре Женевы мы посетили природно-удивительное место – место слияния двух рек. Вся необычность в том, что вода одной реки Роны волшебно-бирюзовая, как в Женевском озере и было описано выше, а вода второй реки Арв – типичная мутная илистая коричнево-серость. И когда воды этих рек соединяются, это очевидно по резкой границе цветов.


Так незаметно подкрался день выселения из отеля, но и в него нам удалось порадовать себя развлечением – покататься на лодке по Женевскому озеру! Специальные жёлтые лодки ходят по нескольким маршрутам через озеро в качестве городского транспорта, и на них распространялись наши бесплатные билеты, выданные в отеле! И это единственное место, где всё-таки проверили билет (всё-таки специфика лодки такова, что там есть контролёр, запускающий только по билетам, а в сухопутные транспорты можно войти беспрепятственно и безнадзорно). Жёлтые лодки – своеобразная визитная карточка Женевы, а мне напоминали в первую очередь "жёлтую подводную лодку". С нами в лодку набилась организованная группа мелких детей, а пока мы переплывали озеро, пошёл дождь и возникла радуга, на которую эти дети бурно реагировали (как и я). В общем, водная прогулка по Женевскому озеру удалась!

Другие жёлтая лодка и радуга, снятые в другой день

Остаток дня мы скоротали в музее природы (это бесплатно), который так же развивает воображение, как и любой достойный музей природы. Соцопрос на входе не мог пробиться сквозь наш акцент и подумал, что мы из Хорватии. А далее, как часто бывает, до отъезда в аэропорт отдыхали в парке, и вот что удивительно, в Швейцарии считается обычным и нормальным прийти и устроить пикник или лежание на покрывале в парке-кладбище прямо между памятниками. Разумеется, это очень прибранный и по-швейцарски вылизанный газон, но всё же сама суть – другая культура.


Достопримечательность, однако, – самая длинная скамейка (во вселенной). Но неужели не будут длиннее скамейки, повторяющие форму бордюров на дорожках между лужайками в парке у ратуши в Вене, если их разогнуть в прямую?


Жутенькая скульптура Франкенштейновского монстра. (Постоянно учу всех, что Франкенштейн – это имя создавшего его учёного, а монстра так нельзя называть.) Я таких подробностей не помню, но, оказывается, действие эпизода книги происходило в Женеве прямо на этой площади, что решили отметить скульптурой.

Итак, программа посещения, стоящая на трёх столпах (Queen, Холмс, Коллайдер) выполнена полностью и безупречно! И Швейцария успела заразить меня своим духом прибранности, организованности, высокого уровня жизни, который воспринимается здесь, как должное и обязательное, а у меня вот вызывает недоуменное восхищение в бытовом плане. Это произвело на меня впечатления даже больше, чем ГОРЫ, а ведь как было необычно побывать в Альпах, в настоящей гористой местности, где даже виден лежащий шапками снег. Думаю, именно к этому будущему передавали "привет" те внезапные горные горы (и тоже Альпы), непредсказуемо возникшие на пути в аэропорт Милана в пред-пред… поездку.

Швейцария же проводила нас в аэропорту несколькими неожиданными новинками тоже, это были: молящиеся по расписанию и расположившиеся прямо на полу с ориентировкой по стонам света мусульмане. Их было так много, что практически заполнили зал ожидания у выхода на свой мусульманский рейс (летящий в мусульманскую страну). Ещё одна аэропортовая странность была на потолке – прожектор, похожий на диско-осветитель, который менял цвет луча и выписывал круги световым пятном. Это чтобы люди не заскучали? И, наконец, всю Швейцарию и её швейцарское убранство и швейцарских дух каждой вещи опишут обычные аэропортовые часы.

Очень по-швейцарски!

Комментариев нет:

Отправить комментарий