Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Израиль и Иордания: путешествие по святой земле


Это путешествие не самое классическое из поездок Working Class Travel, потому что сопровождалось проживанием "у друзей" и некоторыми другими моментами, которые мне не провернуть совсем самостоятельно, а причиной этого стало то, что моим компаньоном стал папа! Вместе мы могучи, как никто! У меня были сложности с определением отпуска: в мои осенние даты не было никого, кто составил бы мне компанию, и поэтому пришлось даже пропустить взятый на работе отпуск (тогда ещё было можно не пойти в отпуск, а сейчас даже так нельзя, ужас!). Но за это мы подождали февраля и отправились с папой в Израиль, он давно именно туда собирался, имея там много знакомых. Путешествия с папой также отличаются тем, что в них не абсолютно всё планируется и бронируется заранее, и в этот раз мы вылетели в Израиль совсем без подневного плана действий, лишь в общих чертах представляя, что мы хотим посмотреть.

В аэропорту нас встретил друг, живущий в Израиле, и пока вёз на житьё к другим друзьям в город Петах-Тиква, посоветовал туристическую компанию с турами на русском (специально для русских в Израиле), так что мы обрели то, от чего можно отталкиваться по плану, к тому же папе язык приятен, чтоб русский. И, приехав на житьё к друзьям, мы на следующий же день позвонили в эту компанию и забронировали 4 экскурсии по разным городам, а на основе этих занятых дней распределили самостоятельные выезды на гуляние по Тель Авиву и дни для путешествия в Иорданию. Организационные моменты бронирования экскурсий меня обеспокоили: мы просто сообщали по телефону все данные банковской карты и фирма списывала деньги, т.е. происходило то, чего никак нельзя допускать по технике безопасности, но, кажется, в Израиле это работает и всё было честно и нормально. Автобусы собирали туристов со всех городов, свозили на вокзал Тель-Авива и там все пересаживались в другие автобусы согласно выбранной экскурсии, а вечером аналогично через распределение на вокзале происходил развоз по маленьким городам. Первая же наша экскурсия, так совпало, была в самое важное место – Иерусалим.


А вот и он – Храм Гроба Господня. В "Битве Соборов" он получил бы +100 очков за историко-культурную подоплёку, но в категории внешнего вида уступил бы. Он странный: несимметричный, старо-обшарпанный, грязноватый, без видимых куполов, не обрамлён никаким открытым пространством пафосной площади, где мог бы доминировать над окружением, выражая свою значимость. Он стоит где-то в кривых улицах, "за углом", и в целом незнающие люди, которые "встречают по одёжке", ни за что бы не подумали, что это один из важнейших храмов. Многие церкви мира выглядят гораздо расфуфыреннее, чем он, в то время как их ранг гораздо ниже. Но именно этой всей простотой он мне нравится. Зайти тоже можно совершенно просто, "с улицы", нет никаких правил по внешнему виду женщин с выдачей им специальной одежды, как происходит во всех "обычных рядовых церквях". Здесь всё очень просто, будто совершенно нормально иметь в соседней подворотне вековую святыню.

Возможно, главная причина отсутствия ремонта – сложившаяся здесь удивительная ситуация: Храм контролируется шестью разными конфессиями, установившими договор не менять ничего без согласия всех шести. Кувуклия (небольшое помещение над гробом) сейчас наконец отремонтирована и выглядит новёхонькой, но на момент поездки мы застали её старой, потемневшей и укреплённой огромными стальными балками, которые установили в 1947 году и с тех пор всё договаривались, как и что можно ремонтировать.


Один из символов статуса-кво – "недвижимая лестница", которая стоит прямо на карнизе фасада и никуда не девается. Лестница изображена ещё на старинных гравюрах! Истории, подобные этой, я очень люблю, они будто расширяют наш мир во времени, соединяют настоящее с удивительным и важным прошлым через какую-то деревянную лестницу. Интересно, её заменяли или это в самом деле одна и та же всё держится, она же деревянная (никак не могу это понять, наверное, имеется в виду, что там должна стоять какая-то лестница, а сам предмет можно заменять). Храм внутри состоит из кусочков, принадлежащих разным конфессиям и посвящённым различным событиям. Поэтому он выглядит сумбурно и эклектично, в его архитектуре и устройстве нет единства. В эту же тему: ключи от храма хранятся у специальной мусульманской семьи, чтобы не было недоразумений между шестью христианскими конфессиями.

В Храме в этих разрозненных кусочках – на удивление супернасыщенная концентрация мест, знакомых по всем библейским сказаниям, каждый камень на территории храма и вообще в старом городе отличился чем-нибудь: то с него Бог начал творить землю, то там стоял крест Иисуса, то там лежит череп Адама. Все разные истории разных времён как-то сконцентрировались на одном месте, это было совершенно неожиданно (ведь мои ожидания ограничивались местами пути Иисуса). Однако в Иерусалиме и именно на храмовой горе перемешано всё: ещё тут должен быть страшный суд, второе пришествие, опускание храма с небес – и всё это написано с указанием конкретных локаций, что и где должно произойти! Сюда снисходит благодатный огонь на пасху. Итоговый вывод после экскурсии сформулировался так: "Да, тогда N лет назад в Иерусалиме творилось что-то ОЧЕНЬ СТРАННОЕ".


Стена Плача, оказывается, называется на самом деле Западная Стена, потому что это западная стена разрушенного храма, всё, что от него осталось. При виде такой большой светлой стены из прямоугольных брусков меня не покидали мысли о Стене Пинк Флойда, но я не думаю, что это какие-то пагубные и неуместные мысли, которых нужно стыдиться. Вообще путешествие на святую землю действительно что-то открыло мне, не то чтобы у меня начался иерусалимский синдром, но атмосфера и тематика размышлений наконец оформили в моей голове понимание важной вещи: что если ты хороший человек и никому не делаешь зла, то ты можешь держать у себя в голове извращенческие мысли (где они никому не мешают) или делать всякие стрёмные дела с самим собой или со своими друзьями, если они тоже "за", а не "против", главное – не делать ничего плохого для людей, которые будут "против", так общее добро в мире повысится. Поэтому я считаю, что совершенно нормально приехать к Стене Плача и постоять молча у неё, думая про Пинк Флойд.


Вложенные в Стену записки потом собирают и закапывают или сжигают, потому что выбрасывать некультурно. Крышесносный сервис – отправить по интернету письмо, которое потом распечатают(!) и вложат в Стену! Разумеется, бесплатно. Прямо здесь у Стены Плача мне позвонили из турфирмы, где мы бронировали экскурсии, в растерянности, что не могут списать деньги с моей карты. Оказалось, у меня был поставлен лимит на списание в день, а они хотели снять сразу сумму за все наши экскурсии. На следующий день у них всё получилось, но разговор об этом у Стены плача оставил мне незабываемые впечатления.

Старый город

Новый город

Старый и новый город

Вечный город

Со смотровой площадки можно обозреть город, усыпающий соседние холмы. Иронично, что большой золотой купол, являющийся доминантой любой фотографии города и занимающий центральное место на всех открытках – это мусульманская мечеть, а, собственно, Храм Гроба или Стену Плача совершенно не видать. Далее мы посетили место тайной вечери и будто бы побывали в картине Да Винчи, но на самом деле нет, потому что в реальности всё оказалось совсем не так, даже окна другой формы и мало места. Затем направились в Гефсиманский сад (здесь арестовали Иисуса).


Мне хотелось посмотреть этот сад больше других достопримечательностей. Может, потому что природное место мне оказалось ближе, чем архитектурная постройка типа здания тайной вечери. Весь небольшой садик – это огромные корявые тысячелетние оливки (оливы), которые будто содержат энергию веков. И кого же мы встретили здесь?...


… Команду "Зенита"! (Слева вверху Аршавин, почему-то не надевший форменную куртку, как остальные. То есть, после встречи с виртуальным Аршавиным на стадионе Арсенала в Лондоне сейчас мы пересеклись с настоящим в Иерусалиме.) Оказывалось, Зенитчики приехали на матч в тот же город Петах-Тиква, как и мы сами, но на экскурсии мы с ними увиделись, когда они и мы приехали в Иерусалим. В итоге, как видно, наше настроение дня было не чрезмерно умудрённое и философское, оставляя ресурс для простых любопытных жизненных вещей. Мы много вспоминали рок-оперу "Иисус Христос суперзвезда" и согласились, что было бы прикольно показывать её к пасхе в рок-кафе по телеку.


И, как же иначе, за этот день мы выучили, что экскурсионный автобус обязательно подвозит туристов в прикооперированный заранее магазин, где они могут купить себе религию (в смысле, всякую тематическую утварь). Это выглядит безумным потребительством на почве вечных ценностей, и очень-очень странно, как это уживается рядом с настоящими вечными ценностями, но уживается как-то.

Также мы поняли, что еда в Израиле – это какая-то особая культура общения, и каждый вечер тусили у друзей дома с волшебной израильской едой, сопровождавшейся необычными для нас хумусами, и другими соусами-заправками из незнакомых специй. А в первый вечер они сводили нас в настоящий шоколадный ресторан! Как кто-то полушутливо сказал, израильский народ столько страдал и недоедал, что сейчас на еде "отрывается". На израильской кухне в самом деле две раковины (для мяса и для молока), чтобы по-кошерному соответствовать процессу приготовления еды – характеристика того, как древние правила сильны в обиходе этой страны. А одна из комнат квартиры обязательно имеет толстые стены бомбоубежища, обычно там делают детскую – это уже характеристика общепризнанности реалий современного времени. Вообще в Израиле просто невообразимо сочетается старое и новое. Это видно и через архитектуру, где-то есть древние сооружения возрастом несколько тысяч лет и выразительные своим духом потрёпанной, но монументальной древности. А в жилых современных районах и городах – построенные с нуля здания простого утилитарного типа и коробочного вида, новенькие, чистые, но совершенно простые и плоскокрышие коробки. И, разумеется, из главных отличий страны, самое бросающееся в глаза – это Шаббат, наступающий с закатом пятницы и заканчивающийся с закатом субботы. Никто не работает в Шаббат, улицы пусты в Шаббат, всё запрещено в Шаббат. Вот так изумительно древняя традиция официально поддерживается на государственном уровне.

Наша следующая экскурсия была в Назарет, здесь деве Марии явился ангел с вестью, что она родит Иисуса. В пути автобус пересёк долину Армагеддон… буднично так, спокойно (здесь должна случиться битва конца света). Аналогично "геенна огненная" – это просто долина среди холмов Иерусалима, которую мы также объезжали, пока катались там. Сейчас Назарет более арабский город, но над местом библейского события, естественно, стоит храм. Самое интересное тут – коллекция из множества изображений Марии и Иисуса из разных стран, соответственно, в стилистике разных культур.

Из Японии

Из Камеруна

Это Назарет и о чём я думаю? О том, что существует
рок-группа Назарет и я не знаток её песен

Мы записались на экскурсии по городам, известным нам своими библейскими событиями. Но экскурсионные поездки фирмы спланированы так, чтобы занимать целый день, и после посещения заглавных городов программа продолжалась по другим достопримечательностям и именно от этого мы посетили множество замечательных мест, которые бы сами не наперечисляли в свой план, хотя они нам и известны. Итак, после Назарета мы проехали по Галилее, где Иисус делал чудеса, мимо озера Кинерет, где ученики ловили рыбу, на место крещения в реке Иордане.


Просто так войти в реку не получится. Или получится, но где-нибудь в другом месте. А тут оборудован целый комплекс для желающих покреститься, и всё совершается по регламенту и только в специальных белых рубашках (которые можно купить здесь же, да, опять "купить").


В реке полным-полно сомов, которых не ловят, потому что они не кошерные. Сомы чрезвычайно любопытны и общительны, так что лезут тыкаться усами и носами во всё, что приближается к воде. Для меня они милые, а кому-то ужас-ужас.

Автобус приостановился на перекур возле настоящей банановой рощи (плантации разведения бананов) и мы сбегали посмотреть, как растут настоящие бананчики! Затем продолжили путь по чудесам Иисуса. Меня завоевало одно из чудес, когда он накормил народ, умножив пару рыб и пять хлебов. На место сего события сейчас стоит Церковь Мультипликации (multiplication church), как бы значит "церковь умножения", звучит очень по-математически (а не как анимированное видео!), ну и вообще мне просто нравится рассказ про это чудо.


Две рыбы и пять хлебов – но не в церкви мультипликации, а уже на горе нагорной проповеди, которую мы посетили, увенчав этим полный локаций день.

Следующий день был для нас "выходным" от экскурсионных выездов и мы организовали себе выезд сами – на обычном городском автобусе поехали изучать современную израильскую жизнь в Тель-Авиве. Прошлись там по торговым центрам и рынкам, отправили открытку в клуб собирателей международных открыток, попали в магазин мерчендайза по "Доктор Кто" и купили там... феску в подарок моему брату, у которого был день рождения в период этого отпуска, который мы таким образом пропустили. И в этом магазине в этот день был день рождения магазина (уж не знаю, именно в этот день или может это несколько дней подряд отмечается у них, но не важно), в честь чего нас угостили печеньем и дали с собой сока!


Пляжи Тель-Авива в феврале: солнечно, но для купаний прохладно, поэтому мы просто отдохнули на стульях, поедая клубничку с рынка и изучая карту. Папа очень хотел купить где-нибудь карту Тель-Авива, так как мы шли по наитию без карты, а мне хватало внутреннего понимания нашей позиции в городе, и вот мы так обсуждали этот вопрос, и ни к чему пока не пришли. Но тут к нам подошёл человек, как выяснилось далее, рекламировавший ювелирный салон, и бесплатно выдал карты города, просто совместно содержавшие эту рекламу. Так у нас появилось сразу две карты! И этот человек прекрасно говорил по-русски, как и многие в Израиле (за этот лишь день нам на чистом русском ответил обычный человек на перекрёстке и продавцы еды в торговом центре: вот это было смешно, мы начали заказывать еду на английском, а они бац и отвечают на русском).

Национальный колорит знака Стоп


Национальный колорит Пинк Флойда. Эта надпись показала мне смысл иврита, ведь полюбому же крупная надпись – и есть слова "Пинк Флойд". Читать их нужно справа налево.


Национальный колорит Макдоналдса. Также нам встретился Макдоналдс с надписью "KOSHER"!

Вечером того дня друг, встречавший нас в аэропорту, приехал к нам сделать пешую экскурсию по старому городу Яффо (сейчас часть Тель-Авива). Это офигенное место, где невероятно чудесно и красиво, целые кварталы из будто бы цельного каменного лабиринта, все эти узкие извилистые улочки из камня, дома, приклеенные друг к другу, низкие арки над головами.



На улочках (которые иногда туннельчики) очень чисто и будто бы сказочно, так что они отличаются разительно от похабных грязных обшарпанных узких старых базаров, например. В Яффо домики сейчас заняты музеями, галереями картин и произведений другого искусства, магазинами вина, антиквариата и других "элитных" товаров. А в некоторых домах люди до сих пор живут, там земля уже наверно стоит миллиардолион за сантиметр, если покупать (точно дороже, чем на Манхеттене)! И вот в этом месте есть совершенно пустой и в сравнении с другими домами огромный дом, где всем прямо на государственном уровне запрещено жить или устраивать что-то, потому что там жил раньше очень плохой разбойник, которого даже стали считать вампиром. Мы гугляли по Яффо уже с наступлением темноты и было слышно, как пищат живущие в пустом доме летучие мыши! И даже видно их копошение во тьме.

Как итог дня мы выучили слово фалафель, узнали, что фалафель – это жаренный хумус, и съели его. Также в старом Яффо папин друг научил меня вызывать форсированную вспышку на фотокамере, исполнив мою давнюю мечту в такой особенной обстановке. И мы купили картину в галерее Яффо, потому что когда мы зашли туда, нам всем налили по стакану чая и дали орехов, после чего стало невозможно отказаться приобрести себе искусство.

Со следующей экскурсией от фирмы мы ездили в город Хайфа и старый город Акко. Хайфа – огромный порт и место расцвета ещё одной религии Бахаизм (люди верят, что бог един и что все религии, где бог един, правы и просто идут к одному богу разными путями). Это молодая религия, но уже очень популярная, и в Хайфе у них святое место, а именно обширный комплекс садов на горе (от подножия до вершины), среди которых в мавзолее покоится их лидер.


Процесс восхождения на гору по садам означает приближение к религии, и это разрешается делать только бахаям, для остальных же посмотреть сады возможно, если приехать к вершине, там зайти и спускаться сквозь них. Что ж, очень удобно, что не наоборот, и не надо иноверцам подниматься ногами на гору, хе-хе. Это одни из самых упорядоченных садов в истории, каждый кустик высажен в особом месте, нет ни одной лишней травиночки, ни микроскопической мусоринины, ни пылинки. Сад буквально вылизывают сотрудники и волонтёры. С точки зрения порядка это глубоко восхитительно, но на мой вкус не хватает живости, например… чтобы можно было сесть на газон. Наш гид Ицхак с таким упоением рассказывал нам про бахаизм, что на нас будто бы веяло пропагандой и мы вздохнули свободней, когда на вторую половину экскурсии направились в старый город Акко.


В Акко находится тамплиерский замок и старый город, это всё связано с эпохой крестовых походов. Здесь мы заценили подземные туннели (очень узкие и низкие), туалет для рыцарей и лестницу для лошадей. Вообще в этом путешествии мы перевидали очень много культурных пластов. Какой-то ветхий заветизм, потом евангелионство про Иисуса, проблемы войны и создания Израиля в 20 веке, и вот крестовые походы эти – всё разные времена и все связаны с одними местами.


Вот уж чего не ожидаешь увидеть в Израиле, так это странные футуристические постройки заводов, будто сошедшие с экрана какой-нибудь фантастики.

Четвёртая финальная экскурсия была нами заказана в Вифлеем, известный всем по Рождеству. Сейчас Вифлеем находится на территории Палестины, которая вроде как официально не страна, но очень хочет, и огорожена реальной военной стеной, как Берлинская стена! Здесь мне опять вспомнилась Стена Пинк Флойд. Очень стенно было в путешествии. Мне даже представилась в голове картина, как на Стене Плача было бы написано Pink Floyd, только сам сакральный смысл у меня в голове не оформился, может, это просто была такая же большая стена и такая же толпа людей, но всё это был бы арт-объект в честь группы с её поклонниками?

Палестинская стена

На въезде в Палестину строго контролируют пассажиров автобусов, как бы не впустить никого из граждан Израиля. Здесь наш гид сменился на временного гида по Палестине, который был очень необычный и редкий – араб-христианин. 


Звездой отмечено место рождения Иисуса, вокруг которого сейчас стоит Храм Рождества. И это же та самая история про рождество, которую мы всем миром вспоминаем на рождество каждый год, про которую все рождественские фильмы и все постановки детей в садах и школах, особенно на западе! Я обожаю рождество! И это крутотень! На звезду можно положить вещи и таким образом освятить их без участия священнослужителя (такое возможно ещё в одном месте – в храме Гроба Господня), многие так и делали, но мне кажется ненужным выбирать какую-то вещь и вкачивать в неё святость, а потом хранить эту вещь, оберегать, ценить её. У меня не было и нет такой особой достойной такого вещи, а я чувствую неправильным обращаться за освящением на таком мощном артефакте чего-то недостойного, "просто так". Поэтому вместо каких-то вещей на этих священных местах побывала моя рука, которая несравнимо ближе и важней мне, чем любые вещи. Священна ли теперь моя рука? Похожее чувство я испытываю к кресту паломника (крест особой формы): его получают право носить только после посещения Иерусалима. Но зачем мне такой особый крест, если всё моё собственное тело посетило Иерусалим? Не стремлюсь заводить вещи специально, чтобы к ним привязываться.

Экскурсия того дня продолжилась по местам русской православной церкви за границей в Иерусалиме. И вот тут мы ощутили безумный контраст! В Гроб Господень нас пускали просто так, в открытые ворота, заходите все, кому это интересно. В Храм Рождества точно так же, и в Назаретский и во все другие храмы до этого. А для входа на личные территории русской церкви от всех женщин стали жёстко и грубо требовать облачиться в юбки и платки, это был ужасный позор в сравнении с тем, как располагает к себе соседняя мировая святыня.

Тем вечером мы сменили место постоянного проживания и после экскурсии с распределительного вокзала Тель-Авива нас забрал друг, живущий в Ашдоде – городе, куда кит выплюнул Иону. В этот вечер начала сбываться наша традиция смотреть открытие олимпиады, находясь где-то за границей: стартовала олимпиада в Сочи! Открытие мы смотрели на иврите, хозяева немного переводили, но и так всё было понятно. Перестали смотреть в момент, когда начался номер под саундтрек "Трон:Наследие"! Меня тогда возмутило засилие Дафт Панка на открытии олимпиады, как это связано с олимпиадой и Россией? Почему был использован неизменный готовый саунд из Трона и ещё катались под него в светящихся костюмах аки в "Троне"? Почему не плащи и полёты, как в "Матрице" под саунд "Матрицы"? А ещё мы на себе проверили то, что узнали позже: находясь за рубежом, мы видели в трансляции момент, как не раскрылось одно из олимпийских колец в световой инсталляции. Только в России затем мы узнали, что по отечественному ТВ этот момент был скрыт и смонтирован так, будто все кольца раскрылись. Цензура!

Вместе с другом из Ашдода мы съездили искупаться на мёртвое море (на машине). Оно расположено на минус 430 метров ниже уровня моря нормального. Отметки высоты над уровнем моря высечены в скалах на дороге к мёртвому морю.


В Средиземном море Тель-Авива купаться в феврале было невозможно, а в этой низине было более тепло и можно было спокойно купаться. Там очень солёно, соль жутко горькая и было страшно, что попадёт в глаза и будет смертиподобно. Я и так умею лежать на воде, но в мёртвом море это можно делать на боку! Или сидеть в нём (прямо в воде, а не на дне). И несколько дней после купания кожа будет эпически шелковистая.


Ещё по дороге к морю мы оценили крутые горы и пустыню, они мне понравились очень! И у меня в башке начался мой фанатизм, обострение фанатизма по эпическим фильмам типа "Бен Гур" и "Лоуренс Аравийский". Пока мы были на мёртвом море, друг рассказывал историю про Масаду (даже купил в сувенирной лавке книжицу с рассказом о ней и подарил нам) – это крепость, у которой очень сильная слава и важная судьба. Её пытались завоевать римляне, но крепость очень долго сопротивлялась, т.к. была супер неприступная и у неё были огромные запасы еды и воды. Но когда стало понятно, что римляне всё равно прорвутся туда, все израильтяне внутри совершили самоубийство, демонстративно оставив напоказ свои запасы еды и воды, чтобы было понятно, что они не покоряются в рабство и именно поэтому убивают себя, а не из-за голода и т.д. Сейчас это символ Израиля и там произносятся клятвы в армии, это символ свободы и независимости, мы очень хотели туда попасть в тот же день, но уже не успевали, и это жалко. В итоге по возвращению домой на волне своего фанатизма к эпическим фильмам о пустыне мне пришлось удовлетвориться лишь просмотром исторического фильма "Масада", который идёт 394 минуты.

Друзья помогли нам купить через интернет билеты на междугородний автобус до Эйлата, сами мы не справились бы, потому что сайт был только на иврите! Забронировали там гостиницу и пустились в путь. Эйлат нужен был нам как исходный пункт для путешествия в Петру, к которому мы примерялись ещё из дома. Было множество вариантов, даже такой, чтобы кто-то из друзей  поехал с нами на своей машине (границу Иордании не пересечёшь на арендованном автомобиле), а также всякие экскурсии с выездом из Тель-Авива, но в итоге мы дотянули до того, что из Эйлата нанять экскурсию более вероятно и просто, даже не имея под прицелом никакой фирмы. В принципе так и вышло, мы просто обратились на стойку регистрации в своей гостинице, где нам тут же назвали контакты экскурсии на завтра. Вариант был один, так что мы пару часов "подумали", но в итоге скинулись долларами, сколько нужно, и сотрудники гостиницы сделали всю необходимую организацию за нас. Так что до вечера мы успели отдыхательно погулять у Красного моря.


С утра нас встретил гид, доставивший нас до границы с Иорданией и передавший там другому гиду. Сквозь совершенную пустыню мы поехали к Петре. И вот тут мне снесло башню. Всё началось от пустыни и гор гораздо раньше, но в момент, когда гид сказал (на английском), что "ну а вот между делом та железная дорога, на которой взрывали поезда Лоуренс Аравийский и Ко", тогда особенно снесло башню! Буквально рядом была пустыня Вади-Рам, и там на обратном пути даже высадили одного туриста, пожелавшего продолжить посещение экскурсией по пустыне на следующий день. Также мне весьма импонировали мелькнувшие по дороге магазинчики сувениров "Индиана Джонс шоп" и "Лоуренс Аравийский сувенир шоп". Когда автобус совершил остановку в одном магазине (посреди пустыни…), мне там бесплатно подарили открытку, чем повторился мой рекорд получения открытки за ноль денег (первый случай был на Бродвее в Нью-Йорке). Видимо, просто открытки не продавались штучно, а мне была нужна именно одна, и сотрудники из гостеприимного иорданского уважения отдали мне её просто так.




В Петре мы долго шли по ущелью, это было очень увлекательно и приятно, ведь ущелье скрывало нас от солнца (несмотря на февраль, было жарковато, а летом температура здесь достигает 52 градусов по Цельсию!). Сейчас это место считается одним из современных 7 чудес света, но для меня важно в первую очередь то, что в Петре снимался "Индиана Джонс и последний крестовый поход" – мой любимый фильм (один из), он офигенный, он просто супер, все сцены, диалоги, саундтрек, комментирующий действие, всё уже такое классическое! Обожаю его, и с детства мне уже было откуда-то известно и понятно, что в роли "тайного храма с Граалем" там снялось настоящее существующее на земле место – гробница из Петры. Правда мне до сих пор не очень ясно, думали ли создатели, что общественность не в курсе, что это реальное место на Земле в роли выдуманного другого места... или они несмотря на очевидность узнаваемости реального места использовали его в роли выдуманного. Сейчас встречаю таких людей, которые не знают про существование Петры и сочтут тогда виды из фильма просто декорациями.


Прямо напротив фасада мы купили магнит за 1 доллар, ранее хранившийся у меня дома в качестве сувенира. Это была такая специальная задумка использовать его тут, чтобы не менять деньги на иорданские динары. Раз мы не меняли деньги, то и марки для отправки открытки в Иордании купить не могли (впрочем, мы всё равно не встретили в этой пустыне и каменном городе почты для покупки и почтового ящика для отправки), поэтому открытку "из Иордании" (с фото, разумеется, Петры) отправили потом с территории Израиля за заранее подготовленные Израильские марки, опустив в ящик буквально в шаге от пограничного забора.



Далее фасада гробницы находится большой каменный город. Гуляя здесь, мы… нашли в песке ещё одну Иорданскую открытку! Так что открыток за ноль денег у нас стало целых две, и эту мы забрали с собой домой и отправили потом друзьям в Израиль, помогавшим с бронированием пути в Петру.

Колорит иорданских смс

Мне нравится пустыня. Особенно её вечер и ночь. Ночью здесь, должно быть, великолепно видны звёзды (ведь тут пусто и нет светового загрязнения). А вечером просто снисходит романтическое ощущение того, что мир очень широк и в нём можно выживать, несмотря на сложные условия. Вот днём в пустыне жарит солнце и жить невозможно, а вечером оно уходит и начинается особенная пора будто бы передышки в устройстве мира, когда можно получить некоторое время на паузу всех проблем, сесть у какого-нибудь костра и, наоборот, поёжиться от наступающей прохлады. Схожее ощущение передышки от мира можно испытать даже вечером обычной жизни: наступающая ночь – это всегда несколько часов другой жизни, в которой тебя никак не достанет ничто с работы или других важных дел, потому что это истинно твоё время наедине со вселенной. И только утром солнце/работа встанет и испепелит вас до тла.



Когда прилетаешь в аэропорт Израиля, вместо штампа в паспорт выдают специальную бумажку о прибытии, а затем такую же об отбытии. Всё это делается из доброты и для того, чтобы в паспорте не оставалось никаких отметок о пересечении границ Израиля, ведь на них бурно реагируют некоторые другие страны (какая же это доброта от Израиля!). Но на пеших границах такого нет и нам знатно проштамповали паспорта на границе с Иорданией. А в аэропорте отметок так и не было, и в результате по нашим паспортам видно, будто мы вошли в Израиль и так из него и не вышли. Из Эйлата, пробыв там официально один полный день, занятый путешествием в Петру, мы вернулись в Тель-Авив, переночевали там у третьих знакомых (а я так вижу, что у папы в Израиле знакомых ещё больше, чем в Америке), они нас закинули в самолёт на следующий день и мы улетели домой с пересадкой в Киеве. И в этот момент правила провоза ручной клади изменились буквально на срок в две недели из-за начавшейся олимпиады, поэтому мы пережили стрёмно-забавное приключение со сдаванием клади в багаж из-за тюбиков зубной пасты и ещё какой-то ерунды, для чего папе потребовалось через паспортный контроль выйти на территорию Украины и тут же обратно зайти (а это всё штампы, штампы, хорошо хоть, визу было не надо!).

В итоге путешествие на святую землю действительно дало мне понять чисто по мировоззрению, как у нас на планете дела. Первая вещь – это что мы вот тут можем спорить, были ли всякие библейские события или не были, был ли Иисус и т.д., а в Израиле все просто ЗНАЮТ, что вот да, это было, и это даже не обсуждается, потому что везде кругом "на этом камне он стоял, когда делал то-то и то-то" и всё в этом духе. Здесь реально атмосфера того, что ты можешь и не быть религиозно верующим, но вот на этом камне стоял Иисус, и это факт! То есть такое неоспоримое принятие всех библейских событий как исторических событий с материальными подтверждениями. И вторая вещь - это что вот все эти места, где что-то там было, важны для меня лично даже не тем, что там реально "что-то было", а что туда после всего этого уже две тысячи лет беспрерывно идут люди, паломничают и молятся, и место становится "намоленным". От этого уже у него создаётся своя атмосфера и энергетика какая-то, люди объединяются в добре, когда посещают это место с добрыми мыслями. Вот это в самом деле чувствуется и становится значимым – смысл места в природе и мире сейчас для людей – оно уже от этого становится специальным, так что даже не столь важно, чем что было в начале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий