Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Великобритания и Ирландия


Казалось бы, возвращаться в Великобританию спустя всего одно путешествие не несёт в себе смысл расширения мира, но концепция пробовать новые места не превалировала в всё ещё оформляющихся основах Working Class Travel. В этот раз главной темой для меня стало закрытие гештальтов от первой поездки: "посетить всё то, что ещё не посетили". А моим компаньоном стал тот самый замечательный человек, который готовился, но не смог отправиться в Великобританию два года назад – и это один огромный гештальт! Готовились мы к этому так же долго, как в первый британский раз, оформляли визы, бронировали места по программе, но происходило это более замутно, так как в то время мы жили в разных городах и общались по интернету. На логистике поездки это также отразилось: я прилетаю в Москву и прямо в аэропорту мы воссоединяемся и садимся на следующий рейс за границу уже вдвоём. Здесь мне удалось проявить разум и купить полёт именно в Домодедово, откуда мы стартовали дальше, чтобы не надо было менять московский аэропорт! И мне безумно понравилось, как мы встретились в аэропорту, не обсудив заранее точное место встречи, но по отдельности увидели табличку "meeting point" и подумали, что это соответствует ситуации. Было мило, что мы мыслим одинаково.

Моя замечательная подруга готова к началу приключений!

На Easy Jet мы перелетели в Манчестер, т.к. это был самый дешёвый рейс, но оставаться здесь нам было не нужно по нашему коварнейшему плану! План основывался на следующих фактах. Вообще Ирландия – это отдельное государство, для посещения которого нужна отдельная виза (не шенгенская и не британская). Но есть правило: если у туриста есть британская виза и на ней уже стоит штамп о прибытии в Великобританию, то по такой визе можно посетить и Ирландию, чем мы решили воспользоваться. Эта идея – посещать не только основное место отпуска, но и проверять, можно ли совместить с окружающими местами – в последствии как раз встроилась в основы Working Class Travel по расширению мира. А сейчас нам нужно было в Манчестере выйти через паспортный контроль на улицу, чтобы потом зайти вновь с британским штампом и улететь в Ирландию. Официально всё было законно, просто боязно говорить на контроле, что сейчас сразу летишь в Ирландию, вот мы старались и не говорить. На контроле спрашивали, на весь ли срок мы будем в Манчестере, мы сказали, нет, будем в Лондоне (это была правда), нас спросили, на чём мы в Лондон, мы сказали "на самолёте" (тоже правда), сотрудник удивился, что не на наземном транспорте. Спросил, когда самолёт, а мы сказали "прямо сегодня через пару часов, мол, пропустите нас поскорее" (это тоже была прав да, но этот самолёт был в Ирландию!). И вот так нас пропустили и поставили заветные штампы, с которыми мы тут же зашли в другой терминал и улетели в Дублин (всё-таки после небольшой проверочки, можно ли это делать по британским визам – видимо, служащие нечасто сталкивались с таким правилом).


Ожидая вылет, мы снимали видео по "анекдоту месяца", где человек покупает билеты в Дублин.
- Two tickets to Dublin.
- Куда, блин?
- To Dublin (Туда, блин).

В Дублине мы могли свободно пройти из самолёта в город, но сообразили воспользоваться коридором для "не Евросоюза", в котором получили входные визозаменительные штампы на 30 дней, а если бы прошли на выход с евросоюзцами, то стали бы нелегалами. Хостел запомнился мне покуда самой низкой ценой из всех (шесть евро!) при должном уровне сервиса и расположении непосредственно в центре у Иглы.


Да, в центре Дублина зачем-то установили огромную-преогромную зеркальную иголку. У нас сложилось впечатление, что просто затем, чтобы у города была отличительная достопримечательность.


Сами улицы и дома усыпаны табличками с цитатами ирландских писателей, бывает, что связанными с местом, где они размещены. Очень подчёркивает самобытность Ирландии.


Также самобытность Ирландии выражается через зелёный цвет: почтовые ящики и телефонные будки могут быть по форме такие же, как в Британии, но выкрашены не в красный, а в зелёный. В целом зелёный подчёркивает яркое наследие всего кельтского, иногда, викингского, природного, растительного, которое ощущается на Ирландской земле.


Мы посетили Дублинский замок, Собор Святого Патрика, Тринити колледж – все эти места приближены к природе, у каждого есть парчик, где можно остановиться и почувствовать с ней связь. Было необычно понимать, что популярный Святой Патрик (его день 17 марта) здесь вполне исторический персонаж, который в пятом веке делал тут разные дела (и прогнал с острова всех змей в том числе, это уже легенда).


Hard Rock Café в Дублине! С этой фотографии началась моя виртуальная коллекция походов к Hard Rock Café в посещаемых городах мира (походов, а не заходов внутрь, ибо ценник там не для Working Class Travel). Сеть этих кафе покрывает весь мир и если такое есть  посещаемом городе – нужно обязательно прийти к нему, снять фотографию и обычно зайти в соседствующий с кафе рок-магазинчик (как в музей поглазеть и ничего не купить, ибо ценник). В этот день первой прогулки по Дублину мои мысли занимала ещё одна рок-тема. Буквально накануне здесь выступал с концертом Брайан Мэй. Если бы даже мы могли по другим соображениям посетить данный концерт, мы банально не успевали на него с самолёта. Но сейчас наутро после концерта Брайан полюбому ещё находился в городе, а это значит, мы с ним находились в одном городе одновременно. Вот что интересно: прошлым летом мы с семьёй также находились с Брайаном в одном городе одновременно (это была Москва) и также не могли посетить его концерт, т.к. пребывали в Москве на пересадке самолёта по пути в Америку в день концерта. Интереса этим случаям добавляет именно то, что мы с Брайаном так пересекались в городах, которые не являются домом ни для него, ни для меня. Иначе было бы глупо придумывать "совпадение", приезжая в домашний город Брайана и восхищаясь тем, что находишься с ним в этом городе.


Итого, в первый день в Дублине мы уже полностью прониклись ирландским духом: отправили открытку с ирландской почты, рассмотрели миллион тематических зелёных сувениров в магазинах и убедились, что Дублин – родина Гиннесса. Посещение сувенирных магазинов в качестве музея знатно расширяет национальное сознание, ведь там сосредоточены все стереотипы, классические национальные атрибуты, виды достопримечательностей.

Второй день в Ирландии был выездным – на экскурсионном автобусе мы отправились к скалам Мохер, очень известным прибрежным отвесным утёсам, о которые разбиваются волны Атлантического океана. По маршруту автобус совершал остановки в других интересных местах, так мы очутились в городке Голуэй – родине знаменитых кладдахских колец. Эти кольца в виде двух рук, держащих сердечко под короной, известны по всему миру в качестве колец дружбы и обручальных колец (второе распространённей). Мне нравится такая нишевость и историчность вещей, будто бы особенные посвящённые люди пользуются древними символичными артефактами. Некоторое время спустя мне с удивлением открылось, что друзья в моём городе заказали себе из Ирландии такие кольца.



На руке нашего гида Фионы тоже было, конечно же, кладдахское кольцо. Погода тут начала портиться и гид рассказывала традиционные ирландские шутки о её непредсказуемости (общий смысл такой же, как у шуток об "Уральской погоде"), что выходя утром из дома нужно брать с собой солнечные очки и зонтик, и все всегда с собой носят куртки на случай непредвиденного шторма. После солнечного утра в Дублине здесь похолодало действительно существенно и мне в моей кофте было завидно азиатам из группы, приехавшим в куртках-пуховиках, не говоря уж об остальном народе в ветровках.


На некоторых остановках крапающий дождь прекращался и мы могли выйти и оценить ирландские красоты. В принципе, такая пасмурность только добавляла антуража. Но на обеденной остановке дождь зарядил уже стеной и весь перерыв пришлось пережидать в магазинчике, где моя подруга купила шоколадку для поддержания настроения (это было очень мило!) В итоге к прибытию на скалы Мохер погода испортилась окончательно, и выйдя на смотровые площадки мы толком не понимали, где очутились, поскольку стояли посреди плотнейшего тумана и льющего стеной дождя.


Фото из интернета и фото из нашей поездки: Скалы Мохер нормального человека и Скалы Мохер курильщика (потому что туман)


Я борюсь с мокрым ветром и полиэтиленом, а башня О'Байена, снимавшаяся в "Гарри Поттере", утопает в тумане

В визиторском центре мы добыли клеёночные накидки от дождя, но они толком ничем не помогали нам. И у меня до сих пор такое ощущение, что мы, взяв их бесплатно из какой-то корзины, были не правы, и на самом деле они продавались (но нас никто не остановил). У меня не было какого-то морального разочарования, что мы не видим скалы: следствие того, что всё происходящее в отпуске для меня является позитивным приключением, и какие бы ни случались кажущиеся неприятными события, на самом деле для развития моей жизни и интересного времяпрепровождения они бесконечно лучше, чем обычный день не в отпуске. А такую историю про утёсы даже забавнее рассказывать и в биографии иметь, поэтому моим развлечением стало снимать видяшки с закадровым голосом, будто туман – это туман Стивена Кинга из "Мглы". К сожалению, у моего компаньона как зачинателя поездки на утёсы сформировалось другое впечатление от ситуации (с обидой на подведшую погоду). И хоть в итоге спустя время это настроение удалось философски преодолеть, меня гложет волнение за мою нерасторопность: вдруг с моей стороны не было должного участия и проникновенного понимания в начальный период? Можно было точно меньше ныть про мои материалистичные проблемы со штанами, которые от влажности необычайно удлинились и не давали ходить.

На обратном пути автобус останавливался посреди плато из моря разрозненных камней и давал посмотреть на одиночные строения из камней (как кусочки Стоунхенджа Илии каменные домики). Половина автобуса уже не хотела никуда выходить в дождь, а мы выходили, мокли и потом сушились в автобусе. И за этот переезд мне совестно уже перед водителем: сидя на местах в начале салона, мы так звонко разболтались на русском, почувствовав живое общение после переписки по интернету, что наверняка мешали водителю, а он терпел. В общем, мои социальные навыки были не на высоте в тот день! Зато были на высоте гениальные идеи: на скалах Мохер мы нарвали настоящего ирландского клевера и потом в хостеле раскладывали его по бумажкам для засушки (наверняка это было похоже на то, что мы вертим порции травы, но никто нам не сказал ни слова). Высушенные листочки потом были оформлены в аккуратные ламинированные прямоугольнички и стали сувенирами для друзей – 100% аутентичности.

Погода в Дублине на следующий день нас не беспокоила и давала спокойно гулять: мы попытались дойти до порта, но он был такой здоровенный, далёкий и окружённый непонятной промзоной, что в итоге мы повернули обратно к городу, утолившись зрелищем реки и её ответвлений со шлюзами. В специальных заводях прямо в городе занимались водными развлечениями люди, что весьма необычно для наших глаз, привыкших в городской реке видеть источник грязи.

Лодка едет по дороге, а потом скатывается в воду и плывёт

Мост-арфа, ведь арфа – символ Ирландии!


Разноцветные двери – символ Дублина. Если нужен повод для прогулки по городу – можно прочёсывать его с целью перефотографировать все двери, они на каждом шагу в обычных домах и все яркие и разные. История будто бы такая, что англичане приказали ирландцам перекрасить двери, когда умерла английская королева, имелось в виду в чёрный. Ирландцы зависимость от Англии не любили, но и спорить не могли, поэтому не спорили и перекрасили, только в разные яркие цвета ("у кого была какая краска"). С тех пор двери стали визитной карточкой и сейчас все так красят. И англичан до сих пор, видимо, недолюбливают и продвигают самоидентичность (вот полиция называется, например, не police, а garda).


В финальный день в Дублине мы выселились из отеля с сумками и ходить с ними по городу довольно устали. Толковых сил хватило, чтобы доползти до ворот завода Гиннеса, которые отчего-то стали настолько популярны, что с ними делают магниты и т.д., а далее позависали в парке, не в силах дойти ещё куда-то, и умотали в аэропорт. Самым бюджетным рейсом до Лондона был рейс Air France и стало безумной неожиданностью то, что французы покормили нас на 40-минутном рейсе (дав сэндвич), вечное восхищение! Прибыли в аэропорт Лондон-Сити (из названия ясно, что он прямо в центре Лондона), куда тем более прокопано метро (раз уже оно докопано до Хитроу). И по пути в отель увидели из окон поверхностного метро Барьер на Темзе и канатную дорогу через Темзу возле Арены О2 (её ещё не было в момент моего прошлого Британского путешествия, видимо, построили к олимпиаде). Так отлично стартовало воплощение девиза "увидеть то, что ещё не видели, посетить то, что ещё не посещали".

Наш хостел был частью одной сети (из минимум двух локаций) с хостелом моего прошлого путешествия в Британию. Было несколько отличий: душ находился на всех этажах в виде одиночных комнаток рядом с жилыми комнатами, и завтрак давали в близком здании ресторана напротив Гайд-парка. Чтобы дойти до центральных мест города от местопроживания, нужно было пересечь парковую громадину, и мы всегда это делали ногами, наматывая за день около 20 километров. В первый поход мы вышли из парка к Hard Rock Café London – прародителю, первому ресторану сети, с которого всё и началось (когда владелец назвал его в честь задней обложки альбома Doors с их разрешения).


Миновав толпы людей, собирающиеся на церемонию смены охраны у Букингемского дворца, мы случайно попали к месту проведения конной церемонии (девиз новизны!) и далее на Трафальгарскую площадь в Национальную галерею (всё ещё бесплатно).



Интереснейшая картина "Послы" Гольбейна знаменита тем, что на ней есть странный вытянутый предмет внизу, который совершенно непонятен, но если посмотреть на него справа с близкого расстояния, то окажется, что это череп.

Шекспировский театр Глобус! Поработай головой и всё получится: оказывается, в него абсолютно реально сходить внутрь, что мы и сделали (девиз новизны!) и чем я безмерно горжусь. Конечно же, основные билеты на сидячие трибуны весьма дорогостоящие, но круглая стоячая площадка посреди театра (над которой ещё и нет крыши) предлагает стоячие билеты за 5 фунтов (тогда 250 рублей)! Как-то даже сказочно для Шекспировского театра в Лондоне! Нам нужно было только зарегистрироваться на сайте и купить билеты через Интернет. В подходящие нам даты показывали представления "Сон в летнюю ночь" и "Макбет", конечно же, мы выбрали МАКБЕТ – одну из (двух) моих любимых сказок Шекспира.


Представление было великолепным! Актёры восхитительно передавали роли, играя английские слова голосом. Главный герой был вообще настолько круто исполнен, что мы сходу стали фанатами этого артиста. Временами было драматично, а временами даже смешно, обычно я сложно отношусь к театрам (кроме оперы), не могу терпеть постановки, постоянно думая, что это просто работа актёров или что сейчас произойдут какие-нибудь казусы. А представление в Шекспировском театре – реально первый театральный спектакль, который мне искренне понравился. Правда, было сложно стоять всё время. Можно было облокотиться на стенку, но садиться на ступени или землю не разрешали смотрители. В итоге я почти не верю, что моё лучшее театральное представление ever показали мне в Шекспировском театре в Лондоне за 250 рублей, после этого совершенно не хочется ходить в местные театры на местные постановки со стоимостью билетов от тысячи. Такой вот вечный эталон теперь в моей голове.

Посетили и соседнюю Галерею Тейт, оплот современного искусства (в прошлый раз мне не хватило времени посетить её внутри, девиз новизны!), искусство внутри иногда ну совсем "современное" (говоря словами моего брата, когда "художник совсем не постарался"), но я вот люблю и на такое "искусство" посмотреть. Почему-то такое "творчество" будит моё собственное вдохновение заняться действием: взять доску и разноцветно её покрасить, назвав своим искусством, нарисовать картину из ярких пятен, сложить арт-объект из мёртвых наушников.


Фотографирую себя в зеркальном окне на смотровой площадке балкона галереи Тейт, стоя спиной к панораме Собора Святого Павла и моста Миллениума. Весь день мы провели на ногах (в пути, в театре, в галерее) и очень устали. На пути домой Дома Парламента уже освещались оранжевым закатным солнцем, что фотоаппарат определял как "восход", но я пожалуй размещу тут не традиционное фото Домов Парламента, а вид с изнанки, где стоит памятник Ричарду Львиное Сердце и кто-то паркует для него машину. Ричард доработает день памятником, сядет в неё и уедет отдыхать.


На следующий день, вновь пройдя Гайд Парк, мы направились в музей Виктории и Альберта (он бесплатный), не вошедший в программу предыдущей поездки из-за самой непонятной миссии (он просто назван в честь королевы Виктории и её мужа, а содержит скопище разнообразных коллекций всевозможных вещей любой природы). Обычно у экспонатов ставят табличку "please do not touch", здесь же мне понравились встречавшиеся таблички "please touch" – сразу хочется потачить, раз так вежливо предлагают! В музее проходила платная временная выставка в честь Дэвида Боуи, о которой потом мне часто встречались упоминания в документальных фильмах или описаниях. В общем, такое ощущение, что в этот музей просто собрали любые красивые важные вещи: от королевских кубков из раковин наутилуса до шмоток Мика Джаггера. У меня вот чайник дома потом оказался с маркировкой музея Виктории и Альберта (купленный в России).

По пути мы встретили знаменитый универмаг Harrods, где каждый зал оформлен в отдельном стиле и который выглядит как музей. Ещё одна диковинка дня – тонкий дом (на самом деле он расширяется сзади).


А далее состоялось моё великое сольное путешествие к электростанции Баттерси. Дело было так: мы по плану направлялись смотреть на станцию с моста, но в атмосфере всеобщей усталости забрели в парк около госпиталя на привал. По сути, станция представляла особый интерес именно для меня и мы по-доброму рассудили, что для моей подруги привал продолжится, а я совершу поход к станции самостоятельно и вернусь. Такой план действительно увеличивал добро в мире и в итоге это оказался прекрасный час для меня наедине со своими эмоциями. Станция Баттерси важна для меня из-за своей связи с музыкой. Её изображение поместили на обложке альбома Пинк Флойд (с летящей в небе надувной свиньёй), так станция прославилась как символ рока. Сам её индустриальный английский образ и без того весьма импонировал бы мне, но с увесистым грузом связи с концептуальным интеллектуальным роком это место становится воистину культовым.


На подходе к мосту мне открылся вид на Баттерси сквозь лиственное сердечко. Фотосессия шла с одного моста, затем с более ближнего другого моста – обычных городских бытовых локаций. Разумеется, нигде не было никаких других туристов, пришедших специально посмотреть на станцию с этих точек, как не было и специальных мест, отведённых для этого. Но вдруг у основания ближайшего моста в его тени моему взору открылась маленькая площадка с оградой, нависающая над рекой для свободного обзора (на соседних метрах вид реки закрыт растительностью). И именно на эту площадочку подошёл ещё один человек с большим фотоаппаратом и направил его на станцию. Было сразу же понятно, что именно привело его сюда! И меня переполнила такая радость, такая благодарность от нашей встречи, будто бы мы такие одинокие путники сошлись на этом скрытном пятачке, потому что тайно знаем что-то доброе вечное. Тот человек, конечно, тоже понял, чем я занимаюсь здесь, хотя мы обменялись лишь краткими фразами друг с другом. Он сфотографировал меня на фоне станции, но фотографии не получились из-за того, что мы стояли в тени моста, и сам поэтому отказался от моего предложения снять его.

Вечером нужно было вновь пересекать его паркейшество Гайд-парк, чтоб добраться до хостела, и мы плелись через него, собирая силы, когда вдруг громко заиграла музыка и до нас начали долетать мощные ритмичные громовые раскаты басов. На огороженной серой стеной территории парка играли музыкальный концерт (стена нужна для того, чтобы в неё запускать по билетам). Мы восприняли это просто как какой-то парковый фестиваль без особого пафоса. И лишь потом узнали, что это был… концерт Rolling Stones! Они отмечали 50-летие группы и играли концерт в Гайд-парке как повторение своего концерта здесь 1969 года. Стало сразу понятно, почему на улицах Лондона нам встречалось так много прохожих в футболках Роллингов.


Это здание кажется обычным, но на самом деле оно примечательно тем, что на его крыше состоялся концерт Битлз, их последнее публичное выступление (30 января 1969 года). Без предупреждения в центре города на крыше начался концерт и люди останавливались и глазели на него 42 минуты, пока полиция не попросила группу убавить громкость. Съемки концерта вошли в фильм Let it be (1970). Почему первые этажи сейчас оказались скрыты серой заслонкой – не ведомо. Занимательно то, что тут же мы посмотрели на здание концертного зала Палладиум, где состоялся концерт Битлз, считающийся началом "битломании".

Тем летом Британия праздновала 60-летний юбилей царствования королевы Елизаветы II, город был украшен на эту тему и сувениры в магазинах были под стать. Интересное совпадение получилось для каждой моей поездки в Британию, ведь в прошлый раз тут отмечали королевскую свадьбу принца Уильяма и сувенирные лавки ломились от этой темы. А в промежуточный год между этими событиями была Олимпиада – целый период событий, из-за которых город преображался и прибирался на радость и пользу нам-туристам.


Собор Святого Павла живописно позирует с красными автобусами


Казалось бы, как можно исполнить девиз новизны касательно моего любимого небоскрёба-огурца? А вот, можно не только посмотреть, но и теперь потрогать! В принципе, максимальный эффект получится, если войти внутрь, но было закрыто.

По плану новизны далее наш путь лежал в Тауэр (в прошлый раз не посещённый мной изнутри из экономии, т.к. размер цены отпугивал). Сейчас, собрав волю (и фунты) в кулак, мы включили внутреннюю экскурсию в план, но когда уже во второй половине усталого дня подошли к стенам Тауэра, обсудили нашу жизнь и решили разделиться по примеру ситуации с Баттерси. Мой напарник вызвался подождать меня среди соседних лужаек, пока я исследую внутренности Тауэра и, сто раз убедившись, что нас всех устраивает план, мы разделились. А в билетной кассе Тауэра меня ждал приятный сюрприз! Всё-таки не искоренённое недовольство ценой билета подтолкнуло меня сыграть в дурачка и попросить билет для студента, не имея при том на руках международных доказательств этого статуса, и внезапно билетёрша выдала мне этот билет по скидочному студенческому тарифу, даже не спрашивая подтверждения (хотя по правилам чётко должна была). Билет давал не просто право прохода внутрь Тауэра, но и возможность присоединиться к регулярно отправляющейся пешей прогулке с Бифитером, до очередной из которых оставалось некоторое время. И, о чудо, как же помогло мне это время пережить плавящие ужасы ужасной жары: в Тауэре у самого входа были умывальники (туалет) и источники питьевой воды, и после наслаждения ими у меня осталось достаточно минут, чтобы оклематься в спасительной тени толстых крепостных стен. К тому же через некоторое время самый пик палева уже прошёл и стало легче, особенно с остановками в тени.


Внутри Тауэра изумительно виден Тауэрский мост, который все привыкли видеть посреди современного города, а не старого замка. Много внимания уделено тому, что здесь совершались казни, в том числе особ-знаменитостей, на этом месте установлен стеклянный мемориал в виде подушки с вмятиной. Мне понравились "ворота предателя", которые ведут прямо в реку (можно приплыть на лодке с реки сразу на территорию крепости, а можно "выкинуть в реку труп предателя"). В замке хранятся сокровища британской короны и здесь меня удивило то, что хранилище выглядит совершенно не так, как во всех фильмах про кражи из Тауэра. Даже в современных фильмах оно показано совсем по-другому, это очень странно, ведь в современности же точно есть возможность визуально повторить помещение или хотя бы его суть. А суть этого помещения в том, что в нём нельзя останавливаться: посетители едут по самодвижущейся дороже мимо дорогущих корон, чтобы не толпились и всем хватило времени (конвейер!)

Одного из воронов зовут Тор. Тор, ты ли это?

Вороны были на месте: Британии ничего не угрожает (из поверья, что она будет жить, пока в Тауэре будут жить вороны). Во время моего исследования Тауэра снаружи стен временами доносились слаженные возгласы толпы, как на футбольном стадионе, и было непонятно, откуда это и что происходит. Уже на выходе мне удалось понять это, потому что выходивший рядом человек задал аналогичный вопрос привратнику "что тут снаружи за овации". Оказалось, на противоположном берегу стоит большой экран с трансляцией финала Уимблдона и теннисист Великобритании только что выиграл его. Здесь же на выходе прохожая девушка внезапно сказала мне "nice shirt" (футболка с ТАРДИС), это было мило. И мы воссоединились с моей коллегой по путешествию ближе оговоренного места, пойдя друг другу на встречу, будто почувствовав время, это было очень мило.

И тут произошло очередное странное совпадение, Тауэрский мост начал разводиться прямо в этот момент! Мне уже было знакомо, что время разведения всегда разное и заранее его не угадаешь, поэтому то, что это случилось в каждую мою поездку и именно на моих глазах – совпадение королевского уровня, это не как бой Биг Бена каждый час встречать!


Прохожие в шоке от русской радости пройтись по Тауэрскому мосту

Темы Британского музея (он бесплатный) и Египта для меня неразрывно связаны. Было вдвойне интересно изучать экспонаты египетских залов с моим личным гидом-египтологом (курсы египетского – это вам не хухры-мухры)! Интересные рассказы о сути египетского начались ещё в Дублине, где мы посещали музей с коллекцией египетских вещей, а сейчас просто достигли своего апогея захватывающих знаний! Очень много вывозили из Египта мумий и прочего на Британские острова. Разумеется, главный экспонат здесь – Розеттский камень, которому мы должны быть благодарны за возможность в принципе понимать египетские иероглифы: он открыл дверь к их расшифровке, т.к. содержит один текст на египетском и греческом языках. Камень заполучил меня в вечные фанаты, стало сразу ясно, почему именно у него толпится обширное людское сборище, подобного которому нет в других участках музея.

Царица Египта в восхищении!

Тише, идёт расшифровка!

Наслаждались музеем мы довольно долго, поскольку следующее запланированное дело обязано было быть вечерним, а именно… аналогично билетам в Шекспировский театр мы приобрели по интернету билеты на мюзикл "We will rock you" по песням группы Queen. Билеты были в последний ряд партера (сюда были самые низкие цены). Нас удивило практическое отсутствие уклона в зале и низкий потолок, который начинался почти от сцены (от чего не было ощущения большого зала во всю наружную вышину театра) – но стало понятно, что потолок существует от того, что это всё многие балконы над нами, которые начинаются близко от сцены.


Инициатива этого мероприятия исходила от меня, ибо Queen – одна из моих любимейших групп, и для меня по девизу новизны было уместно посетить внутри Доминион-театр, на котором зазывающее стоит огромная статуя Фредди Меркьюри. Но мне безумно приятно, что в итоге мюзикл понравился моей подруге тоже! Он был не только полностью состоящий из хитов мирового уровня узнаваемости, но и самостоятельно заводной и энергичный, а в нужных моментах лиричный и мелодичный, но самым главным открытием стало обилие юмора, который делал просмотр более лёгким и расслабленным для аудитории. После просмотра мы шли в отель по уже опустившейся темноте среди городских огней и обсуждали мюзикл, будто великие критики. Например, выделили, что во втором отделении было меньшее количество песен и больше диалогов, чтобы уставшие артисты напрягались меньше.


В Гайд-парке, через пересечение которого было необходимо попадать в город, кроме популярных памятников, есть и малоизвестные скульптуры для бытовой красоты. И одна из них стала моей самой любимой статуей парка в принципе (если не только его!) Это пересохший фонтанчик мишки-обнимашки, Мишани. Воду в наши бутылочки мы набирали в стоящем на метр в сторону современном действующем питьевом фонтане.


А другой мишаня, к которому мы направились в вокзальный день (день, когда мы посетили два вокзала), – Паддингтон. Соответственно, памятник ему размещён на вокзале Паддингтон. На родине он популярен, а у нас малоизвестен, у нас эту нишу занимает Винни-Пух. Мы некоторое время не могли найти статую, потому что, видимо, зашли с какого-то неглавного входа вокзала, пришлось спросить направление у продавца вокзального магазинчика. Было и так неловко, а тут ещё вклинился клиент с покупкой, но в итоге нам указали путь и буквально прямой без хитростей, просто мы почему-то не дошли чуть подальше. Ох уж эти вокзальные достопримечательности с нелёгкими поисками!

Покорение перехода Эбби-роуд состоялось в атмосфере беспорядочного кипиша людей, перебегавших туда-обратно без системы и этим безумнейшее мешавших остальным нормальным людям. Какая-то азиатка нагло влезала на переход со всех сторон и мешала другим делать снимки. Заслужить очередь и хорошо сфотографироваться в этом плохом хаосе было недостижимо, и у меня снова начали рождаться идеи о том, как здорово улучшилась бы ситуация, если внести в процесс порядок: все проходят по зебре только с одной стороны в другую, обратный поток идёт за спинами у фотографов, а каждый следующий дожидается момента, когда предыдущий покидает место для фото. При этом улучшились бы и качество съёмки (все получили бы красивые кадры), и времязатраты (организованная очередь расходует меньше времени, чем сумбурное толпление).


Бросив бессмысленные попытки чего-то добиться на переходе, мы больше времени уделили самой студии, и не зря. Её можно рассмотреть из-за ограды. Вот они, великие врата, куда входили великие люди!


Белоснежные стены здания студии контрастируют с белыми, но целиком исписанными опорами ограды и забором.


Мы не забыли про вебкамеру, передающую видео с перехода в Интернет, и наши семьи посмотрели на нас и даже послушали! Потому что, как выяснилось, камера транслирует ещё и звук!


Проникаюсь чудесным розовым садиком! Неожиданным пунктом программы стал розовый садик королевы Мэри (бабушка Елизаветы II). Волшебный садик полностью открыт для прогулок и посиделки на траве не запрещены, как и везде. Тем не менее, трава сочная и невытоптанная, розы целые и невырванные, кругом чистота и порядок! В такой садик хотелось бы ходить каждый день! После ежедневного посещения мировых собраний бесплатных музеев, конечно.


И вот мы добрались до второго вокзала дня – Кингс-Кросс с платформой Гарри Поттера! В первую мою поездку в Лондон, обшарив вокзал, мне так и не удалось найти её. В недоумении мы тогда остались ни с чем, а в этот раз платформа предстала просто перед глазами, не иначе и в самом деле волшебная. И здесь был организован именно такой процесс фотографирования паломников, как в моих утренних идеях с Эбби-роуд, так что меня повергло в определённый шок такое быстрое исполнение в реальности моих идей (хоть и в другом месте). Желающие сфотографироваться на исчезающей тележке стояли в чёткой очереди, вдоль которой курсировала пара организаторов, специально нанятых для управления процессом! Просто рядом успел разместиться магазин тематики "Гарри Поттера", который и выделил служащих на фото со стеной (они сами делают фото и затем продают его, но можно параллельно бесплатно сделать снимки на свой аппарат). Один из них предоставлял туристам шарфы Хогвартса, большинство выбирало Гриффиндорский шарф, а мне на зло захотелось взять Слизеринский. Сотрудник даже для каждого в очереди берёт конец шарфа и подкидывает в воздух в момент фото – вот такой вот Сервис! На Эбби-роуд пропадают доходы! И страдают фотолюбы.

Вечером этого насыщенного дня нас ждало крутейшее дело – посещение Би-Би-Си. Мы заранее разузнали, как попасть туда бесплатно: есть возможность пройти на запись программы в качестве публики, а не покупать билет на экскурсию. Через интернет нужно было зарегистрироваться на определённую передачу, а затем подойти в живую очередь к студии в день записи (регистраций больше, чем реальных мест в зале, на случай если кто-то не придёт). В подходящие даты было две радиопередачи: одна про поэзию, а вторая вроде викторины про цитаты и всякие фразы для нескольких приглашённых личностей с названием "Quote... Unquote", мы выбрали её. Как и прежде на мюзикле, здесь сюрпризом стало обилие юмора в общении участников. Присутствовать и следить оказалось интересно не только из-за ощущения крутизны самого места (Би-Би-Си! Родина телевидения! И всё бесплатно!), но и из-за самой игры.



Гвоздём программы в холле-кафе ожидания стал макет ТАРДИС в натуральную величину, а также далек в натуральную величину. На Би-Би-Си мои любимые продукты – "Доктор Кто" и "Топ Гир", и нас встретили именно эти ребята из "Доктора"! Здесь же до входа на нашу программу, находясь будто бы на балконе, мы увидели пространство огромного зала, в котором сидят бибисишные люди и работают, в отдельной комнате снимался прогноз погоды с ведущей, и кругом кипела работа настоящей теле-радио-студии с надписями "on air".

На следующий день мы посмотрели церемонию смены охраны у Букингемского дворца: заняли позицию на монументе Виктории, солнце знатно подпаливало, но под конец облачка спасли погоду дня. В целом, на церемонии ничего особенного не происходило, и она шла своим чередом (а что ещё нужно от церемонии). Но затем мы совершили уникальное! Вот это точно никто не делает из "обычных" туристов. Мы посетили совершенно бесплатно Дома Парламента изнутри и посмотрели текущее заседание палаты лордов! Первоначально мы просто искали, как же всё-таки пройти внутрь на экскурсии, готовясь выложить за них большие фунты, скрепя сердце (как в Тауэр), но параллельно открылась истина: желающие посмотреть на политическое заседание не должны ничего платить. Расписание заседаний выложено в открытый доступ и комментарии гласят, что нужно просто подойти к вратам в ограде с правильной стороны и задать правильный вопрос, чтоб вас впустили внутрь совершенно бесплатно. Мы знали наверняка, что в расписании сегодня заседание лордов, у ограды в нужном месте тусовались несколько сотрудников и мы спросили у них "правда ли заседает сегодня палата лордов?", и получили ответ проходить дальше прямо сейчас.



Перед входом проверка безопасности и выдача мгновенных пропусков с фото, в руки вручают большую красную табличку, чтобы всем внутри было понятно, куда мы такие собрались (посетителям палаты общин вручают зелёную). Входя в Парламент, сначала попадаешь в огромный холл (оказывается, всё здание снаружи – внутри этот холл), и стоят лотки с сувенирами парламентской символики. Проходя дальше по коридорам, мы увидели скамьи ожидания, на которых нужно ждать приглашения пройти дальше, потому что одновременно на заседании может находиться фиксированное количество посетителей. Сотрудник провёл нас сквозь многие помещения и лестницы, так что совершенно сбилась ориентация в пространстве лабиринтообразного здания, перед самым входом в палату наши рюкзаки приняли в камеру хранения и запустили на балкон для просмотра дебатов! На центральном кресле сидел настоящий лорд-спикер и это была женщина. Было невероятно смотреть, как лорд-спикер сидит на мешке с шерстью, как пишут в учебниках, а у стены стоят два трона для королей, которым можно заходить в палату и смотреть заседания, а лорды обращаются друг к другу "my lord" (а спикер к ним всем "my lords"). Можно было весь день сидеть и проникаться британской государственностью и лордством!

Но по расписанию нам было нужно успеть противовесно побарствовать на London Eye, а мы беспокоились о длине и долготе очереди без предварительной продажи билетов. Как же мы не купили билет предварительно? Потому что беспокоились, успеем ли на строго отведённое время, если засидимся в Парламенте. Однако очередь прошла в темпе и мы покатились по кругу в кабинках колеса! Колесо мощное. Мы побарствовали. Объективно было не самое лучшее время для катания на колесе из-за того, что садящееся солнце светило так, что заслепляло все фотографии и глаза. Но мы не придирались.


Такие разные, но такие одинаковые
четырёхбашенные британские постройки


Тема слепящего солнца продолжилась в фотосессии на Вестминстерском мосте, где оно уже ощутимо не давало фотографировать против света. В результате фотосессия превратилась в фантазии на тему ядерного апокалипсиса (светящийся шар в небе – это взрыв).

Куда уж без экскурсии в Гринвич! По девизу новизны мы решились на посещения планетария и не разочаровались. Я очень люблю планетарии, особенно когда они просто показывают ночное небо, а не всякие лекции, и мечтаю в каждом городе, где есть планетарий, посещать его для такой виртуальной коллекции планетариев. Но постоянно основы Working Class Travel по экономии перевешивают мои мечты. Но вот как раз согласно заветам экономии мы нашли в Гринвиче отличное место! Как известно, дворик с красиво выделенным нулевым меридианом имеет платный вход, но меридиан, обозначенный на земле металлической линией, оказывается, продолжается и выходит с изнаночной стороны дворика прямо через стену на соседние бесплатные просторы. Точнее, на узкую неприметную тропинку за стеной, по которой НИКТО не ходит, поэтому никто о ней не знает, что по кругу обеспечивает отсутствие тут людей. Мы забрели совершенно случайно на это продолжение, где линия становится узкой, но она есть! (Хотя мы умные и понимаем в любом случае, что без всяких металлических линий меридиан всё равно есть на всей этой территории и пересекается сто раз в процессе прогулок).

Нулевой меридиан

Мы обнаружили, что Гринвич – "территория перемещённых памятников". Сюда переместили памятник Гагарину (на котором русскими буквами написано "Гагарину"!) с улицы Мэлл, что напротив Букингемского дворца. И сюда переместили здоровенный корабль в бутылке, стоявший раньше на Трафальгарской площади. Такое вот пристанище для, по шутке, памятников, которые нужно убрать подальше (на самом деле отличные памятники).


Фото "я в Британии". Шутка? Ведь я просто стою на изображении Британских островов на полу. Но не шутка, ведь это изображение – в Морском музее в Гринвиче (он бесплатный). На следующий день мы выселились из отеля, сдали наши сумки в камеру хранения Музея науки, до которого нужно было лишь пересечь Гайд-парк, и отдались похождениям по этому прекраснейшему музею и его соседу Музею естествознания. В этих музеях бесконечно прекрасные коллекции, оформление и интерактив. Приключений и развлечений точно хватает на целый день, потому что если осматривать всё-всё, то не хватит и многих дней. Что за волшебная страна, в которой такие заведения бесплатные!

Они слишком долго ждали заказ

Вечером нас ждало почти такое же уникальное событие, как посещение студии Би-Би-Си или палаты лордов. Мы собрались посетить знаменитейший Альберт-холл! И, разумеется, у нас был план, как сделать это экономно, с чем невероятно повезло. Именно в этот день начинался регулярный фестиваль Proms – несколько дней концертов, во время которых публике разрешается занимать центральную арену в стоячем положении (поэтому он и называется Proms). Стоячие билеты можно приобрести только в день самого концерта и только по специальной схеме живой очереди. Наверное, очередь собиралась с самого утра, но, подойдя к ней после целого дня хождения по музеям, мы поняли, что визуально попадаем в фиксированное количество билетов, которые будут выдаваться. Вдоль очереди ходили смотрители и выдавали талончики с номером очереди, чтобы не было никаких споров. В определённый час, которого пришлось подождать, очередь двинулась в открывшуюся кассу, где по талончикам выдавали билеты за 5 фунтов! В итоге за эти 5 фунтов мы не просто прошли в Альберт-холл, но и посетили музыкальный концерт (это был вечер произведений современных композиторов), а всякие экскурсии в Альберт-холл без выступлений и музыки стоят на порядок дороже. И, кстати, наши сумки у нас приняли в камеру хранения не за 2 фунта, а за 1, т.к. доброжелательная приёмщица сама повесила рюкзак на ручку чемодана и они стали "одним сумочным местом".


На стоячей арене посетители вполне спокойно садились на пол, и мы, поняв, что это приемлемо и не контролируется, как в Шекспировском театре, последовали их примеру. Почти вся арена в итоге сидела на полу (сидеть на полу, как и на газонах, в Британии вообще обычное дело), а мы даже устроили пикник, достав контейнер с бутербродами с джемом, которые каждое утро делали во время завтрака и припасали на день. Вот с таким комфортом и сервисом мы посетили Альберт-холл, который называют самой знаменитой сценой мира, хотя такие заявления для меня всегда спорны, но всё же лично для меня он очень важен, этот зал, ведь кто только важный и крутой тут не выступал, и само место просто настоящий оплот музыкальной культуры.

Металлические круги под крышей служат для отражения звука в зал
и выглядят, как волшебные декорации

После концерта уже в ночной темноте мы органично успели на определённую остановку автобусов, откуда шаттл, ходящий дважды в сутки (вот так совместилось время!), отвёз нас в аэропорт Станстед. Вылет был утром, а стойки пропуска в зал ожидания закрылись на ночь (странный некруглосуточный аэропорт), так что переночевали мы на сидушках при входе и прошли в нормальную зону уже утром. Это был один из самых затяжных моих путей домой, потому что в Москве мой самолёт сначала просто перенёсся, и на стойке помощи даже не могли найти его существование, ибо сменился номер рейса, а затем новый рейс ещё сам по себе откладывался несколько раз. Второе, как оказалось, происходило от того, что пассажир дёрнул за рычаг, от которого дверь самолёта выбилась и резиновый трап надулся. Но нам выдавали воду, а у меня были с собой британские сэндвичи, купленные в Станстеде с целью потратить оставшуюся фунтовую мелочь, так что всё произошедшее только стало для меня необычным приключением без расстройств и завершило в развлекательно-просветительском ключе это насыщенное самыми разнообразными развлекательно-просветительскими моментами путешествие Working Class Travel.

Комментариев нет:

Отправить комментарий