Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Скандинавия: пять северных стран


Целью поездки было посмотреть скандинавские страны, чем больше, тем лучше. Отсюда рождались сложные вопросы корабельной логистики, которые нужно было бы преодолеть, в том числе для предоставления пробронированного маршрута для получения визы (неизвестно какой из стран, но дополнительной проблемой было отсутствие их представительств в моём городе). Логистика с кораблями раздувала бюджет, т.к. даже лишь передвижение из порта и до порта в каждом городе высадки меня уже смущало (это меня больше всего смущало, уж билет на сам корабль как-нибудь бы купили, а вот добраться до него в городе и сесть было устрашающей задачей). В итоге эффективнее всего, в том числе по бюджету, оказалось привлечь турфирму с готовым маршрутом по всем морям, чтоб за руку водили и сажали на корабли. Очень удачно в одной из фирм оказался совершенно подходящий тур под цель поездки и под мои даты отпуска и так родилось путешествие по Скандинавии, где турфирма в моём субъективном восприятии играла роль перевозчика, а экскурсионное обслуживание и прочее были просто параллельно происходящими бонусами. Так что моё ощущение свелось к тому, что мы просто купили одним махом все транспортные билеты по маршруту в одной фирме, получив такую "комплексную перевозку" одним автобусом. Маршрут начинался из Санкт-Петербурга и бонусом к Скандинавии сперва проходил через Эстонию (дополнительная страна к указанной цели), далее шёл в Швецию, Норвегию, Данию, затем снова через Швецию в Финляндию и завершался в Спб. С фирмой всё идеально совпало: не только подходящий тур, но и реальный офис в моём городе, где можно было вживую сдать все документы и получить паспорта с визами уже у гида при встрече в Питере. До Питера из соображений Working Class Travel поехали в поезде-плацкарте.

Дэвид Боуи едет в поезде

Это факт: однажды во времена занавеса СССР Дэвид Боуи проехал в поезде с востока на запад (из Японии в Москву), потому что тогда боялся летать на самолётах, ну и проехать по СССР показалось ему забавным. Коммунисты дали ему визу и посадили в специальный показушный вагон для иностранцев, снабжённый охраной, которая должна была не пускать гостей несанкционированно гулять, куда не следует. Тем не менее, Боуи вышел на перрон в… моём родном Свердловске, и хотя его быстренько скрутили и увели обратно в поезд, это великий факт – Боуи был в моём городе! История самого путешествия Боуи по транссибирской магистрали настолько запала мне в душу, что родились распечатанные для шутки портреты Боуи, взятые в поезд, чтобы символизировать его путь.

В Санкт-Петербурге мы остановились в хостеле на одну ночь. Мы – это я и мой самый худший компаньон поездки ever (имею в виду, что именно в скандинавской поездке поведение этого моего компаньона было самым худшим на земле, а если мы и совершали другие поездки – то это отдельные разговоры). В кратце: меня раздражали его нелогичное поведение, неспособность думать и поступать самостоятельно и вести себя по-человечески, это было пустолобое бессмысленное существование в целом, постоянные противоречия и глупость. По приезду в хостел у компаньона обострился синдром тупежа, выбесивший меня в начале нашего экскурсионного дня по Петербургу, но пока ещё наши дела шли неплохо.

Зад медного всадника мало кто видел?

Корабль поворачивает по водной дороге
на фоне Спаса-на-Крови

Из дня в Петербурге мне хотелось выжать максимум и отметится во всех знаковых местах, что мы и сделали. Буквально во всех. И, кроме открытых архитектурно-памятных мест, посетили два "заведения": планетарий (потому что я фанат планетариев) и настоящую жемчужину этого планирования – спектакль "Гамлет" в театре (потому что я фанат Гамлета). За несколько месяцев до путешествия мы узнали, что именно в наш единственный день здесь будет дата спектакля, и купили через интернет билеты за 150 рублей. Мне понравилось такое совпадение, что "Гамлет" шёл именно в единственный день нашего приезда и вошёл в наш гениальный план, поэтому моя гордость и удовольствие были велики, несмотря на то, что сам спектакль оказался современной постановкой и сам ничем не радовал.

Попытки придумать расшифровку анаграммы DSBW
увенчались вариантом David Super BoWie

Сколько езжу на экскурсионных автобусах – первый раз попался такой брендированный, что не только с названием фирмы, но ещё и с указанием территории самого тура (Скандинавия), это прибавляло духа путешествия! Первую экскурсионную остановку автобус сделал в Таллине. И это не было ничем особенно примечательно после всех виданных мной Европ. Обыкновенный "европейский старый город" и никакого особенного для меня колорита, поэтому меня больше привлекали всякие маленькие глупости, а не строения из списка "достопримечательностей".


Таллиннское море, на берегу которого мы говорили о Ленине и о том, что на таких кораблях вот-вот начнём кататься.

Клумбочки-кораблики в порту

Корабль поглощает автомобили

Возле парома туристы сошли с автобуса и поднялись на палубы пешком, а автобус урулил в недры трюма отдельно. Каюта представляла собой пространство немногим побольше купе поезда с дверью в микро-ванную комнату. К нашей паре подселили пару возрастных женщин, которые бесстыже обсуждали трусы друг друга и не только. Нам было куда интереснее исследовать корабль. Это было моё первое путешествие на корабле (из Таллина в Стокгольм) и у меня наготове было целое море чувств новизны и взбудораженности происходящим, но они все притупились из-за негативного поведения моего компаньона. В затуманенных чувствах мы совершили прогулку по кораблю, похожему на плавучий торговый центр (в магазинах меня покорили огромные Чупа-чупсы величиной с голову и пачки Ментоса с предплечье). Всё же было необычно ощущать головой, что у торгового центра внизу есть машинное отделение и где-то мостик управления плаванием и всё такое. Верхняя палуба оказалась открытой всем ветрам, и на некоторых палубах сбоку имелись смотровые площадки. 

Хмурое шведское утро с борта парома

А вот Стокгольм оставил о себе интересные впечатления. Город кажется очень обширным и расширяет его большая широкая вода. Мы не привыкли видеть воду такой ширины посреди цельного города, тем более не одну линию реки, а будто бы обступающую разрозненные участки земли со всех сторон бесконечную воду. Создаётся впечатление, что передвигаться по такому городу сложно. Так что все экскурсии по старому городу (снова типичному) меня не особенно удивили, а вот виды города на обширных водных просторах были знатные.

"Стокгольм назвали в честь Шерлока Холмса"
S(…)OCK HOLM(…)S

Очередная "самая узкая улочка в мире"

"Самая широкая река внутри города в мире" (это фантазии)


А что делают эти ребята? Они отмечают выпускной. В Швеции принято на выпускной забираться в грузовик в безумном виде с психованными атрибутами, ехать по городу и буйствовать в кузове всем на обозрение. Город был полон таких машин, и этот подход мне нравится куда больше, чем расфуфыренные платья и банальные протоколы. У полицейских ребят тоже был выпускной, но им по роду профессиональной деятельности нужно держать лицо и негоже сходить с ума в покатушках на грузовике, поэтому они пришли отметить событие в ратушу, где происходит вручение Нобелевских премий, где мы их увидели. Здесь мы посетили бесплатный туалет, и так наконец оформилась сатирическая мысль, что Working Class Travel – это путешествия по знаменитым туалетам мира.


Нобелевская ратуша, около которой нам рассказали историю о заложении Стокгольма на месте, где бревно пристало к берегу, и тут же мы посмотрели на памятник этому бревну. Стокгольм действительно с первого взгляда показался мне колоритным носителем скандинавского духа (не то что банальный Таллин), он выделялся особым строгим северным спокойствием и будто бы пережидал в затишье тёплые летние деньки (пусть и пасмурные). Особый дух места транслировался через маркетинг северных сувениров на сувенирной улице старого города. Мы увидели музей Аббы и памятник Астрид Линдгрен, что добавляло культурной ауры места. До этого гид рассказывала, что один дом в старом городе очень популярен в качестве "дома Карлсона", хотя дом Карлсона не может быть старым, он должен быть современным домом 20 века, что все понимают, но продолжают. Меня это смутило в понимании устройства мира.


К сожалению, все музеи тут значительно платные, как и всё в Скандинавии. Но, видимо, они знатно хороши внутри. Например, мне понравилось, что Стокгольм является прародителем музея под открытым небом Скансен – воссозданной в центре города на парковом холме деревни с бытом прошлого, где можно трогать вещи и участвовать в происходящем. Слово "скансен" даже стало нарицательным для мест подобного типа. Но нашей тургруппе предложили за дополнительные деньги пройти в более обыкновенный музей корабля Васа. История корабля Васа и он сам интересны и знамениты, но в плане развлечения и интерактива с Скансеном или музеем сказок обычная ходьба вдоль витрин не сравнится ведь. И турфирма собирала не просто оплату входных билетов, но и дополнительные 10 евро за своё экскурсионное обслуживание, в общем, это положило начало тому, что мы принципиально не присоединялись ни к одной их "дополнительной" экскурсии, получая на её длительность свободное время, которое приносило больше пользы.

Пока основная группа прохлаждалась в музее, для нас настало "свободное время", и к этому времени мы уже настолько разбесили друг друга, что с радостью расстались, и мой компаньон пошёл до сих пор не знаю куда, а я – на старое кладбище и на набережную сидеть на досках и слушать утку. Во время моей прогулки ко мне обратились прохожие с ребёнком, интересуясь, на этом ли острове находится парк с каруселями (огромный парк аттракционов "Тиволи", но они на неродном английском каруселями его назвали), видимо, они посчитали, что человек в экипировке идеального туриста (фотик + карта) лучше всех подходит для этой миссии. В принципе, мне удалось им помочь и отправить дальше, парк действительно было видно буквально после очередного поворота набережной и они бы далее разобрались. Но вопрос внутренне смутил меня, ведь усилилось ощущение, что я недостаточно ориентируюсь во всех этих островах и протоках, вдруг этот остров делится далее на два и т.д. Путешествие совершенно без турфирм даёт гораздо большую подготовку к ориентированию на местности, карта города сама собой запоминается заранее при поиске всех мест интереса и составлении маршрутов, и сейчас мне не хватало такого уровня знаний. 

Бананы "растут" на дереве возле детского музея сказок

В тот же день автобус двинулся в переезд в Норвегию. Норвегия входит в Шенген, но не входит в Евросоюз, эти нюансы слегка почувствовались на границе, где автобус остановили пограничники и устроили мини-интервью гиду о цели наших скитаний, но далее опроса и автобусных ступеней проверка не заходила. На норвежской территории меня сразу же начало переть от осознания величайшей норвежскойсти окружающего. Вечерело, мы ехали сквозь леса, над которыми поднимались струи загадочного тумана. Лес казался мне волшебным сам по себе, и в опускающейся темноте камни вот-вот должны были превратиться в норвежских троллей! Атмосфера сказочного неверия, что мы очутились в настоящей Норвегии, не только снесла мне крышу, но и повысила настроение, так что, к ночи достигнув отеля, мы вдвоём до самого сна разговаривали о возвышенных и захватывающе интересных норвежских историях. В большинстве своём про Тура Хейердала (он же норвежец!) и как он совершил путешествие через Тихий океан на плоту "Кон-Тики", открыв в уже современном мире совершенно новое для науки (о переселении людей из Южной Америки на океанские острова). Я очень люблю эту тему его путешествия как приключения и как доказательства, что теория переселения народов, построенная на древних легендах, подтверждается на практике и показывает, что эти сказания содержат в себе исторические факты. И, кстати, Тур Хейердал в оригинальной транскрипции "Thor", то есть Тор, как в скандинавских мифах.

Норвежский лес (с)

С утра нас ждала экскурсия по Осло. Турфирма повела нас на обзор парка Вигеланда. Честно, до этого никто из автобуса вообще не знал про скульптора Вигеланда, но его парк – основная достопримечательность Осло и сам он весьма крутой! Парк – миллион его скульптур, обычно людей, обычно обнажённых, в философски-странных символизмом положениях и ситуациях, так что это искусство очень своеобразно. Фигуры иногда беспокоящие и отталкивающие, а иногда вполне замечательные и приятные, техника изображения людей реалистичная, а смыслы композиций метафоричные, в целом сам профессионализм выше похвал (я же не умею делать скульптуры, вот и верно, только стоит задуматься, как их делать – и всё, время восхищаться).


Один из немногих одетых персонажей борется с драконом. На самом деле парк Вигеланда мог бы стать прекрасным развлечением на целый день (обойти абсолютно все скульптуры, фотографироваться, дополняя или повторяя их позы…), но фирма очень уж оперативно забрала нас оттуда, чтобы занять нас… предоставлением свободного времени на центральных улицах города. Вообще фирма всё делала верно, чтобы уложиться в расписание, поэтому все мои тихие недовольства направлены не на действия фирмы, а на сам факт её наличия в этой поездке, без которого наше расписание было бы совсем другим.

Очень по-норвежски завлекать людей в оперу свежей рыбой

Ценнейший экземпляр в коллекцию

Проведя несколько часов в центре Осло, мы увидели: круглогодичный магазин рождественской атрибутики, "нобелевский" фургончик сервировки приёмов, сувенирные лавки с троллями, викингами и лосями, оперный театр с афишей "Пер Гюнт" – реально, здесь могли идти любые спектакли, но шёл именно "скандинавский" (Эдвард Григ – норвежский композитор!), очень аутентично. На улицах нам случайно попался военно-музыкальный парад, начав этим будущую эпопею встреч с военными парадами, а также выступление музыкантов на летней сцене, начавшее эпопею встреч с музыкантами. У ратуши Осло моим вниманием овладела чайка, купавшаяся в фонтане, а в одном из магазинов продавец попросил меня проверить, как его гаджет-переводчик переводит на русский.

Минимализм строгости северной архитектуры (ратуша Осло)

Рождество круглый год (это июнь!)

В Осло, очень дорогом городе очень дорогой страны, нам неожиданно повезло попасть на уличную бесплатную раздачу северных напитков, где мы взяли даже не одну бутылочку, а несколько: со вкусом малины и ещё с каким-то. Питьё было очень аутентичное, будто из скандинавских лесов. Норвежцы вообще гордятся своей природой и тесно связывают с ней жизнь. В итоге в Осло мы провели хорошее, но очень краткое время (успели под конец раздуть конфликт из-за компаньонской неспособности подписать открытку) и сели на корабль, отбывающий в Данию. Ну а открытку в итоге подписали мыслью, что Осло назвали в честь Хана Соло.

Корабль должен был живописно выезжать из Осло-фьорда, не обладающего высотными крутыми берегами и извилистой формой, но зато являющегося "столичным" населённым заливом художественного пейзажа. Верхняя открытая палуба заполнилась желающими понаблюдать за тем, как корабль будет проплывать всё это.





Люди на лодке лодке машут нашему многоэтажному гиганту-кораблю. Вообще кажется, что у каждого норвежца где-нибудь есть лодка, припаркованная в таком месте, куда он может прийти, сесть в неё и покататься по фьорду.

Я над глубоким синем морем Осло-фьорда

На открытой палубе сперва припекало солнце, но вскоре после начала движения оно спряталось, задул мощный ветер и основная масса людей утекла внутрь корабля. В брошюре о маршруте нашего парома мы вычитали подробное расписание локаций, которые он минует, и убедились, что из Осло-фьорда он будет выезжать несколько часов до глубокого вечера (такой вот длинный фьорд!), поэтому нет смысла дожидаться финала этого события. Это было довольно странно: обычный корабль отбывает от берега быстро и, понаблюдав за удаляющимся берегом, чувствуешь прощальное дело завершённым и путь начатым. Здесь же до самой ночи занимаясь любыми делами внутри корабля, продолжаешь осознавать, что там снаружи он всё ещё едет по фьорду среди берегов. В итоге мы также спустились внутрь палуб, как и остальные, но, видимо, проведённых наверху минут с хитрым норвежским ветром хватило для того, чтобы немного погодя у меня начался норвежский насморк.


Наутро мы прибыли в Данию, но сначала узрели семь одинаковых женщин на корабле. Лишь стоило ступить на Датскую землю, как гид стремглав потащила нас смотреть на русалочку. Будто бы это была единственная достопримечательность, знакомая всем, и расквитавшись с её посещением, можно было снять напряжённое желание людей её увидеть и уже в спокойном режиме заниматься следующими делами. Но на самом деле объяснение галопа было в том, что чем раньше мы посетим памятник, тем в меньшую толпу туристов попадём.

С этого ракурса старушку мало кто снимал?

Попав в центр Копенгагена, под управлением гида мы посмотрели скучную банальную церемонию дворцовых охранников (маленький филиал смены охраны Букингемского дворца), какие-то важные дворцовые дворы и фонтаны. А затем началось свободное время и мы посмотрели… купол, похожий на тот, под которым выступала Металлика в Антарктиде, набережную с бесплатными батутами, огромный шикарный магазин Лего (ведь Дания – родина Лего!), магазин игрушек с игрушечной летающей свиньёй (Пинк Флойд…), Hard Rock Café Копенгагена (только снаружи традиционно), случайно попали снова на уличный военно-музыкальный парад в продолжение традиции из Осло.


Также мы выяснили, что датчане любят замысловатые шпили.



И здесь нам открылся, наверное, самый прекрасный скандинавский вид – Nyhavn (Новая гавань). Комментируя его, попросту нечего добавить к этому визуальному упоению.


Я считаю, крайне необходимо и обязательно заранее готовиться к визитам в новые города, особенно полные вездесущей непонятной воды, ознакомляясь с их генпланами (картами). Тогда полностью понимаешь строение города и его суть, а не смотришь на разрозненные достопримечательности, непонятно где расположенные. В связи с наличием в нашей поездке путеводной турфирмы, мы положились на то, что познакомимся с городами в процессе, но не тут-то было. Какие-то факторы типа выданной нам фирмой корявой карты, отсутствия ориентиров на местности и многообразно истолковываемых водных структур сошлись вместе и именно на свободном времени в Копенгагене мы немножко потерялись. Совсем чуть-чуть, но пришлось уточнить дорогу у шедших навстречу людей, которым самим было непросто разобраться в нашей карте и было проще просто махнуть нам в сторону "как дойти до парка Тиволи", чьи высотные аттракционы видно издалека. Так парк Тиволи спас нас (о нём мы выяснили, что это целая сеть сородичей, первый из которых мы видели в Стокгольме). Отмеренное свободное время уже волнительно сокращалось, но мы рискнули совершить забег в Христианию.

Три жёлтых круга на красном фоне скамейки - это флаг Христиании
Три зелёных листочка на стенде сзади - это ключевая компетенция Христиании

Ничего ключевого мы в Христиании не поделали

Разве что увидели, как Джеймс Бонд едет на автобусе на вечеринку,
на обратном пути

И как лист конопли встаёт во всё небо

Это фото сделано уже на исходе дня, когда автобус переехал из Копенгагена в Хельсингёр. Удивительная лингвистика, но Хельсингёр – это и есть Эльсинор, где находится замок Гамлета. Как фаната Гамлета меня должно было поразить это место, и сфотографировать свою тень у замка ("тень отца") было развлекательно забавно. Но сам же замок слишком отличался визуально от моих о нём литературных представлений. Слишком много воды вокруг! И вид уже современно-отремонтированный и приведённый в порядок. В моём понимании стены должны быть из грубого средневекового камня покрупнее, не должно быть этого ремонта… но, возможно, я просто недостаточно разбираюсь в истории замковой архитектуры, полагаясь на свои идеалистические фантазии.

Замок Гамлета

Автобус заехал на паром и через 20 минут уже был на другом берегу. Здесь мы заезжали и съезжали с парома прямо на автобусе и было крайне увлекательно увидеть, как при швартовке парома открывается его стена для выезда транспортов. Стена открывалась ещё на подходе за несколько метров воды до берега и водители уже были на низком старте. Среди ожидающих съезда автомобилей стояли и обычные велосипедисты, которые, видимо, работают на одной стороне, а живут на другой, и путешествуют так каждый день. Напротив датского Хельсингёра через пролив расположен шведский Хельсингборг. Всё сплошные Хельсинги (как Ван Хельсинг, в честь которого, мы уже решили, назвали финские Хельсинки – вот так в Скандинавии всё перемешано, например, что Осло назывался раньше Христианией, а сейчас Христиания внутри Копенгагена). В нашем шведском отеле конференц-залы назывались "Кон-Тики", "Тигрис" и "Ра", как судна норвежского Тура Хейердала, ставшего героем обсуждений в поездке ранее.

Один день мы полностью провели в автобусе, совершая путь возвращения до Стокгольма. Но этот день был даже приятен мне, ибо я люблю путешествие как процесс перемещения в пространстве и находиться в едущем автобусе мне интересно, а также потому что мой норвежский насморк именно в этот день достиг самого неприятного состояния и по моему самочувствию было просто идеально расслабляться в автобусе и никуда не рваться. К тому же автобус развлекал нас: показывали фильмы, связанные с историей посещаемых стран (например, "Королева Кристина" с Гретой Гарбо в роли королевы Швеции).

Далее мы вернулись в Стокгольм и нам выделили свободный день в Стокгольме (точнее, вся группа умотала на платную дополнительную экскурсию, а мы как нон-конформисты пошли бесплатно наслаждаться городом). Разумеется, мы встретили в окрестностях замка военный парад, случайно придя на нужное место ровнёхонько в нужный час. Таким образом, у нас набралась полная коллекция. 

Осло-Копенгаген-Копенгаген-Стокгольм

Коллекция Hard Rock Café также продолжилась, благодаря специальному и не самому близкому походу к кафе в Стокгольме. Попутно мы встретили улочку Beridarebanan (бери-дари-банан), забавные магазины рокоготики и стандартные лавочки сувениров. За время всего путешествия мне не пришлось ни разу менять валюту, хотя в каждой из посещённых стран своя денежная единица: шведская крона, норвежская крона, датская крона, евро… При необходимости расплатиться мне всегда служила банковская карточка, даже при покупке совершенной мелочи вроде пилки для ногтей с изображением норвежских дракаров или стикера с лосем. И это было предпоследнее путешествие, откуда были привезены для семьи сувениры-вещи, а не сувениры-еда.





Мы вернулись к назначенному месту встречи с автобусом немного раньше нужного времени, но он на удивление уже был там. И все люди в нём на удивление уже паниковали, что нас ещё нет! Они собирались звонить нам и вытрясать нас из города. Этим они совершенно ошарашили меня, ведь они сами приехали раньше времени и развели свою панику, а мы подошли вовремя (и даже тоже немного раньше!) – ну вот что за необходимость беспочвенно попаниковать и ещё и выставить нас возмутителями спокойствия без всяких оснований! Вообще наша группа в основном состояла из возрастных людей, которые иногда были о-о-очень странными. Они пытались в кафе с меню из гамбургеров просить суп. Пытались со всеми говорить на русском и по-русски просить суп. Обсуждали свои труселя и их содержимое (у меня моральная травма). При моих словах, что я работаю на закрытом предприятии и не хочу обсуждать детали, скривили лица надменного неверия с фразой "мы это проходили" (наверное, подумали, что я работаю в кафе гамбургеров, стесняюсь и не хочу это обсуждать). Но в целом такой контингент людей был мне более приятен, чем глупая гламурная молодёжь.

Паромы, на которых мы путешествовали, представляли собой плавучие десятиэтажки, думать о чём было очень непривычно (десятиэтажка плывёт по морю…). Мне тотально понравились все путешествия на кораблях. В том числе то, что можно было сбежать из ванной нашей каюты, где царили соседи по группе, в общий туалет на другой палубе, где по-общажному воспользоваться комфортом по приведению себя в порядок.


Паромы специально так корректируют свою скорость, чтобы отбытие и прибытие было максимально комфортным для пассажиров: никаких сборов посреди ночи и всё такое. Обычно наши паромы стартовали вечером, давали пассажирам поспать, а утром после завтрака прибывали на место. К тому же расписание паромов учитывает правило для дальнобойщиков, которым нельзя запускать двигатель после остановки на ночь раньше определённого времени. Сойдя с парома, мы попали в Финляндию в город Турку, где посмотрели снаружи на одну-единственную церковь и поехали дальше в Хельсинки.

"Хельсинки назвали в честь Ван Хельсинга"


На подъезде к городу мы остановились на туристическое посещение памятника Сибелиусу (финский композитор). Памятник находится в лесопарковой зоне и в траве неподалёку сидели настоящие дикие гуси, жирные. Такие моменты закрепляют в голове, что в Скандинавии очень тесно жизнь связана с природой. Норвежцы возвышенно любят свои горы да леса, финны любят свою тихую спокойную природу… А памятник Сибелиусу – это очень круто: множество металлических труб склеено боками друг с другом и оставлено на продувание всем ветрам. Звуки от речи или пения, происходящих под трубами, резонируют и порождают эхо в них. На мой вкус, памятник великолепный. Засовывая голову в трубу, слышишь мир совершенно необычайно, к тому же, я просто люблю тему, что мир – это музыка.


Музыкальная тема продолжилась и следующим делом мы посетили уникальную церковь в скале (Темппелиаукио). Здесь мои впечатления также были яркими, поскольку я люблю необычную форму мест или необычное их расположение. А когда церковь (или любое другое заведение) представляет собой не отдельно стоящее здание, а вырубленный холл внутри каменной горы – это необычно и нарушает границы привычного, а именно пересечение границ привычного всегда оставляет яркие сильные впечатления. Кроме того, акустика в церкви также получилась отменной.

Что же касается музыкальной составляющей поездки, это была отдельная тема для размышлений. Мне кажется странным, что такая небольшая и не очень всемирно популярная страна, как Финляндия, породила несколько как раз всемирно раскрутившихся музыкальных групп: HIM, Nightwish, Rasmus. В дополнение к этому факту среди моих любимцев: Эдвард Григ – норвежец, Абба – шведы. Также среди уже не музыкальных любимцев: Эдвард Мунк (художник) и Тур Хейердал (путешественник) – норвежцы. И почти каждая скандинавская страна известна всемирно популярными детскими сказками: муми-тролли Туве Янсон из Финляндии, Астрид Линдгрен из Швеции, Андерсен из Дании. Итого, Скандинавия является мощным культурным оплотом, что неожиданно для людей, привыкших видеть родиной всего более нижнюю Европу или в плане современной музыки вообще Америку. Также в процессе рассматривания фото моих любимцев мы отметили небывалое сходство портретов Мунка, Грига и Марка Твена, у которых также приблизительно совпадают годы жизни. На основании всего этого мы создали конспирологическую теорию, что это всё один человек, сначала работавший художником и композитором в Скандинавии (но под разными именами в каждой сфере, чтобы активность в одной не мешала восприятию его таланта в другой), а затем переехал в Америку заниматься третьим видом искусства – литературой. Также некоторые выделяют удивительное сходство Грига и Эйнштейна, но это в нашу теорию уже не вошло.

В Хельсинки мы посмотрели на главный собор, перед которым стоит памятник Александру II и сама площадь вокруг которого ничем не удивительна и не обладает столичным пафосом и размахом или историческим духом. Увидели главный Стокманн (сеть магазинов зародилась в Финляндии), но основное свободное время провели на палаточном рынке вдоль пристани, где пытались найти и купить туристические магниты. Каких-то прочих магазинов сувениров в окрестностях совершенно не наблюдалось и пришлось купить на тот момент чуть ли не самые дорогие за историю всех поездок магнитики. Как и в Таллине, архитектура Хельсинки меня ничем особенным не удивила, она даже не обладала аурой европейской средневековости, будучи просто современно простой и даже местами с оттенком российским. Поэтому внимание привлекали только интересные идеи местечкового оформления.

В Таллине на пристани были заградительные камни-кораблики,
а тут черепашки

Хорошая идея вечной зебры

Автобус возвратил нас в Санкт-Петербург, и во время поезда по мосту к центру города из окна нам был виден крейсер Аврора, который мы не посмотрели в день до начала тура. Это был отличный бонус в чек-лист знакомых достопримечательностей! Гид была рада услышать, что многие из группы остаются в Питере на некоторое время посмотреть её родной город, а не сразу уезжают. У нас тоже был в распоряжении этот единственный вечер до отъезда на утреннем поезде и, вселившись в хостел, мы пошли гулять по Невскому проспекту со смутной идеей посмотреть, как ночью разводятся мосты. Но, дойдя до середины пути, мы опять поссорились (сколько уже можно!) из-за тупежа моего сопровождения, и мои надежды как-то дотерпеть до часа ночи в нашем уставшем и раздражённом друг на друга состоянии окончательно рухнули. В итоге прогулка ограничилась посещением интересных и знаковых для меня мест военного времени. 

Репродукторы военных сводок
(Аршавин преследует меня третий отпуск подряд!)

Хочется на тематические военные экскурсии
и вообще посмотреть город получше

Санкт-Петербург намного-намного-намного-намного-намного
круче и красивее, чем Таллин или Хельсинки

И вот Дэвид Боуи вновь едет в поезде по транссибирской магистрали. Чем запомнилась мне эта поездка Working Class Travel? Самым ужасным компаньоном ever, конечно. Ну а ещё краткими и разнообразно яркими моментами прикосновения к скандинавским странам, имеющим сходный жизненный стиль и культуру, но всё же отличающимся друг от друга некоторыми чертами индивидуальности. В этом путешествии впервые были замешаны поезд РЖД и морские корабли-паромы, представляющие собой целые маленькие миры или космические лайнеры со всем необходимым, на которых действительно можно представить себя путешественником с большой буквы, выходя поутру на обзорную палубу и наблюдая, как в утренней прохладе проплывают мимо небольшие домики на таких близких берегах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий