Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Португалия – Испания: Лисы и Барсы (бонус Турция)


К этому путешествию основы Working Class Travel оформились и расцвели в своём лучшем виде, поездку можно бесспорно считать эталонной в этом смысле: самостоятельная от и до, экскурсионная, городо-походническая. Первоначальная идея была посетить Испанию (Барселону), но применение правила расширения географии поездки из Основ привело к тому, что в маршрут добавилась Португалия (Лиссабон). На раннем этапе выбора среди прорабатываемых были Гибралтар, Андорра, даже Марокко, но все они отпали по причине слишком сложной и дорогой логистики, а в Лиссабон прилететь стоило столько же, сколько и в Барселону! Поэтому португальская часть добавилась хронологически перед испанской и план получил кличку "Лисы и Барсы" (Лиссабон и Барселона).

Эта поездка познакомила меня с моими самыми любимыми авиалиниями на данный момент – турецкими. Сперва они покорили меня, безусловно, ценой при выборе перелётов. А затем уже в полёте неожиданно за эту цену просто до глубины души восхитили сервисом. Обычно низкая цена и высокий сервис не уживаются вместе: низким или высоким должны быть обе характеристики сразу, поэтому волшебное исключение турецких линий поразило меня ещё сильнее от неожиданности. Их еда – буквально как из лучшего ресторана, а не полуфабричные пайки отечественных линий, знакомые мне до этого. В самолётах есть телевизоры с мультимедийным наполнением и можно занимать мозги! У меня правда был шок и стало ясно, почему эти линии годы подряд становятся "лучшими в Европе". Но даже это не конец и есть ещё один сюрприз от турецких линий, перебивающий по эффекту все предыдущие качества: при долгой пересадке их пассажирам в аэропорту Стамбула можно абсолютно бесплатно присоединиться к специально организованной автобусной экскурсии по городу! Но пока что наша пересадка занимала всего 1 час 15 минут, и мы переживали, как бы не опоздать на стыковку в Лиссабон. Долгая очередь на проверку безопасности заставила нас понервничать, но мы всё же успели, т.к. очередь на посадку оказалась такая же долгая и задерживала самолёт сама для себя. Моим компаньоном был человек сопровождения из предыдущего путешествия (по Скандинавии) как шанс ему реабилитироваться за тот кошмар.


Лиссабон гостеприимно встретил прокопанным до аэропорта метро (аки Хитроу!). Кроме того, хостел был в соседнем здании с пятизвёздочными отелями для дипломатов и министерствами, и мы чувствовали, что живём, "как короли", и данное чувство элитного комфорта усилилось, когда мы остались единственными жильцами большой общей комнаты. Хостел располагался в настоящем жилом здании португальской архитектуры, с винтовой лестницей вокруг обитого деревом лифта, микробалкончиками у окон и комнатами неправильной формы. Стало сразу чувствоваться, как всё вокруг пропитано особым португальским духом, таким отличающимся от другого знакомого духа Европы. Прилетев к концу дня, мы всё же решили проветриться на недолгой вечерней прогулке по окрестностям и забрели в парк с важной смотровой площадкой и источником питьевой воды. Ощущение реальности долго не приходило, потому что мы попали из отечественной осени сюда в продолжающееся лето и всё вокруг было слишком непохожим на привычное, особенным, колоритным.

Фонарные столбы увенчаны португальскими корабликами

Главная характерная черта Лиссабона, сразу бросающаяся в глаза (и ноги), – его холмистость и следующая из этого многоуровневость. Бывают дома, с одной стороны которых 10 этажей, а с другой стороны 2, потому что дорога поднимается по горе, огибая дом, и на обратной стороне вход расположен на уровне 8 этажа. Гористость и по-разному встроенные в неё дома добавляют в город новое измерение высоты. Непостоянный уровень почвы делает существование в городе любопытнее, буквально расширяет сознание и привычный уклад вещей. Дороги, в том числе для машин, выложены брусчаткой. В первый день знакомства с городом мы прошли около 20 км по этим холмам в брусчатке и просто выдохлись. Одновременно с этим кое-что из национальных особенностей уже впиталось и в нас: тяга переходить улицу на любой цвет светофора, потому что машины всё равно пропускают всех и везде, а ждать разрешительного цвета безумно долго и тягостно, в  то время как весь мир уже переходит. Этот стиль был окрещён нами Lisbon Style и вспоминался в аналогичных ситуациях в других путешествиях.

Первым делом Hard Rock Café для коллекции



Пока мы забирались на гору, где стоит Замок Джорджа, кое-что из португальской культуры дало о себе знать через сувенирные магазины (вот так сувенирные лавки выполняют образовательную функцию!) – а именно любовь португальцев к сардинам и к fado. Сначала мы из соображений весёлости произносили это слово как "фадо", но на самом деле, конечно, правильно говорить "фаду", потому что в Португалии "о" – это "у" (привет, Луиш Фигу!). Фаду – новый для меня, но очень интересный и традиционный жанр песни, воплощающий в себе тоску, ностальгию и меланхолию неповторимым образом, так что слово "фаду" даже не переводится.


Иисус из Рио-де-Жанейро и мост Золотые ворота из Сан-Франциско? Нет, это всё Лиссабон. Стоящий на противоположном берегу залива Иисус, как путеводный знак, виден очень часто из разных точек города. Поэтому во время наших скитаний он породил много юмора со смыслом, что "Иисус тебя видит" и "Иисус выведет".


Ещё одна черта, выделяющая Лиссабон, – это особенная по чувству близость моря. Во многих городах есть море, но нигде оно не действовало на меня с таким сильным значением тяги к путешествиям, оно либо было пляжно-отдыхательным, либо просто имеющимся по факту без особенного эмоционального воздействия. Здесь же царит удивительная атмосфера великих географических открытий, моря и мореплавания. Гораздо сильнее и оригинальнее, чем в какой-нибудь Барселоне. Прямо чувствуется дух, зовущий пафосно инспектировать корабли купцов со всего света или снарядить свой собственный парусник в далёкий путь. Конечно, моё воображение разыгралось неспроста, а на основе исторической роли Лиссабона как старта для великих географических открытий, в честь чего тут установлен монументальный памятник первооткрывателям на берегу. Впрочем, меня более зацепила этим духом башня Белен, которая стоит такая живая, но на самом деле древняя – часть водных ворот в город.


Опять Сан-Франциско? Лиссабон! По холмистым мощёным улочкам ходят трамваи, обычно маленькие жёлтые вагончики, ещё меньше, чем в Сан-Франциско. Такой трамвай даже является символом города, и они жутко милашны.


А это никакая не Мексика, а снова Лиссабон, где трамваи малы, а растения велики. Питаются пригодностью морского климата и растут, как на дрожжах. Для меня было шоком увидеть свой домашний фикус размером с огромную секвойю в центре парка. В этом парке мы отдохнули на исходе дня, съев припасённые с отельного завтрака яблочки (и открыв, что по городу встречаются бесплатные источники воды, что крайне разумно в жарком климате). Возвращение в отель довыматывало нас небольшим плутанием по непредвиденным горам, потому что на распечатанной карте google maps не отобразились из-за масштаба некоторые названия улиц (и это пошло в копилочку для контроля на будущее).

На второй португальский день был запланирован выезд в просто эпическое место – мыс Рока. При подготовке рассматривались варианты либо сесть в туристический трансфер из центра города, везущий от и до с полным контролем, либо добираться самостоятельно с пересадкой с поезда на автобус. Второй вариант давал возможность сэкономить и поэтому настроил нас на самостоятельные похождения, благо инструкции с номерами маршрутов и направлениями были очень чёткие. Электричка из Лиссабона доставила нас в город Синтра, где на небольшом отрезке улицы между вокзалом и автобусной остановкой даже ходил некий сотрудник с автобусными билетами и сообщал автобусное расписание. В ожидании следующего автобуса пришлось подождать определённое количество времени, но всё было очень чётко и потому не волнительно. Поразительно, что в автобусе, к которому даже приставили такое туристическое сопровождение, эти самые самостоятельные туристы едут вместе с обычными местными жителями, которые добираются просто по своим делам: в магазин, в школу, из школы (было очень много школьников!). Как же это необычно – ехать в школу на простом местном автобусе и каждую поездку заходить в него с толпой иностранцев, стремящихся к достопримечательности.


Есть важная для меня мысль, которую я хочу донести людям о мысе Рока. Но, к сожалению, многие люди совсем не слышали о мысе Рока, и на них эта мысль не окажет такого эффекта, как на тех, кто, как я, знает это название с детства. А для знающих это должно быть, наверно, занятно, как стало и для меня! Итак, вот привыкли мы слышать словосочетание "мыс Рока", и что мы в нём находим, как его воспринимаем? Как группу слов "мыс – чего? – рока". Роковой опасный судьбоносный мыс, в смысле. Но на самом деле "Рока" – это не существительное в родительном падеже, это имя собственное в именительном падеже на латинице: Roca. Поэтому, когда мы говорим "мыс Рока", мы просто называем его по имени аналогично любому другому названию вроде "мыс Горн", а не имеем в виду принадлежность вроде "мыс Доброй Надежды". Но это знание не мешает мне ради удовольствия шутливо представлять, что мыс всё-таки назван в честь рока (рок-музыки).


Вот бы такую видимость на Скалах Мохер в прежнем путешествии в Ирландию! Здесь впервые передо мной открылась картина, как вода сливается с небом и между ними нет чёткой границы. И стоишь, как в фантастике, где скалы обрываются и внизу вода, которая и есть небо, которое над головой. То есть земля под ногами - это какой-то плавучий или летающий континент в синеве всего окружающего мира. Вот уж правдив слоган мыса Рока (цитата слов португальского поэта Камоэнса) – "там, где кончается земля и начинается море" – особенно правдив, что здесь кончается земля.


Мы провели на мысе всего лишь около часа времени, но отбыли с него на следующем автобусе по собственной воле и полностью удовлетворившиеся. Самостоятельность поездки придавала небывалое ощущение свободы и восхищения тому, "куда это мы забрались" – на самую западную точку континентальной Европы! По прибытии автобуса в Синтру ещё оставалось довольно времени, чтобы и тут погулять (до поезда в Лиссабон), и тут с нами произошло непостижимое…


… если присмотреться, на вершине этой горы виден замок. Кажется, замок ужасно далеко и отсюда, с вокзала, до него не добраться и не влезть на гору пешком уж точно. А если это технически возможно, то занимает у спортсменов и отчаянных путешественников целый день. Но. Мы пошли гулять к историческому району Синтры, расположенному на склоне горы, и незаметно для себя, поднимаясь всё выше и выше без определённой цели, достигли этого самого замка. Конечно, уже на середине пути район старых домиков сменился одинокой тропой через лес, но там уже из непонятного любопытства мы продолжали идти вперёд, подкрепляемые встречающимися указателями на замок. Было жарко и влажно, восхождение под уклоном было сложное, но почему-то мы шли. И когда, превозмогая эти неудобства, достигли крепостных стен замка и увидели его врата, то, испытав достижение непонятной цели, удовлетворённо развернулись и пошли обратно. Я до сих пор не знаю, что это была за магнетическая сила и какая в этом была цель. Однако "мы сделали это!", потому что мы были в отпуске, поезда регулярно ходили до самого вечера, у нас не было предзаказанного времени отбытия и это располагало к свободе мысли.

Кстати, уже лишь при покупке билетов на обратный поезд до меня дошло, что билеты-карточки, которые нам ранее выдавали в метро и на утреннем поезде, можно было не выбрасывать и "доначислять" на них тариф на новую поездку с экономией стоимости самой карточки. Почему-то раньше об этом нигде не говорилось, но здесь в кассе у меня попросили предыдущую карточку, чтобы на неё доначислить (видимо, сюда ездит столько туристов, что сотрудники предполагают у всех наличие билетной карточки для приезда из Лиссабона), и она у меня даже была сохранена, но такая измятая, что для доначисления всё равно не приняли. И всё равно поездка обошлась дешевле, чем на экскурсионном трансфере.


А день всё не заканчивался и, приехав в Лиссабон, мы продолжили гуляния и нашли важную достопримечательность – подъёмник Санта-Жушта. Здесь дело в том, что гористость Лиссабона и третье измерение высоты земли на его территории иногда достигают такой степени, что приходится идти на необычайные ухищрения, подобные этому лифту. Высотой с многоэтажку, он связывает улицы "внизу" и "вверху" в самом центре города (город сам как-то соединяется по земле вокруг лифта, но, находясь в лифте, сложно представить, как это возможно). Вид с верхней площадки лифта такой, будто бы стоишь на вершине здания и весь мир тебя ниже, но на самом деле слева вдруг начнётся и продолжится уровень земли.

На третий день в Лиссабоне был запланирован поход в Океанариум, разрекламированный как второй по величине в мире (наверняка тут всё спорно, но заслуги океанариума это не преуменьшает). Здесь не было стеклянных туннелей в толще воды, все жители просто размещены по аквариумам, и есть один самый здоровенный центральный павильон с водой, вокруг которого ходят люди. И в такой невычурной организации океанариум просто бесподобен и покорил меня атмосферой природной водной жизни. Подводойники (название для подводных жителей) мне сильно нравятся, даже хочется их потискать и погладить (обычно людям хочется так поступить с кошками или собаками). Огромных жирных рыб с человеческий размер хотелось просто заключить в объятиях. Океанариум напитал меня духом подводного мира и разжёг любовь к подводойникам. И, это странновато, но в моём мозгу любовь к подводойникам совмещается с желанием откусить от них кусочек, вот так вот заобнимать и потом надкусить, хотя в обычной жизни у меня нет пристрастия к блюдам из рыбы.

Встаёт во весь рост на небе меж звёзд
на фоне воды, в которой где-то есть морские звёзды

Моё общение с огромной рыбой

'Cause we're the fishes and all we do
The move about is all we do (с)

Вечером этого же дня был вылет из аэропорта Лиссабона в Барселону. Лиссабонский аэропорт примыкает к городу (или даже находится внутри города), туда ходит метро, и мы решили из океанариума дойти до него ногами, тем более что океанариум расположен относительно в той же зоне города и путь представляет хоть и длинную, но прямую и понятную дорогу. И мы шли со всеми своими вещами, шли долго и по палящей жаре. Но мы дошли пешком и смогли это выполнить, и здесь мой компаньон сделал очень редкое: порадовал меня удовольствием, сказав про своё самочувствие фразу "будто Лоуренс Аравийский, который пустыню пересёк". Зарегистрировались на самолёт через автомат и впервые в жизни со мной такое случилось, что абсолютно все места в салоне уже были распределены и нам достались места не рядом (так-то это совершенно не повод к негативу, просто необычно). Из Португалии мне хотелось привезти пачку сардин (как шпроты), но были опасения, что с ними не пропустят в самолёт, поэтому сардины "из Португалии" мы потом приобрели в супермаркете в Испании… и это был первый случай подарка семье в виде еды – рождение великой умной идеи.

В Барселоне сели уже затемно и, доехав до легкоидентифицируемой площади Каталонии в центре города, начали искать в темноте закоулочку с отелем, которая никак не находилась: очень уж необычное ответвление это было на карте и многие факторы местности плюс тьма запутывали ориентирование. И вот этим моментом я горжусь, потому что мне удалось совершенно без паники в ночном незнакомом месте взять всё в свои руки и, быстро вернувшись туда-сюда, найти наш отель! (А он был вовсе не в тайном дворе каком-нибудь, а очень официальный и модный в фасаде здания на проезжей улице, просто строение кварталов с незнакомства сбило нас с пути). Наутро мы обнаружили до этого невиданную нигде прелесть: полку бесплатной еды на кухне (в шкафу и в холодильнике). Обычно там ничего не было, но когда было, состоялось наше изумительное мародёрство! Справедливости ради, мы сами однажды выложили на эту полку целую кучу российских ягодных батончиков.


Разумеется, главное в Барселоне – архитектура Гауди (и собор Саграда Фамилия – царь её). А также для нас первоочередной важностью является связь Барселоны с Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье (песня "Барселона" же!). Поэтому с нами путешествовал небольшой портретик этих двоих, который мы пронесли по всем достопримечательным местам, поднимая степень концентрации барселоновости на фото до предела. Кстати, второе изображение отдельно Фредди Меркьюри в его иконической позе было наклеено на опору кровати в спальне хостела, да, кажется, там и осталось.


Саградушка так прекрасна, что её великолепие разрывает ткани реальности поблизости, вот, например, можно наблюдать, как в воздухе возник рифт, видный для нас, как смазанная искажённая реальность (на него я указываю рукой). В Саграде интересно всё! И после первоначального слоя восхищения тем, какая это в целом необычная архитектура, поводы для восхищения продолжаются и продолжаются. Например, разве не удивительно, что фасады вроде бы такие схожие по образу, но такие разные по технике? Один чёткий и прибранный, как выпиленный тончайшим инструментом из камня, а второй расплывающийся и будто вылепленный из глины общими чертами. Тот фасад ещё напоминает термитник, у которого тоже есть общая форма, выполненная с грубой текстурой. Также на стенах Саградушки помещено множество разнообразных элементов, а это очень нравящийся мне стиль, когда многочисленные мелочи вплетены в что-то большое и можно встретить их неожиданно, ранее не замечав, или рассматривать длительное время каждый элемент, потому что обычно они все одновременно не попадают в ваше внимание, лишь будучи крупицами общего. И, собственно, этого восхищения Саградой мне прекрасно хватило и ни капли разочарования не появилось, когда внутрь мы так и не зашли (просто очередь была такая же огромная, как красота Саграды).


Далее наш путь лежал в парк Гуэля, настоящее царство Гауди. Буквально в предыдущий год перед поездкой вход в парк стал платным и, следуя заветам Working Class Travel, мы посетили его альтернативным способом, что было для нас бесплатно – осмотрев с огибающей его бесплатной зоны. Более того, из этой "бомж-зоны", как мы иронично её назвали, было видно панорамы города даже более живописно, чем из зоны платных пределов, в том числе и потому, что на панораму вписывались сами платные зоны парка и так вид извне вбирал в себя то, что невозможно видеть, будучи внутри. Хотя главные арт-объекты находились от нас на расстоянии зума, в бесплатной зоне продолжалось архитектурное убранство и стилистика гаудианства, и в итоге нас ждала кафешно-смотровая площадка с цивильным туалетом внутри пещеры! Этот симбиоз обустройства с ландшафтом продолжил тему эскалатора прямо под открытым небом, который помогал забраться к парку по улице. Иронично соответствует идее единства природы и архитектуры, к которому стремился Гауди.


Здесь обнаружилось, что в Барселоне наряду с голубями и воробьями живут зелёные попугаи, никого не удивляющие, будучи явлением привычным (а для меня восхитительным, как если бы вместо бродячих собак бегали какие-нибудь олени). А мы забрались ещё выше парка Гуэля по склону горы и с её вершины наблюдали, как на панораме города строится Саграда (это можно наблюдать в Барселоне постоянно… забавен именно факт, что собор не просто стоит и находится в городе, а именно "строится" на протяжении длительного времен, как соборы древности, которые строились по тысяче лет, то есть у собора всегда есть действие-занятие). И с этой горы мы узрели две другие барселонские горы: Монтжуик и Тибидабо. На последней находится храм с огромной статуей Иисуса сверху, которая видна со всех мест лежащего внизу города, что продолжило лиссабонский юмор на тему "Иисус тебя видит". "Мы приехали из Лиссабона в Барселону, но даже здесь он всё видит!"


Барселонская архитектура приятно поддерживает мою мысль: не надо держаться за общепринятое и стандартно-банальное, можно делать все вещи нестандартно и это будет по кайфу. Вообще этот первый барселонский день в маршруте был заложен как путь через все дома Гауди. И в самом деле мы посетили все из них (которые расположены в разумных пределах города), и даже прошли по всем этим локациям пешком. Идя к наиболее удалённому месту из списка и не самому, видимо, популярному, мы совершенно случайно на обычной нетуристической улице далёкого района наткнулись на памятник самому Гауди. Не ясно, почему он поставлен именно здесь, и мы ни за что бы его не встретили и даже не узнали бы о нём, если бы не совпавший маршрут!

Из этого далёкого места пришлось долго пересекать город, возвращаясь к отелю, и это напомнило нам вчерашний день, когда за то же самое время нынешнего пути в отель пешком, нас успели доставить из Португалии самолётом. Для развлечения мы по мотивам гонок "Топ Гир" на разных видах транспорта начали состязаться с виртуальной версией нас, будто бы летевшей из Лиссабона, и, кажется, в итоге победили с перевесом в минуты, слава ногам! Быстроты нам добавила и понятность – необходимость идти по прямой без лишних забот по будто бы специально для этого проложенной улице Диагональ. Все остальные улицы пересекаются под прямыми углами, и только Диагональ режет систему, проходя через всё поселение, будто бы метеорит упал на готовый город и оставшуюся борозду сделали проспектом. За этот день мы поняли, что в Барселоне непросто переходить перекрёстки: дома выходят на перекрёсток не углом, а специально выкроенной гранью фасада, и невозможно продолжать движение по прямой через перекрёсток, нужно сначала завернуть за угол этой грани, продвинуться по перпендикулярной улице, перейти там через переход и затем вернуться на прежнюю траекторию. 

Барселонский перекрёсток из окна отеля

На следующий день мы взобрались на Монтжуик. Уже на подходе стало ясно, что место облюбовано для более современных активностей, чем восхищение архитектурами: у подножия горы с одной стороны стартовал Октоберфест (Настоящий! Ведь был октябрь!), а с другой стороны – фестиваль йоги (люди принесли коврики и занимались, положив их на плитку перед дворцом и горой и всей пафосностью, не представляю, как такое можно провернуть на какой-нибудь российской улице ни в центре, ни на окраине города). 


Разумеется, отсюда также было видно, как строится Саграда. Приходит в голову фраза "Банан велик, а кожура ещё больше", потому что "Саграда высока, а её стоительные краны ещё выше". Наблюдая этот вид, мы осознали особенность Working Class Travel создавать условия для очень живописного поглощения еды. Обычно в середине дня происходит обед из припасённой утром в рюкзак пищи, и в таком случае он происходит на фоне главнейших достопримечательностей, на маршруте посещения которых мы в этот день находимся. Тема "хлеба и зрелищ" просто эпически процветает в этот момент, ведь пока мы едим, на наших глазах строится Саграда (как культурная программа).

Поднялись на Монтжуик мы легко: по не очень даже и длинным лестницам, ведущим ко дворцу, это был такой пологий и незаметный подъём, что было захватывающе странно видеть с других сторон горы крутые обрывы и город далеко-далеко внизу. Со стороны моря открывалась панорама на порт, который буквально лежал в пропасти внизу, с другой стороны – построили канатную дорогу на гору, настолько становится высоко. Поэтому подняться по парочке лестниц на эту же высоту – очень необычное ощущение. О том, как мы забирались сюда, спросил у меня парень из Израиля, попросивший его сфотографировать (почему-то выбрал меня из всей толпы). Здесь выяснилось удивительное совпадение: он знал, что такое Екатеринбург, потому что его друг в Израиль приехал отсюда, а для меня Израиль был всего лишь одно путешествие назад.

Закоулочек испанского духа между всеми знаменитыми
объектами Монтжуика, фото которых я тут не выложу

На этой горе природа напомнила мне крымские сосны и море, хотя вдоль обрыва у крепости растут испанские кактусы. Мы посмотрели крепость, олимпийские объекты, панорамные виды, чьи-то тайные садики и эталонные испанские виллы, современные постройки, кладбище (до него пришлось муторно спускаться и затем подниматься обратно корявой дорогой, лишь после чего мы обнаружили верхний вход в удобном месте). Здесь окончательно стала понятна "песня поездки", символизирующая гимном наши приключения: "Following you I climb the mountain…" (The Who – Listening to you), ведь ещё в Лиссабоне началось хождение по горам и не думало прекращаться, кроме того, песня в известной степени пересекается с темой Иисуса, который также продолжал нас преследовать. Эта песня даже вытеснила собой естественно разумеющуюся "Барселону", слова которой у нас даже были припасены на бумажке (и как раз на пустынном участке опаляемого полуденным солнцем Монтжуика нас, измотанных переходами, охватило желание исполнить "Барселону", чем мы вспугнули всё-таки взявшегося откуда-то горожанина и стало жутко неловко). В итоге после всестороннего покорения горы мы насладились отдыхом в музее искусств (во дворце на горе), куда попали бесплатно, потому что заранее проверили, когда у каждого из музеев бесплатный день, и в огромном зале нам на наслаждение неожиданно случился концерт песен Фрэнка (Синатры). Фестиваль песен Фрэнка хоть и не был никак тематически связан с поездкой, запал в голову сильно.


На следующий день хитрость знания расписания бесплатных дней музеев принесла самый шикарный плод – посещение музея Пикассо бесплатно. Музеи живописи всегда пробуждают во мне вдохновение, их интересно смотреть, жанры помимо реализма мне понятны, что ещё нужно, чтобы в полной мере насладиться музеем! Было грандиозно интересно.

Пройдясь по средневековым кварталам Барселоны, мы вышли в современный прибрежный район, где обнаружили на удивление широкий цивилизованный пляжный берег со всевозможными удобствами. Оказывается, можно по-городскому жить в Барселоне и в то же время беспрепятственно посещать пляж, то есть, это и не мелкоскучный чисто курортный город, и не только экскурсионно наполненный город, а идеальное комбо! 



Про этот памятник Колумбу у меня такая шутка: он как будто показывает пальцем отсюда вон и говорит: "Ну-ка все прочь из моей Барселоны!"


А вот и хрестоматийный пример того, как с вершины горы Тибидабо на нас смотрит Иисус (он там на самой макушке храма). "Тибидабо" означает "тебе даю" и связано с легендой об искушении Иисуса дьяволом, только мне кардинально непонятно, почему некоторые говорят, что это случилось прямо здесь на этой горе и в честь сего её и назвали. Это должно было случиться где-то в Израильской пустыне же!

Бумажную карту, которой мы пользовались, мой компаньон одолжил на работе у тех, кто посетил Барселону. И карта эта была, мягко говоря, не очень хорошей, потому что, хотя на ней и было неплохо отмечено множество локаций, у неё был явно раздражающий меня минус: несоответствие верха карты северной стороне света. Барселона на карте была повёрнута как-то вкривь, чтобы побережье было параллельным краю листа, что совершенно запутывало и не давало нормально ориентироваться и понимать себя в пространстве. Я вечный адепт севера сверху карты и мне претило пользоваться этим косым рисунком. Плюс всё-таки наблюдались неточности в расположении мест интереса. Почему-то мы прозвали эту карту "шакальей картой" на волне ни с чем не связанной галлюцинации, как шакалы в шляпах с перьями едут по городу на тележке и рисуют карту (действительно же, ни с чем не связано!). Мы искали по карте в старых кварталах мелочи типа фонаря, сделанного Гауди, и обычно находили  их, но с одним местом никак не получалось – с кафе "Четыре кота", для которого меню нарисовал Пикассо (и оно стало прибежищем всяких творческих персон). Но совершенно случайно на кривой дорожке "на выход" из старых кварталов кафе "Четыре кота" внезапно выросло перед нами как из-под земли!

Здание кое-какого другого кафе для коллекции
(вместо фото кафе "Четыре кота")

В закоулках средневековой Барселоны множество странностей вроде площади Джорджа Оруэлла, статуи проволочке от пробки шампанского, бутылочных деревьев и… индейских магазинов (видимо, испанцам не продашь испанскую атрибутику, поэтому в туристических местах преобладают индейцы со своими этническими товарами). Мы посетили уличные рынки еды и вещей. И отдельным походом добрались до великого блошиного рынка Энкантс, который существует более 7 веков… хочется пошутить, что продающийся хлам скопился здесь за эти века. Но, несмотря на видимый беспорядок, рынок опрятный и располагает к коммерции, для него ведь даже выстроили специальный дизайнерский павильон! Впрочем даже здесь заветы экономии не покидали меня, а когда мне ничего не нужно специально и по плану, не появляется и охоты что-то покупать (зачем?), можно же насладиться картиной, попросту вобрав её глазами! И тут нас подкараулило очередное совпадение божественного уровня: в развале значков нашёлся значок "Свердловск". Вот сколько городов в мире, да и в России, и надо обязательно на блошином рынке в Барселоне встретить значок с единственный городом, который Свердловск?


Из Барселоны у нас был предусмотрен один день на выезд в монастырь Монсеррат. Он настолько популярен у туристов, что для облегчения таких самостоятельных выездов у испанцев созданы специальные билеты "транс-монсеррат", по-простому и очень логично объединяющие в себе на одной карточке все транспорты, которые нужно преодолеть, чтобы добраться до места. В билет входит две поездки на метро (чтобы из любой точки Барселоны добраться до вокзала), две поездки на поезде (от барселонского вокзала до какой-то горной станции), две поездки на средстве подъёма от станции в гору к монастырю и бонусом безлимитные поездки на фуникулёрах между локациями самого монастыря. Средство подъёма от станции в гору к монастырю имеет две разновидности: канатная дорога Aeri (5 минут, только стоячие места, шикарные виды) или зубчатая железная дорога Cremallera (15 минут, есть сидячие места, нет видов). Можно выбирать любой вариант, но когда мы забирали билет, почему-то не уследили, что он был предустановлен на зубчатую дорогу, а мне так хотелось на канатную! Некоторое время меня это беспокоило, но затем вдруг точка зрения на вопрос сменилась: мне стало приятно, что "все хотят на канатную дорогу, а мы сделаем приятное зубчатой дороге, которую никто не любит" и "пафосная канатная дорога везёт там всех за пять минут в толкучке, а честная работяга зубчатая дорога трудится, взбираясь на скалу, а её не ценят". В общем, у меня получилось даже, наоборот, полюбить эту зубчатую дорогу. И в ответ она предоставила мне свой подарок касательно видов, перевернув все заявленные характеристики двух дорог наоборот. Когда мы поднимались на гору, был такой плотный утренний туман, что из кабинок той самой канатной дороги, пролегающей напрямую сквозь него, не было совершенно ничего видно (молоко). А из окошек нашей милой зубчатой дороги, соответственно, было видно неописуемый пейзаж с облаками, лежащими ниже нас.

Жизнь над облаками!

Люди едут в Монсеррат, чтобы посмотреть на известную статую Чёрная Мадонна, послушать хор мальчиков, ну и заодно наслаждаются великолепными видами. Мы же, прибыв на место, решили сперва воспользоваться нашими бесплатными бонусами поездок на фуникулёрах, а потом уже осматривать монастырь. Один фуникулёр ведёт ещё выше на самые вершины гор, а второй отвозит в низину к пещере Санта Кова. Путь наверх был самым неизвестным для нас и поэтому был выбран для начала (из соображений быстренько его посетить и пойти дальше по распопуляренным местам). Но в итоге это посещение вершин так нас захватило, что стало самым главным делом и впечатлением дня и из намерений минутно глянуть глазком растянулось в основательный опыт. Потому что этот фуникулёр просто вёл на природу, а природа Монсеррата невероятна! Его знаменитая складчатость, да и сама высота – это ощущение свободы и полёта среди неземных фантазийных гор.


Лезу в гору, как человек-паук

Теперь можно и отдохнуть


На  прогулке по горным хребтам иногда в самом деле было опасливо, что никакая страховка тебя не бережёт, а глубокие пропасти ничем от тебя неотделимы. Я считаю, моё благоразумие не дало нам пропасть в пропасть, и мы вовремя вернулись с одной сложной дороги, по которой было сносно взбираться, но уже просто невыносимо сложно спускаться обратно. После покорения вершин мы спустились на втором фуникулёре к пещере Санта Кова и затем посетили сам монастырь, где к тому времени совершенно рассосалась бесконечная очередь к Мадонне. Наверное, люди, приехавшие с утра и сразу вставшие в очередь, вот-вот только что её прошли наконец, но ничего другого не успели. А мы провели время гораздо лучше в походе по горам и, вернувшись, прошли к Мадонне за пару минут.

Оставшиеся дни в Барселоне мы "шиковали" – посетили платные заведения: музей науки и зоопарк, но всё это по предварительному плану с билетами через интернет, что давало скидки. Прямо напротив музея науки начиналась гора Тибидабо, на которую мы так и не взобрались, потому что ну вот на неё нет такого понятного цивилизованного пути или ясной карты дороги. И она огромная, конечно. А автобус для удобства посетителей парка развлечений на вершине горы ходит только в летнее время, которое буквально на днях закончилось.


А это звезда зоопарка (для меня) – Bleeding Heart Dove. Он наверняка понравился бы Роджеру Уотерсу (ведь Bleeding Heart Band!) Это фото по возвращении из поездки мы послали Роджеру в виде открытки. Он не ответил. А ведь перед этим отвечал на моё письмо и гигантского формата прислал портрет себя любимого. Видимо, открытка без конверта выглядит недостойно его концептуального величества.

Вылет из Барселоны был намечен на 6 утра, соответственно, нужно было как-то добраться в аэропорт ночью, а это непростая задача, но… здесь она оказалась совершенно простая! Был специальный ночной автобус, отъезжавший с центральной площади (в шаговой доступности от отеля) до аэропорта, причём, внимание для экономистов всего мира, этот автобус стоил дешевле, чем дневной! В 3 ночи мы встали и покинули отель, попутно выбросив в уличный мусорный контейнер раздельного сбора мусора мой… рюкзак. Потому что в Барселоне у меня сломался рюкзак, молния на нём непоправимо разошлась и аж повыпадали зубья (не починить). Он был хороший, добротный, крепкий и идеальный по строению отделений, но так уж случилось и в итоге даже здорово, что он нашёл свою кончину на волшебной барселонской земле и остался там, а не пресно сломался дома и отъехал здесь на свалку. Как же мне удалось вернуться домой с вещами, выкинув само место их хранилища – походный рюкзак? Просто у меня среди вещей был… запасной рюкзак. Серьёзно, внутри главного рюкзака хранился второй чуть поменьше, и в сложенном состоянии он занимал не такое уж большое место. В него прекрасно поместились все походные вещи, ведь это был обратный путь, еда была съедена, а несъедобных предметов я вожу как раз столько, сколько демонстрирует мораль этой истории (помещение в малый рюкзак).

Пересадка турецких авиалиний естественно была в Стамбуле и на этот раз она была сверхпродуктивной! Мой коварнейший план заключался в покупке билетов, обладающих очень длинной пересадкой, что и было исполнено, и на эти часы мы успевали отправиться на бесплатную экскурсию по Стамбулу от турецких авиалиний (именно поэтому в Барселоне мы встали в 3 ночи, чтобы вылететь в 6 и успеть на экскурсию в 12, точнее даже успеть зарегистрироваться на неё до 11:30). В аэропорту мы немного поплутали в поисках стойки регистрации, хотя на неё было известно множество ориентиров, но на практике никак не получалось найти. Один рабочий аэропорта так и не понял, что нам надо, и отправил к обычным стойкам регистрации на рейсы (закат глаз). Но в итоге мы нашли место сбора в окошечке около Старбакса, как и было заявлено. Наша группа набралась из разнообразных индивидуально путешествующих иностранцев и целой компании малазийцев в одинаковых нарядах. Мы обращали на них незаметное внимание, дивясь на их одеяния, и никак не ожидали, что они чувствуют то же самое по отношению к нам: в итоге, улучив минутку в автобусе, пара малазийцев подошла к нам и попросила с нами сфотографироваться! Это был такой шок, что мы накипишили и насумбурили с фотоаппаратами, когда захотели сфоткаться с ними в ответ, но, надеюсь, в целом мы не выглядели тупо.


Первым делом турки повезли нас ЕСТЬ. И посещение этого ресторана тоже стало шоком для наших неподготовленных умов. Конечно, мы уже поняли, что в самолётах у них превосходно кормят, но что можно было ожидать от обеда на бесплатной экскурсии? Нам дали салат и, получив бесплатную еду в жёстких рамках Working Class Travel, мы, разумеется, его съели с аппетитом, ещё и бесплатного хлебушка поуминали. А дальше произошла прямо-таки экранизация анекдота (или рассказа преподавателя этикета о том, как он попал за восточный стол, где был вынужден брать добавку снова и снова, а в конце ещё дали арбуз). Итак. Мы верили, что уже поели, когда вдруг принесли суп. Хорошо, мы съели суп, на всякий случай ещё позаедав его хлебом. Теперь мы были полностью удовлетворены и счастливы, не рассчитывая на такой объём еды! Но… дальше принесли огромные тарелки с мясом и гарнирами – овощами, картохами… Эти порции были совсем по-турецки громадные! Думаю, всё понятно. Но мы доблестно-доблестно всё съели! И тогда принесли чай с десертом… вкуснейшие сладкие шарики-десертинки уже никак не лезли в горло. Так печально, но, по-моему, у меня осталась не съеденной одна… Мы набили животы, как могли, и узнали полностью, что означает турецкая кормёжка. Бесплатная.

Дальше началась турецкая экскурсия. Ежедневно содержание этой экскурсии разное, но этот день совпал с нашим посещением очень удачно и в распорядке были самые популярные объекты (смотреть другие, не видев этих, было бы не логично). Нашу группу повели в подземное водохранилище Цистерна Базилика (мрак, куча колонн, вода с рыбами, эффектная древность и непривычное свойство). А затем к главным культовым сооружениям: Собор Святой Софии и Голубая мечеть. Эти двое стоят через дорогу и выглядят, как близнецы, по объёму и круглой форме с торчащими башнями минаретов, только цвет разный. В собор мы прошли внутрь с группой (билеты сюда и в цистерну для нас были бесплатны), а в мечеть можно было пройти в оставленное свободное время, но его бы всё равно не хватило, ведь очередь была, как в Саграду. Но в итоге мы и так гиперэффективно посетили Стамбул по самым центральным местам. Внутри Святой Софии мне очень сильно вспоминался Джеймс Бонд с Коннери, краткий эпизод с которым здесь снимали, как и в Цистерне. А Дэниел Крейг в Стамбуле участвовал в бондианской погоне по крышам.

Налево пойдёшь – голубую мечеть найдёшь

Направо пойдёшь – собор Святой Софии розовую мечеть найдёшь

Внутрь зайдёшь…

На границе турки ставят в паспорт штампы въезда и выезда, которые выглядят, как круглые печати, одна синего, а другая красного цвета. Так вот в моём паспорте они расположились прямо рядышком и тотчас проассоциировались у меня с Голубой мечетью и Святой Софией (круглая форма и цвета). В моём мире в этом был бы такой тайный смысл пограничного дизайна, конечно же. Также вдруг у меня родилась идея, что центр Стамбула с этими круглыми сооружениями и близостью водных пространств определённо значительно напоминает изображённую в "Звёздных войнах" планету Набу (розоватые круглые здания с куполами стоят около воды и рядом даже "минареты" есть – какие-то бессмысленные тонкие башни!). Сходство великое, но никто вроде бы о нём не пишет, что странно. А вдруг действительно дизайнеры фильма Стамбулом вдохновились.

Даже за тот короткий день Стамбул оправдал все мои ожидания и представления. Для меня это в первую очередь место контакта Европы и Азии. Это БОСФОР, такое знаковое культурно-географическое место, на котором держится история. Ощущается, как это место значимо для земли, для разных цивилизаций, как много в нём эпохальной почти мифологической энергии, которая на удивление сохраняется и теперь. Корабли всё так же стоят тысячами в море и ждут своей очереди для прохода через пролив. Разные страны собрались для того, чтобы провезти свои товары через кусок воды. Это ощущение такого каравана истории. На этом месте сменялись великие империи: Римская, Византийская, Османская. А город стоит и сейчас! Торгует, живёт. Отлично сравнивают Стамбул с огромным восточным базаром, кипящим на Босфоре.

Экскурсия вернула нас в аэропорт пресыщенных культурными впечатлениями от города и пресыщенных от еды, а ведь у нас с собой были припасы сэндвичей, купленных в избавлении от евровой мелочи в Барселоне. Пища совершенно не требовалась после гостеприимства турков, но что поделаешь, это был наш долг перед посадкой поглотить их. Здесь в аэропорте нашлась почта, и мы отправили открытку "из Стамбула" группе Stambulchik Brothers. И этот день экскурсии был объявлен "самой большой бесплатной штукой в моей жизни"! (Правда немедленно пошла поправочка: "после образования"). А сама поездка целиком стала самой насыщенной разнообразием, богатой экскурсионно, географически, культурно, бытово, событийно. Она открыла и качественно сделала более знакомыми мне страны, не настолько близкие ранее. И благодаря этой поездке мне удалось установить рекорд, который я не буду больше повторять: посетить 10 стран за год, даже 11, если считать пересадку в аэропорту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий