Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Италия: Римляне повсюду и моя жизнь в руинах


Пришло время наконец открыть для себя Италию – ту самую не посещённую страну из набросков плана самой первой поездки. Подготовка отметилась тем, что не получалось взять удачные даты отпуска и в результате прошлые шенгенские визы у меня и моего компаньона, который стал плавно становиться моим Хвостом с предыдущего путешествия, истекли. Для похода в визовый центр за новыми мне пришлось взять однодневный отпуск на работе (тогда ещё было так можно)! И сотрудники центра вынесли нам мозг, когда перезвонили и попросили обосновать письменно, как так, на бронях отелей были указаны только даты вселения и количество ночей, дата выселения не была указана, отчего им казалось, что выселение происходит ранее на 1 день и одна ночь не прикрыта отелем (почему-то они упорно считали первую ночь за первый день заезда…). Просто мрак, они же работают в этой сфере, а знают меньше, чем я, кому приходится убеждать их сквозь их невежество! Также подготовка отличилась первыми в истории бронированиями, открывавшимися в конкретные вычисленные заранее даты, которые нужно было ловить и контролировать, это касалось билетов на поезда и в учреждение искусства, подробности о котором позже.

И вот я в Риме! S.P.Q.R. - Senatus Populus Que Romanus

Сразу же по приезду нас ожидали неожиданности. Несколько минут ушло на то, чтобы обнаружить наш "отель" с улицы: на нужном адресе не было никакой вывески и оказалось, лишь надпись у цифры на домофоне указывает на него. Ясно, отель оказался в виде переделанной квартиры на каком-то этаже в обычном подъезде, так бывает, но встретила нас китаянка, совершенно не говорившая по-английски, и провела в комнату на двоих, а не в 6-местную с двойными кроватями. Это всё сразу неслабо сбивало с толку. Ощущая отсутствие между нами общего языка, китаянка позвонила куда-то "хозяину" (выяснилось, что она его мать), с которым у меня уже вышло по-английски объясниться по телефону. Что ж, он уверял, что двухместная комната именно наша,  заезжайте и живите. Будучи ещё в волнении, мы расплатились с китаянкой, очень много накипишили по поводу размена и чёткой суммы этих денег, а затем ещё не могли найти в номере чашки, а она подумала, что нам нужно попить молоко… в общем, общего языка между нами так и не нашлось, кроме "окей" и жестов. В итоге она оказалась крайне дружелюбной и услужливой, но меня не покидает чувство, что мы могли сэкономить в секунду расплаты, ведь наша сумма была рассчитана через сайт с городскими налогами, а тут на месте явно происходила какая-то кустарщина, было откровенно напутано с типом комнаты в описании, хозяева всяко не шарили в налогах и т.д. Кажется, поэтому в начале "разговора" она просила меньшую сумму, но, обсуждая, не дороже ли двухместный номер обещанного шестиместного, парень на телефоне сказал платить, сколько у нас в распечатке, вот мы и заплатили (да и чтобы не выяснялось погодя невесть что). Возможно, это стало для китаянки приятным сюрпризом, зато, может быть, поэтому она кормила нас каждое утро "бесплатным" завтраком, о котором в перечне услуг совершенно никакой речи не было! Так что итого: все получили больше, чем ожидали, и бывают ситуации, когда волнительная непонятность хорошо разрешается без подвоха – это первая мораль. Внимательно выбирай отель, смотри фото и отзывы – это вторая мораль.

Рим – "вечный город" – и прошёл сквозь тысячу эпох. Гуляя по нему, то и дело перемещаешься между этими эпохами, поскольку даже одинаковые развалины могут относиться к совершенно разным периодам и тематикам. Наше первое утро в Риме стартовало с темы гладиаторов. Первым делом мы пришли к Колизею (просто потому что так вот удобно располагался наш отель), но он оказался весь в реставрационных лесах и вообще у него было жарко и неудобно, так что мы переместились в обычную аллею с газоном, но это оказалось в сто раз занимательнее, ведь здесь просто росла поляна колосков, а это же…

Рассел Кроу трогает рожь. Или пшеницу – не разберёшь!

Здорово, когда создаётся такой настрой, с которым любые мелочи находятся концептуальными. Далее тему продолжил Circus Maximus ("максимальный цирк"), для меня он важен тем, что именно на нём состоялись гонки на колесницах в фильме "Бен-Гур". Запутывающее ощущение смотреть сцену из фильма и понимать, что там же ступали твои ноги. Слишком древним кажется тот пласт истории и слишком изменившимся визуально дошло это место до наших дней, это размывает эмоцию веры в реальность, сколько бы мозг ни говорил, что ты стоишь в том самом цирке. Цирк-ипподром ничем не огорожен и можно беспрепятственно спуститься по уклону и ходить по нему, можно было бы сесть или улечься по желанию, никому не было бы до этого дела. Удивительно же, в центре города находится такое пространство, но совсем пустое, когда мы пришли, мы были одни, правда для доказательства значимости всё-таки группа туристов с лектором стояла на возвышении и осматривала цирк, но внутрь не спускалась. Может, людей согнала жара? Солнце палило жутко, и мы бегали от тени к тени. Благо в Риме всюду понатыканы бесплатные питьевые источники – такая забота и понимание жарких стран, которые считают воду необходимым элементом базового комфорта, а не предметом товарных отношений.

Кстати, о воде. В обязательном порядке мы побежали смотреть каменную голову, в рот которой засовывала руку Одри Хепберн ("Римские каникулы"), и прониклись тем, как эта самая голова похожа на изображение с логотипа воды Bon Aqua. А наша бутылка для пополнения питьевой водой была именно такая, даже с объёмной печатью головы на самом корпусе, что добавило римской концептуальности в обиход безусловно. Уста истины, которые мы называли попроще ртом правды (ему палец в рот не клади!) находятся при входе в церковь, и к ним тянется огромная очередь, навеянная фильмом. Очередь умело управляется надсмотрщиками и заградительными верёвками – вот он сервис, которого не хватает на переходе Эбби Роуд! И ещё раз кстати о "Римских каникулах". Обычно считается, что название фильма означает приятный отпуск в Риме, но это не так, на самом деле оно означает "издевательство на потеху толпе" и происходит из гладиаторской темы: Roman Holiday означает кровавые забавы на гладиаторской арене и вошло в идиомы английского именно с этим смыслом. Не правда ли, исказилось восприятие названия фильма при переводе.


С развлекательно-образовательной целью и как повод отметиться в маршрут обхода Рима были внесены семь холмов, на которых он стоит. Про один из них мне встречались восторженные отзывы о находящемся на вершине апельсиновом садике с чудесными видами, но конкретнее ничего не попадалось и всё это как-то забылось в голове. Каково же было моё удивление, когда мы взошли на холм и просто случайно заглянули за какую-то ограду, где просматривалось открытое пространство. Это и оказался тот самый сразу вспомнившийся садик диких апельсинов! Главное – реально подзабытый и не включённый в расписание специально, но такой прекрасный, что его внезапное обнаружение стало чуть ли не главным украшением дня. И да, подобранные с травы апельсинки были съедобные. И да, мне кажется странным, что они плодоносят в мае.

Первые признаки близости Ватикана

А в этот садик нас так неожиданно занесло, потому что мы стремились оценить расположенное по соседству диво: есть в Риме здание мальтийского ордена. Это даже усадьба с садом, окружённые высоким забором. Как консульство оно имеет правило, что земля внутри считается частью Мальты. И есть удивительная вещь об этом: если посмотреть в замочную скважину на воротах этой усадьбы, то увидишь сразу три страны! Кусок Мальты в саду прямо за дверью, купол Ватикана вдалеке и Италия - всё, что между. Прикольно уже то, что о такой особенности вести так разнеслись по миру, что аттракцион вошёл во все путеводители и топы бесплатных развлечений Рима. Поразительно, что всё описанное – истинная правда, и можно действительно заглянуть в какую-то скважину, чтобы увидеть сразу три страны.

Вид через замочную скважину Мальтийского ордена

В этот день нам на глаза попалось по чуть-чуть почти от каждого культурного пласта Рима. Но крепче всего охватила суть его дохристианской древности. Рассматривая масштабные развалины комплекса бань (Термы Каракаллы) под нисходящим солнцем, мы для конденсации впечатлений окончательно сформировали римский дух в образе вымышленного героя. Итак, встречайте, наш герой – древний римлянин, его зовут Максимус Крутус. Он знатный гражданин, притом искусный военный, живёт в древнеримском дворце и ходит там в тоге и лавровом венке, а вне дома облачается в доспехи со шлемом и командует легионом (дома он тоже может так ходить). Шлем Максимуса Крутуса увенчан сверху "красной щёткой", сам он дерётся на мечах, кидает копьё и очень быстро и лихо гоняется на колесницах (разумеется, его колесница сделана из золота и кони там высшей пробы). В мирные минуты он занимается гедонизмом, лёжа на кушеточке и поедая виноградик. Этим же он занимается, когда встречается в банях (термах!) со своими корешами, где их ждут водные процедуры и пир из рога изобилия.

"Колизей, раньше здесь убивали людей…"(с)

Предприимчивые итальянцы (справа внизу) пытаются косплеить Максимуса Крутуса. Лейтмотивом прогулок по Риму для нас стало аудиосопровождение к эпизоду из фильма "Астерикс и Обеликс против Цезаря", где поэт-песенник выходит из домика на верхушке дерева и видит с высоты перспективу полей с войсками римлян, а именно: "А, там… Римляне. Римляне! Там римляне повсюду! Тысячи римлян! Римляне!" Очень ведь логично, идя по Риму, видеть вокруг тысячи римлян, очень логично.


Возле Колизея находится римский форум – развалины, вход в которые платный, но которые мы превосходнейшим образом посмотрели бесплатно из "бомж-зоны", и откуда, разумеется, всё было ещё лучше видно, чем из платной зоны. В платной зоне людям приходилось, шатаясь по обширным руинам, терпеть угнетающее солнечное палево, а мы посмотрели на всё это будто на ладони свысока с холма и из приятной тени. Ещё одной шуткой искромётного юмора на тему Рима стала такая, мол, Рим ведь богатый современный город, а всё равно куда ни глянь – одни развалины. Место, где убили Цезаря, оставлено таким же неизменённым куском старья, но так как находится ближе к жилому центру, выглядит ещё чуднее: один маленький квартальчик руин, вдруг возникший посреди обычного города, окружённый четырьмя перекрёстками. Интересно то, что этот клочёчек развалин стал пристанищем кошачьего приюта, где котаны живут прямо среди древних камней. И всё это изумительно вписывается в жилой район, прямоугольно ограниченное дорожными полосами: Кошкин дом на руинах убийства Цезаря.


Схожее чувство – рынок на небольшой площади (среди лабиринта домов) вокруг памятника Джордано Бруно, которого прямо здесь и сожгли. Всюду в Риме тянут-тянут сквозь века такой груз истории, и как-то не настолько ярок он для местных что ли, чем для тех, кто видит это непривыкшим взглядом. И очень часто места исторического груза возникают, как из-под земли, буквально из соседней случайной подворотни. Например…



Одним из самых любимых объектов в Риме для меня стал Пантеон. Во-первых, он такой круглый, очень необычный по форме. Во-вторых, в плюс к первому он просто огромный по размеру! В-третьих, он жутко старый, а всё стоит тут со времён язычества, то есть, он древнее Ватикана и всех важных римских церквей. Все эти черты уж делают его привлекательно уникальным, но плюсом он так сейчас окружён жилыми домами, из которых буквально стоит руку протянуть, так что кажется, что этот сакрально необычный гигантский объект будто бы случайно выглядывает из-за угла обычной улочки, что создаёт непередаваемо-римский эффект. Также посреди круглого потолка Пантеона есть просто дырка наружу, через которую свет, проникая внутрь, формируется в световой столб – очень красивый естественный прожектор. Популярный вопрос, что происходит, когда идёт дождь, ну так что же, дождь действительно проникает внутрь через дыру, что же ещё. Мне особенно понравилось, что в Пантеоне установлен режим туристической тишины, в результате можно бесплатно посидеть и отдохнуть в настолько крутом месте.

Оптическая иллюзия церковного потолка

Обычно в Риме мы отдыхали от жары, заходя в церкви (базилики). Это всегда бесплатно и очень прохладительно (лучше кондиционера!) и отдохновенно (скамейки, тишина, атмосферность, культура). Очень многие церкви содержат в себе какой-либо важный артефакт вроде кусочков креста Иисуса, тюремных цепей, черепа Св.Валентина, сердца… концентрация, конечно, поражает. Две церкви особенно выделились убранством потолка. В одной за неимением настоящего купола была на потолке изображена искусственная перспектива купола, будто бы он там есть. Эффект действительно удался, и с точки зрения входящего нарисованный купол не отличить от настоящего. А в другой церкви на пололке изобразили облака с летающими персонажами, и эта композиция кажется реальной и объёмной, потому что на окружающем её обычном потолочном фоне прорисована "тень, отбрасываемая этими фигурами". Больше всего меня удивляет то, что мастера прошлого смогли выполнить все эти произведения искусства без современной техники и провели математические вычисления касательно перспективы без компьютерного моделирования и вообще чего-там-угодно, а просто своей головой. А ещё в церквях умеют подзаработать, и впервые мне встретились странные аттракционы вроде "включить подсветку этой статуи на 1 минуту за 1 евро". По поводу церквей возник такой юмор, мол, их так много, что каждая старается чем-то необычным отличиться и привлечь посетителя.

Ресторан в гетто старается отличиться необычным названием

Постоянно замечаю ещё одну особенность своих путешествий. Стоит только оказаться в новом городе, как непременно происходит посещение его гетто! Есть такая расхожая позиция: будто бы когда американец путешествует, он всюду направляется есть в Макдоналдс, потому что Макдоналдс есть везде и в нём нашему герою всё ожидаемо, просто и знакомо, здесь кафешки выступают не просто сетью общепита, а сетью подержания антистресса, будто бы и не уезжал никуда и не надо искать ничего нового и приспосабливаться. Также есть исторический уклад того, что странники в незнакомых землях могли при наличии вопросов первым делом посетить церковь, обратиться там за справкой и помощью, и церкви были такой сетью справочно-вспомогательных центров. Так вот, а у меня похожая история с посещением гетто: что ни город, то сразу идём смотреть гетто, где действительно всё в целом всегда одно и то же.

Здания-близнецы, улица между которыми приводит
к монументу Виктору Эммануилу II


Монумент Виктору Эммануилу II – ухоженная "современная" Италия посреди античных развалин.  По поводу этого монумента у нас родились свои мифы, схожие с принципом того, как в Лиссабоне или Барселоне постоянно видно Иисуса (статую), что даёт ощущение направления. В Риме же постоянно видно гигантский и возвышенный монумент короля Виктора Эммануила, славного тем, что объединил Италию, и это также не даёт генерально потеряться, или даёт лёгкость навигации тем, что пойдёшь к Виктору – дальше от него не пропадёшь (рядом начнётся дорога к кормящей волчице, Колизею и отелю). Сам же монумент называют печатной машинкой, вставной челюстью, мне он напоминает решётку радиатора автомобиля.


А вот и волчица-кормилица всея Рима. Только на самом деле на улице давно уже стоит копия, а оригинал охраняется в музее.


Нигде больше мне не встречался Диснеевский магазин, имеющий особенное декорирование под стиль города размещения.


Что же до Hard Rock Café, в Риме сие заведение выглядит скромновато, в каком-то жилом доме на не самой центральной улице, сразу и не признать.


Священник пьёт кока-колу. Просто ещё одни признаки приближающегося Ватикана.

Моё путешествие в Италию можно из-за одной его весомой черты считать путешествием по местам Пинк Флойда. Для подержания концептуальности у меня даже были заготовлены аудиозаписи программ Рок Арсенала ("Час Винила") про Пинк Флойд в плеере, а также просто записи определённых концертов – аудио и видео – для просмотра в транспорте, например. Первый очень масштабный эпизод концептуальности – поездка в Помпеи, где в 1973 году Пинк Флойд сняли свой знаменитый концертный фильм с живым выступлением посреди античного амфитеатра. Разумеется, и без Пинк Флойда мы бы совершили поездку в Помпеи, известные извержением вулкана, но вышло ведь просто, что "Пинк Флойд всё делает лучше". Добраться до развалин оказалось не сложно, хоть и в несколько этапов и с предварительным выяснением важных деталей: на поезде с Римского вокзала (в паре кварталов от отеля) до Неаполя, а затем пересадка, похожая на пересадку на станции метро, на местную железную дорогу до самого археологического комплекса. На входе попросту приобрели билеты и вошли в город-музей под открытым небом. Всё. А ведь кажется сперва такой невероятной и недостижимой такая идея посетить Помпеи, "это же город из учебников или с картины, разве можно до них в реальности добраться?". Такие истории всё сильнее и сильнее учили меня на практике тому, что все места мира действительно существуют и их можно как-то достичь, просто ресурсы для достижения будут разные. Вместе с тем эти же истории и стирают постепенно то восхищение и неверие в происходящее при посещении "того" места, притупляют эмоции.


И вот я в Помпеях, просто спокойно стою, пытаюсь сфотографироваться на картину "Мой первый и последний день в Помпеях".


И… эта фотография получилась случайно (глаза закрыты), но в итоге стала самой концептуальной: закрой глаза, проникнись местом, вспомни историю, подумай про катастрофу и вулкан, ну и про Пинк Флойд подумай.


Роджер Уотерс бьёт в гонг в амфитеатре в Помпеях. Внутрь самого амфитеатра входа нет, поэтому пришлось хотя бы так подсобить Роджеру. Кстати говоря, буквально через год вход в амфитеатр дадут в связи с уникальным единичным событием, и не каким-то другим мероприятием, а именно концертом, и не кого-либо другого, а Дэвида Гилмора, кто решил-таки отдать дань тому концерту Пинк Флойда в Помпеях методом напоминающего повторения.


И так как внутрь амфитеатра входа нет, то сфотографировать специально заготовленную открытку на абсолютно том же, что изображён на ней, фоне не получилось. Однако с остальной территории видно тот же горный пейзаж, и эта плоскокрышая гора (это не Везувий) на открытке и в реальности идентична! Именно с этой открытки родилась банальная, но прикольная идея: тексты, обращённые к любителям Пинк Флойда начинать со слов Hey you… и завершать словами Shine On. Открытка предназначалась для радио "Рок Арсенал" и успешно достигла места назначения. Мы отправили её тем же днём, когда возвращались через Неаполь, скинув в почтовый ящик прямо там на вокзале.


Также на этом вокзале произошло необычное событие: мы чуть не перепутали поезд и не уехали неизвестно куда на ночь глядя без верных билетов, потому что на вокзалах Италии не проверяют билеты при посадке в поезд и на этом этапе нельзя положиться на распределение контролёром. До сих пор непонятно, что именно случилось, но мы посмотрели на табло нужный номер платформы поезда до Рима, нашли её, зашли в поезд и уселись и сидели, когда вдруг необоснованное беспокойство вытолкало меня наружу проверить неизвестно что. Тогда оказалось, что подошедший соседний поезд как раз и едет до Рима, а выбранный нами – в непонятные дребедени. Шок, шок, шок, но мы вовремя перебежали в соседний поезд, уже сто раз переспросив высовывающихся из дверей людей "Термини?" (название римского вокзала). Видимо, пока мы шли от табло до поезда, платформу поменяли? Нас ждали бы ужасные альтернативы возвращения в Рим неизвестно откуда (все поезда уже были последними в расписании и видимо пришлось бы ждать утра) и траты на новые билеты (мы покупали свои через интернет, подлавливая супер-скидку первого дня продажи). Но несмотря на них, эмоции страха так и не охватили меня и вообще ничего особенно не тронуло. До Рима мы доехали, как короли, одни в своём купе, смотря записи концертов, и билеты так никто и не проверил.

Внутри римской стены

На следующий день мы направились в чуть ли не единственный бесплатный музей Рима: музей крепостной стены. Стена сохранилась на многих отрезках, опоясывая центральный город, особенно продолжают топонимически выделяться её ворота, через которые и сейчас пролегают основные магистрали. В дорожном плане, стало быть, мало что изменилось с пор древности (и все дороги ведут в Рим). Стена многообразна: в башнях просторные внутренние помещения, на открытых переходах широкие площадки с ограждающими выступами, внутри узкие коридоры с опорами и бойницами. С внешней стороны значительная высота и из отверстий для наблюдения нужно смотреть на происходящее вниз, но со внутренней стороны уровень земли близок, местами просто вровень со стеной, так что просто продолжаешь идти с неё в сторону и так уходишь в пространство внутренних земель. Музей был не по-римски немноголюден в это утро, наверное, не настолько известен и попался через поиск только таким, как мы, искателям бесплатного. Мой отзыв в книге отзывов был таким: "I love your wall. Roger Waters".

Из музея стены мы вышли через её врата прямо на Аппиеву дорогу. Во-певых, это самая значимая и важная древняя дорога сама по себе. А во-вторых, она известна тем, что по ней выходил из Рима святой Пётр, и там на пути ему явилось видение Иисуса с вопросом "камо грядеши", после чего Пётр вернулся в Рим и был убит. На дороге в нужном месте находится церковь, посвящённая данному событию, а далее – несколько входов в подземные катакомбы (с туристическим доступом). Ещё далее по карте находится обширный парк, вот до него и в него мы и решили дойти. Как же мы шли! Это стало одним из незабываемых приключенческих случаев. Нежданно для нас, городское обустройство в этом месте Рима будто бы прекратилось и осталась только трасса, обрамлённая кустами и заграждениями частных владений. Когда мы уже значительно продвинулись вперёд на волне исследования, у шоссе толком не стало даже обочин, и свернуть было некуда. В общем, нас спасло сочетание несколько факторов: этот день был первым и, кажется, единственным, когда солнечное палево ослабло из-за тучек, а также на мне была красная футболка, надетая в честь посещения римской стены. Первое помогло нам не упасть в пути под лучами жары, а второе помогло нам быть заметными на дороге для машин.


После такого приключения, уже вернувшись из парка, необходимо было основательно отдохнуть в какой-нибудь базилике. На пути была уже знакомая – Архибазилика. Интересно то, что такой титул носит только эта церковь, потому что тут располагается "папская кафедра", и это делает её по рангу выше Собора Святого Петра! Здесь мне приглянулся потолок с огромным объёмным "орехом", гигантская железная дверь до самого церковного высоченного полтолка (художник-постановщик должен был бы такую дверь взять в фильм про врата Ада, например) и картина с человеком, раскинувшим руки в немом вопросе "ну что это опять такое". На самом деле это другая эмоция (восхищение, прозрение), но мне показалось, что он смотрит на этих летающих существ и будто бы вздыхает "ну вот, опять они разлетались". А тот, кто сзади, рукой машет им лететь туда подальше и не мешать здесь.


Как обычно, вместо того, чтобы снимать с этой точки купол собора Св. Петра или вздымающийся ввысь монумент Виктора Эммануила, я просто смотрю на какие-то крыши.


Это "площадь" четырёх фонтанов, то есть, прекрёсточек с узенькими тротуарчиками, на котором у каждого из зданий спереди небольшой фонтан, которые пополнили мои денежные запасы. К середине периода пребывания в Риме у меня уже выработался чёткий план проверять все попадающиеся фонтаны на наличие денег и вылавливать из воды себе заработок. Некоторые фонтаны были совсем пустые, но другие предоставляли неплохую добычу! К фонтану возле римской волчицы мы вообще ходили почти ежедневно, потому что он дежурно встречался на вечернем пути в отель из центральных районов. В итоге мне удалось насобирать монет столько, что их хватило на покупку пачки макарон в супермаркете (стоимость 45 центов), и это и стало моим чудесным подарком семье из Италии. Получается, сама земля Италии (вода Италии) подарила мне эти макароны в подарок. И великолепно совпадает, что макароны – одно из самых репрезентативных блюд Италии, а также самое дешёвое в магазине еды. И великолепно совпадает, что именно после этого лета в Риме ввели закон о запрете ловли денег в фонтанах!

В один день мы пустились на исследование западного берега Тибра, где забрались на холм Яникул. Прелесть этого холма в том, что он не входит в те 7 холмов, "на которых стоит Рим", а, следовательно, с него видно все те 7 холмов. Солнце было особенно палящим и, послонявшись по блошиному рынку в такую жару, мне хотелось просто впасть в ступор и ничего не делать, в результате мы просидели недвижно в ближайшей базилике более часа. Но поход на рынок был очень успешен и исполнил моё желание купить другу в подарок портрет римского папы.


А вот и он, купленный накануне портрет Папы, сопровождаемый изображением собора Св. Петра, на идентичном фоне собора Св. Петра. Мы наконец дошли до Ватикана! Площадь ничем не заграждается и не отделяется от остального Рима, так что в бытовом плане никак не чувствуется, что посещаешь другую страну. В собор можно пройти бесплатно,  только фэйсконтроль безопасности. Внутри можно посидеть, но только в специальных зонах для молитвы, куда основные толпы не стремятся, а вот мы, разумеется, посидели там и долго, нужно лишь тактично убрать фотоаппарат за спину и принять умудрённый вид мыслителя о вечном, чтобы охранник не останавливал на входе. Так что мне удалось устроить длительный задумчивый привал в соборе Св. Петра. А пришедшая внушительная группа паломников запела на весь собор религиозные песни – посещение удалось!

Замечательные кривые колонны в соборе Св. Петра

Собор Святого Петра в первую очередь поражает размерами. В остальном после бесконечной череды разноубранственных церквей Рима, которые, за исключением немногих, совершенно смешались в моей голове, ничего архиуникального в Соборе в глаза не бросается. Но общее впечатление создаётся из-за его главенства и огромных размеров, которые просто технически вмещают в себя больше убранства. Так что, проведя значительное время внутри, ещё более важно провести значительное время снаружи в архитектурном ансамбле площади, просто вобрав в себя дух Ватикана, как отдельной страны, которую можно охватить одним взглядом. Здесь есть своя почта (стационарное отделение и передвижные вагончики), полиция.

Определить трубу, из которой летит дым при выборах нового римского папы, как ни странно, не удалось. На крыше строений площади не было никаких труб, кроме одной, и она совсем не была по виду и расположению похожа на искомую. Может, ту трубу специально устанавливают на нужное время? Ещё говорили, что папа римский распоряжался установить на площади бесплатные душевые кабинки для бездомных, но таковых нами замечено не было (может, перенесли или они в стороне где-то, не прямо перед собором же их выстраивать). Сама площадь занята стульями для прихожан, видимо, размещающихся тут послушать выступление папы с балкона. На такое сборище мы не попали, потому что оно по дню недели не уложилось в расписание, да и осмотреть заполонённый людьми ради такого Ватикан было бы проблематично. Сейчас же можно было даже посидеть на ступенях в тени колоннады, попить (бесплатный источник воды прямо в колоннаде) и поесть (свою еду ношу с собой). Тут мне стало понятно, что в путешествии я будто бы собираю моменты "где шикарно поесть". Вот, например, сидишь и ешь какие-нибудь сникерсы и огурцы прямо на площади святого Петра.

Ватиканский день был финальным в программе пребывания в Риме, и на следующее утро мы рано-рано и таким образом без включённого завтрака убежали на вокзал, оставив благодарственную записку нашей китайской хозяйке (в надежде, что её сын переведёт). Место назначения поезда – Венеция! При проработке плана определилось, что проживание в Венеции слишком дорогого стоит, чтобы там задерживаться, и самое логичное – просто посмотреть город в формате выезда одного дня, приехав утром из Рима и уехав вечером далее по маршруту. Мы были вооружены подготовленной заранее картой с отметками пунктов интереса и примерно семью часами времени на гуляние по этой карте. Не стоит забывать, что за спинами в этом приключении непрерывно висели рюкзаки с полным комплектом всех вещей, взятых в отпуск.

Уникальный экземпляр в коллекцию,
не сравнимый с римской проходной версией

Стоило только сойти с поезда (в котором мы опять послушали Пинк Флойд и который приехал прямо в пешеходную Венецию по насыпному ж/д-пути), как стало понятно, насколько излишне было бы передвигаться по Венеции, просто устремляясь к намеченному крестиком месту карты. Город весь целиком был одним большим крестиком интереса и фотолокацией. К тому же, в городе предполагалось коварство: у улочек поменьше невозможно было угадать по карте наличие тротуара, например… и такие сложности могли бы сбивать и задерживать нас. Но до кругов по закоулкам пока не дошло, ведь посреди города обнаружилась широкая главная дорога, на которой регулярно наблюдались указатели "per S. Marco", то есть, ведущие к главной площади с достопримечательностями. Игнорировать такое удобство было крайне неразумно и мы влились в бурный человеческий поток, отложив пока скурпулёзную сверку с картой в сторону.

Переулок

Улочка

Проспект!

Прогулка сквозь Венецию превратилась в бесконечный фотосет каждого водного пространства, открывавшегося взгляду. Это действительно такое место, где восторги и удивления не могут прекращаться. Через каждый шаг у нас вырывался вопль "канал!", обычно при переходе этого самого канала через мостик, и мы останавливались и чинно документировали каждую встречу на снимок. В общем, каналы завоевали мой мозг, настоящая каналья!

Каналья

Гранд-каналья!

Но Венеция живописна целиком и не только каналами! Мне доставляло удовольствие наблюдать тут и там лики моих любимцев, чумных докторов (в сувенирках). А также очень понравились аутентичные сооружения, оказавшиеся колодцами. Здесь я уже восхищаюсь с позиций науки: вот город стоит на солёной воде, нужно же откуда-то брать пресную воду, что делать? Эти колодцы вовсе не ведут в недра земли, где залегает пресная вода, как думают некоторые (всё-таки в недрах под морем если и залегает вода, то это солёная вода). Колодцы просто ведут в резервуары с песком, находящиеся под кладкой венецианских площадей, но выше уровня морской воды. Там и собирается дождевая вода, сливающаяся туда через прорези в мостовой, которую можно затем доставать из колодца. Великолепная природная система по всему городу! И всё-таки такой воды было мало, поэтому в старые времена к колодцам стояли очереди в порядке знатности. Ещё одна научная восхитительная история про Венецию – барьерная система Моисей (Моисей, потому что она разводит море, хотя такое название скорее ожидается от вечно называющего всё по Торе Израиля!), которая при предупреждении о надвигающейся по морю большой волны поднимается со дна настоящей гигантской стеной и закрывает город в буквальном смысле.



Спящие обнимающиеся коты в витрине зоомагазина в Венеции. Не стесняются спать и обниматься у всех на виду! Кого же они напомнили мне? Дэвида Гилмора и Ричарда Райта.


На самом деле здесь фоном не служит то же самое здание, что и на фото, где Дэвид и Ричард обнимаются на венецианской кушетке, просто захотелось привезти ребят в Венецию и уж где-нибудь снова дать пообниматься. И здесь мы обращаемся к продолжению концептуальной составляющей путешествия в Италию, ведь вслед за Помпейским концертом Пинк Флойда сейчас мы оказались в Венеции, где также состоялся необычный пинкфлойдный концерт. Вообще, действительно стоит подчеркнуть, полюбили Пинк Флойд играть концерты в нестандартной обстановке: то среди руин уничтоженного вулканом города, то буквально на воде в городе, который стоит на воде. Концерт в Венеции состоялся в 1989 году, для этого была сооружена специальная плавучая сцена напротив площади, люди заполонили площадь, но многие смотрели и из лодок!... Атмосфера получилась совершенно уникальная и вряд ли такая ещё повторится кем-либо другим, потому что… после этого подобные рок-концерты в Венеции проводить запретили, т.к. в последствии выяснилось, что от мощных басов выступления где-то треснул какой-то памятный мрамор.

Перед отъездом мы пытались отдать кому-нибудь на вокзале бесплатно нашу карту Венеции, но, к сожалению, никто так и не соблазнился. Около 7 часов вечера наш поезд стартовал по направлению в Милан! В пути за окнами уже сильно стемнело и в стороне были видны сверкающие молнии бушующей грозы. Оставалось надеяться, что она и останется в стороне или мы от неё уедем, но больше всего нас занимал вопрос, как заселиться в отель. Это был важный и продуманный заранее нами момент: поезд прибывал в Милан поздно и "до 23 часов" (как было указано в правилах отеля) мы не успевали заселиться. Поэтому мы заранее написали запрос на позднее заселение, отель ответил, что оно возможно за сбор 10 евро, мы были согласны и на этом договорились. В принципе вопрос был схвачен и нужно было быть довольными, что мы побеспокоились об этом заранее, однако всё же на практике вышел адский сумбур! С вокзала до отеля мы добрались на метро, разобрались со всем без запинок и сам отель нашли чётко, в итоге оказавшись под его окнами даже за 5 минут до порогового значения 23 часа. Но окна были тёмные, двери были закрыты, отель был будто покинут всеми, он был погружён в сон и "закрыт"! Мы давили в дверной звонок и слушали, как его длинный дзы-ы-ынь громко прорезает все этажи здания в ночной тишине. В итоге с верхних этажей высунулись какие-то люди и спросили, в отель ли мы собираемся (в самом деле!). Они отправили нас обойти дом и впустили с заднего входа.

Началось наше общение с этими людьми, по-видимому, являвшимися жильцами отеля, но каким-то образом чувствовавшими право заселить нас в него без хозяина. После того, как мы стояли на улице и звонили в дверь "пустого" отеля, такой расклад был для нас более чем благоприятен. Они посмотрели сумму в распечатке с бронирования и сказали, что сверх этого нужно заплатить городские налоги – это было правдой и входило в наши предполагаемые расходы. Как изучившие вопрос умные путешественники мы знали в точности, какую сумму должен платить каждый турист за ночь, и у нас был готов мысленный расчёт налогов за наше проживание. Но эти люди как-то криво посчитали это всё и взяли с нас сумму налогов только с одного туриста (мы молчали и это была великая актёрская игра, т.к. по нашему вечернему путевому виду они вообще думали, что мы не были готовы платить какие-то там налоги и впали в досаду). Далее ещё вмешался вопрос наличия денег на сдачу в отельной кассе, и опять же как-то нерасторопно повели себя эти люди, разменяв наши денежные потоки так, что "мы должны были занести завтра ещё 2 евро, когда сами разменяем деньги", а не взяли с нас больше и оставили отелю необходимость додать нам сдачи. В итоге мы довольно значительную сумму сэкономили на этих операциях (в том числе и те 10 евро за позднее заселение, про которое отель вообще забыл), но главное, безусловно, получили жильё посреди ночи. Хозяина до самого отъезда мы так и не увидели, как и не застали открытой кухни, например. Всё это было тем более странно, что отель был официальный, занимал отдельно стоящее многоэтажное здание, и в нём было полное обустройство для путешественников (то есть, не кустарная квартира чья-нибудь). Итого, получилось, что и в Риме, и в Милане с нашими отелями случались неприятные сперва сюрпризы, но в итоге всё образовывалось.


Главная достопримечательность Милана – конечно же, Дуомо, вот этот собор. Помимо Дуомо в этом городе вообще нет ничего, ради чего стоило бы специально сюда ехать, да и даже ради одного собора приезжать в город неоправданно. Однако, для справки, здесь есть театр Ла Скала и в каком-то музее "Тайная вечеря" Да Винчи, а также все считают важной и популярной магазинную галерею Виктора Эммануила (опять он!). Недалёкие богачи или те, кто хочет казаться богачами, едут сюда для шопинга и всякой такой ерунды, не вписывающейся в концепцию Working Class Travel, но за себя скажу точно: делать в Милане решительно нечего – это как приехать в соседний своему родному городу город и увидеть там всё то же самое. Поэтому Дуомо занял центральную позицию в осмотре достопримечательностей, конечно. Это фото с ним несёт большую смысловую нагрузку. Дело в том, что тот мой друг, посеявший у меня в голове давным-давно идею о посещении Италии и таким образом связавшийся с нею в моей голове, сам съездил туда отдельно и в том числе в Милан. Кроме того, у этого человека есть фирменный стиль – фотографироваться на фоне достопримечательностей в прыжке. И как-то мы собрались смотреть фотографии из той поездки, и оказалось, что там просто миллиард фото прыжков на фоне Дуомо (и ещё миллиончик фото Дуомо в принципе). Поэтому мне захотелось сфотографировать свой "фотоответ" специально для этого человека. Удивительное чудо в том, что весь день был пасмурный, но именно в минуту этой фотографии выглянуло солнышко, так что тут стала видна моя тень! Без тени не было бы ощущения такого полёта! И в следующие секунды теней снова не стало. Кстати, ещё удивительно то, что фото получилось с первого раза! Тут ещё и голубь крыльями машет, будто мы на пару с ним собираемся полетать. И все последующие попытки повторить как раз увенчивались ничем. Через пару месяцев это фото стало открыткой и было отправлено через почтовый ящик в Москве с Арбата, так что у него во всём необычная судьба.


Этот всадник, стоящий напротив Дуомо, так ошеломлён его красотой, что его аж сдувает (и конь офигел).


Галерея Виктора Эммануила – совершенно ничего особенного для тех, для кого дорогущие пафосные магазины даже не выглядят магазинами (местами происходящей реальной торговли). Справедливости ради, тут есть некоторые бесплатные развлечения: подзорные трубы, в которые можно рассматривать убранство сводов, и мозаика с быком на полу, на которой принято крутиться на пятке для счастья и желаний. Ещё в галерее Виктора можно просто спрятаться от дождя, который иногда покапывал, и поесть еду, принесённую с собой. Вообще все эти обеды в известных местах ещё раз утвердили во мне чувство, что мои путешествия – это сборище крутых мест для бесплатного пикника, что постоянно и происходит. Как же прикольно так взять и сесть в очень важном месте и там поглотить какую-нибудь булочку по-простецки, в то время как вид больно уж пафосный: будь то перекус на площади Святого Петра в Ватикане или в Помпеях с видом на Везувий. Или в Венеции на площади Святого Марка с видом на каналы. Или из прошлых поездок пикник в Барселоне на горе Монжуик, где на твоих глазах Саграда строится.

Зачем же мы тогда вообще приехали в Милан, если тут нечего делать? Ответ есть: всё-таки… Ла Скала. Вся поездка в Милан состоялась только ради неё, и это был очень долгий, волнительный и хитрый план.


Сама дата нашего приезда в Милан была продиктована скурпулёзным изучением расписания спектаклей в опере. Затем некоторые месяцы ушли на то, чтобы выяснить, за какое количество дней начинается продажа билетов на сайте, и потренироваться с наблюдением за запуском этого процесса на других спектаклях. Тогда стало понятно: во-первых, действительно есть билеты и по 30 евро, и по 300-500 и более евро. А во-вторых, все эти билеты, даже второй категории, полностью раскупают при запуске продаж буквально за 3-5 минут. Стало волнительно и страшновато, как же купить билет в таких условиях да ещё и в рамках бюджета Working Class? Продажи начинались в утреннее время в рабочий день, так что пришлось сидеть и обновлять сайт прямо на работе, и вот паническая минута настала и продажи открылись. Сайт зависал, сайт был непонятным, сайт предлагал странные цены и в итоге у меня получилось купить один билет по минимальной цене, но только один! Одновременно два никак не оформлялись. И остальные билеты раскупили, пока оформлялся мой один. Но ситуация не была потеряна, поскольку у меня был запасной план – разобраться прямо на месте!

Итак, в Ла Скалу можно пройти дёшево и сердито, и это было разъяснено на сайте. Способ, знакомый мне по лондонскому Альберт-холлу. Нужно прийти с самого утреца и встать в очередь страждущих у боковой стены (однако над этой очередью у театра имеется перманентный галерея-навес, так что выглядит очень традиционно и официально). В какой-то момент выйдут сотрудники и раздадут всем квитки-номерки, показывающие твоё место в очереди, после чего можно до определённого часа пойти гулять. Именно так мы и сделали в первое утро приезда в Милан и на гуляния как раз отправились к Дуомо и в галерею Виктора. Затем уже часов в пять вечера нужно снова явиться к месту сбора очереди и обменять свои квитки на билеты, в этот момент уплачивается стоимость – 10 евро – и затем снова можно идти гулять до самого часа начала спектакля. Приходить в третий раз надо уже на спектакль, как нормальные люди с нормальными билетами в нормальный вход. Собственно, у нас всё получилось! Образ и подобие Альберт-холла не подвели нас, мы разобрались с очередью, простояли её дважды, вовремя подходили к театру в течение всего дня и получили билет!


Два этажа сверху и представляют собой галерею, куда продаются билеты в день спектакля. Оказывается, они так дёшевы, потому что вид оттуда на сцену неполный, но какая разница, это же Ла Скала. (Только странно, что архитекторы спроектировали зал театра, где с каких-то мест не видно сцену, зачем они так!) Показывали оперу "Турандот", не находящуюся в списке моих любимых, но какая разница, это же Ла Скала. Странно, что мой сосед, странный итальянец, причитал в негодовании и остался чем-то недоволен в отношении исполнения, музыки и дирижёра. Для меня всё было великолепно, и посещение театра, так долго планируемое, абсолютно удалось и обломом не завалило всё наше вписанное только ради него в план путешествие в Милан.

На второй день в Милане мы также занялись делами по очень длительному и хитрому плану, это уже касалось моих планов на следующий отпуск, в маршруте которого требовался переезд по нескольким странам Европы на поезде. По интернету такие международно-европейские билеты приобрести не получалось, но их можно было приобрести в офисе Deutsche Bahn (немецкие ж/д), один из которых был в Милане. Это была бы удивительная хитрость и предприимчивость (ну кто ещё едет в отпуск в другую страну, чтобы купить там билеты для другого отпуска в другой стране), но кассир назвала настолько высокую цену, что лучшим вариантом стало ничего не брать и как-то изменить план или поиск. Обсуждая этот будущий отпуск, мы стояли под широким бетонным козырьком у здания с офисом Дойче Бана, когда внезапно началась миланская гроза! Дождь лил стеной, валил крупный тяжёлый град, никакой зонт не спас бы от такой стихии. Так что, не сумев помочь в стратегическом периоде, Дойче Бан очень помог нам в операционном. Поразив нас мощью, миланская градовая гроза, завершилась так же резко, как началась, и в течение часа уже вновь светило ясное солнце.


Считая невозможным пускаться в платные миланские развлечения, мы направились осматривать монументальное кладбище – самое важное, известное, культурно нагруженное, "одно из самых красивых в Европе" и являющееся музеем под открытым небом. Здесь можно бесплатно посмотреть на "Тайную вечерю" (в виде скульптуры), на которую богачи ходят в Милане смотреть платно (в виде картины). Здесь тихо, спокойно, есть где присесть для отдыха, есть где неспешно прогуляться в осмотре монументов – в целом, это место отрадно выполнило свою функцию и полностью удовлетворило мои ожидания. На нашей карте кусочек пути к монументальному кладбищу отсутствовал, и, добираясь до него, мне удалось проявить смекалку: в метро были развешены карты города и, сфотографировав такую, можно было далее сориентироваться по фотографии.

Остаток дня в Милане (где, как мы помним, совершенно нечего делать) предоставил нам возможность узнать, что здесь также есть: замок, триумфальная арка, проходящее в 2015 году ЭКСПО с участием России, за которое боролся кандидатом наш родной город, и всё-таки какие-то попытки разнообразить город вроде монумента в виде гигантской иголки с ниткой в честь миланской моды.


Единственный магазин, который мы позволили себе посетить в Милане, – Disney Store.

Задерживаться в Милане совершенно справедливо не стоило, и на следующий день нас уже ждал отъезд. И в этом отъезде меня ждало что-то гораздо более поражающее, чем весь город – возникшие при движении по трассе до аэропорта настоящие снежные горы! Они же были видны в панорамных окнах аэропорта, как на картинке, каменистые, высоченные и покрытые сверху белыми шапками, хотя был май. Это был такой маленький нежданный бонус из тех, что я так ценю в поездках. Показалось, это обязательно нужно считать приветом из моих будущих отпусков, когда придёт время по-настоящему специально посмотреть на них. Горы! Альпы!


И в поднявшемся самолёте в уже сгустившейся тьме ночного режима рейса мы сделали кое-что, увенчивающее короной всю концептуальность данной поездки – посмотрели концерт Пинк Флойда. Ночная тьма, высота в небе над миром, спящие соседние пассажиры, как и весь мир внизу, и великая музыка сфер, звучащая в этом антураже для тех, кто совершил тематическое путешествие. Best flight ever. Разумеется, на самом деле отпуск в Италии не основывался на местах Пинк Флойда в качестве первопричины, но раз уж он покрыл собой целых два таких знаковых места, то ради красного словца эта поездка и называется концептуальной. И было особенно мило и душевно встречать на римских улицах музыкантов, исполняющих именно эти песни, что случалось настолько неоднократно, как будто они всё знали и специально готовились.

Комментариев нет:

Отправить комментарий