Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Байкал-2: Обратная сторона Байкала

Зачем при моём стремлении к новшеству в путешествиях нужно ехать на Байкал на следующий же сезон после первой поездки? В той поездке осталось два незакрытых гештальта и одно не влезшее в план мероприятие. Вместе они отлично дополнили желание посмотреть обратную сторону Байкала с буддизмом Улан-Удэ и получился такой отпуск на минималках. По бюджету цепочка выстроилась такая: самолёт в Красноярск, оттуда полуторадневный поезд в Улан-Удэ, затем то же самое обратно. Красноярск был необходим, так как именно здесь находились оба гештальта. Первый – покормить сусликов на острове Татышев. В прошлый раз не удалось, ибо под вечер гуляния хватило сил только недалеко зайти на остров, а искать сусликов дальше уже энергии не было. Нынче кормление суслов стало жирным пунктом плана и основной программой дня. Подготовка была научной: выяснить, чем безопасно кормить, купить в супермаркете две пачки семечек без соли… чувствую себя натуралистом! А не гулякой, кидающим зверькам вредный хлеб от фастфуда.

Меня восхищает, что в центре мегаполиса есть такое место, остров живой природы, реальный масштабный остров на реке, где нет домов и решили оставить зону рекреации и облагораживать её. И в этом природном парке обитают суслики – дикие животные, достигшие здесь огромной численности. Сам вид животного для меня необычен и вызывает восторг, это не белки, которые встречаются и в привычных мне городских парках, а настоящие дикие звери, которых я в природе не вижу! Понимаю, что в Сибири и на Алтае такие суслики распространены, но для меня это экзотика. Суслики стали брендом парка Татышев, например, на детских площадках используются персонажи-суслики Тат и Шев. Кстати, образовательный факт: само слово "Татышев" означает ответ на вопрос "чей", а не фамилию.

Мы зашли по тропинкам далеко вглубь острова и на безлюдном яблоневом поле появился первый сусел. Он был занят яблоками, но на семечки приманился, даже брал из ладони. Шок, экзальтация! У меня сразу наштамповались десятки его фотопортретов! Вообще фото сусликов занимают 21% всех фотографий из этого отпуска. Вблизи над травой то и дело появлялись мордочки других сусликов, но они боялись и ныряли в норки при попытках к ним приблизиться. В "диких" полянах парка приманить получилось ещё одного зверёчка, а основной ажиотаж случился, когда мы вышли на оживлённые аллеи. Стало ясно, как раз здесь обитают привыкшие к людям непугливые добытчики корма. Тут выпадали моменты, когда кормильца окружала сразу пятёрка суслов! Вдоль дороги один за другим встречались тысячи суслов, все брали кинутые им семки.





Один сусел был не то что бесстрашный, а вообще наглый, он наступил лапками на мой кроссовок и сам поднимался на задние лапки, буквально выпрашивая корм. При этом в норке рядом сидел очень боязливый малёк сусла и попискивал. Видимо, это была пара родитель-ребёнок, и родитель очень старался добыть пропитание. Мы покидали семечек прямо в норку, где малёк их подбирал, но сам из норки не выходил. Родитель был такой общительный и вольный, что у меня получилось погладить его по спинке: мех оказался не мягкий, жестковатый. Тут мне дали ценный совет не лапать суслов, а то они могут не понять намерений, заагрессивить и укусить. И меня действительно укусил сусел, но не от агрессии, а просто случайно зацепив зубом при взятии семечка.



Погода была жаркая, солнечная, ленивая, и у меня получилось уснуть аж два раза подряд на скамейках этого природного парка. В финале дня остатки семечек мы раскидали прямо в норки суслов, которыми усыпан остров, будто это доставка еды на дом.



Второй Красноярский гештальт – это национальный парк Столбы, который в прошлую поездку был закрыт из-за пожароопасной погоды. Оказывается, парк взял за правило закрываться каждой весной на "месячник тишины" для профилактики пожаров и для спокойного пробуждения флоры и фауны. Так что в принципе недоступность парка можно было спрогнозировать, но решить вопрос в даты предыдущего отпуска это всё равно не помогло бы. Сейчас же парк работал, и встал лишь вопрос, с какого входа его посещать. От центрального входа идти 7 км в гору до самих столбов. У восточного входа сразу столбы. Сначала мне, конечно, хотелось на центральный вход, ибо там столбы самые-самые, но жаркий день в городском парке с сусликами повлиял на меня таким образом, что появились опасения на счёт выживания в эту жару в горном парке со столбами. Так что вход избрали восточный.

Вышло так, что туристический маршрут восточного входа мы прошли задом наперёд, потому что сразу же решили зайти не в главную тропу, а в боковину с резким подъёмом на скалу Ермак, чтобы пережить трудное восхождение раньше остального. Тропка вела на гору под таким сильным наклоном, что мне было упороться как сложно, пот лился океаном, дважды темнело в глазах до необходимости прилечь, благо на склоне попались брёвна, на которых можно было это сделать. Но в итоге на Ермаке оказался прекрасный восхитительный волшебный вид, ставший лучшим видом дня. Поэтому правильное решение было пойти на Ермак, вид с него открывается на Такмак – самый живописный столб этого района с красным флагом на вершине.


На тропе в гору мне встретилась спускающаяся женщина с ребёнком, они выглядели бывалыми туристами и полными энергии после подъёма. Дама сказала, что они не смогли найти дорогу дальше Ермака, несмотря на часовые поиски, и возвращаются назад, даже зайдут в администрацию парка с данным вопросом. Когда пришла наша пора искать путь дальше Ермака, памятуя об этой встрече, мы тоже сперва не увидели ход, но он сразу же нашёлся чуть позади у подъёма. Дело в том, что женщина, наверно, слишком хорошо разбиралась в сторонах света и понимала, в какой стороне находится следующий столб. Но начало дороги к нему находилось не у ближайшей стороны Ермака, а позади, будучи развёрнутым в совершенно противоположную сторону. Затем в лесу дорога разворачивалась на 180 градусов, такие вот горные ландшафты. Что ж, ситуация научила меня, что хотя те люди и бегают по горам бодрыми без предобморочных состояний, они потерпели неудачу в спортивном ориентировании, плутая в тупиках в течение часа и развернувшись назад в итоге. Для меня необычно, что можно быть адекватными и мощными, но вот так не справиться.


Мы же, каким-то чудом пережившие физические нагрузки, легко находили путь по меткам на деревьях на всём маршруте. Почти на выходе начали встречаться люди, интересовавшиеся у нас дорогой. Одни спросили, куда тут можно прийти и далеко ли, а на встречное "Куда вам надо?" сказали, мол, "До первого столба". Мне это показалось фразеологизмом, типа, до первого интересного места, а потом кааааак дошло, что сказанное про настоящие столбы было! Кстати, на Красноярских Столбах даже есть уникальное общественное явление "столбизм", который зародился ещё до революции. Суть в том, чтобы любить и почитать природу, лазая по скалам-столбам.

Очень удачно, что в походе у нас была вода и даже перекус на обед! Такие удобства вовремя поддержали организм. А в конце похода запас воды пополнился из общедоступной скважины для посетителей. Много кто из туристов тут кормил бурундуков семечками. Сначала встреченный бурундук воспринимался мной как редкость, но к концу дня уже стал обыденностью. Так следом за днём суслов состоялся день бурундуков! Я зову их буру-буру. Также была замечена белка чёрного цвета – необычно!


Китайская стенка

Красноярские гештальты стали закрыты. Утром отбытия из города мы прокатились на детской железной дороге в парке, но половина пути была недоступна из-за работ по реконструкции ли даже из-за соседнего метростроя. Да, оказалось, что в Красноярске строят метро! Причём Путин самолично сказал, что сначала надо построить первую ветку в Красноярске, а потом уже думать про вторую в Екате. Что ж, обещают сдать к 2026 году, посмотрим. В настоящем (не детском) поезде "Красноярск – Улан-Удэ" мне впервые в жизни пришлось ехать на месте у туалета, что заранее доставляло мне большие волнения. Однако пережилась эта поездка на "месте возле параши" нормально. Более того, впервые в жизни было диво: приходил человек протирать спинки полок и оконные рамы, и это был специальный уборщик, а не проводник. Другое новшество – бутылированная вода у проводника, но так и не довелось попробовать.

Улан-Удэ – покуда самое восточное моё местоположение в пространстве относительно своего дома. Город встретил непрекращающимся дождём, а когда ты в отпуске и дни расписаны планами, приходится адаптироваться к погоде. Переместить дни плана местами было невозможно, да и не было гарантии, что погода в принципе изменится. В итоге мы вооружились зонтиком и пошли смотреть на монумент "Мать Бурятия", который встречает прибывающих у моста на въезде в город. Но восхитила меня в этой прогулке не статуя очеловеченного образа Бурятии в компании двух каменных саблезубых тигров (тем более в будущие дни мы проезжали мимо неё сто раз на автобусе, так что ходьба в дождь совсем жалка), а обычные бурятские дома. Они оказались с особенным бурятским колоритом: то с крышей-пагодой, то с крышей-юртой, то с крышей-аквапарком, то это была стандартная девятиэтажка, но с бурятским узором во всю стену. При этом остальное в домах было обыденным и по планировке, и по материалам. Так необычно ощущается именно республиканскость территории. Постоянно помнишь, что это "республика" (национальный признак), а не просто "область" России. Ну а по уровню развития город представляет собой провинцию, как областной городок, а не республиканский центр, вот неоднородно развиты в России города одного класса (столица края может оказаться деревней).

Ржд-пагода

Бурятские кварталы

Выборы в народный Хурал республики Бурятия

После похода мы планово зашли в отель привести в порядок промокшие ноги и пивануть чаю – о, божественный заход в отель в середине дня постоянно удивляет меня своим могуществом. Дальше двинули в настоящий буддийский дацан! Встречает пришедших сувенирная лавка. Я люблю сувенирные магазины за то, что они дают классическое такое представление об образах того, чему посвящены. Образы буддизма мне не близки, не вызывают отклика визуалом, а пухлые золотые божки даже неприятны. Смотрятся непривычно и даже дико всякие кристаллы и подобное, каждый из которых в зависимости от цвета за что-то там отвечает в жизни. Выглядит вся эта торговля забавно и по-шарлатански, типа, неужели, имея сложности на работе или в любви, я пойду для решения вопроса покупать сделанный на сувенирном заводе кристалл и "молиться" статуэтке какой-нибудь жабы? Но вот если провести параллель с христианством и мысленно заменить всё это на православную атрибутику из церковной лавки, возникают двойные стандарты! Типа бумажка с изображением иконки конкретного святого должна помогать в определённых делах. Интересно, что в "чужих" религиях сразу бросается в глаза такая искусственность и несуразность, но в религии, которая окружает в процессе воспитания, всё будто бы должно быть иначе (и стыдно даже сказать, что на самом деле нет).


Дацан "Ринпоче Багша" смотрит на Улан-Удэ с Лысой горы. Дождь немного мешал впечатлениям, но вид с горы веселит в стиле "Улан-Удэ – большая деревня".





Ухоженная зелень вокруг дацана и туманные дождливые виды гор понравились мне больше, чем архитектурно сам дацан. В дацане интересно было смотреть именно на то, как всё устроено по религиозности, наблюдая другую культуру, а не в плане восхищения искусством и эстетикой. На обеде была возможность попробовать бурятскую кухню в соседней столовой и… мне не понравилось. Бурятский суп – всего три ингредиента, вода с лапшой и мясом, а бурятская куриная котлета на вкус слишком бурятская, будто из коня, благо эту бурятскость удалось перебить соевым соусом.

Удачно совпало: как раз после обеда начался экшн-перформанс дацана – хурал (как церковная служба). Мне удалось мимикрировать под буддиста и сидеть на лавке в дацане смотреть это действо, но оно смотрелось будто со стороны без погружения. Совсем диковинно смотрелись "земные поклоны", которые "отбивали" некоторые люди. Совершение этого действия походило на фитнес-тренировку, когда из положения стоя человек ложится на живот с вытянутыми перед собой руками, а затем встаёт в изначальную вертикальную стойку. Одна женщина повторяла это "упражнение" много минут подряд, выполнив, наверное, сотню раз! Это поразительная тренировка, у меня глаза от удивления стали с блюдце. Монахи произносили тексты, прихожане освещали печенье (и забирали домой), подносили молоко (и оставляли в храме). Фабричные упаковки и бренды этих продуктов смотрелись бездуховным контрастом с духовностью происходящего. Смотря на такие действа, понимаешь китч и своей религии.


На бурятских улицах меня удивили рекламные щиты с предвыборной агитацией на бурятском языке (письменность – кириллица). А в дацане интересно то, что всякие названия ритуалов, дней, атрибутов и прочих буддийских реалий являются иностранными словами, написанными здесь тоже кириллицей. Что это за язык, мне так и не ясно (санскрит, монгольский, тибетский, непальский, индийский, старо-, древне-… ?). Очень необычно, что население оперирует словами этого языка, но не знает и не использует его письменности, даже букв, а это же должна быть какая-то вязь по типу хинди, а никаким образом не кириллица.

Для контраста с буддизмом: главная достопримечательность Улан-Удэ – это гигантская бошка Ленина. Самая большая скульптура головы Ленина в мире! Звучит так же бредово, как самый большой пирог или пельмень из книги рекордов Гиннеса.


Следующим утром прогноз погоды сказал, что сегодня будет ясная погода, а завтра снова дождь, поэтому было принято решение экстренно менять дни местами и немедленно ехать в Иволгинский дацан. Это ведь и был основной пункт программы, приведший меня по эту сторону Байкала! Вся история началась для меня пару лет назад в гостях, где было по телевизору включено сплетнеческое ток-шоу. На первом канале группа "звёзд" обсуждала всякий бред про магию и мистику. Одной темой был случай с бурятским ламой, тело которого после смерти осталось неизменным, пролежав в погребении 75 лет, а затем было выставлено в храме как святыня, и многие считают его до сих пор живым. Среди прочих сплетен вопрос показался мне заманчивым, что же там могло быть на самом деле, и в результате исследования мне открылась информация об удивительных событиях жизни известнейшего буддийского подвижника, главы буддистов Бурятии в 1911-1917 годах, Хамбо-ламы Итигэлова. Его "чудо" всем известно в буддийской среде, да и в небуддийской известно, тут и Путин был, и так далее, даже странно, что мне оно раньше не было знакомо, видимо моя среда совсем другая.

История гласит, что в 1927 году Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов собрал учеников, сел перед ними в позу лотоса и сказал читать ему молитву для умершего (они боялись делать это по отношению к живому и тогда он начал делать это сам, а затем умер). Перед этим наказал "навестите моё тело через 75 лет". В 1955 году захоронение открыли и увидели неизменность тела. В 1973 году это сделали снова. А затем знание обо всём утеряли и обнаружили саркофаг почти случайно в 2002 году, тогда тело перенесли в Иволгинский дацан, где оно хранится до сих пор и стало притяжением паломников.

"Нетленность" тела Итигэлова вызвала такие вопросы и разнонаправленные суждения у учёных и верующих, что некоторые полагали, будто лама до сих пор жив, просто недвижим внутри своей оболочки. Кто-то наблюдал редкий пульс, кто-то изменения веса, кто-то остальные процессы присутствия жизни. Затем у людей начали появляться ментальные связи с ламой, пошли случаи магических исцелений его помощью, явления во снах, и сейчас даже "официально" он диктует через посредника изречения "с того света". Так что это гигантский буддийский феномен. И на слух всё тут волшебно, но… до просмотра фотографий мне представлялось, что тело реально неотличимо на вид от живого спящего человека. Однако по факту "нетленность" тела сейчас выглядит, как мумия. Даже если, как утверждается, мумифицировалось оно уже после эксгумации, оно и сначала всё равно выглядело далеко не живым. Все колебания веса тела, выступающий "пот" и прочие процессы, в которых видят "жизнь", можно объяснять изменением влажности помещения и тем, что тело хранилось в гробе с солью. Вот такая история притянула меня на обратную сторону Байкала. И действительно, сильно чувствовалось достигаторство всего пути от трешовой программы, где Галкин болтал о мистицизме, до этого самого географического места, которое дальше от моего города, чем Европа. (Кстати, Галкина видимо готовили к передаче и приказали говорить "ламА", но другие говорили "лАма", все говорили по-разному на одной передаче, что выглядело неувязанно.)

При этом мысли увидеть Итигэлова у меня не было, потому что интернет пестрит информацией, что его выносят к людям только по нескольким большим праздникам в году, а они никак не совпадали с отпуском, да и цели попасть в океан паломников и утонуть в толпе у меня не было. НО. ПОЧЕМУ-ТО. НА МЕСТЕ. ВДРУГ. ОКАЗАЛОСЬ, что к Итигэлову можно пройти прямо сейчас в любой день. Почему?! Мне до сих пор ничего не понятно в релевантности всей этой информации. Просто в итоге этого СЮРПРИЗА мы прошли в дацан, где сидит Итигэлов, где можно было увидеть его своими глазами и даже подержаться за ниточку, другой конец которой находится у него в руке. Яркое отличие визуала от телепрограммы в том, что в реальности голова не покрыта убором, затылок бритый и немного волос рядом, сразу впечатление живости создаётся лучше, чем с покрытой головой. Таким образом, сам эпохальный паломнический поход к Итигэлову не был запланирован и стал лишь бонусом к экскурсии в Иволгинский дацан, которая интересовала меня сама по себе.

Дуган Зелёной Тары

Цогчен-дуган

Иволгинский дацан не отдельно стоящий храм, а целый комплекс, на территории много отдельных дацанов и строений, разбегаются глаза всё фотографировать. Производит невероятное впечатление соседство буддийских цветастых оформлений и загнутых крыш с русскими избами. Тут расположен буддийский университет! И строится ещё один гигантский дацан и огромные ворота во всю равнину. Мне действительно так хотелось правильно и качественно понять буддийскую культуру этого места, что было решено пойти с туристической группой слушать экскурсовода.

Но на экскурсии мне не была понятна её направленность на целевую аудиторию. Рассказывали буквально азы информации, но не рассказывали другие азы. Больше было практического указания, как посетителям правильно делать ритуалы, чем культорологических объяснений. Экскурсовод будто была больше гидом и руководителем ритуалов, которые своей символичностью правда очень сложны, буквально недоступны случайному человеку, который потянулся к вере. Помолиться правильно он не сможет, подойдёт с другой стороны, возьмёт шарф не того цвета, прогонят, не объяснят, страшно, отбивает путь к вере! Религия должна быть проста и добра.



А из исторических событий тоже сказанное всерьёз на экскурсии казалось мне байками: как Сталин в оборону Москвы собрал буддийских дам, чтоб делали обряд, и так они вызвали 40-градусный мороз, русские были одеты в тёплое, а немцы нет… (я больше верю в то, что Сталин отправил икону кружить в самолёте над Москвой). Из более реалистичного: шли репрессии священнослужителей всех религий, но Бурятия дала во время войны груды золота, долларов, самолётов и танков, поэтому после победа Сталин согласился моментально на запрос построить дацан. Экскурсовод однобоко подавала, что Итигэлов именно жив. И на полном серьёзе говорила, как раньше ламы ходили сквозь стены, летали, дождь их не мочил, кто-то стаи голубей призывал по хлопку. Меня так возмутило, что если такое "было", то где публичное знание об этом?!

Тема публичности вообще напрягла. Вот тантра – тайное учение. Почему не для всех? Все не достойны? Для ответа на вопросы страждущих ламы ничего не выдумывают, а только открывают мудрые книги на нужной странице и читают – почему не распространить эти книги? Только ли вопрос в трудностях перевода? Или эти книги распространены? Говорят, что будде явилась вся суть бытия – и есть книги с ответами на все вопросы, но всяко обычный мирянин-буддист не знает эти книги, а почему бы не обнародовать? Вместо этого миряне делают запутанные ритуалы, освящают молоко и печеньки, складывают правильно платочки, нужным образом обходят постройки, но при этом знают ли они основы своей религии с первой страницы википедии? Вот пример: в буддизме есть перерождение, но это не переселение душ, а передача энергии. А сама экскурсовод дацана опять же по-серьёзному говорила, что дети помнят чужие языки и прошлые жизни. А ламы одновременно занимаются медициной и астрологией… 

Русский народный буддизм

Вращайте барабан!

В итоге у меня внутри будто есть запрос на разделение буддизма на две части. Первая часть – умная философия (как достичь просветления), вторая часть – глупая чушь (астрология). И наверно так критично можно разнести любую религию, очень бы хотелось, чтобы носители религии тоже критически отделяли суть учения от прилипшего сопровождения. Напоследок мне очень понравился дацанский кот. Сначала он сидел внутри дацана в линию со слушателями экскурсии. А затем в конце дня он котовился строго по ЦЕНТРУ закрытых центральных дверей. Уютно и значимо.

Ступы

Дворец Итигэлова

Кот в Нирване

На завтра погода пошутила, и обещанный в прогнозе дождь не состоялся. А ведь из-за него мы решили не ехать в какой-то загородный парк и просто пойти в кино. Но самым большим эффектом погодных приколов стало то, что от дождя в первый день у меня начался насморк, и вот сейчас от сильнейшего чиха что-то дёрнулось в спине, и она стала болеть! В первый вечер было сложно даже дойти по коридору до сортира, но, к счастью, уже на следующее утро мне полегчало и даже путь с рюкзаком до вокзала получилось преодолеть нормально. Мы выехали на поезде в посёлок Танхой, и в поезде напротив меня подсадился кот Серёжа! Танхой – как раз то место, которое не влезло в план предыдущего Байкальского путешествия, он стоит на южном берегу Байкала и привлекателен находящимся здесь Байкальским заповедником. Путь сюда от Улан-Удэ занимает 3-4 часа, поэтому правильным решением было не делать из этого выезд с возвращением в УУ (вновь не проезжать этот же участок дороги на пути УУ-Красноярск).

Заночевать в Танхое можно было только в гостевом центре заповедника. Бюджету Working Class Travel подходил только восьмиместный номер. Но мы оказались в нём одни, в огромном восьмиместном номере! Более того, мы оказались одни во всём здании гостиницы размером с большой коттедж или маленькую усадьбу. И даже администратор по окончании рабочего дня в 17 часов уходила домой, а нам сказала запереться и никого не впускать. То есть мы полностью были королями этого здания за самые малые деньги из прайса на койкоместо. В наличии были все удобства (кухня, душ, простор для отдыха на диванах), и качество удобств было супер (душ был самый лучший по чистоте и новизне из всех отелей моих поездок…). Вот в таких условиях хотелось бы жить долго в отпуске, а не в городах, где условия в таком сравнении просто дно.

В посещении заповедника самое впечатляющее было именно прикосновение к природе, которое возможно здесь самым плотным образом через проложенные по нетронутости эко-тропы. Такие тропы напоминают мне "И грянул гром" Брэдбери – когда путешественникам во времени в самом деле нельзя сходить с тропы и любым способом касаться окружающего мира. Тропа отделена от этого окружающего мира, будто врезана в него или нарисована поверх. Вокруг троп буйствует растительность, то и дело торчат грибочки, лежат кедровые орешки. Больше всего из природных локаций мне понравилось "верховое болото" ("верховое", потому что оно расположено на горе), которое напоминает виды севера: низкие деревья, разные и разноцветные травы, вода множества озёрец. Здесь в травках и листиках встречались зелёные шарики ягод – ещё не поспевшая клюква!






Вечером мы вышли на берег Байкала. Байкал отличался от того, каким явился мне год назад, сейчас он был хмурый и с сильным прибоем, прямо как море. Впервые вижу у озера такой прибой, конечно, но это ж Байкал. Хотя волны вздымались высоко и яростно бились о берег, ветер отсутствовал, и было очень приятно созерцать такой могучий и захватывающий вид. Необычно для Байкала, но из Танхоя виден противоположный берег. Не зря именно сюда приводила паромная переправа и железнодорожная ледовая переправа из Листвянки. В очертаниях гор другого берега просматривается выемка, моя эрудиция подсказывает мне, что это междугорье – исток Ангары.


Верхом на бревне

Исток Ангары на горизонте

На второй день в Танхое мы вновь поднялись на гору к экотропам и по одной из них пустились в пятикилометровый путь к визит-центру на берегу Байкала. На этот раз над тропами появились комары! Они мешали наслаждаться природой и ускоряли темп ходьбы. А когда после этого большого перехода мы достигли визит-центра, оказалось, что в нём нигде нет еды, ни кафе, ни даже куцего автомата с закусками. Это внесло неудобство в структуру дня. Да и в целом внутри визит-центра, несмотря на его модность и современность, много чем себя не займёшь и много нового не узнаешь. Мне сложно понять, как некоторые взрослые посетители там не могли разобраться в простейших вопросах детских интерактивных стендов и спрашивали друг друга, заявляя "я знаю, что из Байкала вытекают две реки, одна Ангара, а вторая какая?" (Естественно, никакая, ты уже приехал на Байкал и не знаешь основного факта о нём, что вытекает только одна река?) Или же они спорили о том, что энтомологическим фонариком "нужно светить под водой"… В общем, такие стенды и есть основное наполнение визит-центра, в целом очень современно и красиво, но толком делать нечего. По насыщенности с музеем Байкала в Листвянке не сравнится, кажется пустым.


В уличных вольерах здесь живут два соболя, мне было бы интересно понаблюдать за ними, но удалось увидеть только мельком одного, сидевшего внутри бревна и зевнувшего там. Соболи отдыхали в укрытиях. Зато под открытым небом вокруг визит-центра интересно и живописно. Тут стоит буддийская ступа. Тут стоят вагончики в честь бывшей здесь железнодорожной переправы. Тут стоят лодки в честь бывшей здесь причальной переправы. Тут стоит памятник нерпочкам на фоне бескрайних байкальских вод!



Байкал был идеально просматриваемым, когда мы вышли к нему с лесной тропы, но буквально на глазах налетел плотнейший туман и закрыл даже ближайшие деревья. Байкальская даль стала скрыта, горизонт не видно, другой берег с прорехой истока Ангары не видно. С туманом стало ещё более исландско: прибой Байкала, туман, куча разноцветущих трав. Не было ни дождя, ни солнечного палева, поэтому у меня были только положительные эмоции от нового вида туманного Байкала. Мы были как будто вырваны из вселенной и шли по ещё одной экотропе вдоль берега белой бесконечности.


Дождь пошёл только в последний момент, после того, как мы приняли решение окончить прогулки и отправляться в отель. И этот сильный дождь шёл всю ночь и продолжался на следующее утро вплоть до посадки в поезд! Я восхищаюсь тем, как ливень идеально дал погулять вчера-сегодня и совершенно не повлиял на планы, начавшись час в час, как мы всё посмотрели! Как бы мы ходили иначе по тропам? Были бы попорчены впечатления и смысл поездки. Дождь в чём-то даже помог нам с посадкой в поезд! Мы пришли на вокзал с целью спрятаться от дождя до посадки (а вокзал такой маленький и местечковый, что дверь открывается по дверному звонку). И тут именно внутри вокзала объявили о задержке поезда аж на 40 минут. А снаружи на платформах не объявили! Там продолжала звучать записанная заранее информация о стандартном времени прибытия поезда! Поэтому на платформе без козырька под дождём продолжали скапливаться люди. Тогда во мне проснулось желание сделать доброе дело и, как овчарка-ОКРщик, пойти с зонтом на платформу собрать людей и привести внутрь вокзала. Дело было исполнено! Чувствую удовольствие.


На станции Иркутск мои добрые дела продолжились походом на вокзал за мороженкой для женщины-соседки по плацкарту. Первоначально мне надо было на вокзал ради бесплатного вай-фая, написать нужные сообщения, что было исполнимо из-за длительной часовой стоянки. Теперь выходить во время железнодорожных поездок на вокзалы – моё новое умение! Здесь же на платформе у поезда мы открыли и высушили зонт, до этого висевший под столом в пакете. Поезд просто выехал из дождя под тёплое солнце и зонт высох в Иркутске. Все эти бытовые моменты показали мне, что в отпуске можно преодолеть целый Байкал неудобств от мокрого зонта до дёрнутой чихом спины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий