Хронологический порядок статей на странице - снизу вверх

Велик[обританск]ая поездка: Англия – Шотландия


Справочная информация: Почему Великобритания – моя любимая страна


Бывает так, что человеку начинает нравиться какая-то страна по определённой причине, от чего он потом начинает интересоваться более широко её культурой, образом жизни и историей. Например, люди, которые увлекаются аниме, начинают изучать японский язык и фанатеть по всему японскому. Или те, кто любит восточные танцы, становятся затем поклонниками всего арабского. Так какое-то первоначальное увлечение приводит человека к тому, что ему нравятся многие черты избранной страны. Но у меня всё было не так и для меня разнообразные пристрастия и любимые вещи совершенно нежданно и случайно оказывались произошедшими из Британии. И никогда не было обратного: если есть любимая страна, то бегом любить всё, что в ней делается! Каждый раз, когда сама по себе формировалась моя любовь к чему-то, уже следом за этим шло осознание, что оно британское, к тому же большинство моих Любовей возникло в том возрасте, когда ещё не было такого интереса выбирать какую-то любимую страну.

Итак, меня удивляет и вечно будет удивлять
- количество моих Любовей, неумышленно оказавшихся британскими
- доля этих Любовей в общем числе того, что мне нравится (т.е. случайным образом почти всё, что я люблю, британское)
- принадлежность этих Любовей к разным сферам культуры (в каждом виде искусства мне понравилось именно то, что оказалось британским)

Литература. Мои любимые книги – "Властелин колец" Дж.Р.Р.Толикина и сочинения про Шерлока Холмса. Также я прикалываюсь за Шекспира (Гамлет, Макбет). И все они оказались британскими!
Музыка. Beatles, Queen, Pink Floyd – все три самые великие группы мира взяли и оказались британскими. Да одного этого бы уже хватило для статуса глобального совпадения. Однако до кучи почти все остальные группы и сольные исполнители, приятные мне, тоже оказались британскими. Вот вам настоящее "британское вторжение".
Фильмы. Джеймс Бонд, Доктор Кто – я фанат персонажей этих франшиз, какие бы глупости ни происходили временами с самими франшизами.
Телевидение. И даже тут моей любимой передачей оказался британский Топ Гир.
Английский язык. Это масштабный повод! Он такой ёмкий, структурированный и логичный, к тому же мне жутко нравились фотки Англии в школьном учебнике.

Остаётся только восторгаться тем, как сложились такие совпадения и есть ли действительно в британской земле какой-то волшебный дух, заставляющий её жителей создавать все эти замечательные вещи. И уже как далёкое-далёкое следствие этого я люблю весь британский антураж.

Британская земля, компактный вариант

Подготовка к первой поездке Working Class Travel

Мне доводилось и ранее путешествовать за границу, но это были ещё детские семейные или школьные поездки, в которых мне отводилась роль последователя за готовой программой тура. Данная первая поездка моей самостоятельности носит титул Великой, являясь прародителем самого института всех будущих поездок, где я являюсь организатором. Она на правах первопроходца открыла мне больше всего совершенно неизведанного касательно международных путешествий. Она одновременно заложила многие основы Working Class Travel, но вместе с тем была ещё очень сырая по исполнению и уровню знаний путешественников о походном быте. Она была совершена в мою самую любимую на свете страну. И она, со всем шлейфом своего величия, возникла в моей жизни единичным образом, который тогда не предполагалось разворачивать в постоянное хобби.

Если не вдаваться в глубокие философские корни "почему", то "почему-то", учась в универе, мы втроём с моими друзьями вдруг решили будущим летом отправиться в заграничную поездку. Кажется, тогда в наших умах царил просто максимальный максимализм, ведь у меня, например, не было даже загранпаспорта (срок прежнего закончился), тем более визы, даже не было банковской карты, а мы тем временем решили отправиться в поездку своим ходом без турфирм. По причине максимализма моим предложением назначения был Лондон, ведь Великобитания – моя любимая страна. Встречным предложением было посещение Италии. И так как у нас не получалось договориться о выборе, было принято решение… посетить оба пункта! А соответственно пройти самим всю бюрократию на две разные визы (а это ещё и расход) и организовать огромную цепочку транспортов, которые летели в Италию и пролегали там через цепочку культурно-важных городов, а потом летели на британские острова и т.д., (и это всё тоже расход) – как видно, стрелка на шкале максимализма тогда находилась в положении  MAD MAX. Прогресс подготовки дошёл буквально до составления подневного плана, когда человек, агитировавший за Италию, по внезапным обстоятельствам (радостным и приятным в его жизни!) был вынужден покинуть путешествующую группу. Тут, надо сказать, у меня случился нервный припадок в связи с лишь самим фактом изменения таких грандиозных планов, ведь я педант планования, но, видит провидение, мы все сумели преодолеть это и дружно жить дальше.

Остальные двое наконец понизили градус максимализма и встали на путь упрощения, заявив в плане исключительно Великобританскую поездку и начав к ней готовиться. В этой поездке организационно всё было очень молодо-зелено и в первый раз. Мы, бедняги, выпускали себе банковские карты, потому что у студенческих карт не было опции оплаты через интернет, нужной для бронирования. (Непонятно зачем выпускали каждому свою карту, хотя хватило бы одной). Не знали, что такое CVV-код на карте. Когда в правилах бронирования отелей было заявлено о блокировке нужной суммы на карте для гарантии оплаты, мы беспокоились, что отель заблокирует движение по нашим счетам в принципе, чтобы на картах точно был достаточный баланс на момент заселения, и мы не сможем пользоваться картами до приезда в отель. Вот он, смешной показатель нашей зелени на том этапе! Билеты на самолёт в тот первый раз покупали не через интернет, а в билетных кассах реального мира, причём съездили туда два раза и мне там стало обморочно-плохо. Страховку оформили в той же конторе и это был единственный раз, когда моя страховка представляла собой красивую цветную книжицу со штампами, а не распечатанную замызганную бумажку, сложенную в сто раз и засунутую в задничный карман штанов.

Порядок подачи документов на визу вызвал у нас столько наивных вопросов, что мы неоднократно писали их на электронную почту посольства, а затем даже посетили визовый центр во плоти, чтобы устно разузнать эту чепуху, и ведь сотрудница не прогнала нас и всё вежливо объясняла, хотя в правилах приёма нет никаких консультаций. Кстати, направляясь в визовый центр, мы сначала зашли в консульство/посольство, откуда нас уже перенаправили в визовый центр по другому адресу (Зелень!), и мы шутили и гордились, что побывали на территории Британии в нашем городе (Зелень!). Итого, своим твердолобым упорством мы как-то перевалили через гору этого большого дела и у нас даже приняли документы ранее, чем за 3 месяца до поездки, что шло вразрез с правилами, которые мы нарушили, получается, просто так, потому что нервничали и хотели сдать документы как можно раньше, "чтобы успеть пересдать, если будет отказ" (Зелень!)

И вся эта бумажная волокита для визы проходила, хоть с волнениями, но в простом материалистическом плане, когда все чувства направлены только на бытовые переживания о том, получится ли, и параллельно нет никаких высоких эмоций о главной цели. Мы подали документы в серый, унылый и промозглый период весны, когда ещё лежит обильный затхлый снег и уже кругом грязь и слякоть, и получили коды для отслеживания на сайте статуса наших командированных в Москву паспортов. Настроение у меня было апатичное и никаких чувств о великой цели так и не появлялось: наверное, это моя особенность, не чувствовать возвышенных эмоций, когда голова занята бытовыми волнениями, пусть они и касаются пути к той высокой цели. Вот так бытовые волнения на практике преграждают мне возможность эмоционально проникнуться грандиозным. Итак, была лишь обеспокоенность за план, шёл двухнедельный этап ожидания паспортов и ежедневной проверки сайта. И вот, однажды… статус на сайте более не был прежним и из какого-то сухого "документы переданы сюда", "документы переданы туда", он прекратился в ЧЁТКОЕ "виза выдана". (Реально, ни у одного другого государства с тех пор мне не попадался такой ясный статус, всегда "ваши документы едут назад", и непонятно, какие они – одобренные или отказанные).

Так вот, внезапное "виза выдана"! Моё апатичное настроение и бытовое волнение резко упёрлись глазами в эту запись. Это был момент, который с тех пор никогда не повторялся со мной с той же силой. Все неощущаемые ранее эмоции будто бы загорелись с мощью, сжатой со всего неиспользованного периода в эту недолгую минуту. Это было единственное в своём роде и не повторявшееся более эмоциональное прозрение с брызгающими слезами из глаз. Мой мозг взорвался наполнившей мир энергией осознания, что я поеду в Лондон. Это было подобно открытию жизни на Марсе, невозможно было поверить, но это происходило и именно со мной. Ведь Лондон – это город из учебника английского, фильмов и книжек, "он не существует на самом деле", "он существует только в этих книжках, весь такой лондонский", как я, обычный человек из реальности, могу попасть в эти сказки, никак ведь! А тут вдруг будто бы мы впервые оказались на одной планете с этим местом, и он есть, и я МОГУ. Уникальный момент ощущения возвышенных эмоций длился некоторое время, исчисляемое в минутах, но затем слёзы высохли, волнение отступило, и мне осталось лишь сходить и материалистично забрать свой паспорт, по пути зайдя ради интересного действия поблагодарить памятник Битлам как символ британского духа за помощь во всём этом деле. Подобный момент больше не повторялся со мной, но что ж, я думаю, у обычных людей такого момента вообще стандартно нет.

Ребята из британской группы моральной поддержки

Итак, даты поездки намечались на август, а готовиться мы начали с предыдущей осени. Идея была перечислить все традиционные черты Британии, с которыми мы знакомы, и отразить это в культурной программе и маршруте. Соответственно, помимо мейнстримовых достопримечательностей, список в основном составился из пунктов культуры, благодаря которым Великобритания стала моей любимой страной. Большинство пунктов из составленного перечня охватывались в самом Лондоне, но некоторые рассыпались по карте: Ливерпуль (родина Битлз и Титаника), Стоунхендж, Топ Гир. Мы зарегистрировались на сайте Би-Би-Си, через который случайным образом распределялись билеты на съёмки Топ Гира (билеты всегда бесплатные и нужны только для нормирования количества народа), но рэндом не выбрал нас и данный пункт выпал из мечтаний по культурной программе (зато и не пришлось тратить свои миллионы на такси до места съёмок, куда, разумеется, нельзя добраться на общественном транспорте, ещё бы это ж Топ Гир, скорость, мощь!). Зато в перечне появился Лох-Несс, знатно расширивший наш тур с Англии на Шотландию. После первоначального сумасшедшего максимализма план объехать несколько британских городов совершенно не смущал нас, а только радовал, посему получился такой маршрут: прилетаем в Лондон (когда пункт прибытия и отбытия совпадает, это значительно дешевле) и сразу едем в шотландский Эдинбург, откуда посещаем Лох-Несс – далее в английский Ливерпуль на паломничество к Битлз – далее длительное проживание в Лондоне со всеми его ништяками и с выездом в Стоунхендж, а далее из Лондона домой.

Велик[обританск]ая поездка



Прибыв в Лондон, мы успешно показали свои визы пограничнику (у меня сняли отпечатки пальцев для сверки, и некоторое время меня не покидала уверенность, что это было сделано как реакция на мой слишком тормозной ответ про возраст, но сейчас я придерживаюсь мнения, что отпечатки снимают у половины потока без разбора) и на метро переместились на автобусный вокзал Виктория в центре Лондона (когда метро прокопано в аэропорт – это восхитительно). Все автобусы и поезда для наших перемещений по стране мы, разумеется, покупали через интернет заранее, и этот автобус в Эдинбург был первым из них. Накрапывал небольшой дождик, который показался мне "типичной британской дождливостью", и захотелось фотографировать его капли на окне и всё вокруг за окном, ведь всё было такое настоящее и британское – британские кусты, асфальт, машины, даже красный автобус, угадываемый через размытость стекла – но мне удалось пересилить себя и не наплодить миллиард фото за эти минуты выезда из города. Этот первый для меня зарубежный рейсовый автобус удивил водителем в галстуке и рубашке, его речью-представлением к пассажирам (и когда в центре рейса водитель поменялся, новый тоже представился и поздоровался), наличием туалета, хотя автобус останавливался в зонах отдыха. Переезд был долгий, плюс смена часовых поясов, мы начали спать сидя и лёжа, когда того позволяли свободные сидения. Я не умею спать сидя, но мне удавалось извернуться для сна в лежачем положении на двух креслах, и водитель, обходивший салон, не воспрепятствовал всему этому, а лишь в шутку спросил моего друга, "alive" ли я. А также высказался в стиле "not sure if a boy or a girl". Вообще всё было хорошо и мило, кроме поведения ужасного мясного обеда Аэрофлота в желудке. В таком сне мы доехали до тёмной ночи и вот встали на очередную остановку, кругом была тьма, головы были сонные, мир вокруг в таком состоянии был совершенно непонятен. Тем не менее мы переместились на более передние сидения, чтобы быть более включёнными, ведь по ощущениям приближался наш выход, но когда он – спросить не торопились то ли от застенчивости, то ли от заспанной апатии. И вот водитель уже хотел стартануть дальше, но вдруг спросил, а какая будет наша остановка, мы назвали её и обнаружилось… что мы сейчас на ней стоим и чуть не уехали! (Зелень!) "I'm glad I asked!", – сказал водитель и, преисполненный доброты и радости, высадил нас посреди пустынной тьмы в незнакомом городе.

Тогда понятие времени заселения и выселения (check in, check out) были нам непривычны и мы считали, что нужно проверить в отеле, а не могут ли нас заселить в час ночи, хотя check in заявлен в какие-то утренние часы, ведь календарный день брони-то уже начался! (Зелень!) Сошедшие с автобуса на какой-то рядовой остановке, а не ярком ориентире типа вокзала, мы поплелись искать дорогу к отелю. И этот случай, наверно, единственный доселе, когда, по моим ощущениям, кто-либо из моих компаньонов сориентировался по карте лучше меня: стараниями моего друга мы двигались к цели и особенно успешно разобрались в сложном месте – где на карте был перекрёсток огромных дорог, а в реальности нет – оказалось, что наша дорога была мостом, а другая, к тому же железная, пролегала под ним, что было нелегко понять в кромешной тьме реальности!  Ну а в достигнутом отеле нам всё-таки сказали, что check in только утром, и мило предложили провести часы до него неизвестно где. И даже на прямые вопросы, а куда можно сейчас пойти ночью, умышленно ничего не посоветовали, походу, потому что это была бы слишком большая ответственность – отправлять нас куда-то конкретно ночью. А просто так вникуда отправлять, видимо, нормально ночью. Тем не менее, несмотря на это, у нас не сложилось плохое впечатление о персонале, мы всё принимали позитивно и как данность.

На утро у нас был забронирован однодневный автобусный тур по Шотландии с посещением озера Лох-Несс, в отель до этого мы вселяться не успевали и скоротать ночь до тура решили на вокзале. Но нас ждал сюрприз, вокзал в Эдинбурге работал не круглосуточно и должен был открыться только в 4 утра! Тогда мы сели на автобусную остановку напротив него и просто стали ждать. Темно, безлюдно, неуютно, долго. И тут тьму вокруг начали наполнять звуки адского воя, криков и стенаний с разных сторон и будто из далёкой высоты. Будучи эрудированными разумными людьми, мы поняли, что так завывают чайки, ведь море рядом, но ощущение было… что ужасные привидения кружат в воздухе, издавая мучительные стоны. Тем более в нашей прямой видимости был настоящий Эдинбургский замок (хотя в место него мы видели гору темноты, но понимали, что это он) и всё это происходило глубокой ночью посреди древнего города в Шотландии. Сразу понятно, почему в этой культуре так популярны готические истории про призраков в замках.

Отдохнув несколько часов на вокзале с момента его открытия, с восходом солнца мы выдвинулись в город, наконец способные увидеть его. Сонность сняло восторгами, ведь кругом была настоящая шотландская жизнь: мостовые, архитектура, старые пабы, красные телефонные будки. Заливаемый розовыми лучами восхода город был ещё пустынен, и мы ходили в нём, будто одни на свете и будто он показывается только нам одним.



Первое фото в настоящей красной будке!

Один из тех, кто пугал нас ночью


Экскурсионный автобус забрал нас от места сбора возле офиса фирмы и повёз катать по прекрасным горам и ущельям Шотландии. Гид Питер говорил с настоящим шотландским акцентом, водитель Алистер сидел за рулём молча (и когда разок на стоянке кто-то сказал ему пару слов, он удивлённо воскликнул "Hey, Peter, someone talked to me!"). Речь гида перемежалась прослушиванием музыкальных произведений Шотландии, что завершало картину аутентичности. Одним из замков по пути следования оказался тот, что снимался в фильме "Монти Пайтон и Священный Грааль", где в эпизоде с ним звучит ставшая известной шутка, что "it's only a model". Мне было стыдно крикнуть с места во время рассказа гида эту шутку, что, безусловно, было бы ещё и гранд-банально, но во время остановки Питер ответил на мой вопрос, что многие так и делают постоянно (и по моему говору он подумал, что я из Америки).

Небесная улыбка над Шотландской горой

Горец

Гиды конкурирующих фирм соревнуются в аутентичности
(справа Питер и Алистер)

Зову чудовище из Лох-Несса

Чудовище мы так и не увидели, только множество его масштабных фигур в прибрежных зонах и даже какое-то плавучее устройство в виде чудища для того, чтобы катать по озеру и создавать антураж. Природа Шотландии просто прекрасна и день был великолепен, но к вечеру у меня развилось то ли от недавней бессонности, то ли от голода и горности странное состояние судорожного озноба, так что зуб на зуб не попадал, когда мы ели самые дешёвые и самые вкусные сэндвичи на вечерней остановке. А в отеле нас мило спросили, понравился ли нам наш тур, и вообще персонал был вежлив и мил, будто бы не выставлял нас на улицу ночью, дали скидку один фунт на следующее проживание здесь! И разрешили нам оставить вещи в отеле до вечера следующего дня, чтобы, выселевшись утром, успеть налегке посмотреть город. У меня долго не получалось запустить душ, оказалось, что душ включается, если дёрнуть за неприметную верёвочку! И далее мы наконец поспали в кроватях первый раз с самолёта.

К открытию Эдинбургского замка пришли как раз вовремя, чтобы послушать, как со стены играет волынщик и затем открываются двери.

Замок настоящий, старый и Шотладнский, ну что тут ещё сказать!
В траве на горе живут улитки и кролики.

Машинам очень круто стоять на горе Эдинбургского замка!



Потрясает то, какой этот замок старый, прошедший сквозь множество исторических эпох. Он побывал и средневековой крепостью с темницами, и тюрьмой времён второй мировой войны, пристанищем королей и культурным центром. И вся эта огромная история незыблемо стоит посреди современного города.

Шотландская мода

После Эдинбургского замка мы успели прогуляться по Королевской миле до какого-то другого замка, служащего резиденцией Королевы (Holyroodhouse)… и даже посетили музей Шотландии (он бесплатный) и ещё немного посмотрели город. Наряду с красными телефонными будками встречались синие полицейские будки, прообразы ТАРДИС, что было просто сказочно и неожидаемо.



На вокзале мы получили через автомат заранее купленные по интернету билеты до Ливерпуля. Прямых рейсов не существовало, либо мы не смогли хорошо разобраться, и в итоге маршрут был из Эдинбурга до Йорка, из Йорка до Манчестера, из Манчестера до Ливерпуля. Автомат выдал нам по билету на каждый участок маршрута и дополнительный билет, в котором были информационно перечислены все этапы поездки.


В поезде до Йорка мы приобщились к культуре настоящих футбольных фанатов – и они были очень спокойные и добрые. Пересадка в Йорке прошла прямо на платформе вокзала (пришлось часок там подождать), и далее поезд привёз нас в Манчестер, откуда следующий поезд уходил только утром и к тому же с другого вокзала, который впрочем был по соседству. Маршрутная квитанция купленного билета советовала нам добираться до соседнего вокзала на автобусе, о котором мы совершенно ничего не понимали – включён ли он в стоимость всего этого маршрута, не включён ли и это просто совет, организует ли нас кто-нибудь совершать всё это (Зелень! Зелень! Зелень!). Но до утра было ещё далеко и мы улеглись коротать ночь на Manchester Piccadilly station. Это была самая эпическая романтически-походная трудно-холодная вокзальная ночь, ever. Температура здесь как-то внезапно упала, и мы стали подмерзать. Уборщики мыли пол и для этого двигали сиденья, с которых нам приходилось убираться, чтобы не мешать уборщикам убираться. Спать плохо получалось, но каким-то чудом мы продержались, воспринимая это как огромное приключение.

Я пытаюсь спать на Манчестер Пикадилли, пока мой друг снимает этот эпичный момент, кутаясь в купленный в Эдинбурге шотландский шарфик, которым потом укутает и меня (это очень мило)

На утро после посещения платного туалета на этой замечательной станции (безысходная Зелень!) мы были просто счастливы, что эта ночь закончилась и можно двигаться дальше, вышли наружу к остановке автобуса до соседнего вокзала, но он всё не ехал и не ехал и было такое же безлюдное утро, которое мы уже наблюдали. Спросив у единственного приехавшего автобуса, который не подходил по номеру, едет ли он на второй вокзал, мы поняли, что никто вообще не в теме нашей поездки и мы должны спасать себя сами. Маршрутная карта каким-то чудом содержала информацию по расположению второго вокзала и мы добежали до него пешком в режиме заканчивающегося времени (уж очень долго ждали автобус-призрак, не могли сразу что ли пойти пешком, а, зелень?)

Но в поезде на Ливерпуль нас ждал очередной организационный сюрприз. Здесь впервые мы встретили билетных контролёров и сразу попали на непонятки! Наши распечатанные автоматом билеты все были проштампованы уже вчерашней датой, что никак доселе не напрягало нас, несмотря на то, что половина поездки и пересадок происходила уже после полуночи. Контролёр, напротив, видел в билете вчерашнюю дату и считал билет недействительным, несмотря на то, что по всем законам реальности, начав путь вчера, мы просто не успели бы закончить его вчера, и все билеты были в рамках одного пакета, всё было чисто и гладко видно. Почём нам было знать, отчего автомат пропечатал везде вчерашнюю дату (это до сих пор остаётся загадкой). Но никто нас не послушал, и пришлось покупать новые билеты за 10 фунтов на текущий поезд! И всё же, на сиденье сразу за нами ехал человек, который сказал, что работал на железных дорогах, вот так совпадение, и понимает нашу ситуацию, он даже посоветовал нам на станции отправления в Эдинбурге каким-то образом возместить убытки. Но мы сказали ему, что никогда не вернёмся, и это звучало печально. Таким вот событием сопроводилась наша поездка по первой в мире железной дороге Манчестер-Ливерпуль!

Прибыли в Ливерпуль мы опять же ранним утром, а вечером нас ждал уже автобус в Лондон. Отданные контролёру 10 фунтов эмоционально подвели меня к решению не сдавать рюкзак в платную камеру хранения и весь день таскаться с ним – и мы потащились по Битловским местам! Наверное, никто не был на Mathew Street ("родине" the Beatles, т.к. здесь находится Cavern Club) совершенно один без толп туристического народа. Мы пришли так рано, что вокруг не было ни души и вся улица была в нашем распоряжении. Вот они, дары-плоды упоротой самостоятельности! Вся улица сейчас забита заведениями типа Lennon's bar, Rubber soul, Cavern pub, Cavern club – среди этих ребят невозможно уже разобраться, кто настоящий, со всеми переименованиями и переездами. Фотопойнтов на улице бесконечное множество, каждый квадратный сантиметр уже занят чем-то концептуальным.




Джон Леннон повторяет позу с обложки альбома, а вокруг него целые стены из кирпичей с именами музыкантов. Было удивительно провести здесь время с ним и всем остальным совершенно "наедине", почувствовать, что всё это для нас одних, и успеть всем насладиться.

На ливерпульской набережной, где очень широка река и возведён мемориал Титаника, мы ощутили, какой это индустриальный и рабочий город (как и кирпичный Манчестер), его характерными достопримечательностями являются корабельные доки, и даже музей Битлз располагается в доке Альберт-док. 



На входе в Музей "The Beatles Story" мы безысходно должны были купить билет по тарифу для взрослых, т.к. для покупки по студенческому нужно показывать британские студ.билеты или международные карты студента. Но кассир на просьбу продать обычный билет сама обратилась ко мне "ведь вы студент?" и в ответ на возражения, что я студент, но у меня нет карты, продала сама по студенческой цене. Вот так честность и доброта тут соединились. А ещё на стойке касс стояли почтовые открытки с туристическо-битловскими изображениями. Мы уже отошли от касс, продвигаясь в глубину музея, но тут до меня вдруг дошло, что открытки-то, кажется, бесплатные! И действительно, вернуться и уточнить сей вопрос было очень полезно – у меня появилась прекраснейшая бесплатная ливерпульская открытка.

Стало понятно, почему музей называется "The Beatles Story": экспозиция рассказывает историю Битлз в хронологическом порядке и составлена из локаций, воссоздающих какие-то важные для повествования места. Здесь были комнаты-копии Каверн-клуба и Мэтью Стрит, на которые нам было забавно смотреть, т.к. мы посетили сами оригиналы утром. Были здесь воссозданные помещения Эбби-роуд и переход, интерьер самолёта в Америку, белые помещения дома Джона Леннона, а также воплощения выдуманных мест вроде внутренностей желтой подводной лодки.

Копия сцены Каверн-клуба – клаустрофобичного подвала

Ощути себя в клипе Imagine

На выходе из "The Beatles Story" был зал отдыха с общедоступными компьютерами с выходом в интернет, и оттуда мне хватило ума отправить домой сообщение, что мы пару дней назад прилетели в Лондон и сейчас всё хорошо. Потому что у нас не было никаких средств связи с домом, и до этого мы никак не сигналились, чувствуя себя в настоящем оторванном от мира походе. Дары музея продолжились дальше: в билет входило посещение текущей выставки Джона Леннона, организованной его сыном в здании неподалёку, где можно было увидеть собственноручно написанные Джоном тексты и подобное. И ещё в билет входило посещение много-дэ фильма, это был мультик, который шёл несколько минут и сопровождался эффектами брызгающей воды, качающихся кресел, мыльных пузырей и лучей света.

В музее Ливерпуля люди смотрят на макеты главных ливерпульских зданий, которые стоят за окном


Пресыщенные впечатлениями, под вечер мы двинулись на автобусную станцию. Таскание рюкзака всё же меня изрядно утомило, и забежать к мемориалу Леннона оставалось сил всего на минуточку, оставив рюкзак где-то внизу лестницы из тысячи ступеней. Ещё мне очень нравится, как в Ливерпуле посвятили Джону аэропорт, законцептуализировали его инсталляциями, нарисовали специальный тематический логотип и даже выбрали слоган аэропорта словами из песни (above us only sky). Похоже более на какой-то студенческий проект по маркетингу, когда все черты обрабатываемого объекта придумываются под заданную тему, а не на поступки серьёзной организации в реальном мире. Этим и удивительно здорово.

Автобус до Лондона вернул нас на станцию Виктория, с которой мы стартовали по прилёту, и сделал он это, как водится, тёмной-тёмной ноченькой. Немного отдохнувшие в автобусе, мы собрались духом и пустились в путь по ночной столице Великобритании. Духа у нас было настолько много, что мы пошли вовсе не по дороге в отель, так как уже осознавали, что нас туда до утра не заселят, и так как у нас были на примете круглосуточный Макдоналдс и вокзалы, где можно было провести время. А пока наш дух был особенно крепок от прибытия в настоящий же Лондон, ноги несли нас совершенно не по логичному пути, а куда угодно, к реке, к мостам, наворачивать круги, чтоб ночь короталась.

Это Лондон. Это Букингемский дворец. Мы наконец сюда приехали и здесь НИКОГО нет! 

Но всё-таки после этой эйфории мы поняли, что на самом деле очень устали. Стоило нам только зайти на вокзал Charing Cross и попытаться устроиться там, как через пару минут настал какой-то ночной час закрытия вокзала и нас мягко выперли. В итоге спустя полгорода и полночи мы доплелись до отеля, куда нас ожидаемо не заселили. Вещи на хранение спокойно приняли, а людей отправили снова в ночь на все четыре стороны, как мы ни просились просто посидеть до утра в общей комнате или в холле. Но вот что удивительно и приятно в нас – мы никак от этих ситуаций не страдали и не печалились, воспринимали всё, как есть, да и сотрудники отеля говорили всегда вежливо и открыто (хоть если постфактум судить, смысл их слов сам по себе не самый дружелюбный). В тот момент меня переполняла гордость за то, что после полугодовой подготовки культурной программы дома с картой я отлично знаю город и я знаю, что буквально в паре кварталов от отеля стоят ещё аж два вокзала… Мы пошли на один (King's Cross) – на ночь закрыто, пошли на второй (St Pancras International) – он круглосуточный, ура! И спали там на сиденьях до утра, а утром ещё в Старбаксе сидели (ничего не ели) и смотрели в пустоту, будучи будто в трансе, а затем посетили бесплатный туалет (чудесный вокзал!) и остались весьма довольны. А соседним вокзалом остались недовольны, но уже не за закрытие ночью, а за то, что не смогли на нём найти платформу "9 и ¾", с которой Гарри Поттер отправлялся в Хогвартс. Даже подробнейшие инструкции, что она не между 9 и 10 платформами, а где-то около 8-й, нам не помогли. То утро поставило меня на путь медленного принятия пищи: это было моё первое посещение Бургер Кинга, и поедание бургера заняло 45 минут. Довольно странно так вдруг и на постоянку принять новое поведение, но с тех пор я осознанно медленно ем. В общем, такое вот утро завершило вторую подряд ночь без отеля, но даже наконец вселившись, мы почти сразу вновь отправились в путь, не задержавшись даже для принятия душа.



Шерлок Холмс встречает людей, поднимающихся со станции метро Baker Street – самой первой станции метро в мире. Музей Шерлока Холмса по-честному располагается на Бейкер-стрит, 221Б, несмотря на то, что такого дома при написании книги не существовало. Просто когда дом построили, сразу сделали музей.
Внутри музея Шерлока – Викторианский кайф

Почти везде предметы можно трогать и дом в принципе свободен для исследования без надзора (на чердаке мы нашли железный вантуз и гжель-унитаз), только сотрудница в платье горничной находится возле камина, которая возвестила нам, где находится "Sherlock Holmes bedroom". И вот при ней мне было как-то тут неловко.


Магазинчик при музее чуть ли не круче его самого (на самом деле нет, это просто разные категории крутости), среди товара ручки в виде шприцов, курительные трубки, шапки Шерлока, матрёшки-персонажи (там были с Ливановым!) – со всем этим можно суметь сфотографироваться. Подобные магазинчики взрастили во мне зёрна любви к тематическому мерчендайзу, знатно, это же такое поле для фантазий – какой должна быть сувенирная продукция какого-то конкретного места. Хотя обычно в таких магазинчиках я ничего не покупаю по заветам Working Class Travel, из Британии у меня привезённых вещей достаточно (больше обычного нуля), потому что Британия – дело особенное. Но у Холмса мы ничего себе не купили, потому что набрали бесплатных визиток великого детектива в музее. Далее по Бейкер-стрит, кстати, расположен самый важный битловский магазин, а напротив – ещё важный рок-магазин.

На переходе Эбби-роуд постоянно огромные толпы народа, который пытается перейти дорогу и в этот момент сфотографироваться. Причём машины продолжают ездить по этой дороге и тормозить перед переходом, что портит пешеходам композицию фото, и иногда они машут водителям, чтоб проезжали, а те не могут, ведь они чопорные британские соблюдатели правил. Более того, по этой улице ездят городские автобусы, которые также вынуждены каждый раз страдать. Вот уж непонятно, почему не пустили автобусы по параллельной улице, раз уж тут такое высококультурное туристическое дело. Впрочем, хоть люди и пытаются как-то соблюдать очередь, уровень культуры зависит от конкретной ситуации и нарушается из-за всяких выскочек, которые бегают по переходу туда-сюда и переснимают свои кадры тысячи раз. Моя гениальная идея – это всем переходить только с одной (правильной) стороны друг за другом, не возвращаясь против людского движения, обходя фотографов сзади. Если кому-то надо перефоткаться, идите снова в очередь на второй круг. В целом, это упорядочило бы процесс и ускорило его.


В итоге среди человеческого сумбура у меня получилось сделать это великолепное фото, горжусь. А вот фотогенично попозировать у меня не получилось. Хотя…


… вот это я иду по переходу Эбби-роуд. Что за странное фото и ракурс? Это камера круглосуточного наблюдения за переходом, видео с которой транслируется в интернет на специальный сайт, которого, несомненно, заслуживает этот переход, по мнению британцев. Мы узнали об этой трансляции заранее и, посетив переход, запомнили время на часах и отправили нашим односемейникам ссылку и время, чтоб они на нас посмотрели (на сайте в дополнение к прямому эфиру хранится несколько последних часов съёмки). Моя семья не только нашла нужный час и увидела наши похождения по переходу, но и сохранила кадров с экрана, причём очень хороших. Вот всё-всё понимают, молодцы какие.


А это фото называется "На карту поставлен козинак!" Вечером трудного дня отдыхаем в знаменитом и огромном Гайд-парке. Мы сходили к тем достопримечательностям, которые были размещены в учебнике английского – к статуе Питера Пэна, в Speaker's corner… В этом уголке уже стоит целая кафешка с таким же названием, а само местечко, куда нужно становиться и рассказывать речи, никак чётко не выделено. (Или мы проглядели в упор, как платформу Гарри Поттера?) Зато в Гайд-парке мы нашли воду, почувствовав, будто нашли её подземный источник посреди пустынь. Так мы узнали, что можем рассчитывать на бесплатные источники воды в питьевых фонтанах, часто дизайнерски оформленных и в целом современных, чистых и комфортных.

На следующий день (после первой ночи в отеле со времён Эдинбурга) мы отправились по музеям, и по пути, разумеется, пешком через весь город на площади Сохо мы встретили интересных ребят, которые снимали кино.


Ребята остановили нас, потому что мы были одеты в костюм идеального туриста (а именно карта в руке, рюкзак на спине, огромный фотоаппарат на шее), и попросили нас поучаствовать в съёмке. Нужно было изобразить, как мы просим друг друга сделать фото, произнося объяснительные фразы. У меня как раз самый затык был правильно произнести эти фразы вроде "would you like a picture of you", но уже потом мне показалось, что фразы были лишь для примера, чтоб мы поняли, о чём сцена, но может и нет… снялись мы также непонятно как: у меня на шее болтался мой собственный фотик в сцене, где я прошу снять меня на какой-то другой фотик… в общем, "не верю"! На прощание мы попросили имейл, по которому смогли бы связаться с ними и получить готовый фильм, а они даже говорили, что включат наши имена в титры. Затем мы действительно списались, а затем спустя год-два ещё раз, но этот проект так и не воплотился у них, потому что, кажется, они переключились на другие проекты. Вот странно, приехать из Америки (вроде бы так) в Лондон, чтобы снимать кино со всеми этими меховыми микрофонами, и так и не доделать его.

А это просто хижина посреди дороги

Мы направились в два стоящих рядом музея – музей Науки и музей Естествознания – эти великие музеи Лондона совершенно бесплатны и это сносит крышу, ведь по наполнению они таковы, будто билет должен был бы стоить ведро бриллиантов. Будучи лондонцем, надо было бы ходить в музеи каждый день, каждый, настолько там великолепно.

От всего увиденного в бесподобном музее науки во мне проснулась сила Магнито!


Это был первый зарубежный музей такого плана в моей жизни (а у нас как бы и нет таких) и он сразил меня наповал своим насыщением, интерактивностью, удивительными экспонатами по каждой науке (Самолёт в разрезе! Камень с луны! Космические модули! Самая большая шина! Реальные шипящие эксперименты с реактивами! Прочее! Прочее!) Как фанат науки типа физики, химии, инженерии, я получаю настоящее наслаждение от таких вещей, а в сопровождении королевского сервиса поход был просто волшебным.


Вот такими должны быть настоящие внушительные музеи: могущественные монументальные старые здания, воплощающие собой вечность и глобальность науки или истории, и современное открытое пространство для посещений (бесплатных) и просвещений.


Динозавр встречает гостей в музее Естествознания. Кажется, музей более всего знаменит в массах именно скелетами динозавров, коллекция которых здесь крайне обширна.

Я не кормлю уток шоколадкой в Гайд-парке

От целого дня ходьбы по музеям мои ступни так натрудились, что стало элементарно больно на них наступать и путь обратно через Гайд-парк превратился в хромое шарканье. Какой же всё-таки огромный этот парк, настоящий гигантский остров природы посреди гигантского города, и в нём находится место для открытых пространств, прудов, лесов, для всяческих культурных закоулков, природных и рукотворных. Мы к таким масштабам парков не привыкли. Посетили мемориал Принцессы Дианы, представляющий собой широкую окружность из текущей воды, течение которой в разных местах меняется, вода то медленнее и глубже, то переливчатее и звонче, то водопадиком, то порожками, разные этапы, "как её жизнь". А на входе в парк посмотрели на знаменитый и родной лично мне Альберт-холл и мемориал принца Альберта (муж королевы Виктории, которая в честь него потом строила и называла эти грандиозные объекты). Как мы добрались до отеля из такой дали, будучи не в силах делать шаги ногами, я до сих пор не могу вспомнить.


То самое "место, где никого нет (ночью)", Букингемский дворец! Но сейчас пространство перед ним просто ломится от народа, потому что начинается церемония смены охранников. Прочитав заранее, по каким дням и в который час проводится церемония (летом она ежедневно), мы подошли как раз вовремя и заняли очень удачные места для просмотра прямо у центральных ворот в заборе вокруг дворца.


Женщина-полицейский контролирует ситуацию. Туристы загнаны в загон вокруг мемориала Виктории и в загоны возле дворцового забора. Когда кто-то пытался залезть повыше на забор, полицейская женщина кричала "it's a palace, don't climb on it" (и что можно пойти на playground и там карабкаться). В целом стражи качественно управляли толпой и одновременно вели себя вежливо. 

В процессе шоу по смене охраны духовой оркестр исполняет несколько произведений. Нам сыграли музыку из Призрака Оперы и арию Фигаро.

Поправляю костюм туриста прямо возле Домов Парламента

Поразительно и непривычно для нас, что в Британии можно сидеть на газоне везде, где вздумается, вот даже у самых стен самого главного правительственного здания, где в эту минуту может идти заседание с самыми важными политиками страны. Эта газонная свобода сонаправлена духом с прочими свободами, которые тут чувствуются, например, свободой одеваться, как вздумается. Газоны при этом свежие, чистые и не вытоптанные. Мы знали о том, что можно купить билет на экскурсию внутрь Домов Парламента, но вновь, даже имея подробнейшее описание места, где нужно покупать билет (особенное здание напротив), почему-то не увидели его и не купили, но значит, не очень-то и хотелось! Наш туризм был в основной части внешний – мы смотрели снаружи на все платные заведения, посещение которых внутри не было для нас важно (музей Тюссо, колесо London Eye…), а большинство важных для нас мест и так были бесплатные (как церемония смены охраны). А посмотреть на Дома Парламента, на самый-самый символ Британчества, было важным событием и приключением само по себе.


Мы пустились в фото-поход по эпсилон-окрестности Домов Парламента, где эпсилон равен максимальному расстоянию незагораживаемого вида на них. Соответственно, путь лёг на противоположный берег реки, где по совместительству располагается здание MI6, Британской внешней разведки, той самой, где работает Джеймс Бонд. И это здание по-честному снимается в фильмах про Бонда, мне вот нравится момент, где злодеи подкладывают бомбу в здание, взрыв которой образует дыру в стене, и Бонд выпрыгивает из этой дыры на супер-лодке прямо в Темзу, и начинается погоня катеров. А тут в реальности видно слева от здания песочный скат в воду – по нему на реку сходят туристические лодки на колёсах (по дорогам они ездят, как машины, а в воде плавают).


Как показывает время, на данную точку обзора у Вестминстерского моста мы прибыли незадолго до трёх часов дня. Здесь мы выслушали, как Биг-Бен благостно бьёт "три часа", и вот слишком поздно появилась мысль записать это событие на видео, а выход был – подождать следующего часа, когда механизм снова сыграет мелодию авторства Генделя и отобьёт удары. В результате мы переходили этот мост целый час (полчаса на берег парламента и полчаса обратно), проводя фотосессию на фоне самой важной достопримечательности Великобритании.

Четверть пути

Треть пути

Половина пути

Вообще, когда говорят "Биг-Бен", это часто напрягает моё педантство. Потому что, когда говорят так, то имеют в виду "тот английский дом с часами". Но Биг-Бен – это колокол, размещённый внутри часов, находящихся на башне (она называется башней Елизаветы, а вторая башня – башня Виктории), которая растёт из Вестминстерского дворца (он же Дома, а точнее Палаты Парламента). Всё это я знаю ещё из учебников английского, но чтобы общаться с людьми на обычном уровне, приходится говорить "Биг-Бен" для обозначения башни и это мрак.


На обратном пути нас поджидала ещё одна небольшая "достопримечательность" от Джеймса Бонда. В одном из фильмов Бонд зашёл в эту дверь и оказался в секретном убежище. Просто обожаю такие двери: они расположены у всех на виду и настолько примелькались, что никто не замечает их, не видит в них функцию двери, смотря в упор. Можно действительно домысливать про каждую такую, что она ведёт в неизведанные магические миры, секретные лаборатории и т.д. Спрятать у всех на виду – это про такие двери.

Когда Биг-Бен собрался бить "четыре часа", мы уже были во всеоружии и видео получилось очень репрезентативное и информативное (стационарный кадр с часами под издаваемые ими звуки), после чего наша прогулка продолжилась через прочие государственные места. Адрес премьер-министра Великобритании тоже знает каждый школьник ("it's Downing street 10, where Prime Minister lives…").

Люди желают видеть премьер-министра

На ужин по дороге в отель купили пиццу и банку колы по комбо-цене прямо на улице, пить и есть было негде, что вынудило нас с едой в руках пуститься на поиски какого-нибудь подходящего парка или скамейки. Как на зло, ничего такого на пути не было и мы дошли с едой до самого сквера возле своего отеля и сидели там на газоне, поедая её, как настоящие лондонцы. Кстати, отель – это всегда громко сказано, ведь это всегда хостел. Хостелы во многом даже круче отелей, ведь, во-первых, они дешевле. А в-остальных, там есть сервис, которого иногда не сыщешь и в многозвёздочном отеле (это правда!), например, бесплатный вай-фай и доступ к стационарным компьютерам общего пользования (в отелях либо вообще не бывает компьютеров в доступе, либо за время за компьютером нужно платить). Или есть возможность пойти на кухню и приготовить себе там еду, да и просто воспользоваться холодильником. Можно взять бесплатную карту города и кучу других брошюр. И смотреть телевизор или играть в игры бесплатно, бывают бесплатные полки книг, а бывают даже бесплатные полки с едой! Вот так хостелы побеждают все звезданутые отели в соревновании не только цен, но и сервиса. Бывает, что шикарный отель расположен в соседнем здании с хостелом и, когда живёшь в хостеле, ощущаешь, будто живёшь в этом раскрученном и популярном дорогом отеле, ведь на карте города они расположены идентично. Вот наш хостел был расположен очень удачно по отношению к туристическому центру, основные достопримечательности были в пешей доступности дневной прогулки, а через квартальчик от него находился Британский музей! Само здание хостела вообще было каким-то художественным памятником, о чём нам сообщили сотрудники, когда объясняли, почему душ в подвале (из-за памятности дома не разрешили перепланировать душ в другое место на этажах). Кстати, мы сэкономили и на переходниках для розеток (британские розетки с тремя дырками), смекнув, что центральная дырка нужна только для того, чтобы входящий в неё штырёк запускал механизм поднятия защитных шторок за остальными двумя дырками. Мы просто засовывали узкий пластиковый конец расчёски в центральную дырку, шторки уходили, и в остальные дырки спокойно вставлялась обычная вилка. Русская смекалка и инженерное мышление!



Настало время вспомнить о том, что Англия – родина футбола! Отметить сие в нашем путешествии мы решили экскурсией на футбольный стадион (покупка билета по интернету заранее). Я специально в красной футболке, хотя я не фанат Арсенала. Тур был мозгорасширяющий: нам показали все внутренности стадиона, который, оказывается, кроме поля с травой и трибунами содержит в себе: залы для пресс-конференций, локации для комментаторов, помещения для корреспондентов всех видов СМИ, бассейн/джакузи/ванну/душ для игроков, комнату с доской и маркерами для стратегических объяснений тренера игрокам, раздевалки в конце концов, капсулу времени, музей, магазин атрибутики.

Единственной локацией, до которой мы не могли добраться пешком, проживая в Лондоне, был Гринвич. В списке наших знаний о Великобритании посещение Гринвича символизировало то, что мы в курсе: через Лондон проходит нулевой меридиан! Мы вышли из метро возле О2 Арены, откуда было видно барьер на Темзе (защитник от наводнений, знакомый также по учебникам английского) и саму Арену (там много кто хороший выступал). Наверное, можно было подъехать и ближе к Гринвичу, но как-то мы не сориентировались в наземном/подземном движении поездов, зато вот на эти landmarks посмотрели и на ТРЁХлитровые бутылки колы в супермаркете по пути (и это был единственный момент поездки, когда по ощущениям было жарко). Кстати, именно у О2 Арены заканчивается та погоня Джеймса Бонда, начатая им прыжком на реактивной лодке через пробитую стену своей работы. Этот эпизод фильма нравится мне тем, что Бонд проплывает по Темзе мимо всех реальных достопримечательностей и городских особенностей в правильном и реалистичном порядке. Его траекторию движения можно отследить по карте, и она допустимо вписывается в хронометраж, в то время как в иных фильмах герои за секунду добегают от Вестминстерского дворца до Тауэрского моста, что, конечно же, глупость.



Гринвич – обсерватория на горе, раньше это была отдельная деревня, а сейчас, конечно, она поглощена городом и отсюда открыт вид на район небоскрёбов противоположного берега (полуостров Isle of Dogs). Здесь есть бесплатные музеи, где можно получить наслаждение сродное эффекту музея науки: потрогать самую старую вещь, какую только можно потрогать в жизни (это метеорит), посмотреть винтажные агрегаты для изучения астрономии под открытым небом и в крытых площадках, увидеть настоящую книгу Ньютона. А вот доступ на участок земли, где красиво оформлен нулевой меридиан, оказывается, платный, так что в бомж-класс тур его посещение не входило. Но так как у нас интеллектуальный бомж-класс тур, мы все знаем, что и так пересекли этот меридиан уже сотню раз, пока проводили время в Гринвиче, и саму поездку до О2 Арены уж точно можно считать путешествием в восточное полушарие и обратно.

На обратном пути из Гринвича нас ждал сюрприз, заслуживший звание самого главного неожиданного подарка поездки. По плану выбираться в родные районы было нужно на метро, но мы начали прохаживаться по набережной и смотреть причалы, как вдруг неизвестно почему наше внимание привлёк какой-то ремонт и завешанное кучей колыхатых полиэтиленов здание в кавардаке из временных заборов. Почему-то нас потянуло посмотреть, что именно это такое (странная мотивация, которой обычно не бывает), может, потому что оттуда и туда будто бы шли некоторые люди. И оказалось, что среди этого ремонта скрыт вход в туннель под Темзой!


Нужно было зайти в двери, спуститься по витьеватой лесенке и так попасть в туннель. Этот туннель пешеходный, и мы знали, что в природе он существует, но была какая-то другая информация, будто он закрыт и не используется. Есть ещё туннели для машин, но в них людям вряд ли имеет смысл направляться, поэтому идея посмотреть туннель забылась. Как же было неожиданно найти его в действующем состоянии вот так случайно, уже о нём забыв! И какая же сила потянула нас разведать, что скрывает рядовой ремонт (кто вообще полезет любопытствовать в чей-то ремонт?) Хотя в туннеле развешаны таблички "не кататься на великах" и "не мешкать на лестнице", люди тащились в него с велосипедами, а потом поднимали их по лестнице (вроде бы есть лифт, но им не пользовались). Выбравшись на поверхность, мы сели на наземное метро и как-то криво сошли с него для пересадки – видимо, у нас была очень непонятная карта метрополитена – и прошли достаточно по улице, прежде чем спуститься в подземное метро. (Короче, зелень.) Наверное, поэтому на станции назначения наши карты-билеты не работали правильно на выход (а страннее всего, что одна работала, а другая не работала), но сотрудники не желали с нами разбираться и просто мануально выпустили нас. А вышли мы на Бейкер-стрит с целью закупиться сувениркой в примеченных тут магазинах туристического мерчендайза.



И таким образом воплотили в программе своё знание, что Лондон – родина метрополитена. Видев раньше её снаружи, теперь посмотрели на самую старую станцию метро изнутри. Очень мило, что её оформили в честь великого детектива, причём это единичный случай, и другие станции не несут никакой индивидуальности. На стенах иллюстрации к рассказам по Холмса. И даже кафель!

Наутро мы отправили свои открытки в настоящий красный почтовый ящик и пустились исследовать район Сити – сперва в Музей Лондона (бесплатно). Он был более исторический и традиционный, чем крышесносные музеи из посещённых раньше, но должен же и такой быть в программе, и про любимую страну и город смотреть экспозицию интересно. Приметив по дороге суд Олд Бейли, примечательный тем, что взорвался в фильме "V for Vendetta", мы прибыли к знаменитому Собору Святого Павла. Вход в собор был платный! Вот это странно, конечно, особенно когда кругом офигенные музеи все бесплатные. Но на нижний этаж-подвал с торговой лавкой и зоной скамеек вход свободный, и вот таким образом мы побывали внутри Собора Святого Павла.

Далее наш маршрут лежал мимо Банка Англии (великий банк, кто только чего ни крал оттуда во всяких рассказах!) и моего любимого небоскрёба Gherkin (Огурец) – мы доблестно дошли до такого места, откуда видно не только его "нос", но и видно, как огур растёт из земли! По пути к следующей точке в плане мы встретили сюрприз – галерейный рынок. Вот про него мы ничего не знали заранее, но оказалось, он очень важный и прикольный. Рынок Лиденхолл – один из старейших рынков Лондона, расположенный теперь в сердце финансового района, но продолжающий быть таким старинным и красивым! Так что здесь снимались многие фильмы, вот первый "Гарри Поттер", например.


Люди в деловых костюмах наполняют весь этот район. Особенно забавно видеть целую толпу одинаковых костюмов у кафешки (вышли с работы в перерыв). Костюмность толпы напоминает идею униформы для особого класса трудящихся или поголовную обязательную моду типа шляп-котелков (на самом деле это всё так и есть).


А это путь в одну из самых крутых достопримечательностей, которая оставила о себе неизгладимо положительное впечатление. Монумент Великого пожара Лондона или просто "Монумент". Представляет собой колонну с винтовой лестницей внутри и смотровой площадкой наверху. Собственно, на расстоянии от основания колонны, равном высоте колонны, в 1666 году начался великий пожар. Если смотреть на колонну снаружи, то она стоит очень плотненько к окружающим зданиям и будто бы низкая в сравнении с семейством небоскрёбов округи. Но если подняться на Монумент, то оттуда обозревается вид с неожиданной высоты на неожиданный простор. И с Монумента видно всё: башню Би-Би-Си, Собор Св. Павла, London Eye, галерею Тейт, даже кусок Парламента, даже электростанцию Баттерси, видно мосты, видно небоскрёбы, видно маленькие игрушечные красные автобусы внизу, видно высочайший сейчас небоскрёб the Shard прямо напротив, видно вышки на далёких лесных горах, видно крейсер Белфаст, припаркованный на постоянной основе на Темзе, видно мэрию, видно Тауэр и, самое главное, отсюда видно Тауэрский мост! При подготовке плана был выбор, на какую смотровую площадку пойти: сверху Тауэрского Моста или сверху Монумента. И выиграл Монумент, потому что с Монумента на панораме города видно Тауэрский мост, а с Тауэрского моста на панораме города не видно Тауэрского моста. И для Working Class Travel приятно, что на мост билет стоил 9 фунтов, а на Монумент всего 3.

Смотрю на бесконечно прекрасные виды с Монумента

Смотрю на свою любовь, небоскрёб-огурец

И это ещё не всё, чем славен Монумент! Его дополнительный подарок нам был также связан с Тауэрским мостом. Вдруг соседние посетители площадки начали копошиться и рассказывать друг другу, что вот-вот с минуты на минуту Тауэрский мост начнёт разводиться! Вообще Тауэрский мост разводится не по расписанию, а по необходимости, когда какому-то кораблю требуется проплыть под ним, и это время строго определяется, согласовывается, и мост разводится для конкретного случая. И вот в подслушанном нами разговоре один человек говорил другому, что вчера узнал от знакомых время сегодняшнего разведения моста – что-то вроде "ровно в два". И все застыли и начали смотреть. Кто ещё видел разведение Тауэрского моста? Раз оно присходит в непредсказуемое время, его можно узреть только случайно. Но наша случайность была ещё более невероятной, ведь мы не просто шли по набережной и увидели событие. Мы могли разминуться с людьми с площадки и не узнать их информацию. Могли спуститься с Монумента минутами раньше или подняться на него минутами позже, что не дало бы нам сквозь город с высоты увидеть мост в нужные моменты. А так теперь у меня есть аж записанное видео этого шоу с разводом Тауэрского моста. И до кучи ещё полученная на выходе грамота о преодолении 311 ступеней на вершину колонны (неслабо, Монумент – самая высокая отдельно стоящая колонна в мире!)



На самом же Тауэрском мосту не было видно никаких признаков туристической активности вроде очереди на площадку или хотя бы вывески о том, как на неё сходить, так что мы в любом случае бы не сходили. В, собственно, Тауэр мы тоже не сходили, т.к. отнесли его к разряду мажорных платных развлечений. Нам было достаточно смотреть на всю красоту снаружи, это уже являлось достижением цели для нас. А внутрь Гелереи Тейт (современное искусство), хотя она и бесплатная, не сходили за неимением времени в расписании, потому что спешили посмотреть на кораблик "Золотая лань" и на Шекспировский театр "Глобус". Лань – это построенная в 20 веке копия корабля Френсиса Дрейка, которая обогнула земной шар по маршруту оригинала. Шекспировский театр Глобус – это построенная в 20 веке копия театра… ну, вы поняли. Глобус – важная веха в нашей культурной программе по Англии, знатная и важная локация настолько, что тогда мы и помыслить не могли, что можно посещать его внутри (но не будем об этом). Мне нравится факт, что он вроде бы является четырнадцатиугольником, но почему-то об этом мало говорят.


А прямо у входа на пешеходный мост Миллениум (потому что построили в честь нового тысячелетия) растут родные русские берёзки!


Миллениум живописнейшее соединяет берега таким образом, что в его перспективе с северной стороны централизуется купол Собора Св. Павла. А при ходьбе на противоположную сторону приходится любоваться страшной трубой "крематория" бывшей угольной станции (это здание и занимает сейчас галерея современного искусства Тейт), хотя на самом деле она урбанистически красивая, и я вообще люблю, когда индустриальные помещения перерабатывают под культурные пространства.

На следующий день с Трафальгарской площади наконец убрали остатки трибун и застроек, которые возводили к проходившему там недавно концерту, и мы смогли насладиться замечательными просторами площади и её работающими фонтанами – единственными из встреченных в городе, чья вода отчётливо и сильно источала аромат хлорки! А я обожаю запах хлорки и поэтому впечатления сложились просто чудесные. А ещё на этой главной площади страны взяли и построили очень современный чистейший бесплатный туалет! Вход сбоку от лестницы в помещения нижним уровнем. Этот сервис меня просто сразил.


Видны часы отсчёта времени до Лондонской Олимпиады-2012. В честь этого и был концерт, организация которого занимала тут пространство в предыдущие дни. Национальная галерея мне внутри понравилась, она интеллектуальна и, опять же, она бесплатна.



Главным событием дня стало паломничество в Imperial War Museum потому что среди того, что мы знаем о Британии, есть её участие во Второй мировой (и остальных войнах с её участием). Именно Участие в IIМВ произвело на свет бренд "keep calm and carry on", бывший военным агитационным плакатом. В Имперском музее военной истории целая часть посвящена холокосту и это заранее занимало мои мысли (стоит ли смотреть на это), но в итоге моя мораль: мы должны смотреть, мы должны знать.

А теперь время удивительных историй! Незадолго до начала нашего путешествия моя школьная подруга собралась ехать в Лондон по программе обучения около двух недель – посещать занятия в первой половине дня и туристить во второй половине дня. Об этой своей поездке она не могла мне не сказать, так как на этапе подготовки моего путешествия была одним из призываемых в него лиц и тогда отказалась. Что ж, через полгода уже в новых обстоятельствах там появилась резкая возможность отправиться на обучение и она согласилась. И в итоге поездки наши по датам пересекались: наша спланированная полгода назад и её спонтанная. Что привело к обсуждению, есть ли возможность у нас в Лондоне встретиться. Имея наш незыблемый подневной план, мы просто предоставили его ей, не имевшей плана, с вариантами трёх дней, когда мы посещаем какие-нибудь места, подходящие по времени для встречи. Но, стыкуя графики, нам не удалось довести дело не только до договорённости чёткого ориентира места и установленного времени сбора, но и даже до определения дня, и мы поехали в путешествие с мнением, что никакой встречи не состоится. Это сейчас кажется простым взять и списаться через интернет, находясь в любой точке Земли, но тогда была совершенно другая культура. Уезжая за границу, мы теряли всю связь с миром: и телефон, и проверку электронной почты, и прочие сети. Поэтому наше ощущение несостоятельности встречи не могло измениться в ходе поездки, и мы совсем забыли и перестали думать об этой теме вовсе. И вот в один из дней мы направились в Британский музей – это великое собрание мировых исторических сокровищ (и он бесплатный). В музее в основном смотрели на всякие мумии, древности и развалины и вот затусили в египетском зале, где просто самые характерно-узнаваемые экспонаты. И тут меня узнаёт и хватает откуда-то сзади моя подруга! Это был шок: она знала лишь, что в этот день мы тут будем, без уточнения времени и конкретного места в музее, но решила пойти сюда в этот же день и нашла нас! В огромном Британском музее! Каким-то образом в одно и то же время мы зашли в один и тот же зал и она нас увидела! В общем, это великое совпадение, о том как мы встретились в Лондоне (а ведь история могла быть совсем другая: о том, как мы ходили по музею в одно и то же время и так и не увиделись). 


Мгновения спустя удивительной встречи мы документируем снимки друг друга для доказательства произошедшего. Мои друзья по совпадению одеты в одинаковый цвет и были до этой минуты незнакомы. Осмотрев музей, мы раскинули картишки в парке, а затем посетили крутейший магазин Forbidden Planet, торгующий товарами по комиксам, фильмам, сериалам и прочей поп-культуре, к которой относится большинство любимых мною вещей. Так много этих товаров мне никогда доселе не встречалось! С тех пор дружу с этим магазином, как могу.

Мой приятель и моя футболка очень гармоничны

А это просто шеренга труб на крышах Лондона

Есть три настоящие древние египетские стелы, называемые "иглой Клеопатры" и подаренные Египтом трём городам в 19 веке: Лондону, Парижу и Нью-Йорку. Я знаю это с экскурсии по Парижу, где мы видели стелу на площади Согласия (Конкорд), когда путешествовали с семьёй. Пришла пора посмотреть на вторую! Что ж, она стоит на набережной Темзы в окружении двух сфинксов, гораздо менее пафосно, чем посреди парижской площади. Но вот это мне и нравится в старых городах, собравших множество архитектурных артефактов на своём пути через века, что интересное и исторически важное место может быть спрятано в любом уголке окружающего мира, каждый закуток может являться особенным, любая подворотня может обладать волшебной историей, стоит лишь знать и обращать внимание.


Пока кто-то проникается египетским духом у иглы Клеопатры, кто-то собирает камни из-под деревьев рядом (грунт и камешки в подарочный пакет "британской земли", куда также вошли камни из озера Лох-Несс и вроде бы из остальных выездов за пределы Лондона).

А один из важных выездов состоится буквально сейчас: на экскурсионном автобусе в Стоунхендж (куплено через интернет). Автобус стартовал от офиса фирмы прямо возле Трафальгарской площади и по пути задел траекторией церемонию смены охраны у Букингемского, с которой мы уже были знакомы и нынче взглянули на сие с нового ракурса. В этот раз гид и водитель был в одном лице, довёз нас до сервисного комплекса, который разросся возле Стоунхенджа: огромная парковка для индивидуальных и групповых транспортов, отдельные очереди для разных категорий посетителей, прокат оборудования, сувенирные лавки, разумеется. От всего этого к полю, на котором стоят знаменитые камни, ведёт подземный туннель под автотрассой (чтобы толпа народа не должна была пересекать междугороднее шоссе)!


Вокруг самих камней проложена специальная дорожка, ближе которой подходить нельзя (ограждение), а дальше которой можно слоняться по лугам, как пожелаешь. Местность вокруг усыпана небольшими холмиками, которые являются древними курганами. А по небу летают военные вертолёты из-за близости их базы. Мы совершили вокруг мегалитов хоровод с аудиогидом, посидели, полежали около древнего сооружения, сфотографировали тысячу раз его каменейшество и этим были довольны. Но для прокачанных мажоров существуют индивидуальные экскурсии, когда им дают пройти внутрь огороженного круга, есть экскурсии на восходе и закате для всяких эзотериков и искателей мягких ощущений.


На обратном пути водитель сообщил, что дорожный траффик оказался не загруженным и у нас сэкономилось некоторое время. Он был настолько мил, что завёз нас на это время посмотреть на Виндзорский замок, и мы просто посмотрели на него издалека, но это было здорово, потому что это был неожиданный бонус, сродни явлению туннеля под Темзой в наших приключениях ранее.

Тем вечером мы устроили прощальный ужин из сэндвичей в опускавшихся на наш парк Russell Square сумерках, а на следующий день, нагруженные сувенирами первой поездки, пустились в обратный путь.


Медитируем на полётную романтику в Шереметьево, потому что наш самолёт до Москвы опоздал и от этого мы опоздали на второй рейс до дома, но спасибо аэрофлотчикам, что бесплатно посадили нас на следующий свой самолёт! (Хоть не отпускает меня ощущение, что мы и на исходный вполне успевали себе и с нашей партии туда увели нескольких людей, а нас почему-то одних отправили разбираться со следующим вообще у стойки продажи билетов.) Зато следующий самолёт в полёте уже застал восход, подарив нам прекраснейший вид на рассвет над облаками в форме поля из брокколи. Самолёт летел прямо в ярко-красные разгорающиеся тона востока, от чего складывался эффект, будто он летит в Мордор, но он прилетел домой и первое путешествие Working Class Travel подошло к концу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий